Рабочая программа по финансовой грамотности: "Азбука денег"
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Бондаренко Антонида Анатольевна

Рабочая программа по финансовой грамотности: "Азбука денег"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_finan.bondarenko.doc375 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

1.Целевой раздел        3

   1.1 Пояснительная записка        3

   1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ        4

   1.3.Принципы и подходы реализации Программы        4

   1.4.Характеристика особенностей развития детей  4- 7 лет        5-7

   1.5.Планируемые результаты освоения программы        8-10

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ        11

   2.1 Образовательная деятельность в соответствии с ФГОС        11

   2.2.Комплексно-тематическое планирование        12-23

   2.3.Описание форм, способов, методов и средств реализации  Программы        24-27

III .ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ        28

   3.1.Учебный план        28

   3.2.Организация развивающей предметно-пространственной среды.        29

   3.3 Материально-техническое обеспечение реализации Программы        29

  1. Целевой раздел
  1. 1.1 Пояснительная записка

        Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка - товарно-денежным отношениям.

Современный ребёнок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономичес-

кими понятиями и процессами. 

Ребёнок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия как «деньги»,товары, продукты, цены, дёшево, дорого, экономить и т. п. Он знакомится с профессией родителей, совместно с семьей совершает покупки в магазинах, просматривает рекламу по телевизору, слышит разговоры родителей о бюджете семьи – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник. Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека.

Актуальность программы по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к формированию правильной ориентации его в экономических явлениях. Формирование основ финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса и  активно включается в общую систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

Программа «Азбука денег» (далее Программа) разработана на основе примерной парциальной образовательной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей дошкольного возраста 4-7лет», одобренной Министерством образования и науки Российской Федерации, образовательной  программы  «Азы  финансовой культуры для дошкольников»: Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская (2-е изд.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019), с  учетом требований ФГОС ДО и образовательной программы ДОУ «Детский сад №6 «Светлячок» г.Лесосибирск»

Программа направлена на формирование у детей:

  • первоначальных экономических представлений и экономического сознания;
  • представлений о важности труда и мире профессий, торговле и семейном бюджете, доходах и расходах, деньгах России и других стран;
  • полезных экономических навыков и привычек (беречь свои и чужие вещи, поддерживать порядок, экономить свет и воду).

Программа ориентирована на принцип тесной взаимосвязи нравственно-трудового и экономического воспитания. Чем младше ребенок, тем теснее и глубже должна быть эта взаимосвязь. Программу отличает взаимосвязь денег как предмета материального мира с нормами морали, этически-культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека.

  1. 1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель Программы —формирование  основ финансовой грамотности  у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Задачи Программы:  

• понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

• уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

• осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;

 • признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

• рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;

 • применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

  1. 1.3.Принципы и подходы реализации Программы:
  1.  - принцип  развивающего  образования-  целью  которого  является  развитие ребенка;
  2.  - принцип научной обоснованности и практической применимости — это обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
  3.  - принцип полноты, необходимости и достаточности — позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;
  4.  - принцип выбора форм работы - построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
  5. - принцип интеграции  образовательных  областей  в  соответствии  с возрастными  возможностями      и особенностями   воспитанников,    спецификой и возможностями  образовательных областей;
  6. -принцип комплексного подхода к развитию личности -который выражается в тесной связи этического, трудового и экономического воспитания;
  7. - принцип регионализма -учет региональных особенностей и традиций ;  
  8. -  принцип   приоритетности    эмоционально-чувственного     развития,  как  основы духовно- нравственного воспитания-это решение  программных образовательных  задач  в  совместной  деятельности взрослого  и  детей,   и  самостоятельной   деятельности детей не  только в рамках непосредственно-образовательной  деятельности,  но  и  при  проведении  режимных моментов  в соответствии  со  спецификой дошкольного образования.

  1. 1.4.Характеристика особенностей развития детей  4- 7 лет

Психологические особенности детей 4-5 лет. В возрасте 4-5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т. д. Особенности образов воображения зависят от опыта ребёнка и уровня понимания им того, что он слышит от взрослых, видит на картинках и т. д. В них часто смешивается реальное и сказочное, фантастическое. В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения. Средний дошкольный возраст – это период, когда начинают формироваться основные структуры личности ребёнка, ответственные за его произвольное моральное поведение. Особую роль здесь играет взрослый, который должен понимать: именно он является тем человеком, с которым ребёнок идентифицирует себя.

Психологические особенности детей 5-6 лет.

В возрасте 5-6 лет в поведении дошкольников происходят качественные изменения - формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям.

Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила.

Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения - создание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.

Психологические особенности детей 6-7 лет.

В целом ребёнок 6-7 лет осознаёт себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения.

В основе произвольной регуляции поведения лежат не только усвоенные (или заданные извне) правила и нормы. Мотивационная сфера дошкольников 6—7 лет расширяется за счёт развития таких социальных по происхождению мотивов, как познавательные, про социальные (побуждающие делать добро), а также мотивов самореализации. Поведение ребёнка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное не дифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.

Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети охотно делятся своими впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают других о том, где они были, что видели и т. п., т. е. участвуют в ситуациях чистого общения, не связанных с осуществлением других видов деятельности. При этом они могут внимательно слушать друг друга, эмоционально сопереживать рассказам друзей. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения — в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер и избегать негативных форм поведения.

В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события — рождение ребёнка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль (например, медсестра выполняет распоряжения врача, а пациенты, в свою очередь, выполняют её указания).

Продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта.

К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Вместе с тем их возможности сознательно управлять своим вниманием весьма ограничены.

В 6-7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно (т.е. без специальной цели) запоминать достаточно большой объём информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания — повторение.

В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребёнок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений.

  1. 1.5.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Реализация программы будет способствовать достижению   следующих   результатов.

СРЕДНЯЯ ГРУППА:

  • у детей сформированы представления об экономических понятиях: труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама; они умеют выделять слова и действия, относящиеся к экономике;
  • воспитанники подмечают в литературных произведениях простейшие экономические явления; у них развиты познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;
  • дети проявляют любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности;
  •  родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

СТАРШАЯ ГРУППА:

  • применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
  • осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;
  •  проявлять ответственность за начатое дело;
  • понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи;
  • сознавать правила честного зарабатывания денег, взаимосвязи понятий “труд-деньги”, понимание факта купли-продажи, деньги не возникают сами собой, а зарабатываются;
  • осознавать, что цена товара зависит от его качества, необходимости и от того, насколько трудно его изготовить;
  • проявлять такие качества: умение честно соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;
  • иметь представления об элементарных правилах финансовой безопасности.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА.

  •   знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
  • знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;
  •  знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);
  • в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
  • любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;
  • бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
  • следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;
  •  с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;
  • проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);
  • переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек.

Система оценки результатов освоения Программы.

Мониторинг образовательного процесса проводится 2 раза в год в начале сентября и в конце мая. Основной задачей мониторинга является определение степени освоения ребёнком программы по основам финансовой грамотности. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в рамках программы. Основными методами изучения достижений развития ребёнка являются наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности. Мониторинг проводит воспитатель.

Формы подведения итогов: онлайн  занятие для родителей, интерактивная театрализованная мини-постановка, выставка, презентация проектов, игры  и др.

Специфика дошкольного возраста не позволяет требовать от ребёнка достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров и планируемых результатов реализации Программы.

  1. Уровень освоения программы для детей средней группы: 

Высокий – ребёнок активно использует знания о профессиях их связях и отношениях, чётко выделяет, что такое семейный бюджет. Имеет чёткое представление о труде людей, о продукте и товаре. С уважением относится к труду людей. Проявляет творческий потенциал. 

Средний – ребёнок ориентируется и имеет представление с помощью воспитателя о профессиях и содержании их труда, о семейном бюджете. С помощью воспитателя разбирается в экономических понятиях и терминах. 

  1. Низкий – ребёнок не проявляет инициативы при планировании своей деятельности, не знает профессии, не имеет представление о деятельности людей некоторых профессий. Отсутствует творческий потенциал. Ребёнок не имеет представление, что такое семейный бюджет. Не ориентируется в экономических понятиях и терминах. Отсутствует системное видение окружающего мира

Уровень освоения программы для детей старшей группы: 

Высокий: Ребенок самостоятельно пользуется моделью трудового процесса как средством познания трудовой деятельности взрослых. Владеет речью-доказательством, верно, обосновывает ценность каждого вида труда. Проявляет устойчивый интерес к труду взрослых, стремление оказать посильную помощь. Понимает товар как продукт труда, имеющий цену, зависящую от качества. Проявляет бережливость, аккуратность, начала рационального поведения. Испытывает чувство вины за поломку игрушек, стремиться устранить свою оплошность.

Средний: Ребенок имеет представление о значимости разных профессий, устанавливает связи между разными видами труда. Осознает назначение денег. Стремится аргументировать свои суждения. Может объяснить, чем заняты родители, в чем ценность их труда, имеет элементарное представление о семейном бюджете. Интерес к труду взрослых устойчив. Понимает товар как продукт труда, имеющий цену. Владеет обобщенными представлениями о качествах хозяина (бережливость, аккуратность). Проявляет беспокойство в связи с поломкой игрушек, меняется игрушками со сверстниками.

Низкий: Нечеткое представление о трудовом процессе. Ребенок знает названия некоторых профессий, но затрудняется в раскрытии значимости разных видов труда, установлении связи между ними. Отношение к деньгам не отличается осознанностью. Познавательное отношение к труду не устойчивое. Не осознает товар, как продукт труда, имеющий цену. Имеет нечеткое представление о качествах хозяина (бережливость, аккуратность). Не выражает сожаления по поводу сломанных игрушек, вещей. Не делится со сверстниками.

  1. Уровень освоения программы для детей подготовительной группы: 

Высокий: Ребенок проявляет ярко выраженное эмоциональное отношение к заданиям экономического содержания. Активно отвечает на вопросы, проявляет любознательность, задает вопросы экономического характера. Использует в речи экономические термины. Устойчивое отрицательное отношение к жадности, корыстолюбию, лени, лживости. Уверен в своих силах, способен к длительному сосредоточению. Проявляет настойчивость.

Средний: Ребенок проявляет интерес к большинству заданий. Отвечает на вопросы, но сам вопросов не задает. Выполняет задания с незначительной помощью взрослого. Отношение к отрицательным нравственным качествам не устойчивое.

Низкий: Ребенок не всегда уверен в своих силах. Затруднения преодолевает по побуждению воспитателя. Проявляет ситуативный интерес к заданиям. Пассивен, отвечает только на те вопросы, с которыми знаком по личному опыту. Низкий уровень самостоятельности. Осуждает жадность, лень, лживость с нацеливания взрослого.

