Подбор материала по совместной работе взрослого и детей по финансовой грамотности
картотека по основам финансовой грамотности

Бурбилова Татьяна Григорьевна

Предварительный просмотр:

Книжка-раскраска

для детей старшего дошкольного возраста

Аннотация

Книжка-раскраска предназначена для введения старших дошкольников в мир финансовой грамотности посредством изучения пословиц и поговорок русского народа.

В процессе развивающих занятий педагоги-воспитатели могут использовать разнообразный спектр форм и методов ознакомления детей с основами финансовой грамотности в доступной и интересной форме, в соответствии с возрастными особенностями детской аудитории.

    Общие методические рекомендации

Введение в основы финансовой грамотности на ступени предшкольного образования желательно организовывать, опираясь на игровые и развивающие занятия.

Предлагаемая книжка-раскраска  предполагает работу с сюжетами-раскрасками, сопровождающуюся беседой с детьми, стимулирующей творческое мышление; непосредственно занятия по раскрашиванию, способствующее развитию внимательности и мелкой моторики.

Цель: ознакомить старших дошкольников с основами финансовой грамотности на доступном уровне.

Формы обучения: групповые/ организация работы в группах.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, проблемно-поисковые, опора на личный жизненный опыт детей, элементы проектирования, работа с картинками-раскрасками.

   Структура книжки-раскраски состоит из трёх блоков.

Блок 1. Доходы, труд  основа доходов

Пословицы, отражающим базовые ценности

    народа по отношению к труду, как основе честного заработка.

Блок 2. Расходы, бюджет семьи, бережливость и экономия

Блок 3. Внимательность и аккуратность в распоряжении деньгами, долги

Для проведения занятий рекомендуется разбить общую группу дошкольников на четыре подгруппы – по одной на каждый из четырех рисунков к пословице. Дети в группе в ходе занятия получают время раскрасить один рисунок и ответить на вопросы воспитателя. В конце занятия дети отвечают на общий вопрос для всей группы.

Блок 1. Доходы, труд – основа доходов

Понятия, вопросы к занятию

Сюжет рисунков

1

Рубль - трудовой, потому и

Понятия:

1.  Мальчик стоит с протянутой рукой и

дорогой (деньги

Рубль  денежная единица равная 100 копейкам.

сердитым лицом – мама дает ему

зарабатываются трудом, но

Версия происхождения от слова рубить – в

много денег.

зарабатывать посильным трудом

древности рубили на части серебряный прут и

2.  Мальчик бежит из магазина – он

могут и дети. Когда сам

расплачивались этими частями. Первый рубль в

откусывает от Сникерса, из

зарабатываешь деньги, то

виде монеты появился в 1654 г.

карманов выпадают шоколадки и

тратишь их бережно, стараешься

Трудовой  заработанный трудом, работой.

конфеты.

не расходовать зря).

Вопросы по группам

3.  Девочка и мальчик гребут красивые

Вопросы по рис.1:

листья в саду.

Почему лицо у мальчика сердитое? (потому что

       4.Папа дает им деньги – они бережно

приходится просить деньги у мамы и, вероятно, не

        складывают деньги в копилку.

в первый раз )

Вопросы по рис. 2:

На что потратил мальчик деньги? Почему он не

обращает внимания на то, что теряет конфеты?

(потратил на большое количество сладостей, не

замечает потерь, потому что не заработал деньги,

не знает им счет).

Вопросы по рис.3:

Что делают дети? Как часто вы помогаете

взрослым? Почему дети радостные на рисунке?

Вопросы по рис. 4:

Зачем и почему деньги дети складывают в копилку?

Правильно ли они поступают?

Вопрос всей группе: какая ситуация вам больше

нравится? Почему?

2

Кто долго спит, тот денег не

Понятия:

1.  Мальчик спит в кровати, нажав

скопит (надо уметь

Копить, скопить  собирать впрок, увеличивать

рукой на звенящий будильник и

распоряжаться своим временем

количество чего-либо, беречь.

накрыв голову одеялом. На

и не лениться, тогда ты

Вопросы по группам

будильнике – 7 часов утра.

научишься зарабатывать и

Вопросы по рис.1:

2.  Бодрые и радостные дети в огороде

грамотно распоряжаться своими

Что мы видим на рисунке? Знакома ли вам такая

помогают родителям собирать

деньгами)

ситуация? Что нужно делать, чтобы вовремя

огурцы и морковку.

вставать утром?

3.  Бабушка продает морковку и огурцы

Вопросы по рис.2:

на рынке.

Почему дети такие бодрые и радостные? Можно ли

4. Бабушка гладит детей по голове и дает

считать то, что они делают, работой? Помогают ли

им деньги. Заспанный мальчик, неряшливо

дети своей семье? Как еще дети могут помогать

одетый, выворачивает пустой карман и

взрослым?

печально смотрит на него

Вопросы по рис.3:

Что делает бабушка? Получит ли она доход от

продажи овощей?  Легко или тяжело продавать

овощи на рынке? Нужно ли это людям? Почему?

Вопросы по рис.4:

За что бабушка дала детям деньги? Можно ли

сказать, что дети заработали деньги? Почему

мальчик-соня не находит денег в своем кармане?

Вопрос всей группе: кто из детей в этой истории

вам больше понравился? Почему? Кто из них

может стать хорошим работником и

предпринимателем? Почему?

3

Не легко деньги нажить, а

Понятия:

1.Папа работает врачом – на рисунке он

легко прожить (люди трудятся

Нажить деньги  приобрести своим трудом,

оперирует больного.

в разных сферах, на разных

скопить

2. Папа дает дочке купюры – у нее над

работах и зарабатывают порой

Прожить деньги- потратить, растратить зря

головой облака-мечты: куклы, конфеты,

очень тяжелым трудом. Деньги,

Карманные деньги  деньги, которые есть у

телефон

которые достаются без труда

каждого члена семьи для своих личных расходов.

3. Мама – учитель в школе. На рисунке она

тратятся часто на ненужные и

Вопросы по группам

проверяет огромную стопку тетрадей.

пустые забавы)

4. Мама дает мальчику купюры – у него над

Вопросы по рис.1:

головой облака–мечты: большая копилка,

Кем работает папа? Работа врача-хирурга тяжелая

дарит маме цветы, велосипед.

или легкая? Какая ответственность лежит на

врачах?

Вопросы по рис.2:

Папа дает дочке деньги – о чем она мечтает? Что

бы вы сделали с деньгами, которые дают родители?

Вопросы по рис.3:

Кем работает мама? Что она делает на рисунке?

Трудно ли работать учителем? Почему?

Вопросы по рис.4:

Мама дает мальчику деньги – как он мечтает их

потратить?

Вопрос всей группе:

Как можно правильно распорядиться карманными

деньгами?

Блок 2. Расходы, бюджет семьи, бережливость и экономия

4

Копейка к копейке – проживёт

Понятия:

1.  Мама, папа и двое детей сидят за

семейка (даже небольшие

Копейка - «копейная монета» — русская разменная

столом – на столе стопочки денег.

суммы, скопленные в семье,

монета, 1/100 рубля. Введена в обращение в 1534

2.  У папы в руках ручка, мама держит

помогают делать необходимые

году

лист с надписью «Бюджет семьи».

покупки и достойно жить во

Бюджет семьи  доходы и расходы семьи

3.  Вся семья держит калькуляторы и

время финансовых трудностей).

ЖКХ  жилищно-коммунальное хозяйство, оплата

считает. Стопочки денег разложены

за услуги ЖКХ – плата семьи за свет, газ, тепло,

по надписям: «Еда», «ЖКХ»,

воду, уборку улиц, вывоз мусора.

«одежда», «отдых»

Вопросы по группам

4.Мама, папа и дети в парке развлечений:

Вопросы по рис.1:

дети держат шарики, мама и папа покупают

Зачем вся семья собралась за столом? Что

им мороженое.

разложено на столе? Как вы думаете, что

собираются делать члены семьи? Почему они

вместе?

Вопросы по рис.2:

Знаете ли вы, из чего состоит бюджет вашей семьи?

Сколько денег надо тратить в месяц вашей семье?

Зачем папа на рисунке держит ручку? Что он хочет

записывать?

Вопросы по рис.3:

Что считают члены семьи на калькуляторах?

Почему дети тоже считают?

Вопросы по рис. 4:

Почему все члены семьи так довольны? Будут ли

эти капризничать и просить купить ненужные им

потом вещи? Почему вы так думаете?

Вопрос всей группе:

Должны ли дети участвовать в обсуждении

бюджета семьи? Почему?

5

Без нужды живет, кто деньги

Понятия:

1.  Члены семьи – старички, дети кладут

бережет (отложенные и

Нужда  необходимость в чем-либо, большой

в копилку по денежке.

сбереженные впрок деньги

недостаток чего-либо необходимого

2.  Мама и папа берут деньги из

помогут прожить в любое самое

Беречь, сберечь  сохранить, не потерять

копилки и идут в банк

трудное время, реализовать

Банк  учреждение, которое оказывает различные

3.  Вся семья сидит за столом и считает

многие мечты)

финансовые услуги

деньги.

Подушки финансовой безопасности  денежные

4. Папа моет машину около нового дома,

накопления на тот случай, когда деньги очень

мама сажает цветы, бабушка вяжет в

необходимы для неотложных важных дел

шезлонге, дети играют в мяч

Вопросы по группам

Вопросы по рис.1:

Что делают все члены семьи? Зачем они это

делают? Как вы думаете, что они сделают потом с

этими деньгами?

