Роль устного народного творчества (фольклора) в развитии детей дошкольного возраста
статья по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Фольклор – благодатный источник нравственного воспитания детей. Он открывает и объясняет ребёнку суть природы, мир человеческих взаимоотношений. Он развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции. Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества важно, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами и было включено во все возможные виды деятельности ребёнка в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья Кузнецовой Т.А. «Роль устного народного творчества (фольклора) в развитии детей дошкольного возраста»
Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Фольклор – благодатный источник нравственного воспитания детей. Он открывает и объясняет ребёнку суть природы, мир человеческих взаимоотношений. Он развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции. Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества важно, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами и было включено во все возможные виды деятельности ребёнка в детском саду.
Фольклор способствует развитию образного мышления, имеет огромную роль в обогащении словарного запаса детей и развития речи в целом. При знакомстве с фольклором у детей происходит формирование нравственно-патриотических чувств, принадлежности к своей Родине. В наши дни именно нравственно-патриотическое воспитание должно занимать очень важное место в формировании личности ребёнка. Его основной задачей является необходимость довести до сознания ребёнка его принадлежность к Родине – России и то, что он русский человек. Необходимо расширять представление детей о культуре, традициях, обычаях русского народа и его языке. Формировать чувство гордости за свою страну, её историю.
Знакомство с фольклором вызывает живой интерес у детей, приносит им чувство радости, создаёт хорошее настроение, снимает чувство страха, тревоги, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие.
Народные песенки, потешки, колыбельные песни созданы на материале, который хорошо известен детям с первых дней жизни, близок к их мировосприятию. Огромный воспитательный потенциал заложен в русских народных сказках.
Работая в детском саду более 10 лет, каждый год мною осуществляется работа в данном направлении. Считаю это не только необходимой частью работы воспитателя, но и очень интересной. Имея опыт работы с детьми средней, старшей, подготовительной к школе групп и группы с ТНР, можно отметить, что детям очень интересен и близок материал, заложенный в русском народном творчестве. В средней группе с ТНР использовались малые фольклорные формы, сопровождающиеся инсценировками с использованием разных видов театра. Совместно с музыкальным руководителем проводился досуг «Спички детям не игрушка». В основе этого досуга была инсценировка потешки «Кошкин дом».
С детьми старше-подготовительной группы совместно с музыкальным руководителем был создан фольклорный коллектив «Игранчики». Репертуар коллектива включал в себя русские народные песни, народные игры, прибаутки, хороводные игры, русские народные танцы. Коллектив активно выступал в различных музыкальных конкурсах Пушкинского района и г. Санкт-Петербург, занимал призовые места. Воспитанники коллектива выступали с огромным желанием и артистизмом. Каждый выход на сцену был для них долгожданным радостным событием и вызывал шквал положительных эмоций. На базе этого коллектива с воспитанниками старше-подготовительной группы проводились досуги: фольклорный праздник, приуроченный к Дню Матери «Посиделки с мамами»; осенний утренник по русской народной сказке «Гуси-лебеди»; открытое мероприятие для педагогов и музыкальных руководителей Пушкинского района «Фольклорные посиделки». Был создан печатный альбом по досугу «Посиделки с мамами».
В данное время работаю с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР. Планирую познакомить детей с тряпичной куклой или куклой-самокруткой. Это старинная кукла, которую испокон века мамы на Руси делали для своих малышей просто скручивая ткань. Видов этих кукол много, у каждой своё предназначение. Наблюдая за игрушками-монстрами (хаги-ваги, киси-миси), которыми играют современные дети, хочется отметить, что они не несут в себе никакого положительного воспитательного потенциала и отрицательно влияют на психику детей. В связи с этим очень хочется привлечь внимание детей и их родителей к русским национальным игрушкам. Попытаться раскрыть их воспитательный потенциал и благоприятное влияние на психоэмоциональное состояние детей. Совместное с родителями изготовление куклы-самокрутки и последующее её обыгрывание окажет положительное воздействие на взаимоотношения родителей и детей.
Таким образом, систематическое применение различных жанров устного народного творчества родителями и воспитателем обязательно окажет огромное влияние на гармоничное развитие личности ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/10/picture-122503-1352551503.jpg)
Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.
СОДЕРЖАНИЕ:1. Актуальность проблемы2. Русское народное творчество как средство народной педагогики....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/29/picture-659239-1440861170.jpg)
"Роль устного народного творчества в речевом развитии детей дошкольного творчества".
Актуальность проекта· Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество. Возможность испо...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/23/picture-819734-1474654510.jpg)
"Роль устного народного творчество в речевом развитие детей дошкольного возраста"
Выступление на педагогическом совете на тему "Роль устного народного творчество в речевом развитие детей дошкольного возраста"....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/08/picture-964302-1510164411.jpg)
Педагогический проект «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора....
РОЛЬ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/22/picture-1229259-1584893964.jpg)
Консультация для родителей «Влияние устного народного творчества на речевое развитие детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Влияние устного народного творчества на речевое развитие детей дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/27/picture-1371678-1640599317.jpg)
перспективный план работы с родителями « Устное народное творчество в речевом развитии детей дошкольного возраста»;
В плане отражена работа с родителями по теме" Устное народное творчество."на весь учебный год...