  1. II. Содержательный раздел
  2. 2.1 Образовательная деятельность в соответствии с ФГОС

Программа обеспечивает формирование основ экономической грамотности у детей в возрасте 4 -7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа осваивается детьми в процессе интеграции образовательных областей – познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Участники образовательной деятельности: дети, родители (законные представители), педагогические работники ДОО, осуществляющие работу по программе.

Образовательный процесс решает программные образовательные задачи в следующих формах организации деятельности:

  • совместная образовательная деятельность взрослых и детей;
  • самостоятельная деятельность детей в режимных моментах.

  1. 2.2.Комплексно-тематическое планирование

          2.2.1.Комплексно-тематическое планирование в средней группе

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

1. «Что такое деньги? Откуда они пришли?»

Дать представление о денежной единице. Учить понимать назначение денег.

2. Труд – основа жизни

Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо. Беседа, игра-соревнование папка-передвижка «Наша семья трудится», тематический стенд о труде.

3. «Наши потребности» -занятие — игра

Дать понятие потребности; Уточнить от чего зависят потребности человека; Подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.

4. «Как деньги доходят, а потом расходятся»

Познакомить с составляющими бюджета, с путями экономии бюджета семьи;

Дать понятия «доходы», «расходы», «зарплата», «пения», «стипендия»; Воспитывать правильное отношение к деньгам.

Октябрь

5. «Путешествие в прошлое денег»

Познакомить с историей возникновения денег.

Показ презентации.

6. «Приключения Умника и Торопыжки»

Повторить понятия «потребности человека»; Продолжать решать проблемные ситуации; Воспитывать социально – личностные качества и ценностные ориентиры.

7. Занятие — эксперимент:«Монета, банкнота,

пластиковая карта»

Понятия «монета», «банкнота», «пластиковая карта» наличные и безналичные деньги. Формировать умения в исследовательской деятельности (делать выводы), самостоятельно находить источник.

8. Деловая игра «Юные финансисты»

Обобщение знаний о потребностях человека. Уметь  различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара.

Ноябрь

9.«Как правильно беречь деньги?»

Воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами.

10. «Идем в магазин или как делать покупки с умом»

Развивать у детей умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой и спросом на него. Дать понятия «товар», «цена», «дороже — дешевле», «потребительская грамотность».

11. Путешествие в страну «Экономоград»

Формировать умение правильно делать покупки, подмечать в сказках простейшие экономические явления.

12. Сюжетно-ролевая игра «Магазин «Детский мир»

Формировать понимание о значении денег в жизни каждого человека, об умении тратить их разумно, учить расходовать заработанные деньги-жетоны. Воспитывать уважение к родителям, обеспечивающим семью деньгами; желание трудиться самим, развивать мышление, память, умение четко выражать свои мысли.

Декабрь

13. «Все профессии важны»

Формировать у детей отчетливое представление о роли труда в жизни общества.

Воспитывать уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.

14. «Удачная покупка» — игра.

Закрепить понятия: труд, профессия, товар, услуга, семейный бюджет, экономия.

15. «Дом, где живут деньги?»

Познакомить детей с работой банка. Дать представления о работе банка, познакомить с новыми словами и профессиями: кассир, консультант, финансовый менеджер.

Показ презентации.

16. «Кто долго спит, тот денег не скопит»

Знакомство с пословицами и поговорками о труде. Формировать понимание того, надо уметь распоряжаться своим временем и деньгами.

Январь

17. «Копейка рубль бережет»

Обобщить и систематизировать знания детей о товарно – денежных отношениях.

18. Игра «Свой бизнес» (открываем пекарню).

Закрепить представления детей о сущности экономических явлений и понятий. Формировать экономическое мышление. Проводить эксперименты, устанавливать причинно – следственные связи. Закрепить экономические знания в практической ситуации.

19. «Реклама, как она работает»

Дать представление о том, что такое реклама и для чего она нужна, о вреде и пользе рекламы. Научить детей правильно воспринимать рекламу.

Просмотр мультфильма, обсуждение.

20. «Все работы хороши, выбирай на вкус».

Знакомство с профессиями в контуре опережающей профориентации дошкольников. Продукты труда: товары и услуги. Социо-игровая технология (работа в малых группах). Игра: «Что создается трудом», викторина «Угадай профессию», загадки «Все профессии важны, все профессии нужны».

Февраль

21. Игровое занятие «В гостях у сказок»

Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления. Давать нравственную оценку поступкам героев.

22. «Хлебу мера, а деньгам счёт»

Деньги, как и хлеб, надо учитывать, считать, беречь.

23.. Беседа «Долг платежом красен»

 Формировать доброжелательные отношения. Дать детям, понятие долга.

24. «Без копейки рубль щербатый»

Подводить детей к пониманию того, что следует беречь каждую копейку.

Март

25. «Экономия тепла, света, воды» (учимся экономить).

Развить познавательный интерес к вопросам финансовой грамотности и применению знаний на практике. Формировать понимание единства человека и природы. Дать образное и упрощенное объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла.

Формировать у детей потребность в их экономии.

26. Чтение комиксов «История о рублике и его друзьях».

Закрепить знания детей в вопросах финансовой грамотности.

27. «Что такое ресурсы?»

Познакомить детей с понятием ресурсы, видами ресурсов.

28. «Как сохранить богатства Планеты?»

Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам планеты.

Апрель

29. «Как проверить и посчитать деньги»

Продолжать учить дошкольников умело распоряжаться деньгами и отличать настоящие деньги от фальшивых.