Вопросы по рис.2:

Зачем родители несут деньги из копилки в банк?

Почему они не оставили деньги дома?  Где бы вы

хранили свои сбережения? Почему?

Вопросы по рис.3:

Что делают члены семьи? Почему все довольны?

Как вы думаете, куда потратит сбереженные деньги

эта семья?

Вопросы по рис.4:

Можно ли назвать эту семью дружной? Почему?

Какие мечты смогла реализовать семья за счет

сбереженных денег?

Вопрос всей группе: хотите ли вы участвовать в

сбережении денег своей семьи?

6

Хлебу мера, а деньгам – счет

Понятия:

1.  Семья сидит за богато накрытым

(хлеб издавна считался на Руси

Мера - русская народная единица ёмкости для

столом. Со стола свисает гроздь

главным продуктом в доме: есть

сыпучих тел, соответствовавшая приблизительно 1

сосисок – ее ест толстый кот.

хлеб – семья проживет, но

пуду зерна; обычно приравнивалась к четверику

Девочка кормит тут же толстую

отношение к хлебу должно быть

(26,24 л), 1 пуд – примерно 16 кг

собаку огромным бутербродом с

бережное и экономное, есть

Счет  вычисление количества чего-либо,

колбасой. На стене календарь, там

нужно в меру. Деньги, как и

например: количества денег.

дата – 5 октября 2013 г.

хлеб – надо учитывать, считать

Вопросы по группам:

2.  Семья сидит за почти пустым столом

и беречь)

Вопросы по рис.1:

– на столе только чайные чашки и

Что вы видите на рисунке из того, что вам не очень

баранки, собака и кот обиженно

нравится? Знает ли эта семья меру в еде и счет

смотрят на людей. На календаре дата

деньгам? Из чего это видно? Какая дата на

– 25 октября 2013 г.

календаре?

3.  Другая семья – мама делает

Вопросы по рис. 2:

бутерброды, на столе яблоки,

Почему у одной и той же семьи так по-разному

тарелки с кашей. Папа кладет

накрыт стол? Почему люди и домашние животные

денежку в копилку на комоде.

грустят? Какая дата на календаре? Почему могла

Собака и кот едят из своих мисок. На

так измениться ситуация в семье?

стене календарь, там дата – 5

Вопросы по рис. 3:

октября 2013 г.

Что вы видите на картинке? Что можно сказать об

4. Мама завязывает девочке бант, у

отношении этой семьи к деньгам и продуктам? Что

мальчика в руках билеты с надписью

делает папа и зачем? Какая дата на календаре?

«Театр», папа что-то строго говорит собаке

Вопросы по рис.4:

– та его слушает. На календаре дата – 25

Куда собирается семья? Что дало возможность

октября 2013 г.

членам семьи купить билеты в театр и отдыхать

всем вместе? Можно ли назвать всех членов этой

семьи дружными и ответственными, знающими

меру и счет деньгам? Почему?

Вопрос всей группе: сравните ситуации в двух

семьях и подумайте, чем это можно объяснить.

7

Деньги счет любят (счет денег

Понятия:

1.  Семья за круглым столом под

– необходимое занятие для того,

Деньги, счет, бюджет  мы уже знаем, поэтому

абажуром. Мама кладет конверт с

чтобы уметь составлять план

просим детей повторить и объяснить эти понятия.

надписью «зарплата», папа – конверт

доходов и расходов, т.е.

План, планировать  составление определенных

с надписью «премия», бабушка –

планировать бюджет)

последовательных действий для достижения

конверт с надписью «пенсия»,

определенной цели.

девушка – конверт с надписью

Зарплата, заработная плата  вознаграждение за

«стипендия», мальчик – конверт с

труд, за работу

надписью «работа летом».

Премия  вознаграждение за очень хорошую

2.  Мама собирается с сумкой в

работу сверх заработной платы

магазин, берет деньги из конверта с

Стипендия  вознаграждение студентам, которые

надписью «на продукты»

успешно учатся

3.  Папа стоит в магазине с пластиковой

Пенсия  регулярное денежное пособие для

картой и покупает телевизор.

пожилых людей и для людей с ограниченными

4. Девушка и мальчик берут деньги из

возможностями

конверта с надписью «развлечения»

Вопросы по рис.1:

Что делают члены семьи? Зачем они это делают?

Нужно ли знать всем членам семьи о доходах друг

друга? Почему?

Вопросы по рис.2:

Спланировали ли члены семьи распоряжение

деньгами? По каким фактам на рисунке можно это

определить? Надо ли составлять список нужных

продуктов заранее? Почему?

Вопросы по рис.3:

Знакомы ли вы с пластиковой картой? Для чего она

нужна? Почему папа в магазине подает

пластиковую карту, а не купюры? Почему такую

карту называют иногда «пластиковые деньги»?

Вопросы по рис. 4:

Что позволило членам семьи отложить средства на

развлечения? Почему сестра и брат имеют право

брать деньги из этого конверта?

Вопрос всей группе:

Чем помог этой семье правильный учет и счет

денег?

8

Без копейки рубль щербатый

Понятия:

1. Девочка сидит за столом и считает из

(рубль состоит из 100 копеек –

Щербатый  имеющий щербину, т.е. недостаток

копилки, складывая копеечки столбиками.

не будет хватать одной копеечки

чего-либо.

Над головой у нее облако – мечта о

– не будет полноценного рубля,

Вопросы по группам:

большом, новом, блестящем, улыбающемся

следует беречь каждую

Вопросы по рис.1:

рубле.

копеечку).

Что делает девочка? Можно ли назвать копеечки

2. Одна копеечка падает от нее под стол –

накоплениями девочки? О чем она мечтает?

девочка пренебрежительно машет на нее

Вопросы по рис.2:

рукой.

Что произошло с одной копеечкой? В чем не права

3. Девочка считает копеечки и удивленная

девочка? Как надо было поступить? Почему?

разводит руками, а копеечка показывает

Вопросы по рис.3:

под столом язык.

Почему копеечка дразнит девочку? Что удивило

4. Девочке улыбается потертый рубль, у

девочку при подсчете денег? Сколько копеек ей не

которого не хватает одного зуба. Девочка с

хватает, чтобы получить полноценный рубль?

грустным лицом смотрит на Рубль.

Вопросы по рис. 4:

Почему рубль оказался щербатым? Сможет ли

девочка расплатиться им за товар, который стоит

ровно один рубль? Почему?

Вопрос всей группе:

Можно ли небрежно относиться к небольшим

деньгам? Поясните свой ответ.

Блок 3. Внимательность и аккуратность в распоряжении деньгами, долги

9

Дурак деньги напоказ носит

Понятия:

1.

Мама дает мальчику купюру

(глупый человек не только

Дурак  не умный, глупый человек

достоинством в 100 рублей.

хвастает своими деньгами,

Напоказ  не пряча, специально показывая что-

2.

Мальчик сует деньги в задний

привлекая воров и мошенников,

либо всем

карман брюк и они оттуда торчат

но, часто, небрежно относится к

Вопросы по группам:

веером.

их хранению)

Вопросы по рис.1:

3.

Мальчик стоит у прилавка с

Сколько денег мама дала сыну? Как вы думаете,

мороженным и выбирает эскимо.

зачем она их дала? Можно ли назвать эти деньги

Сзади у него злодей вытаскивает

«карманными»? Есть ли у вас карманные деньги?

деньги из кармана.

Если есть, как вы ими распоряжаетесь?

4. Мальчик хочет достать деньги – их нет.

Вопросы по рис.2:

Мальчик плачет.

Куда мальчик положил деньги? Правильно ли он

поступил? В чем его ошибка?

Вопросы по рис. 3:

Правильно ли ведет себя мальчик в магазине, где

есть еще другие люди? В чем небрежность

мальчика по отношению к собственным деньгам?

Что происходит с его деньгами? Это случайность

или нет? Почему?

Вопрос по рис. 4:

Почему мальчик не смог оплатить покупку?

Почему он плачет – что его расстроило? Кто в этом

виноват?

Вопрос всей группе:

Сформулируйте свои правила хранения карманных

денег и того, как безопасно нужно рассчитываться

в магазине.

10

В долг брать легко, да платить

Понятия:

1. Двое людей стоят перед объявлением

тяжело (часто люди берут в

Долг  денежные средства, которые один человек

«Деньги в долг срочно».

долг чужие деньги, не

или банк дает кому-либо

2. Получают деньги в офисе у лисы Алисы

задумываясь о том, смогут они

Кредитор  тот, кто дает в долг

и кота Базилио.

вернуть долг или нет, тем более,

Заемщик  тот, кто берет в долг

3. Идут счастливые с покупками в красивых

что возвращать приходится

Процент по долгам  сумма денег, которую надо

пакетах.

иногда сумму бОльшую, чем

заплатить сверх взятого в долг

4. Лиса Алиса и кот Базилио в масках

взял в долг)

Срочно  очень быстро, прямо сейчас

окружают их, расставив лапы в разные

Вопросы по группам:

стороны. Двое стоят вывернув карманы с

Вопросы по рис.1:

несчастными лицами.

Посмотрите, на объявлении написано, что кто-то

дает всем, кому надо, деньги в долг очень быстро.

Почему людей заинтересовало это объявление?

Вопросы по рис. 2:

Кто дает деньги в долг? Что мы знаем об этих

персонажах? Можно ли брать деньги в долг, не

выяснив, у кого берешь? Почему?

