Мастер класс с педагогами "Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
консультация по основам финансовой грамотности

Козлова Кристина Юрьевна

Цель: повышение психолого-педагогической компетенции педагогов дошкольного образования, в сфере использования различных методов, приемов, техник работы с детьми дошкольного возраста по финансовой грамотности в ходе мастер-класса в ДОУ.

Задачи:

  • Создать позитивный настрой на работу, доверительной и деловой атмосферы;
  • Познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания детей, его возможностями;
  • Побуждать интерес к играм экономического содержания, показать и познакомить с примерами данных игр.
  • Способствовать развивать положительное отношение к финансовой грамотности детей, внедрения ее в практическую деятельность педагогов ДОУ;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_s_pedagogami.docx359.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Ужурский детский сад №3 "Журавлёнок"

Мастер-класс с педагогами дошкольного образовательного учреждения

«Формирование финансовой грамотности

у детей дошкольного возраста»

https://myslide.ru/documents_7/53eca81b120648f70c5848f8fcd8d8dd/img17.jpgПодготовила: Козлова Кристина Юрьевна


Цель: повышение психолого-педагогической компетенции педагогов дошкольного образования, в сфере использования различных методов, приемов, техник работы с детьми дошкольного возраста по финансовой грамотности в ходе мастер-класса в ДОУ.

Задачи:

  • Создать позитивный настрой на работу, доверительной и деловой атмосферы;
  • Познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания детей, его возможностями;
  • Побуждать интерес к играм экономического содержания, показать и познакомить с примерами данных игр.
  • Способствовать развивать положительное отношение к финансовой грамотности детей, внедрения ее в практическую деятельность педагогов ДОУ;

Оборудование: ноутбук, проектор, раздаточный материал.

Аудитория слушателей: педагоги дошкольного образования.

 Ход мастер-класса:

1 СЛАЙД

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер- классе посвящённый: «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».  Проводить для Вас буду я, Козлова Кристина Юрьевна.

2 СЛАЙД

Актуальность

Как мы все знаем и для нас не секрет, что сегодня наших детей, также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы.

Экономика и дошкольники тесно связаны. Детишки, так или иначе, сталкиваются с миром финансов.


Впервые экономическое воспитание в дошкольном периоде включил в свою программу материнской школы Ян Амос Коменский, родоначальник научной педагогики.

В своей книге «Материнская школа», Коменский предлагает давать детям «экономические познания», понимание управления домашним хозяйством: дети должны знать свою одежду для будней и праздников, беречь и не пачкать ее. Детям рассказывают, для чего людям нужны сундуки, шкафы, кладовые, подвалы, замки, ключи. Дети должны узнавать суть вещей для

жизни, «постепенно открывать глаза на маленькие вещи, чтобы не остались слепыми для больших».

    Огромную роль он отводит труду, чтобы дети с самого рождения привыкли «избегать ленивого досуга».

Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков.

Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности.

Кем бы ни стал ребенок, где бы ни жил, он обязательно столкнется с законами экономики. «А можно ли увлечь детей рассказами об экономике в столь юном возрасте?» - спросите Вы.

Это задача однозначно трудная, но решаемая и я предлагаю всем вместе отправиться в виртуальное путешествие в страну Экономики, мы отправляемся в гости к гостеприимному рублю.

Видеоролик обращения рубля к слушателям.

обрый день, друзья. Я Рубль наш Российский

Люблю денежки считать,

Да хозяйство возглавлять.

С экономикой дружу-

Потому и не тужу!

Предлагаю вам экскурсию по стране моей Экономике!

А страна моя необычная!

Испытаний череда интересная!

Добро пожаловать на первую улицу)

3 СЛАЙД

1 улица в нашей стране называется «Словесные игры с детьми»

Дети очень любят отгадывать загадки, учувствовать в разных словесные игры, их разновидностей очень много, объединяет их одно, что в ходе игры, детей можно познакомить и закрепить финансовые термины.

Вот, например, предлагаю Вам попробовать на себе игру «Доскажи словечко».


1. На товаре быть должна, обязательно … (цена)

2. Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … (доход)

3. Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … (налоги)

4. Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой … (вклад)

5. На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут-набегают в банке. (проценты)

6.Люди ходят на базар: Там дешевле весь…. (товар)

7.Приносить доходы стал. В банке папин …. (капитал)

8.И врачу и акробату. Выдают за труд…….. (зарплату)

9. Как ребёнка нет без мамы. Продажи нету без…  (рекламы)

4 СЛАЙД

Вот ведите совсем не сложно, а теперь я загадаю Вам загадки:

  1. Из какого аппарата

          Выдаётся нам зарплата?

 (банкомат)

  1. Чтоб хранить свои доходы, на карманные расходы,

Хрюша требуется мне, та, что с дыркой на спине…  (копилка) 

  1. Это крупный магазин,

          У него не счесть витрин.

          Всё найдётся на прилавке,

          От одежды до булавки. 

(супермаркет) 

Молодцы, все ответы верны!

2 Отправляемся на следующую улицу под названием «Наши сказки»

5 СЛАЙД

Уважаемые коллеги! Практически в любой сказке есть экономическая составляющая. Хотите в этом убедиться? Тогда слушайте.

(Если есть затруднения подсказки от рубля)

1. В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя?

«Колобок»

2. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда?

«Репка»

3. Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта?

Золотая антилопа

4. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного метала и что это за металл?

«Курочка Ряба», золото

5. Герой этой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе.

Кот в сапогах.

-Молодцы. Помните, что с помощью сказки можно развить в детях трудолюбие и бережливость, расчетливость и экономность. 