30. Деловая игра «Финансовая безопасность»

Знакомить детей с элементарными правилами финансовой безопасности.

31. «В долг брать легко, да платить тяжело»

Формировать представление о том, что долги всегда нужно отдавать. Иногда приходится отдавать большую сумму, чем взял.

32. «Карманные деньги, как ими распорядиться»

Объяснить детям, что небрежное отношение к хранению денег недопустимо.

Май

33. Викторина «Путешествие в денежную страну»

Закрепить у детей экономические знания. Развивать сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования.

34. Благотворительность «Творим добро».

Развивать интерес к знаниям о финансовой грамотности. Знакомство с понятием «бартер», «благотворительный фонд». Дать понятие о благотворительности, и о том, почему она приносит не только добро, но и выгоду.

35. Путешествие в страну «Рублика»  — игра.

Закрепление материала.

36. Игра – викторина «Мы – ребята деловые»

Итоговое.

2.2.2. Комплексно-тематическое планирование в старшей группе

Сентябрь

1. «Азбука денег» (вводное занятие).

Расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей; развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей; развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры; воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.

2. «Что такое потребности?» Потребности семьи.

Познакомить с многообразием потребностей человека; Определять разницу между «хочу и «надо»;формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление.

Д/игра: «Заветные желание», беседа, загадки, упражнение -игра «Если бы я выиграл миллион...».

3. «Что такое семейный бюджет? Планируем вместе».

Повторить понятие «потребности человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится; Уточнить от чего зависят потребности человека; Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи.

4. «Беседа о труде»

«Беседа о труде» Сформировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада; учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым; стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.

Октябрь

5. «Что необходимо человеку?

Воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.

Д/игра: «Кому что нужно?», демонстрация м/ф «Уроки тетушки Совы», беседа.

6. «Кто, кем работает?»

Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитывать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

7. Деловая игра «Директор супермаркета»

Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Закрепление знаний о функционировании магазина. Формирование навыков культурного поведения в магазине.

8. Сюжетно-ролевая игра «Рынок».

Раскрыть специфику купли -продажи товаров на рынке (свободные цены, торг, количество покупателей и продавцов).

Ноябрь

9. «Поход в магазин»

Расширение представлений детей о том, как складывается семейный бюджет. Раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).

10. «Трудиться - всегда пригодиться».

Разбираемся, что будет, если люди перестанут работать и трудиться. Читаем, обсуждаем, разгадываем загадки, представляем, рисуем.

11. Мини-спектакль «В волшебном лесу».

Закрепляем понятия: трудиться, работать и зарабатывать. Интерактивный миниспектакль.

12. «История возникновения денег».

Знакомство детей с историей возникновения денег, их предназначением. Воспитание уважительного отношения к деньгам. Закрепить знания детей о возникновении денег. Развивать логическое мышление, речь детей, расширять кругозор. Развивать творческие способности. Формировать умение работать в команде.

Декабрь

13. «Как придумали деньги»

Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). Беседа, чтение, разгадываем загадки, рассказ

14. «Какая бывает валюта?»

Формирование представлений детей о том, какие бывают деньги. Познакомить детей с видами денег. Развивать логическое мышление. Социо-игровая технология (работа в малых группах). Беседа, исследование, чтение, игра «Нарисуем деньги для нашей группы»

15. «Как выглядят деньги и откуда берутся?»

Изготовление денег: печать, чеканка. Беседа, исследование, чтение,– придумываем деньги для группы. Тематический стенд «Какие деньги были и какими стали». Как деньги попадают к нам в дом. Труд и доходы. Вознаграждение за честный труд.

16. «Финансовая школа»

Познакомить с понятиями «валюта», «бюджет», «банковский счет (депозит)», «доход», «расход», «сальдо»; Содействовать развитию познавательного интереса к решению математических и логических задач с использованием вышеперечисленной терминологии; Сформировать навыки командной игры.

Январь

17. «Поиск сокровищ пирата Финансиста».

Расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей; Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей; Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.

18. «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

Выявление представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг. Содействовать формированию дружного коллектива.

19. «Где покупают и продают разные товары?»

Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки. Социо-игровая технология (работа в малых группах). Игра «Где что купить?», обсуждение, папка передвижка «Мы идем за покупками».

20. «Где покупают и продают разные товары?»

Торговые предприятия: базары, рынки, ярмарки, торговые центры. Социо-игровая технология (работа в малых группах). Игра «Где что купить?», обсуждение, тематический стенд.

Февраль

21. «Производите ли и ресурсы»

Закрепить представления о разнообразии природных и капитальных ресурсов, способов их использования; Обсудить происхождение продуктов и из чего можно изготовить необходимые товары; Выявить знания о производителях товаров и услуг; Воспитывать умение работать командой, радоваться успехам и сопереживать неудачам товарищей; Воспитывать уважение к людям разных профессий.

22. «Наша мастерская».

Изготавливаются товары для ярмарки: рисуем, клеим, вырезаем, лепим. Технология моделирования. Творческо-трудовая деятельность

23. «Сколько нужно человеку»

Формировать понимание о значении денег в жизни каждого человека, об умении тратить их разумно, учить расходовать заработанные деньги-жетоны, Воспитывать уважение к родителям, обеспечивающим семью деньгами; желание трудиться самим, Развивать мышление, память, умение четко выражать свои мысли.

24. «Стоимость и цена товара».