Вопросы по рис. 3:

Для чего люди брали деньги в долг? Самые ли

необходимые вещи они купили? Можно ли

обойтись без подобных покупок – являются ли они

жизненно необходимыми?

Вопросы по рис.4:

Почему люди оказались без денег? Составьте ответ,

используя понятия «долг», «проценты»,

«осторожность», планирование своих трат.

Вопрос всей группе:

  • чем нужно подумать, когда хочешь взять деньги в долг? Как можно обойтись без долгов?


Предварительный просмотр:

Пословицы и поговорки

Тема

Пословицы

Труд

  • В страду одна забота: не стояла бы работа.
  • Господской работы не переделаешь.
  • Кончил дело – гуляй смело.
  • По работе и плата.
  • Терпенье и труд все перетрут.
  • Труд кормит, а лень портит.
  • Ремесло – золотой кормилец.
  • Ремесло пить, есть не просит, а хлеб приносит.
  • Уменье везде найдет примененье.
  • Не работа дорога – умение.
  • Всякая работа мастера хвалит.
  • Дело мастера боится.
  • На час опоздаешь – годом не наверстаешь.
  • Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
  • Без работы день годом станет.
  • Без труда и отдых не сладок.
  • Маленькое дело лучше большого безделья.
  • Лучше быть здоровым и бедным, чем богатым и больным.
  • Хорошо живет тот, кто много работает и учится.
  • Горька работа, да сладок хлеб.
  • Без клещей кузнец – что без рук.
  • Без охоты нет работы.
  • Без работы и печь холодна.
  • Без ремесла, как без рук.
  • Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь.
  • Без труда нет плода.
  • Берись за то, к чему ты годен.
  • Будешь трудиться – будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.
  • Была бы охота, а работа найдется.
  • Волка ноги кормит.
  • Все скоро сказывается, да не все скоро делается.
  • Всяк на себя свой хлеб добывает.
  • Всяк своим разумом кормится.
  • Всякое ремесло честно, кроме воровства.
  • Всякий человек в деле познается.
  • Всякое уменье трудом дается.
  • Где хотенье, там и уменье.
  • Глину не мять – горшков не видать.
  • Дело словом не заменишь.
  • Дело заделано, надо доделывать.
  • Делом спеши, да людей не смеши.
  • Делу – время, потехе – час.
  • Дерево смотри в плодах, человека – в делах.
  • Для добра трудиться – есть чем похвалиться.
  • Если идет работа, спать неохота.
  • Ешь досыта, а работай до пота.
  • Живи всяк своим умом, да своим горбом.
  • За все браться – ничего не сделать.
  • Золото познается в огне, человек в труде.
  • Кто ест скоро, тот и работает споро.
  • Кто мало говорит, тот больше сделает.
  • Кто не работает, тот не ест.
  • Куй железо, пока горячо.
  • Любишь кататься – люби и саночки возить.
  • Мед есть – в улей лезь.
  • Не бывать скуки, коли заняты руки.
  • Не печь кормит, а руки.
  • Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.
  • Не привыкай к безделью, учись рукоделью.
  • Каков работник, такова ему и плата.
  • Портной без порток, сапожник без сапог.
  • Рыбак рыбака видит издалека.
  • Трудолюбив, как муравей.

Деньги, цена

  • Деньги – не голова: наживное дело.
  • Деньги – не люди, лишними не будут.
  • Деньги – что вода: пришли и ушли, только и видели.
  • Доход не живет без хлопот.
  • Каждый час простоя – река убытку.
  • От  прибыли голова не болит.
  • Получишь доход – явится и расход.
  • Прибылью хвались, а убыли стерегись.
  • Чужие деньги считать – не разбогатеть.
  • Денежка без ног, весь свет обойдет.
  • Деньги – гости: то нет, то горсти.
  • Деньги счетом крепки.
  • Копейка копейку родит.
  • Горе деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.
  • Деньги – что пух: только дунь на них и нет.
  • Добр Мартын, коли есть алтын; худ Роман, коли пуст карман.
  • Не деньги нас наживают, а мы их.
  • Через золото слезы льют.
  • Копеечка к копеечке – рубль набегает.
  • Копейка рубль бережет.
  • Копейка обоз гонит.
  • У него деньги куры не клюют.
  • Не подмажешь – не поедешь.
  • Дешевле пареной репы.
  • И дешево, и сердито.
  • Щиплет Федосья чужие колосья, а прибыли нет.
  • Лишняя денежка карману не в тягость.
  • У денег глаз нет.
  • Хлебу – мера, слову – вера, деньгам – счет.
  • Денежки счет любят.
  • Лежащий товар не кормит.
  • Злато не говорит, зато много творит.
  • Кто копейку не щадит, тому рубль ни почем.
  • Деньги – дело наживное.
  • Здоров буду и денег добуду.
  • Не доходом разживаются, а расходом.
  • Денежки круглые – весь век катятся.
  • Деньги не в деньгах, а в делах.
  • Копейку сберег – рубль получил, рубль сберег – капитал нажил.
  • Время – деньги.
  • Не в деньгах счастье.

Купля-продажа, товар

  • Купишь – платишь, продашь – плачешь.
  • Наследство – ни дар, ни купля.
  • На торгу два дурака: один дешево дает, другой дорого просит.
  • Не купля учит – продажа.
  • Куплей да продажей торг стоит.
  • Торгуешь – хаешь, купишь – похвалишь.
  • Хороший товар не залежится.
  • Лежачий товар не кормит.
  • Цена хороша, а не будет барыша.
  • На что спрос, на то и цена.
  • Торговля – кого выручит, а кого выучит.
  • Дешево покупается – недолго носится.
  • Кота в мешке покупать нельзя.
  • Товар лицом продается.
  • Чего мало, то дорого, чего много, то дешего.
  • Товарами лавка красится.
  • Базар цену скажет.
  • Мало в привозе – много в запросе.
  • Прибыль с убытками на одних санях едут.
  • Без хозяина товар плачет.
  • Что продается и покупается – товаром называется.
  • Имеешь товар – будут деньги.
  • Лишний рубль на рекламу отдашь – товар выгодно продашь.

Бережливость

  • Бережливость лучше богатства.
  • Запасливый нужды не терпит.
  • Из грошей рубли вырастают.
  • Не деньги богатство – бережливость да разум.
  • Собирай монеты медные – пригодятся в дни бедные.
  • Бережливая вещь два века живет.
  • Без копейки рубля нет.
  • Бережливость лучше прибытка.
  • Запас человека не портит.
  • И медведь из запасу лапу сосет.
  • Кто не бережет копейки, тот сам рубля не стоит.
  • Курочка по зернышку клюет, да сыто живет.
  • Пушинка к пушинке – и выйдет перинка.
  • Лучше свое поберечь, чем чужое прожить.

Мотовство

  • Дать тебе волю – спустишь и отцовскую долю.
  • Живет на широкую ногу.
  • Рубль наживает, а два проживает.
  • Займом богат не будешь.

Лень

  • Леность наводит на бедность.
  • Лень до добра не доводит.
  • Лень мужика не кормит.
  • Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда.
  • Поленишься и хлеба лишиться

Смекалка

  • Лисичка всегда сытей волка бывает.
  • Смекнешь да схитришь - врагов победишь.

Добро

  • Доброго держись, а от худого удались.
  • Доброе дело само себя хвалит.

Договор

  • Договор лучше денег.
  • Уговорец - родной братец всем делам.
  • Уговор дороже денег.

Жадность, зависть

  • В одну лапу всего не сгребешь.
  • В окно всего света не втянешь.
  • В чужих руках ломоть велик, а как нам достанется - мал покажется.
  • В чужой лодке всегда больше рыбки.
  • Владеет городом, а помирает голодом.
  • Влез кот на сало и кричит: «Мало!»
  • Вам по семь, а мне восемь.
  • Где счастье плодится, там зависть родится.
  • Глаза завидущие, руки загребущие.
  • Горшок котлу завидует, а оба черны.
  • «Дай»- так не слышит,а «На»- так услыхал.
  • Деньги девать некуда, а кошелек купить не на что.
  • Добрый хозяин- господин деньгам, а плохой - слуга.
  • Дождешься – как от вербы яблок.
  • Друг у друга ломоть из рук выбивают.
  • Жадность слепа.
  • Жадность – что река: чем дальше, тем шире.
  • Житье скупое носит платье худое.
  • За маленьким погнался – большое потерял.
  • Завистливому и свой хлеб не сладок.
  • Завистливый по чужому счастью сохнет.
  • Зависть прежде нас родилась.
  • Из песка веревки вьет.
  • Из песка масло выжимает.
  • К скупому в гости идти – запас с собой нести.
  • Как собака на сене: сама не ест и другим не дает.
  • Конь тощий – хозяин скупой.
  • Кто много имеет, еще больше хочет.
  • Лопни брюхо, а пятак не пропадай.
  • Много, много – а еще бы столько.
  • Не было бы зла, да зависть нанесла.
  • Ненасытному все мало.
  • Ни, ни людям.
  • Он и с грязи пенки снимает.
  • Он с каждой копейкой прощается.
  • Охал дядя, на чужие деньги глядя.
  • Пожалев копейки, поплатишься рублем.
  • Продает с барышом, а ходит нагишом.
  • Весь сыт, а глаза все голодные.
  • Сосед спать не дает – хорошо живет.
  • Тяжело нагребаешь – домой не донесешь.
  • У скупого зимой снегу не выпросишь.
  • Убогий во многом нуждается, а скупой – во всем.

