Роль устного народного творчества (фольклора) в развитии детей дошкольного возраста
статья по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Фольклор – благодатный источник нравственного воспитания детей. Он открывает и объясняет ребёнку суть природы, мир человеческих взаимоотношений. Он развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции. Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества важно, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами и было включено во все возможные виды деятельности ребёнка в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Статья Кузнецовой Т.А. «Роль устного народного творчества (фольклора) в развитии детей дошкольного возраста»

Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Фольклор – благодатный источник нравственного воспитания детей. Он открывает и объясняет ребёнку суть природы, мир человеческих взаимоотношений. Он развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции. Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества важно, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами и было включено во все возможные виды деятельности ребёнка в детском саду.

Фольклор способствует развитию образного мышления, имеет огромную роль в обогащении словарного запаса детей и развития речи в целом. При знакомстве с фольклором у детей происходит формирование нравственно-патриотических чувств, принадлежности к своей Родине. В наши дни именно нравственно-патриотическое воспитание должно занимать очень важное место в формировании личности ребёнка. Его основной задачей является необходимость довести до сознания ребёнка его принадлежность к Родине – России и то, что он русский человек. Необходимо расширять представление детей о культуре, традициях, обычаях русского народа и его языке. Формировать чувство гордости за свою страну, её историю.

Знакомство с фольклором вызывает живой интерес у детей, приносит им чувство радости, создаёт хорошее настроение, снимает чувство страха, тревоги, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие.

Народные песенки, потешки, колыбельные песни созданы на материале, который хорошо известен детям с первых дней жизни, близок к их мировосприятию. Огромный воспитательный потенциал заложен в русских народных сказках.

Работая в детском саду более 10 лет, каждый год мною осуществляется работа в данном направлении. Считаю это не только необходимой частью работы воспитателя, но и очень интересной. Имея опыт работы с детьми средней, старшей, подготовительной к школе групп и группы с ТНР, можно отметить, что детям очень интересен и близок материал, заложенный в русском народном творчестве. В средней группе с ТНР использовались малые фольклорные формы, сопровождающиеся инсценировками с использованием разных видов театра. Совместно с музыкальным руководителем проводился досуг «Спички детям не игрушка». В основе этого досуга была инсценировка потешки «Кошкин дом».

С детьми старше-подготовительной группы совместно с музыкальным руководителем был создан фольклорный коллектив «Игранчики». Репертуар коллектива включал в себя русские народные песни, народные игры, прибаутки, хороводные игры, русские народные танцы. Коллектив активно выступал в различных музыкальных конкурсах Пушкинского района и г. Санкт-Петербург, занимал призовые места. Воспитанники коллектива выступали с огромным желанием и артистизмом. Каждый выход на сцену был для них долгожданным радостным событием и вызывал шквал положительных эмоций. На базе этого коллектива с воспитанниками старше-подготовительной группы проводились досуги: фольклорный праздник, приуроченный к Дню Матери «Посиделки с мамами»; осенний утренник по русской народной сказке «Гуси-лебеди»; открытое мероприятие для педагогов и музыкальных руководителей Пушкинского района «Фольклорные посиделки». Был создан печатный альбом по досугу «Посиделки с мамами».

В данное время работаю с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР. Планирую познакомить детей с тряпичной куклой или куклой-самокруткой. Это старинная кукла, которую испокон века мамы на Руси делали для своих малышей просто скручивая ткань. Видов этих кукол много, у каждой своё предназначение. Наблюдая за игрушками-монстрами (хаги-ваги, киси-миси), которыми играют современные дети, хочется отметить, что они не несут в себе никакого положительного воспитательного потенциала и отрицательно влияют на психику детей. В связи с этим очень хочется привлечь внимание детей и их родителей к русским национальным игрушкам. Попытаться раскрыть их воспитательный потенциал и благоприятное влияние на психоэмоциональное состояние детей. Совместное с родителями изготовление куклы-самокрутки и последующее её обыгрывание окажет положительное воздействие на взаимоотношения родителей и детей.

Таким образом, систематическое применение различных жанров устного народного творчества родителями и воспитателем обязательно окажет огромное влияние на гармоничное развитие личности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.

СОДЕРЖАНИЕ:1. Актуальность проблемы2. Русское народное творчество как средство народной педагогики....

"Роль устного народного творчества в речевом развитии детей дошкольного творчества".

Актуальность проекта·        Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество. Возможность испо...

"Роль устного народного творчество в речевом развитие детей дошкольного возраста"

Выступление на педагогическом совете на тему "Роль устного народного творчество в речевом развитие детей дошкольного возраста"....

Педагогический проект «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора....

РОЛЬ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора...

Консультация для родителей «Влияние устного народного творчества на речевое развитие детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Влияние устного народного творчества на речевое  развитие детей дошкольного возраста»...

перспективный план работы с родителями « Устное народное творчество в речевом развитии детей дошкольного возраста»;

В плане отражена работа с родителями по теме" Устное народное творчество."на весь учебный год...