Разбираем цепочку товар стоимость-цена. Определяем стоимость товара (сделанных поделок: затраченные материалы, наше время и наш труд) и формируем цену. Игра «Сколько это стоит?», беседа «Как складывается стоимость товара», обсуждение

Март

25. Сюжетно-ролевая игра «Магазин «Детский мир»

Формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания о финансовых понятиях; Развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; Воспитывать культуру речевого общения; Знакомить с профессиями продавца, кассира.

26. Игровая ситуация «Ты мне, я – тебе!»

Раскрыть сущность понятия «ты – мне, я – тебе», как обмене одной вещи на другую без денег, на основе сказочных персонажей; Продолжать развивать представления детей о деньгах, товарах; Воспитывать умение определять разницу между «хочу» и «надо», честность.

27. «Реклама вокруг нас: хорошо или плохо?»

Формируем правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность. Сюжетно ролевая игра (работа в подгруппах). Чтение сказки «Кот в сапогах»

28. «Реклама, как форма информации.»

Реклама: что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует (текст, картинка, звукозапись, видеоролик и т. п.), где она размещается (в общественных местах, в печати, на радио, телевидении, на досках Создание детьми собственной рекламы (в форме рисунков, разнообразных игр, в стихах, прозе и др.) на темы: «Если бы у меня было свое дело…», объявлений, в Интернете, раздается на улицах и т. д.).

Апрель

29. «Создаем рекламу.»

Формируем правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность.  Сюжетно ролевая игра (работа в подгруппах). Рекламируем книжки для чтения в группе, игрушки для мини-спектаклей.

30. В гостях у сказки «Цветиксемицветик»»

Дать детям возможность осознать, что в жизни не все, как в сказке, что наше желание мы можем осуществить с помощью покупки нужных нам предметов и что купить можно многое, но не все; активизировать словарь за счёт таких терминов, как покупка, сделать покупку; Формировать у детей понятия «хочу», «надо»; Воспитывать нравственные понятия, чувство сострадания, желание помочь.

31. Беседа «Долг платежом красен»

Дать детям, понятие долга. Учить детей анализировать поведение персонажей. Развивать внимание к сверстникам.

32. «Выгодно – невыгодно»

Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама.

Май

33. Проблемная ситуация «Копейка рубль сбережет»

Формировать умение правильно делать покупки (потребительская грамотность). Развивать у детей умение экономить; Выделять слова и действия, относящиеся к экономике; Развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность.

34. «Что же важнее денег?»

Представление о честном труде — в противоположность воровству, тунеядству. Почему люди ценят доброту, честность, благородство, способность сочувствовать, милосердие, стремление помогать тем, кто в этом действительно нуждается. Понятия жертвы, жертвенности (отдать свое тому, кому нужнее).

Многовариантность решений (на примере нехватки того, что требуется всем): поделить поровну; разыграть; отдать тому, кому нужнее; сделать так, чтобы хватило на всех и т. п. (разыграть в лотерею последний кусок пирога — или испечь новый пирог, которого хватит на всех; поделить игрушки, играть всем вместе, наделать еще игрушек и т. п.)

35. Сюжетно-ролевая игра «Торговый Центр»

Закрепление материала по темам: труд, деньги, товар, реклама.

Сюжетно ролевая игра (работа в подгруппах).

36. Сюжетно-ролевая игра «Развлекательный Центр».

Закрепление материала. Праздник в рамках «Финансовой недели». Сюжетно ролевая игра (работа в подгруппах).

2.2.3.Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

1. «Откуда пришли деньги?» Путешествие в прошлое денег

(занятие исследование)

Дать представление о денежной единице, деньги – это универсальное и удобное средство обмена, учить понимать назначение денег. Познакомить с историей возникновения денег. Учить работать с энциклопедиями.

2. Экспериментирование: «Монета, банкнота,

пластиковая карта»

Формировать умения в исследовательской деятельности (делать выводы), самостоятельно находить источник. Раскрыть сущность понятия «монета», «банкнота», «пластиковая карта» наличные и безналичные деньги.

3. «Путешествие рубля»

Деньги явление культуры, их оформление отражение культуры разных стран.

Формирование представлений детей о понятии «валюта», цена, товар.

4. Наши потребности

«Юные финансисты» или занятие – путешествие «Наши потребности»

Дать понятие потребности. Уточнить от чего зависят потребности человека.

Учить решать проблемные ситуации, подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.

Октябрь

5. «Приключения Умника и Торопыжки в страну Финансов» (кукольное представление)

Повторить понятие «потребности человека». Продолжать решать проблемные ситуации. Воспитывать социально – личностные качества и ценностные ориентиры.

6. Интерактивное занятие «Как белка училась считать»

Систематизировать знания детей о разнообразии товаров. Познакомить с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».

7. Деловая игра «Юные финансисты»

Воспитывать умение определять и различать потребности человека. Уметь различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара.

8. «Как деньги доходят, а потом расходятся»

Познакомить с составляющими бюджета, с путями экономии бюджета семьи. Дать понятия «доходы», «расходы», «зарплата», «пения», «стипендия». Воспитывать правильное отношение к деньгам.

Ноябрь

9. «Как правильно беречь деньги?»

Систематизировать знания детей о способах экономного расходования бюджета. Воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами.

10. «Идем в магазин или как делать покупки с умом»

Развивать у детей умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой и спросом на него. Дать понятия «товар», «цена», «дороже - дешевле», «потребительская грамотность». Воспитывать уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.