Богатство и бедность

  • Богатый и на золото слезы льет.
  • Богат - да крив, беден - да прям.
  • Бедному кусок за целый ломоток.
  • Бедность не грех, а до греха доводит.
  • Бедность не порок, а без шубы холодно.
  • Бедный молодец честью богат.
  • Богат ждет пакости, а убог радости.
  • Богат дивится: чем голь жива?
  • Богат творит как хочет, а убог- как может.
  • Богатого по отчеству, убогого по прозвищу.
  • Богатому не спится: богатый вора боится.
  • Богатство ум рождает, а бедность последний отнимает.
  • Богатством ума не купишь.
  • Богаты- так здравствуйте, а убоги- так прощайте!
  • Богатый не разумеет.
  • Богатый бедному не брат.
  • Богатый совести не купит, а свою погубит.



Предварительный просмотр:

Проблемные ситуации

Ситуа-ция

Тема

Содержание

Вопросы к детям

1

Загадка бельчат

Три белочки рассказывают о своей работе. «Я учу бельчат математике, рисованию, грамоте», - говорит одна. «Я готовлю для них вкусные обеды и завтраки», - добавляет другая. «А я мою посуду, протираю пыль», - сообщает третья.

Белочки выполняют разную работу, но все они работают в одном месте.

Где работают белочки?

Кем?

2

Письмо Ослику

Ослик получил от своих друзей – Пятачка, Вини-Пуха и умного Кролика – письмо. Они сообщили ему, что у каждого из них есть интересная работа: Пятачок печет булочки, Вини-Пух строит дома, а Кролик – сочиняет сказки для детей.

Где работают друзья Ослика, и какие у них профессии?

3

Зарабо-танные деньги

Мышата Пик и Пак помогали Белочке собирать лесные орехи. Они очень старались. Пик собрал одну корзину орехов, а Пак за это же время – две корзины. У Белочки было два яблока: большое и маленькое.

Как Белочке заплатить за работу мышатам?

Кому дать большое яблоко, а кому маленькое?

4

Требу-етсязвукоре-жиссер

Черепаха и Львенок услышали по радио объявление. Рекламному агентству «Радиобельчонок» требуется звукорежиссер, который владеет компьютером и имеет музыкальное образование. Черепаха и Львенок решили участвовать в конкурсе на эту должность: Черепаха хорошо пела, а Львенок умел работать на компьютере.

Кого из них примут на работу? Почему?

5

Обязанности козлят

Мама Коза пришла домой с работы, а дома беспорядок: обед не готов, посуда не вымыта, дрова не наколоты, огород не полит, да еще и козлята перессорились. «Я вчера и пол мыл, и воду носил, и обед готовил», - говорит один козленок. «А я это все позавчера делал», - перебивает его другой. «А я сегодня за водой ходил и капусту собирал», - вмешивается третий. «Все вы работали, а дома беспорядок», - удивляется мама.

Как помочь Козе разрешить Спор  и навести порядок в доме?

6

Два медве-жонка

Топтыжка продавал на рынке мед. На вырученные деньги он хотел купить малины. Его друг Косолапый продавал малину, чтобы купить липовый мед. Покупателей на рынке было мало, и торговля шла плохо. Медвежата загрустили.

Какие решения могут принять медвежата, чтобы оба были довольны?

7

Богат-ствоБурати-но

Буратино заработал 100 золотых. Получив деньги, он задумался, как лучше ими распорядиться. «Закопай их в землю», - советует кот Базилио. «Лучше купи машину», - перебивает его лиса Алиса. «Не слушай их. Спрячь деньги дома», - говорит пес Артемон. «А я думаю, лучше всего положить деньги в банке», - размышляет Мальвина.

Как вы думаете, чье предложение следует принять? Почему?

8

Подарки друзьям

Незнайка сообщает своим друзьям о поездке в другую страну, которая называется Германией.

«Я возьму с собой 100 рублей, чтобы своим друзьям купить там подарки».

Сможет ли Незнайка купить на рубли подарки для друзей? Почему?

9

Цена товара

В лесной магазин привезли кондитерские изделия. Волк решил купить печенье к чаю. Цена печенья – 5 рублей. Волку показалось, что это очень дорого, и он начал торговаться с продавцом Ежом.

Изменит ли цену печенья продавец? Почему?

10

Где купить?

Домовенок Кузя получил от Нафани денежный перевод. Он решил купить холодильник, машину и новую игрушку для Наташи, чтобы она не скучала, когда Кузя занят домашними делами.

Где можно сделать покупки?

Чем будет отличаться товар, купленный в разных местах?

11

Бизнес Шапок-ляк

Шапокляк  выращивает яблоки. Летом она продает их по 2 рубля за килограмм, а зимой – по 5 рублей.

Какую коробку купит Чебурашка? Почему?

12

Подарок для друга

Чебурашка выбирал подарок для своего друга – Крокодила Гены. Его внимание привлекли две коробки: в обеих были конфеты одного и того же сорта и в одном и том же количестве. Но одна из коробок была красивая, яркая и перевязана ленточкой.

Какую коробку купит Чебурашка? Почему?

13

Люби-мое варенье

Карлсон, который живет на крыше, открыл свой магазин. В ассортименте имелся богатый выбор варенья. К сожалению, покупателей было мало. Карлсону очень хотелось, чтобы все жители дома узнали о продаже его любимого варенья «Лесные ягоды».

Что можно сделать Карлсону, чтобы все узнали о вкусном варенье?

14

Выгод-ное ли предложение

Дуремар сделал Тортилле деловое предложение : «Я построю на берегу твоего пруда фабрику, по производству бумаги и каждый год буду платить тебе 100 золотых». Задумалась старая мудрая черепаха: деньги ей нужны, но если будет работать фабрика, то это очень повредит пруду – он уже не будет таким чистым и красивым, и рыба может погибнуть.

Как быть?

Принять ли Тортилле предложение Дуремара? Почему?

15

Куда пойти?

Встретились у развилки трех дорог три монеты – Рубль, Франк и Марка. Прямо пойдешь – к бременским музыкантам придешь, налево пойдешь – к Красной Шапочке придешь, направо повернешь – у сестрицы Аленушки и братца Иванушки окажешься.

По какой дорожке должна пойти каждая из монет, чтобы попасть в свою страну?

16

Где продается товар?

Лена пригласила к себе в гости друзей. Саша подарил Лене – цветы; Оля – книгу; Катя – конфеты.

В каких магазинах друзья купили свои подарки?

17

Удач-наяпокуп-ка

По лесной дорожке  шел довольныйЛесовичок. В руках у него была большая корзина с орехами.

- Чему ты улыбаешься? – спросил его Заяц.

- Я купил три килограмма орехов за три рубля, это совсем недорого.

- Продай мне один килограмм орехов, я заплачу тебе два рубля. Лесовичок был добрый и продал зайцу один килограмм орехов за два рубля.

- Прискакали Белочки и попросили Лесовичка продать и им один килограмм орехов за два рубля. Лесовичок и им не отказал.

- У Лесовичка остался один килограмм орехов и четыре рубля денег.

Где купил Лесовичок орехи?

Легко ли Лесовичку было нести три килограмма орехов?

За сколько купил Лесовичок орехи на лесном рынке?

За сколько продал орехи?

Выгодно продал Лесовичок орехи?

Получил ли он прибыль от продажи?

18

Как можно узнать о товаре?

На кондитерской фабрике изготовили новые шоколадные конфеты. Назвали их «Сказочные».

Что нужно сделать, чтобы о конфетах узнали продавцы и покупатели?

19

Какие бывают товары?

-Встретились как-то самые разные товары

 и решили своими именами назвать улицы,

 но никак не могли придумать им название.

- На первой улице жили: столы,

стулья, диваны…….

- На второй: куртки, пальто, костюмы,

 юбки, кофты…..

- На третьей: туфли, сапоги, ботинки…..

Как

назвать каждую

 из этих

 улиц?

Как

можно

одним

словом

назвать товары на первой

 улице,

 на второй…

20

Как посту-пить

В супермаркет завезли разные

конфеты: «Белочка», «Ласточка», «Ириски» и т.д.

Продавец красиво разложил конфеты, а ценники расставить забыл.

Как

 ты поступишь:

1.Вежливо спросишь

Цену

выбранных тобою конфет?

2. Молча

уйдешь в

другой

магазин.

3.Спокойно попросишь продавца поставить ценники.

21

Где прода-ется товар

Лесовичок пригласил к себе в гости

лесных друзей. Лисичка подарила ему

 цветы, зайчик – морковку и капусту, а мудрый ежик – игру.

В каких магазинах звери купили свой товар? Почему?



Предварительный просмотр:

Экономические кроссворды

Кроссворд № 1

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

     

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

 

6

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

По горизонтали. 1. Вывоз товаров из страны. 2. Место, где можно купить, продать товар. 3. Вещь, предмет, который можно продать или обменять. 4. Количество денег, которые надо заплатить за товар. 5. Место, где можно купить, продать товар. 6. Название действия, когда за одну вещь получаем другую. 7. Особый товар, на который можно обменять любой другой товар. 8. Место, где продают и покупают товар по самой высокой цене. 9. Что поможет быстрее продать (реализовать) товар.

Ответы. 1. Экспорт. 2. Магазин. 3. Товар. 4. Цена. 5. Базар. 6. Обмен. 7. Деньги. 8. Аукцион. 9. Реклама.