6 СЛАЙД

Что у нас там дальше? А 3 улица «Умников и умниц».

У ребенка же изначально нет отношения к деньгам. Он не понимает, что деньги – это эквивалент товаров и услуг, он пока не знает их стоимость.
В младшем дошкольном возрасте затрагивать эти темы с ребенком нужно со стороны бережного отношения к игрушкам, вещам, подаркам.
Само слово «деньги» станет постепенно символом чего – то важного, того, чем оперируют взрослые и что даёт разнообразные блага.


На формирование отношения ребёнка к деньгам сильное влияние оказывает воспитание в семье. Формирование такого отношения начинается с того момента, когда ребёнок получает в руки первые купюры или монеты.
Нельзя научиться плавать на берегу, нельзя научиться ездить верхом, ни разу не сев на лошадь. Навыки должны совершенствоваться в постоянной практике.

Вот и мы с вами сейчас давайте попробуем попрактиковаться, актуализируем свои знания в товарно-денежных отношениях и решим «Кроссворд»
1. Как называется то, что принадлежит одному человеку или группе людей? (Собственность)
2. Плановое ведение хозяйства. (Экономика)
3. Как называется договор между людьми, которые хотят что-то купить, продать, обменять? (Сделка)
4. Чем становится собственность, если ее хотят продать, обменять? (Товар)
5. Как называются ценные бумаги, при помощи которых делают покупки? (Деньги)
6. Как называют человека, который продает товар? (Продавец)
7. Обмен товарами без участия денег. (Бартер)

Молодцы, и мы с вами попадаем на 4 улицу «Практичная»

7 СЛАЙД

         Учитывая то, что в настоящее время у детей уже дошкольного возраста появляются некоторые денежные средства, необходимо объяснять и помогать им в их использовании.

Сейчас мы с вами попробуем упражнение под названием «Груша и яблоко».

 
Цель: Научить считать деньги и ресурсы. Необходимые материалы: Бумага, карандаши, ножницы.

Ход:

Нарисуйте, пожалуйста, на одной стороне бумаги грушу. А на оборотной стороне листа - яблоко (когда первый рисунок закончен). Вырежьте сейчас и грушу, и яблоко (когда завершены оба рисунка).
Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее. И учить этому ребенка бесспорно нужно.

Как всем известно, что основная форма обучения - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Вот и мы сейчас поиграем. На следующей 5 улицы под названием «Игра»

 

1.«Сигнальщики» (товар или услуга)

Цель игры: закреплять представления о содержании деятельности людей некоторых профессий, о результате их труда. Учить различать понятия «товар» и «услуга».

Предлагаются два цвета карточек: красные и синие.

Правила игры: Если я называет товар – поднимаете красную карточку, а если услугу – синюю. ( парикмахерская (стрижка, покраска)– услуга; одежда – товар; почта (пересылка писем, открыток, посылок, разноска газет и журналов)– услуга; кукла – товар; мастерская по ремонту (ремонт одежды, обуви, бытовой техники) – услуга; краски, карандаши – товар).

8 СЛАЙД

2.«Что дороже?»

Цель игры: формировать у детей представление о том, что любой товар имеет свою цену; понятия «дорого» и «дешево», «дороже» - «дешевле»

Правила игры: на столе лежат карточки, предлагается выбрать из двух карточек ту, на которой изображен более дорогой товар.

 (Кукла в зимней одежде и в обычном платье; летняя и зимняя обувь; машинка простая и на пульте управления; конфеты в подарочной коробке и на развес; воздушный шарик и футбольный мяч)

3.Назовите, пожалуйста, сюжетно – ролевые игры, в которых воспитывается финансовая грамотность и обоснуйте свой ответ.

(«Семья», «Дочки-матери» «Столовая», «Кафе» «Поликлиника» «Больница», «Скорая помощь», «Школа», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Железная дорога», «Космос», «Пароход» .«Зоопарк». «Аптека». «Ветеринарная лечебница» ,«Дорожное движение», «Водители». «Магазин» «Гости» ,«День рождения» ,«Почта» ,«Ателье», «Монополии»)

Спасибо. Все ответы верны.

 

9 СЛАЙД

Обращения рубля

Если вы будете делать что-либо полезное и делать хорошо, то богатство всегда будет у вас под рукой. Использовать деньги можно по-разному. Некоторые копят их, а сами живут в бедности. Другие тратят, но тоже не извлекают из этого пользы: зачем дорогой ковер, если он не лежит у нас под ногами? Зачем теплая шуба, если ее не носят в мороз? Зачем украшения, если они спрятаны в сундуке?

Запомните: вещи не должны копиться попусту и лежать без надобности. Они нужны, чтобы приносить пользу.

Если вам было интересно – похлопайте, а если нет- потопайте. Я вам желаю стабильного финансового благополучия!

Играйте с детьми в экономику!

И я благодарю всех! Спасибо за внимание!

Г. Ужур 2022г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста».

Формы организации воспитания финансовой грамотности у детей дошкольного возраста....

Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста

В данной консультации для педагогов МБДОУ даны рекомендации по ознакомлению дошкольников старшего возраста с элементами финансовой грамотности в различных образовательных областях....

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Целью статьи является расширение  основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гр...

Мастер-класс для педагогов «Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста».

Вовлечение педагогов в понимание важности финансово-экономического образования дошкольников....

Мастер-класс: "Вариативное использование дидактического материала "Логические блоки Дьенеша" в формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста"

Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения.В изменяющихся условиях современного общества жизни непре...