11. Игра с родителями «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет»

Закрепление понятия «семейный бюджет». Воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие, осуждать жадность.

12. Наш город «Все профессии важны»

Дать представление о труде, его видах (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний и т.д.). Учить выделять последовательность трудовых действий. Формировать у детей отчетливое представление о роли труда в жизни общества. Воспитывать уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.

Декабрь

13. Интерактивная игра «Путешествуем по городу»

Познакомить детей с производством товаров и услуг (карта города, где дети знакомятся с предприятиями города, которые выпускают разную продукцию и заполняют карту карточками с соответствующими товарами).

14. Наш город «Дом, где живут деньги»

Дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг). Знакомство с профессиями: менеджер, кассир, банкир.

15. Игра «Свой бизнес» (открываем пекарню)

Закрепить представления детей о сущности экономических явлений и понятий. Формировать экономическое мышление. Проводить эксперименты, устанавливать причинно – следственные связи. Закрепить экономические знания в практической ситуации.

16. Экскурсия в магазин «Продукты».

Учимся сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами, производить операции купли-продажи. Этому предшествует беседа с детьми о правилах поведения в общественных местах. Игра «Покупаем продукты к празднику».

Январь

17. «Кто долго спит, тот денег не скопит»

(финансовая грамота в мудрости народной)

Знакомство с пословицами и поговорками о труде.

18. «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» (финансовая грамотав мудрости народной).

Развивать у детей умение подмечать в сказках, простейшие экономические явления. Давать нравственную оценку поступкам героев.

19. Экскурсия в магазин «Игрушки»

Учимся сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами, производить операции купли-продажи. Этому предшествует беседа с детьми о правилах поведения в общественных местах. Игра «Покупаем подарки на день рождения».

20. Мини-спектакль «День рождения»

Узнаем, что о подарках надо думать заранее, подарки надо подбирать или мастерить.

Февраль

21. «Реклама, как она работает»

Дать представление о том, что такое реклама и для чего она нужна, о вреде и пользе рекламы. Научить детей правильно воспринимать рекламу.

Научить осуществлять процесс рекламирования (создания рекламы).

22. «Копейка рубль бережет»

Обобщить и систематизировать знания детей о товарно – денежных отношениях.

23. «Экономия тепла, света, воды» (учимся экономить)

Развить познавательный интерес к вопросам финансовой грамотности и применению знаний на практике. Формировать понимание единства человека и природы. Дать образное и упрощенное объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла. Формировать у детей потребность в их экономии.

24. «Тратим разумно, экономим».

Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. Бережливый человек всегда богаче. Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам. Беседа, чтение, игра «Деньги получил – ерунды накупил».

Март

25. «Производители и ресурсы»

Сформировать у детей представление о разных видах ресурсов, понятии «экономия ресурсов», о производителях товаров и услуг.

26. «Как сберечь ресурсы Планеты?»

Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам планеты.

27. «Сохранить и приумножить»

Ситуационные задачи, игра «Выбираем: дорого - дешево, выгодно - невыгодно»

28. Деловая игра

«Финансовая безопасность»

Знакомить детей с элементарными правилами финансовой безопасности.

Апрель

29. «В долг брать легко, да платить тяжело»

Просмотр мультфильма «Смешарики» (уроки финансовой грамотности «Нюша и платье»).

30. «Карманные деньги, как ими распорядиться» (обучающая игра)

Исследование: что необходимо человеку для жизни, игра «Выбираем самое важное»

31. «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама.

32. Благотворительность «Творим добро»

Развивать интерес к знаниям о финансовой грамотности. Знакомство с понятием «бартер», «благотворительный фонд». Дать понятие о благотворительности, и о том, почему она приносит не только добро, но и выгоду.

Май

33. «История о рублике» (просмотр и обсуждение видео – ролика)

Закрепление материала.

34. Квест – игра «Финансовая школа»

В результате игры дети закрепляют полученные знания мира финансов.

35. «Бережливость».

Осознаем, что бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками и радоваться от того, что сделал что-то самостоятельно. Бережливость, трудолюбие, благородство, честность – качества человека с правильным отношением к деньгам. Интерактивный миниспектакль «Секрет белочки».

36. Сюжетно-ролевая игра «Торгово – развлекательный центр»

Праздник в рамках «Финансовой недели». Сюжетно – ролевая игра.

  1. 2.3.Описание        форм, способов, методов и средств реализации  Программы

Программа призвана вызвать интерес к финансовой грамотности у детей и родителей. С этой целью используются формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса (игры, обучающие сказки, интерактивные театральные мини-постановки, притчи, творческие проекты, загадки, ситуационные задачи, занятия- исследования и пр.). Особое внимание уделяется играм, сказкам, притчам и театральным мини-постановкам, которые позволяют незаметно, без напряжения формировать ценностную ориентацию и такие качества, как трудолюбие, бережливость, честность, милосердие, взаимопомощь, а также развивать самостоятельность, инициативность, творчество.

При организации образовательной деятельности по экономическому воспитанию наиболее эффективным является метод проблемного обучения  который позволяет педагогу не только познакомить дошкольников с экономическими понятиями, но и развивать у детей умение самостоятельно «добывать» знания, учиться искать пути решения задач, проявлять инициативу, анализировать и  делать выводы. 

        Моделирование игровых проблемных ситуаций  на занятиях по экономическому воспитанию создает условия для познавательной активности дошкольников, стимулирует детскую инициативу и самостоятельность. Решая проблемную ситуацию экономического, содержания ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал. 