Кроссворд №2

2

4

1

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали. 1. Денежные доходы и расходы. 3. Деньги, которые получают студенты, учащиеся за учебу.

По вертикали. 2. Деньги, которые получают пожилые  (старые) люди. 4. Деньги, которые получают люди за выполненную работу (за свой труд). 5. Особый товар, на который можно обменять любой другой товар (богатство, которое можно копить, помещать в сбербанк).

Ответы. 1. Бюджет. 2. Пенсия. 3. Стипендия. 4. Зарплата. 5. Деньги.

Кроссворд №3

1

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

По горизонтали. 2. Денежная единица любой страны. 3. Германская валюта.

По вертикали. 1. Американская валюта.

Ответы. 1. Доллар. 2. Валюта. 3. Марка.

Кроссворд №4

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали. 1. Денежные доходы и расходы семьи на определенный период времени: на неделю, на месяц.

2. Передача вещи (предмета, изделия) другому лицу.

По вертикали. 1. Место, где деньги дают в долг, меняют, хранят и выплачивают.

Ответы. По горизонтали: 1. Бюджет. 2. Бартер. По вертикали: 1. Банк.

Кроссворд №5

1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

По горизонтали. 1. Информация о товаре. 2. Место, где продают и покупают товары по строго установленным ценам. 4. Любой предмет купли и продажи.

По вертикали. 1. Место покупки и продажи, где можно торговаться. 3. Место, где продаются единичные, редкие вещи по самой дорогой цене.

Ответы. По горизонтали: 1. Реклама. 2. Магазин. 4. Товар. По вертикали: 1. Рынок. 3. Аукцион.

Кроссворд №6

2

 

 

 1

 

 

 

 

 

 

 

 4

 

 

 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали. 1. Как называются деньги, которые получают бабушка и дедушка?

3. Как называются деньги, которые получает сестра-студентка?

По вертикали. 2. Как можно одним словом назвать ведение домашнего хозяйства? 4. Деньги всей семьи.

Ответы: 1. Пенсия. 3. Стипендия. 2. Экономика. 4. Доходы.

Кроссворд №7

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

По горизонтали. 1. Количество денег, которые нужно заплатить за товар. 2. Плата за месяц (неделю, день). 3. Спутник Земли.

По вертикали. 1. Знак числа. 2. Планета, на которой мы живем.

Ответы: 1. Сума. 2. Зарплата. 3. Луна. 1. Цифра. 2. Земля.



Предварительный просмотр:

Путешествие в мир экономики со сказочными героями

«Три поросенка».

Английская сказка

Ситуация 1.

Цель.Формирование у детей представлений о рациональности выбора материала.

Содержание:

Жили-были три брата, три поросенка, и звали их Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф. Заспорили как-то поросята, из какого материала можно построить самый прочный дом. Ниф предлагает строить дом из соломы, так как солома дешевый строительный материал. Нуф считает, что дом можно построить из прутьев: прутья чуть дороже соломы, но прочнее. Наф советует строить дом из кирпича.

Вопросы к детям:

?  О чем спорили поросята?

?  Какие материалы (ресурсы) предлагает использовать для строительства дома каждый из поросят: солому, прутья, камень, кирпич, дерево?

?  Из какого строительного материала можно построить самый прочный дом?

?  Как менялся бы выбор материала, если бы поросята жили на севере, на юге?

?  Как можно назвать слово «материал» по-другому?

Ситуация 2.Цель. Расширение представлений детей о рациональном использовании денег.

Содержание:

Долго спорили три поросенка и, наконец, решили построить большой каменный дом.Взяли они свои сбережения, пошли в магазин «Строительные материалы» и купили все необходимые для строительства: кирпич, доски, цемент, гвозди, и разные инструменты. Потратили поросята все деньги, го были очень довольны.

Вопросы к детям:

?  Как можно назвать израсходованные поросятами деньги?

?  Израсходованные деньги – это доход? Расход? Прибыль?

?  Что такое расход?

?  Почему поросята остались довольны, ведь они потратили все деньги?

?  Какое слово запишем в экономический словарик?

Ситуация 3.

Цель. Формирование понимания необходимости расчета доходов, умения выполнять простейшие расчетные операции установления соответствия доходов и расходов.

Содержание:

Живут поросята в новом доме, тратят деньги на самые разные нужды: покупают продукты питания, одежду и обувь, платят за электроэнергию, воду, телефон, газ. Перед поросятами встала серьезная задача: определить семейные расходы. Каждый взял лист бумаги, на котором расписаны расходы семьи и указано количество денег, необходимых для оплаты, и приступили к расчетам. Поросята успешно справились с задачей и вскоре не только называли полученные результаты, но и придумывали разные истории про доходы, расходы и экономию денег.

Доход: 25

Виды

расходов

Величина

расходов

Экономия

Продукты

Питания

Одежда

Обувь

Оплата

Электричество

Оплата

телефон

?

Вопросы к детям:

?  Как можно назвать деньги, потраченные поросятами?

?  Какие бывают расходы?

?  Назови, в каком случае можно сказать об экономии денег: Д >Р, Д < Р, Д = Р. Почему?

Ситуация 4.

Цель.Формирование понимания источников денежных накоплений; развитие умения экономить.

Содержание:

Пришел однажды Волк к поросятам в гости. Угостили его поросята тортом, напоили чаем с вареньем. Волк был очень доволен и благодарил поросят. Он собрался уходить, но вдруг его внимание привлекла красивая шкатулка. Волк не удержался и заглянул в нее. А в шкатулке большое количество монет разного достоинства. «Откуда у вас столько денег?» - удивленно спрашивает волк. «Мы очень внимательно ведем учет семейных расходов. Стараемся, чтобы расходы не превышали доходов, а оставшиеся деньги откладываем в эту копилку», - с гордостью сообщили поросята.

Вопросы к детям:

?  Как называются деньги, которые поросята откладывали в копилку?

?  Как называются оставшиеся деньги поросят: заработная плата, накопление? Подарок, сбережение?

?  Что такое денежное накопление (сбережение)? Когда оно появляется?

?  Какое слово запишем в экономический словарик?

«Выгодное  дело»

Братья Гримм

Цели:Знакомство  с разными способами получения дохода; развитие смекалки, умения предвидеть результат.

Краткое содержание. Продал крестьянин на рынке корову за семь марок. Получил деньги и пошел домой. Проходя мимо пруда, он стал спорить с лягушками, бросил деньги в пруд. Через некоторое время крестьянин решил продать вторую корову. Повез мясо на базар. У ворот города встретил собак, а впереди бежала огромная собака мясника, отдал ей мясо и уехал. Утром приходит к мяснику за деньгами. Мясник прогнал его. Пошел крестьянин жаловаться к королю. Во дворце рассмешил королевскую дочь. Пообещал король дать денег крестьянину, отчитать пять сотен через три дня. По дороге домой встретил крестьянин солдата и предложил ему две сотни, потом с торговцем обменял свои три сотни на сто пятьдесят. Через три дня солдат и торговец пришли к королю за деньгами. Вместо денег они получили розги. А крестьянин остался с деньгами.

Материал: иллюстрации к сказке.

Экономические категории: деньги, обмен товарами.

Вопросы:

?  Для чего крестьянин продал корову?

?  Прав ли был крестьянин, требуя у мясника деньги за мясо?

?  Почему он бросил деньги в пруд?

?  Сколько сотен уступил крестьянину солдат?

?  Выгодно ли крестьянин поделился и обменялся обещанной наградой с солдатом и торговцем?

Социально-нравственные качества: глупость, смекалка, сообразительность.

Вопросы:

?  В какой стране живут герои сказки?

?  Почему король решил дать денег крестьянину?

?  Почему солдат и торговец получили от короля розги?

?  Почему крестьянин остался с деньгами?

Вывод: крестьянин решил заработать денег. Продал две коровы, деньги бросил в пруд, а мясо отдал собаке. Вот и решил пожаловаться королю да получил больше денег. Благодаря своей смекалке, сообразительности он получил деньги от короля и торговца.  

«Про мышь зубастую да, про воробья богатого»

В. И. Даль

Цели: расширение представлений о том, что выгода для одной стороны может быть убытком для другой; воспитание чувства справедливости.

Краткое содержание. Мышь и воробей поделили зерно, но вскоре мышь схитрила. Узнав об этом, воробей обвинил мышь, но получил от нее отпор. Воробей принял решение обратиться за помощью к справедливому царю зверей. Царь разрешил его проблему.

Материал: иллюстрации к сказке.

Экономические категории: выгода, убыток.

Вопросы:

?  Для чего мышь схитрила?

?  Почему воробей обратился к царю?

?  Каким образом царь разрешил проблему воробья?

?  Как вы думаете, что важно иметь человеку, чтобы получить выгоду: хитрость, смекалку или умение обмануть?

Социально-нравственные качества: хитрость, чувство справедливости.

Вопросы:

?  Почему воробей обвинил мышь?

?  Чем помог в споре лев? Как лев разрешил спор между воробьем и мышью?

Вывод: мышь была хитрая и решила добиться выгоды, обманув воробья. Но воробей вовремя обнаружил обман и обратился за помощью к царю зверей. Царь справедливо разрешил проблему воробья.

«Терем-теремок»

(русская народная сказка)

Цели:Формированиепонимания необходимости труда, значимости разделения домашних обязанностей между всеми жителями теремка; вызвать эмоционально положительное отношение к дружбе, взаимовыручке сказочных героев.

