Дидактические игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Шистерова Анастасия Юрьевна

Подборка игр по финансовой грамотности для воспитанников подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fin.gram_.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

Услышав громкое название «Экономическое воспитание дошкольников», многие думают: «Это еще зачем? Стоит ли торопить время? Ведь впереди школа, там всему и научат». Даже сочетание понятий «дошкольник и экономика» вызывают у многих внутренний протест. А что же такое экономика?

Экономическое образование понимается как процесс формирования элементарных экономических представлений, знаний, понятий в соответствии с возрастными возможностями обучающихся.

Экономическое воспитание - часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей, еще одна из граней воспитательного процесса. Экономическое воспитание понимается как результат экономического просвещения, способствующего формированию хозяйственного отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций. Потребность в нем была всегда, но значимость значительно увеличилась в последние годы.

Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, воспитательно – образовательная деятельность в условиях детского сада формируют тот опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию.

Задача воспитателя детского сада — преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме.

Основная форма обучения — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.

Мы хотим вам представить  игры, которые  используем в своей практике с детьми старшего дошкольного возраста. Данные игры предназначены для совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей. Игры по теме финансовой грамотности используем словесные с предметами и картинками, сюжетные, настольно-печатные. Большинство игр изготовлены самостоятельно.

1. Игра «Услуги и товары» Цель: Закреплять сведения о том, что такое услуги и товары. В Материал: Предметные, сюжетные картинки с изображением труда - изготовление товаров или предоставления услуг. Игру можно начать с игровой ситуации: перед детьми появляется поваренок, который рассказывает о том, что он решил печь пирожки и продавать их лесным жителям. Дети совместно с воспитателем рассуждают о том, что будет являться товаром, а что услугой.

В ходе игры дети рассуждают, люди каких профессий производят товары: пекарь, фермер, сапожник, художник, швея. Потом вспоминают профессии, представители которых предоставляют услуги: няня, воспитатель, учитель, парикмахер, врач, продавец. Дети группируют картинки по принципу Товары и Услуги на игровом поле.

2. Игра «Ленивый и трудолюбивый» Цель: Расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героям сказок. Материал: Лесенка, сказочные герои: Золушка, Емеля, три поросенка, Бабка из сказки о золотой рыбке и др. Суть игры: к детям в группу попадает сундучок со сказочными героями. Первыми из сундучка появляются три поросенка, дети припоминают сказку и дают характеристику героям.  Далее дети расставляют героев на ступеньки лестницы: внизу самый ленивый поросенок, на второй ступеньке, тот который трудился больше, наверху самый трудолюбивый. Следующих героев из сундучка дети ранжируют по тому же принципу. Со временем сундучок пополняется новыми героями сказок по инициативе детей, по мере ознакомления с новыми историями.

3. Игра «Что и когда лучше продать?» Цель: закреплять знания детей о спросе на товар, развивать знания о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос. Воспитывать понимания значимости профессии продавец. Материалы: корзиночки с условными изображениями сезонов, мелкие карточки с изображением сезонных товаров. Содержание игры: дети заполняют корзиночки товарами в соответствии с сезоном. Например, панамки, сланцы, футболки - в «летний» магазин, а шубу, валенки, варежки - в «зимний».

4. Игра «Размен» Цель: Научить считать деньги. Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов. Количество участников: 1-5. Суть игры: Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.

5. Игра «Как наша Аня ходила за покупками» Цель: закреплять знания детей о последовательности процесса покупки товара; Ход игры: Ребенку предлагаются для рассмотрения карточки (5-6), отличающихся по содержанию изображения: - мама дает ребенку деньги; - ребенок идет по улице с пустой котомкой; - ребенок входит в магазин; - стоит у кассы; - берет хлеб у продавца; - идет домой с наполненной сумкой. Задание 1. Разложить картинки в ряд в такой последовательности, которая соответствует логике действий изображенного на них. Задание 2. Составить коротенький рассказ по картинкам, соблюдая последовательность действий.

6. Игра «Мы - копирайтеры» Цель: закреплять знания детей о рекламе; развивать у них эстетические чувства и художественный вкус; учить устанавливать взаимосвязь между рекламой и успехом в торговых отношениях «продавец - покупатель». Ход игры: участникам дается товар, обсуждаются его характеристики, выгодные стороны, предлагается создать рекламу этого товара, так, чтобы его захотели приобрести другие участники.

7. Игра «Чья это продукция?» Цель: продолжать знакомить детей с элементарными понятиями об экономике; вводить в активный словарь детей слова производство, продукция, производитель. Дать детям знания о том, что все, что мы имеем, не само собой получается, все добыто трудом людей и каждую вещь надо беречь; воспитывать чувство бережливости, уважение к труду. Ход игры: Воспитатель предлагает ребятам отправиться на экскурсию по некоторым производствам на автобусе. Беседует с ними о том, что такое производства, производитель, товар, продукция. Дети попадают на швейную фабрику, где знакомятся с продукцией этой фабрики, далее дети могут попасть на трикотажную фабрику, молочный завод, кондитерскую фабрику и т.д. После экскурсии дети приезжают в детский сад, и воспитатель предлагает им поиграть в игру «Узнай, чья это продукция». Детям предлагается рассмотреть предметы на столе у воспитателя: ткани, изделия из ткани, вязаные изделия, чайный сервиз, стеклянная посуда. Если дети не могут назвать, чья это продукция, воспитатель им подсказывает и закрепляет неоднократным повторением название производства. Далее детям предлагаются карточки с изображением разных видов продукции. Дети должны их рассортировать.

8. Игра «Хочу и надо» Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо». Правила: определить, к какому понятию - «хочу» или «надо», - относится изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно. Материалы: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле.

Как показывает практика обучение в игре - один из самых эффективных методов получения знаний. Игры по финансовой грамотности позволяют прожить опыт, необходимый для реальной жизни, повысить уровень финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, а также сформировать интерес к финансово грамотному поведению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная дидактическая игра по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

В результате игровой деятельности формировать у детей положительное отношение к финансовой грамотности, интерес к экономике...

Картотека дидактические игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр  по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области ф...

Картотека дидактических игр по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

дидактические игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста...

Дидактические игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

Новизна опыта заключается в том, что финансовая грамотность расширяет не только экономический кругозор дошкольника, но и дает представление о таких экономических качествах, как тру...