        Для создания проблемных ситуаций воспитатель использует следующие методические приёмы: 

- подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения; 

- высказывание различных точек зрения на один и то же вопрос; 

- предложение рассмотреть явление с различных позиций («две стороны медали»); 

- побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам из ситуации, сопоставлению фактов; 

- постановка проблемной задачи (например, с недостаточными или противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками и др.). 

Формы организации детей в зависимости от образовательных задач:

  • игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные театральные мини-постановки и др.);
  • словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);
  • наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);
  • практические (исследование, экспериментирование и др.).

Базовой формой и методом реализации Программы является игра.

Ребёнок осваивает и познаёт мир через игру, поэтому обучение, осуществляемое с помощью игры, для дошкольника естественно.В целях достижения оптимального результата рекомендуется использовать разные игры:

  • театрализованные,
  • режиссёрские,
  • сюжетно-ролевые,
  • интеллектуальные,
  • семейные и др.

В совместной игровой деятельности происходит активное общение детей друг с другом и взрослым, которое заряжает положительными эмоциями, стимулирует познавательную активность, способствует развитию мышления.В процессе игры дети осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. В играх моделируются реальные жизненные ситуации, устанавливается адекватная возрасту ситуация общения, развивается речь (объяснительная и доказательная).Игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у детей среднего возраста основ финансовой культуры. В повседневной жизни возникают ситуации, когда с ребёнком можно поговорить о финансах. Знания и навыки, приобретённые в процессе игр и игровых занятий, будут способствовать экономическому развитию дошкольников, которое не прекратится с окончанием детского возраста, так как представляет собой процесс длиною в жизнь.

Интерактивный мини-спектакль (обучающая сказка) - один из самых эффективных методов обучения, лучшая среда для раскрытия и роста творческого потенциала, обогащения внутреннего мира ребёнка, возможность обсуждения и советов.

Хороший эффект в работе по формированию финансовой культуры дошкольника достигается и с помощью ситуационных задач, занятий исследований, занятий-бесед, интерактивных занятий, папок-передвижек, сказок и иного фольклора.

Ситуационная задача представляет один из видов интерактивного обучения, методический приём, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации, и способствующий развитию мотивации к познавательной деятельности. Решение ситуационных задач способствует формированию умения объяснять явления действительности, ориентироваться в мире ценностей.Для того чтобы заинтересовать дошкольника, задача должна быть актуальной и представлять реальную ситуацию, которая стимулирует проявление разнообразных эмоций (сочувствие, удивление, радость, гнев и т. д.). Главным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ребёнку захотелось найти на него ответ.

Занятия-исследования - один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения и воспитания. Программа предусматривает использование начального, самого простого уровня исследования, когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение же находит сам ребёнок.

Беседы, разговор, рассказывание, объяснение могут быть использованы при реализации всех образовательных областей Программы.

Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно развлекательного содержания.

Папка-передвижка предназначена для работы с семьёй. Темы папок самые разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идём в магазин», «Мы идём в банк», «Мы планируем», «Мы копим» и пр. В каждой папке указана тема, содержание и правила работы с ней. Родители берут эти папки на определённый срок (выходные дни, праздники), занимаются с детьми, пишут свои отзывы, наблюдения, пожелания. Осуществляется «обратная связь» с семьёй.

Чтение — основная форма восприятия художественной литературы как особого вида детской деятельности, а также эффективная форма развития познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности, решения задач психолого-педагогической работы таких образовательных областей, как «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие».

Тематические стенды с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам, который меняется раз в месяц. Например: «Советуют специалисты», «Школа для родителей», «Поход в магазин», «Поход в банк», «Учимся бережливости» и ряд других.

Выставки по темам программы с использованием фотоснимков игровой, учебной, трудовой деятельности детей и взрослых.

Проекты по темам Программы - эффективный метод, позволяющий установить взаимосвязь «воспитатель - родитель - ребёнок». Участники проекта осваивают новые понятия и формируют представления о финансовой культуре. Воспитатель является организатором продуктивной деятельности, источником информации, консультантом, экспертом, основным руководителем проекта, при этом партнёром и помощником родителей и ребёнка в саморазвитии. Метод проектов - универсальный интегрированный метод, способствующий развитию исследовательской активности и познавательно практической деятельности участников проекта, - расширяет ориентировку дошкольников в окружающем мире и развивает самосознание, открывает большие возможности для воспитания детских дружеских взаимоотношений и сотрудничества, развития социальных чувств и представлений.

Памятки для родителей составляются по определённым темам. Программы изложены доходчиво, конкретно, кратко и целенаправленно, с таким расчётом, что их необязательно хранить, достаточно только прочитать.

Анкетирование, опрос позволяют воспитателю получить необходимую информацию для размышления. Учитывая занятость родителей, целесообразно использовать анкеты с небольшим количеством вопросов, которые не требуют развёрнутых ответов.

Формы и методы реализации Программы являются системными, интегративными образованиями. Практически все формы реализации Программы могут выступать в качестве методов. Каждый метод можно использовать в зависимости от потребностей реализации Программы в целях стимулирования деятельности детей, создания условий для приобретения ими опыта или осознания этого опыта.

Средства реализации Программы способствуют созданию развивающей среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие условия:

  • активная поддержка родителей (законных представителей), вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;
  • использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным особенностям;
  • поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друт с другом в разных видах деятельности;
  • предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  • уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.