Краткое содержание. Стоит в поле теремок. Прибежала к нему мышка-норушка и стала в нем жить. Потом к ней попросились жить: лягушка-квакушка, ежик без головы и ножек, петушок-золотой гребешок.

Вот они все в теремке живут, песни поют. Мышка-норушка там зерно толчет, лягушка пироги печет, а петух на подоконнике играет на гармонике, серый ежик теремок сторожит. Шел мимо медведь, захотелось ему в теремке пожить. Влез на крышу, затрещал теремок, упал на бок и развалился. Еле-еле успели из него звери выскочить. Попросил медведь у них прощения и предложил построить новый, большой теремок. Стали звери бревна носить, доски пилить – новый теремок строить. Получился он лучше прежнего.

Материал: кукольный театр «Теремок».

Экономические категории: труд, разделение труда, польза, выгода.

Вопросы:

?  Какими видами труда занимались жители теремка?

?  Как ты думаешь, почему каждый занимался одним (своим) делом?

?  Как был восстановлен теремок?

Социально-нравственные качества: трудолюбие, заботливость, умение дружить, готовность к взаимовыручке.

Вопросы:

?  Как жилось зверям в теремке?

?  Почему они помогали друг другу?

?  Для чего нужно разделение труда?

?  Есть ли разделение труда в твоей семье?

?  Как вели хозяйство жители теремка?

Обсудите пословицы: «Всяк человек в труде познается». «Не печь кормит, а руки».

«Телефон»

К. И. Чуковский

Цели: расширение представлений о разнообразии потребностей; привитие доброго отношения к живому миру.

Краткое содержание. Три ночи звонили дедушке Корнею звери и птицы: слон просил для сына шоколад, крокодил-калоши, зайчатки-перчатки, мартышки-книжки, а потом звонили-медведь, цапли, свинья, тюлень, олень, газели, кенгуру. А потом позвонил носорог – попросил спасти бегемота, который провалился в болото. Всем помогал дедушка Корней и давал добрые советы.

Материал:фланелеграф с материалом к сказке.

Экономические категории: потребности и возможности.

Вопросы:

?  Почему Чуковскому звонили звери и птицы?

?  Какие потребности были у зверей?

?  Почему носорог просил помочь бегемоту?

?  Какие из всех потребностей были самыми главными?

Социально-нравственное качество: доброта.

Вопрос:

?  Почему К. Чуковский помогал зверям и птицам?

Вывод: звери и птицы видели в К. Чуковском доброго, отзывчивого человека, который мог бы им помочь. У каждого были свои потребности. Но не всегда у дедушки Корнея была возможность удовлетворить все их потребности (пример с медведем, крокодилом).

«Мужик и медведь»

(русская народная сказка)

Цели:Формированиепредставления о характере труда сельского жителя; развитие умения предвидеть результат труда, смекалку.

Краткое содержание. Посеял мужик репу. Пришел к нему медведь и говорит, что «заломает» его. Мужик попросил не трогать его. Когда урожай созреет, то он разделит его с медведем: корешки себе возьмет, а вершки – ему. Репа сочная выросла. Пришло время урожай делить. Мужик отдал медведю ботву, а репу положил на воз и в город продавать поехал. Распробовал медведь невкусную ботву и понял, что мужик его обманул. На другой год мужик посеял на том же месте рожь. Поехал жать, а медведь его дожидается и говорит, что больше он не даст себя обмануть – на этот раз он возьмет корешки, а мужику отдаст вершки. Корешки не пришлись медведю по вкусу. С тех пор меж ними вражда.

Материал: теневой театр «Мужик и медведь».

Экономические категории: труд, выгода, товар, договор (уговор), прибыль.

Вопросы:

?  Чем занимался мужик в поле?

?  Каким образом он поделил урожай?

?  Зачем мужик повез репу в город?

?  Почему мужик посеял на следующий год рожь?

?  Какую работу выполнял мужик: нужную (важную) или нет?

Социально-нравственные качества: трудолюбие, расчетливость, смекалка, чувство справедливости.

Вопросы:

?  Как мужик сохранил урожай?

?  Какое качество помогло мужику обмануть медведя?

?  Справедливо ли поступил мужик с медведем?

Вывод: благодаря своему труду и смекалке мужик остался с урожаем репы и ржи, получил товар и прибыль. Медведь трудиться не любил и остался с невкусными вершками и корешками.

«Петушок и бобовое зернышко»

(русская народная сказка)

Цель:Формирование представлений о цепочке связей в трудовой деятельности; показать взаимосвязь трудовых процессов, значение ответственного отношения работающих к качеству продуктов труда; развивать умение характеризовать сказочных героев, высказывать свое отношение к ним.

Краткое содержание. Петушок подавился бобовым зернышком. Курочка перепугалась и бросилась к хозяйке за маслицем. Хозяйка отправила курочку к коровушке за молоком, чтобы сбить маслице. Коровушка отправила курочку к хозяину, чтобы он накосил травы. Хозяин послал курочку к кузнецу за косой, чтобы накосить травы, потом отдать траву корове, корова даст хозяюшке молоко. Та собьет маслице и отдаст его курочке, а курочка смажет петушку горлышко. Курочка так и сделала. Петушок выздоровел.

Материал: иллюстрации к сказке.

Экономические категории: труд, продукт, сырье, материал.

Вопросы:

?  Почему курочка попросила у хозяйки маслица?

?  Как герои сказки помогли петушку?

?  Каким образом получился продукт их труда?

?  Что было бы, если бы кто-то отказался выполнить просьбу курочки?

Социально-нравственные качества: доброта, готовность к взаимопомощи, отзывчивость, заботливость.

Вопросы:

?  Почему все герои сказки помогали петушку?

?  Смог бы петушок один справиться со своей бедой?

?  Объясни пословицу «Не имей ста рублей, а имей сто друзей».

Вывод: с петушком случилась беда, но в результате труда курочки, хозяйки, коровы, хозяина, кузнеца получился продукт – масло, которое помогло петушку. Доброта и взаимопомощь спасли петушка.

«Федорино горе»

К. Чуковский

Цель: расширение представлений о домашнем труде, формирование понимания необходимости соблюдения чистоты и порядка, отрицательного отношения к лени, неопрятности.

Краткое содержание. Жила-была старуха Федора. Все в ее доме было поломано, побито да помоями облито. Заглянешь в кадушку – увидишь там лягушку; а заглянешь в ушат – тараканы кишат. Оттого-то от нее и убежала вся домашняя утварь. А бедная баба Федора одна, и плачет и плачет она. Села бы баба за стол, да стол за ворота ушел; сварила бы баба щи, да кастрюлю, поди, поищи! И чашки ушли, и стаканы, остались одни тараканы. Пошла Федора, звать домой домашнюю утварь, пообещала не обижать ее, любить и уважать, тараканов повывести, прусаков повывести. Долго, долго целовала и ласкала их она, поливала, умывала, полоскала их она. Засмеялися кастрюли: «Ну, Федора, так и быть, рады мы тебя простить!» Будут, будут уФедоры и блины и пироги! Самовар стоит, пыхтит: «Я Федорушку прощаю, сладким чаем угощаю. Кушай, кушай Федора Егоровна!»

Материал: иллюстрации к сказке.

Экономические категории: труд, результат труда.

Вопросы:

?  Почему домашняя утварь убежала от Федоры?

?  Каким образом Федора их вернула?

?  Как Федору отблагодарили за труд?

?  Какую домашнюю работу вы знаете и выполняете?

Социально-нравственные качества: трудолюбие – лень, обидчивость, старательность, аккуратность, чистоплотность, бережливость.

Вопросы:

?  Почему от Федоры убежала домашняя утварь?

?  Любили ли предметы домашнего обихода свою хозяйку?

?  Почему беглецы вернулись к Федоре?

?  Кого называют бережливым, трудолюбивым?

Вывод:  Федора не любила трудиться, ленилась. Из-за этого от нее убежала домашняя утварь. Поняла Федора, что плохо жить в доме одной, уговорила беглецов вернуться, стала их мыть, заботиться о них, бережно относиться к ним. А они стали блинами, пирогами ее кормить да сладким чаем поить.

«Хаврошечка».

(русская народная сказка)

Цель: формирование положительного отношения к людям, качественно выполняющим любую работу.

Краткое содержание. Была Крошечка-Хаврошечка сиротой, работала в людях: она и ткала, и пряла, и прибирала, и за все отвечала. Заморили ее работой, а хозяйские дочери ничего не делали. Помогала Крошечке-Хаврошечке только корова: то холста ей соткет, то пряжу спрядет, то полотно побелит и в трубы скатает. Хозяйка узнала, что корова помогает Крошечке-Хаврошечке, и заставила хозяина зарезать корову, чтобы Крошечка-Хаврошечка трудилась сама. Из косточек коровы выросло яблонька.

Проезжал мимо богатый человек, попросил сестер сорвать ему яблочко. Смогла его достать только Крошечка-Хаврошечка, и вышла она замуж за этого человека. Стала она в добре поживать, лиха не знать. А хозяева остались ни с чем.

Материал: настольный театр «Крошечка-Хаврошечка».

Экономические категории: труд, обязанности.

Вопросы:

?  Почему Крошечка-Хаврошечка жила в чужих людях?

?  Какую работу она выполняла по дому?

?  Чем были заняты хозяйские дочери?

?  Каким образом коровка помогала Хаврошечке?

?  Какие пословицы о труде вы знаете?

Социально-нравственные качества: трудолюбие, чувство справедливости, готовность помочь умение дружить, верность слову.

Вопросы:

?  Кого из героев можно назвать трудолюбивыми? Ленивыми?

?  Чем понравилась Хаврошечка доброму молодцу? А вам?

?  Как восторжествовала справедливость?

Вывод: плохо быть сиротой, жить в чужих людях. На всю семью Крошечка-Хаврошечка трудилась. Помогала ей только коровка в работе, даже после смерти помогла ей, удачно выдала за муж. Хозяева со своими дочками остались ни с чем: и коровы нет, и работницы лишились.

Почему говорят: «Человек трудолюбивый - самый счастливый?».

«Как старик корову продавал»

С. Михалков

Цель:формирование понятия и значения рекламы как целенаправленного распространения информации о товаре с целью его продажи.

Краткое содержание. Старик продавал корову на базаре целый день, но ее никто не хотел покупать. Корова была старой, худой и молока не давала. Один паренек пожалел старика и решил помочь. Он так стал расхваливать корову покупателям, что появилось много желающих ее приобрести. Но старик передумал: «Такая корова нужна самому».

Материал: Кукольный театр по сказке.

Экономические категории: реклама, покупатели, продавцы, товар.

Вопросы:

?  Почему старик целый день не мог продать корову?

?  Как старик представлял свой товар?

?  Каким образом паренек привлек покупателей?

?  Кто был лучшим продавцом: старик или паренек?

?  Почему мужик передумал продавать корову?

?  Что такое реклама? Где вы видели рекламу?

?  Для чего нужна реклама?

Социально-нравственные качества: предприимчивость, доброта.

Вопросы:

?  Какими качествами обладал паренек?

?  Почему паренек помог старику?

Вывод: старик не мог продать корову, потому что всем говорил, что корова старая и не дает молока. Паренек был предприимчивый, сделал корове хорошую рекламу, поэтому и появилось много покупателей.

«Муха-Цокотуха».

К. И. Чуковский

Цели: формирование представления о рациональной трате денег при совершении покупок, развитие умения рассчитывать, предвидеть выгоду; воспитание чувства сострадания к героям сказок, терпящим бедствия.

Краткое содержание. Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла Муха на базар и купила самовар. Пригласила друзей к чаю. Приходили к ней гости – тараканы, букашечки, блошки, бабушка пчела. Бабочка-красавица, приносили ей подарки. Веселились, пили, ели. Вдруг откуда ни возьмись появился Паук и хотел погубить Муху. Все гости испугались, по углам по щелям разбежались, никто не откликнулся на просьбу о помощи. Вдруг откуда-то летит маленький Комарик, подлетает к Пауку, саблю вынимает и ему на всем скаку голову срубает. Муху за руку берет и предлагает выйти за него замуж. Веселится народ – Муха замуж идет за лихого, удалого, молодого Комара.

Материал: иллюстрации к сказке.

Экономические категории: покупка, выгода, базар.

Вопросы:

?  Почему Муха-Цокотуха купила самовар?

?  Почему Комар спас Муху?

Социально-нравственные качества: доброта, смелость – трусость.

Вопросы:

?  Для чего Муха пригласила гостей?

?  Почему Комар не испугался Паука?

Вывод: Муха была хорошей хозяйкой. Когда нашла денежку, то рационально истратила ее – купила самовар, да такой, который долго служить будет ей и ее друзьям. Смелый Комар женился на красавице Мухе да в приданое получил самовар и много друзей. Он действовал бескорыстно, но в результате оказался в выигрыше.

«Как коза избушку построила»

(русская народная сказка)

Цели:знакомство детей с потребностью в безопасности и сохранении здоровья; развивать умение добиваться намеченной цели.

Краткое содержание. Коза с козлятами ушла от старухи - горюхи в лес. Долго не могла найти место для своей избушки. Яблоня, елка, дуб, осина, шиповник не разрешили ей построить дом под своими ветками. Боялись, что их плоды и шипы поранят маленьких козлят. Березка разрешила козе построить избушку под своими ветками.

Материал:Фланелеграф с материалом к сказке.

Экономические категории: потребности, возможности.

Вопросы:

?  Почему коза решила строить дом?

?  Какой потребностью это было вызвано?

? Для чего коза с козлятами ушла от старухи-горюхи?

?  Почему деревья отказали козе?

?  Какая опасность угрожала козлятам?

?  Почему коза принимала советы деревьев?

?  Где коза построила дом?

Социально-нравственные качества: усердие, заботливость. Ответственность, настойчивость.

Вопрос:

?  Какие качества помогли козе найти место для избушки и построить ее?

Вывод: коза ушла от старухи-горюхи в лес, чтобы козлятки росли крепкими и здоровыми. Только ее усердие, целеустремленность помогли найти место под березой, построить хороший дом, обеспечить покой и безопасность и сохранить здоровье козлят.

«Три поросенка».

(английская сказка)

Цели: формирование  представлений о разнообразии свойств природных ресурсов (материалов); привитие  уважения и хозяйского подхода к использованию природных ресурсов.

Краткое содержание. Жили-были на свете три поросенка. Звали поросят Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф.  Наф-Наф был самый умный поросенок. Он предложил братьям к зиме построить дом, но братья ленились, им не хотелось заниматься работой. Наф-Наф стал строить дом из камня, надежный, прочный. Поставил тяжелую дубовую дверь с засовом, чтобы волк из соседнего леса не смог к нему забраться. Наконец и братья занялись работой. Ниф-Ниф решил, что проще и быстрее построить дом из соломы. Уже к вечеру его хижина была готова. Нуф-Нуф решил построить свой дом из веток и тонких прутьев. Оба брата быстро закончили работу, и пошли гулять в лес. Волк увидел их и решил съесть. Каждый поросенок побежал к своему домику.

Соломенный домик Ниф-Нифа волк снес как пушинку. Домик Нуф-Нуфа простоял дольше, но тоже развалился. Братья прибежали к каменному домику Наф-Нафа. Как ни старался волк разрушить каменный дом, он стоял, как крепость. Волку пришлось уйти в лес. С тех пор братья стали жить вместе под одной крышей.

Материал: кукольный театр «Три поросенка».

Экономические категории: труд, качество, рациональное использование ресурсов.

Вопросы:

?  Почему поросята начали строить дома?

?  Из какого материала поросята строили дома?

?  Какой дом оказался самым прочным? Почему?

?  Кто из них позаботился о своей безопасности?

Социально-нравственные качества: трудолюбие – лень.

Вопросы:

?  Почему Наф-Наф начал строить дом один?

?  Чем были заняты поросята – отдыхом или работой?

?  Как трудились Ниф-Ниф и Нуф-Нуф?

Вывод:Наф-Наф был трудолюбивым и умным. Он построил себе дом из камня, прочный и теплый. Волк не смог его разрушить. Нуф-Нуф и Ниф-Ниф были ленивыми. Они построили свои дома из соломы и веток, поэтому волк легко разрушил их дома.

«Как звери решили открыть свой бизнес».

(авторская сказка)

Цель: формирование представление о разнообразии свойств природных ресурсов (материалов); прививать уважение и хозяйский подход к использованию природных ресурсов. Объяснить, что настойчивость, обязательность помогают добиться успеха в любом деле. Умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения. Вызвать эмоционально положительное отношение к дружбе, взаимовыручке сказочных героев.

Содержание. Сорока - Белобока, летает по лесу и созывает зверей.

Лиса: «Сорока, зачем ты нас позвала?»

Сорока: «Я летала в город и увидела там, что люди открывают свой бизнес (магазины, заводы и т. д.)

Белка: «А что такое бизнес?

Сорока: «Это производство товара, его продажа, зарабатывание денег».

Заяц: «А какой же бизнес мы можем открыть у себя в лесу?»

Звери задумались. И решили.

Лиса: «Еж, может собирать грибы, солить их и закатывать в банки.

Белка: «А я, буду собирать ягоды, делать из ягод варенье.

Заяц: «Ведь для этого нужно открыть завод по переработке консервов. А для этого нужны деньги.

Звери опять задумались. Где их взять?

Сорока: «Мы можем взять деньги в долг в банке. На том и порешили. Взяли деньги в Банке. Открыли завод. Работа закипела. Вот уже склад полон разными консервами. И что дальше? Звери опять задумались. А Сорока не унывает: «Надо слетать в соседний лес и развешать везде плакаты, где мы прорекламируем свои консервы. Так и сделали. Рисуют рекламу.

Дети помогают нарисовать лесным зверятам рекламу.

Продолжите сказку.

?  Что дальше было с лесными зверями.

?  Какие еще товары могли бы изготовлять зверята?

Экономическая сказка

«Теремок на новый лад»

Цель: Развитие  у детей выдумки, сообразительности; воспитание любознательности  в процессе познавательно-игровой деятельности.

Материал: Зал оформлен по сказке «Теремок»; шапочки для зверей, разнообразные товары, деньги, реклама, другие аксессуары.

Содержание:

Сказочница.       Мы старую-старую сказку расскажем,

                            Расскажем о Мышке, Лягушке-квакушке,

                            О Ежике и о Лисе,

                            О Волке коварном, Медведе забавном,

                            О Зайчике и Петухе.

                            Какую сказку мы расскажем,

                            Вы, наверное, уже догадались.

Дети.    Теремок.

Сказочница.       Каждый ребенок знает с пеленок

                  Старую сказку про теремок.

                            Он в поле стоял, не высок и не низок

                            Потом в теремке поселились зверушки,

                            Какие – вы знаете все на зубок!

                            Работали дружно, дружили друг с другом.