Учитывая тот факт, что наличие обратной связи повышает эффективность реализации Программы, предусмотрено использование как традиционных средств (книги, модели, макеты, иллюстративный материал, игрушки, инвентарь для всех видов труда, оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования, конструирования, дидактический материал и др.), так и интерактивных средств (аудио- и видеоматериалы, электронные ресурсы), основанных на достижениях технологического прогресса.

Формы организации детей: групповая, подгрупповая.

  1. III .ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
  2. 3.1.Учебный план

Программа реализуется в течение года (сентябрь – май), состоит из 36 занятий,периодичность занятий:  

1 занятие в неделю (вторая половина дня), продолжительность занятий :

                                                                                 20минут — средняя группа;

                                                                25минут — старшая группа;

                                                                30 минут — подготовительная группа.

Формы проведения:

  • фронтальная (одновременно со всей подгруппой);
  • подгрупповая (работа в группах: парах, тройках);
  • индивидуальная (выполнение заданий, решение проблем).

Методы: игровой, практический, наглядный, словесный.

Занятия проводятся в групповом помещении с использованием мультимедийного оборудования.

Структура занятия: 

  • мотивационная часть (сюрпризный момент);
  • основная часть;
  • заключительная часть;
  • рефлексия (в форме игры).

Для более эффективного решения поставленных задач в занятия включены разные виды деятельности:

  • упражнения на мелкую моторику;
  • экспериментальная деятельность;
  • игровые ситуации;
  • мозговой штурм;
  • чтение произведений детской литературы;
  • рисование на темы: «Мои добрые дела», «Моя будущая профессия», «Как я помогаю близким»;
  • поделки, аппликации, оригами, конструирование на темы: «Мой товар на ярмарку», «Игрушка своими руками», «Упаковка подарков».

  1. 3.2.Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Известно, формирование основ экономической грамотности зависит от многих факторов, в том числе от развивающей предметно-пространственной среды, в которой она происходит. Для организации воспитательно-образовательного процесса по экономическому воспитанию в ДОО создаются необходимые педагогические условия.         Обогащению впечатлений способствует созданная в игровой комнате игровая экономическая зона, способствующая погружению детей в мир экономики, через которую происходит закрепление, уточнение, углубление, систематизация полученных экономических представлений в трудовой, игровой, познавательной деятельности; формируются умения применять их в самостоятельной деятельности.  Игровая экономическая зона содержит: дидактические игры, таблицы с кроссвордами, иллюстрации, коллекция монет и купюр разных стран, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Именно игровая экономическая зона предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создает возможности для привлечения родителей к формированию интереса к экономическому воспитанию и воспитанию личности ребенка способной адаптироваться к многообразному миру экономики.

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры.

Так, играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно- игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. В сюжетно-ролевых играх «Рекламное агентство», «Банк», «Супермаркет», «Магазин» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения. К атрибутам сюжетно-ролевым играм относится кассовый аппарат, банкомат, пластиковые карты, деньги (имитация).

В дидактических играх «Кому что нужно?», «Обмен», «Что быстрее купят?», «Копилка» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний. Развивающая среда содержит настольно-печатные игры по экономике «Веселый бизнесмен», «Монополия», «Бизнесмен», «Деньги», «Супермаркет».        

  1. 3.3 Материально-техническое обеспечение реализации Программы

Совместными усилиями детей, педагогов и родителей создана развивающая, полифункциональная, трансформируемая, вариативная предметно-пространственная .

1.Компонент дидактический.

Учебно – наглядные пособия:

  • сюжетно-ролевые игры «Супермаркет», «Магазин игрушек», «овощной магазин», «Ярмарка», «Поликлиника», «Парикмахер», «Аукцион»

Дидактические пособия:

  • «Рекламный мешочек», «Монополия», «Купи другу подарок», «Кому что нужно?», «Что лишнее?», «Наоборот».

2.Компонент оборудования: музей денег, касса, банкомат, банковские карточки, купюры разного номинала, копилка, атрибуты к сюжетно ролевым играм, монеты, счеты, калькулятор.

3.. Компонент стимулирующий:

Конкретно что

Методическая литература:

  1. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно - ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с. 
  2. Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности»  (для дошкольников), — Калининград, 2013.-26 с. 
  3. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок/Сост. О.А.Блохина, О.В.Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.
  4. Сценарии образовательных игр и образовательных событий  по финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Сборник методических разработок/Сост. О.А.Блохина, О.В.Терешева – Калининград: КОИРО, 2018.
  5. Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.
  6. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Витапресс, 2016. 336 с.7.
  7. Стахович, Л.В. Программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская; серия книг 24 «Занимательные финансы. Азы для дошкольников». – 2-е изд. – М.: ВИТАПРЕСС, 2020. – 31 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по финансовой грамотности "Азбука финансов".

Программа нацелена на первоначальное экономическое образование детей дошкольного возраста, как фактора их экономической социализации....

Конспект по финансовой грамотности "Азбука денег"

содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.Развивать память, внимание, речь, стимулировать актив...

Конспект по финансовой грамотности "Азбука денег"

Предложить ребятам создать свой «мини-банк». Предоставить право выбрать самим кто будет отвечать за сбор и хранение монет. Он будет напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали м...

Конспект НОД по финансовой грамотности "Азбука денег"

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.Развивать память, внимание, речь, стимулировать актив...

Конспект по финансовой грамотности "Азбука денег"

Конспект по финансовой грамотности "Азбука денег"...