                            Промчались года, а их теремок все также стоит.

                            И звери все те же, но как изменились,

                            Ведь время вперед непрерывно бежит.

В зал вбегают дети подготовительной группы в шапочках зверей.

Дети.                   Приглашаем в теремок, всех зайти на огонек,

                            Мы расскажем вам о том,

                            Как по-новому живем.

                            Время бежит, жизнь не стоит,

                            Век двадцатый пролетит.

                            Эй, не ленись, поторопись, за дело ты дерись.

Заяц.                   Мои друзья,

                            Двадцатый век – не дело долго песни петь.

                            Пора работать, по местам!

                            Работы нынче хватит нам!

Лиса.                  Гостям расскажем о себе,

                           Как живем мы в теремке.

                           Мышка, начинай рассказ:

                           Делу – время, потехе – час!

Мышка.             Я мышка-норушка,

                           Я в фирме служу.

                           «Макдональдс» - зовут так фирму мою.

                           Я вас накормлю, я вас напою,

                            По первому классу вас обслужу.

                            Науку от бабушки я получила,

                            Она всех зверей пирогами кормила.

                            Стояла, бедняжка, у печки все дни,

                            Ведь не было у нее СВЧ – печи!

                            Я только на кнопочку нажимаю

                            И пирожки из нее вынимаю.

                            Они и вкусны, они и сочны,

                            Не так уж они у меня дороги.

                            Такая работа мне прибыль дает,

                            А от зверушек – любовь и почет.

Сказочница.       Ой, мышка-норушка, ты так вкусно рассказывала о своих пирожках,                            

        Что нам захотелось их купить и попробовать.

Мышка.               За ценой не постою,

                             Их по рублю я отдаю.

Мышка достает из печи пироги. Дети покупают.

Сказочница.        А теперь пойдем к лягушке,

                             Что расскажет нам квакушка?

Лягушка.              Открыла в лесу я магазин

                              Идет покупатель один за другим.

                              На технику нынче повышенный спрос –

                              Кому телевизор, кому пылесос.

                              Есть видео, фото и центр музыкальный,

                              На разные вкусы имею товар.

Сказочница.         К лягушке зайдем мы сейчас в магазин.

                              Не купим, так просто товар поглядим.

Дети рассматривают товар, спрашивают цены, покупают.

Сказочница.         Ну, хвалитесь, показывайте, что купили.

                              А вот, друзья колючий еж,

                              Он был на елочку похож.

                              Ну а сейчас он деловит,

                              Среди зверей он знаменит.

Еж.                        Ведь коли я в иголках весь,

                              Портным зовет меня весь лес.

                              Я шью, порю, крою, метаю –

                              Заказ любой я принимаю!

                              И исполняю точно в срок –

                              Не нарушает ежик слов!

Сказочница.         Дорогой ежик! А нашим ребятам как раз нужны новые костюмы

          К выступлению. Может, ты нам их сошьешь?

Еж.                         Пожалуйста, выбирайте фасон. Вот модели в журнале мод.

                               Я сниму с вас мерки, и костюмы будут готовы точно в срок.

Сказочница.          А какова цена?

Еж.                        Сарафан по  500 рублей, а рубашка по  300 рублей.

Еж работает с детьми: принимает заказы, снимает мерки. Дети выбирают модели, ткань, рассчитываются за изделия.

Сказочница.          А теперь зайдем сюда. Как называется этот салон?

Дети читают: «Волшебница».

Сказочница.          Что же это такое и кто волшебник?

Лиса.                      А волшебница здесь я – Патрикеевна-кума.

                               Я – частный предприниматель,

                               Великолепный парикмахер.

                               Услуг вам много окажу:

                               Я мигом подстригу

                               И феном уложу, вам завивку предложу,

                               Вас покрасить я смогу.

                               Предложу вам новинки сезона:

                               Шампуни, лаки и одеколоны.

                               Кто хочет быть красив всегда,

                               К услугам тех кума-лиса!

Сказочница.          А ну, ребята, поглядите и товар купите.

                               Те, кто нуждается в красе,

                               Вставайте в очередь к лисе.

Дети покупают товар. Лиса делает прически.

Сказочница.          А мы к медведю поспешим,

                               Поспешим-поговорим.

                               Здравствуй, мишенька - медведь.

                               Чем занят ты, скорей ответь!

Медведь.                Я мед душистый поставляю,

                                Всех зверушек им снабжаю.

                                Ценился мед во все века,

                                В нем и здоровье, и краса!

                                И за границу мед идет,

                                Там грамотный народ живет.

Сказочница.           А какой ты, медведь, производишь обмен?

Медведь.                Я мед на авто меняю,

                                Так сделки по бартеру осуществляю.

                                Товар на товар, обмен на обмен –

                                Так нынче живет медведь-бизнесмен.

Сказочница.           А что такое авто? Кто такой бизнесмен?

Высказывание детей.

Сказочница.           Какие же автомобили ты, медведь выбираешь?

Медведь.                А вот посмотрите рекламу.

Дети рассматривают рекламу автомобилей разных марок.

Сказочница.           Ой, а про костюмы забыли. Наверное, Ежик их уже сшил. Пора их

                                Примерить, пора надевать и весело в этих костюмах плясать!

Дети примеряют костюмы и танцуют танец.

Мышка.                  Часы пробили 3 часа. Рабочий день кончать пора.

Лягушка.                Мы славно нынче потрудились

                           Мы ни минуты не ленились.

Сказочница.           Вот и вечер наступает.

                                Как же звери отдыхают?

Звери

(по очереди)            ♦ вечером мы читаем книги,

                                 ♦ играем в шахматы и шашки,

                                 ♦ составляем и решаем кроссворды.

Сказочница.           А есть у вас для нас кроссворд?

Ребята решают кроссворд.

1.        Б

А

Н

К

2.        Р

Е

К

Л

А

М

А

3.        Т

О

В

А

Р

4.        Д

Е

Н

Ь

Г

И

По горизонтали: 1. Учреждение, в котором хранятся деньги.

                             2. Информация, которая помогает продать и купить товар.

                             3. То, что продается или покупается.

                             4. В чем измеряется цена товара.

- По вертикали: неожиданная находка, принесшая дополнительный доход.

- Правильно, это – клад.

Звучит музыка, появляется волк.

Волк.                    Клад. Где клад?

                              Знаю, любите трудиться,

                              Знаю, деньги есть у вас.

                              Мне ж трудиться не годится.

                              Заболею в тот же час.

                              Я деньги, денежки люблю,

                              Но я работать не хочу.

                              Работа мне не по плечу,

                              Я от нее худею.

                              Я лучше деньги отберу,

                              В большой мешок их положу,

                              И буду жить да поживать,

                              Пока не постарею.

                              Ага! Испугались, задрожали!

                              Открывайте кошельки, отдавайте денежки!

Звери.                   А у нас - их нет.

Волк.                    Так я вам и поверил! Вы же с утра до вечера работаете. И получаете      

                              Зарплату. У всех пользуетесь почетом и уважением. Не то что я!

Звери.                   А у нас все деньги в банке.

Волк.                    Ну, так  я эту банку вмиг отыщу. А какая она: железная или

                              Пластмассовая? Большая или очень большая?

Волк ищет банку, но не находит.

Сказочница.          Ребята, давайте, объясним волку, что такое банк?

Дети.                      Банк – это учреждение, где хранят деньги

.

Волк.                      Ох, я несчастный остался без денег.

Сказочница.           Не расстраивайся, волк. Ты попроси жителей теремка, может, они

                                Возьмут тебя к себе в теремок?

Волк.                      Звери, вы меня простите.

                                В теремок к себе возьмите.

                                Буду терем охранять,

                                От врагов вас защищать!

Звери.                     Ладно, будешь у нас охранником.

Сказочница.           Стали жить все вместе,

Занят всяк своим трудом.

                                Умеют звери все трудиться.

                                А в праздники повеселиться.

                                Шутки, пляски, песни, смех –

                                Теремок открыт для всех!

Волк.                      Всех гостей мы приглашаем,

                                В оркестре весело сыграем.

                                Пусть услышат наш оркестр

                                Далеко от наших мест.

Оркестр.

Сказочница.           Спасибо вам, звери, за песни, за пляски,

                                 За шутки-прибаутки.

Звери.                      Ну и нас не забывайте,

                                 И почаще навещайте.

Список литературы

  1. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. М., 1997.
  2. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим одержанием. М., 1993.
  3. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику. – СПб.: «Детство-пресс», 2002.
  4. Смоленцева А.А. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. Н.Новгород, 1999.
  5. КуракЕ.А.Экономическое воспитание дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2002.

5. Шведова И. Ф. Экономическая азбука для детей и взрослых. М., 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лэпбук как новая форма совместной работы взрослого и ребенка по изучению материала в условиях реализации ФГОС

В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) педагогу приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требовани...

Организация совместной работы взрослых и детей по выполнению домашних логопедических заданий.

Рекомендации логопеда родителям по выполнению домашнего задания.Результативность логопедической помощи ребенку зависит от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении ре...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ в подготовительной группе на тему: «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАФинансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность...

Сборник методического консультативного материала для работы с родителями по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста «Дошкольник и финансы»

Развитие  современного общества происходит настолько быстро и интенсивно, что сложно порой перестраиваться и «выживать» в условиях неблагополучной экономической и финансовой ситуации ...

Семинар «С чего начать знакомство детей с финансовой грамотностью или Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»

      Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать ден...