Консультация для воспитателей «Основы воспитания финансовой грамотности у дошкольников»
консультация по основам финансовой грамотности

Наталья Алексеевна Петроченко

Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста - новое

направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной

проблемой, неотделимой от ребёнка с самых ранних лет его жизни.

Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к

главной реалии современного рынка - товарно-денежным отношениям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_fin._gr.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Основы воспитания финансовой грамотности у дошкольников»

 Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста - новое

направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной

проблемой, неотделимой от ребёнка с самых ранних лет его жизни.

Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к

главной реалии современного рынка - товарно-денежным отношениям. Дети

дошкольного возраста рано включаются в экономическую жизнь семьи,

сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин,

участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях,

овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне.

Поэтому проблема формирования финансовой грамотности становится

актуальной уже в дошкольном возрасте, так как это время, когда

закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный

возраст является самым продуктивным в плане заложения таких

индивидуально-психологических особенностей личности, как

ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы в

дальнейшем для формирования финансово-грамотного человека.

Актуальность формирования финансовой культуры дошкольников

обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе

и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в

экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с

экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским

садом и школой.

Формирование основ финансовой грамотности официально признано одной

из важнейших задач образовательной деятельности. Финансовая грамотность

активно включается в систему образования. Если взрослые вовремя не

объяснят ребёнку, что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и

экономить, то у него сложится об этой теме собственное мнение. После

четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению

к семейным финансам.

Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной,

семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные

финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере

взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также

заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении

всей жизни.

Финансы, экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся

слишком далекими друг от друга. Понимаемая как область «разумного

ведения домашнего хозяйства», искусство его ведения они могут быть

преподнесены детям в форме элементарных сведений:

 научить их правильному отношению к деньгам, способам их

зарабатывания и разумному использованию;

 с помощью игр, кроссвордов ввести детей в сложный мир предметов,

вещей, человеческих взаимоотношений;

 объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими

категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и

нравственными – «бережливость, честность, экономность,

достоинство, щедрость» – с другой;

 научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней;

 вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать

разумные потребности.

Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на

основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного

повторения и закрепления, направленного на практическое применение

знаний и навыков. В дошкольном возрасте закладываются не только основы

культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей

жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети - это будущие

налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка.

Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой

грамотности целесообразно начинать в дошкольном возрасте на начальных

ступенях образовательной системы.

В период от 5 до 7 лет необходимо ввести понятие труда. Малыш должен начать понимать, что доход – это результат трудовой деятельности. Ребенку нужно знать о том, какой профессией занимаются люди его родители.

Ребёнка следует научить покупкам в крупных магазинах, необходимо наглядно ввести такое понятие, как «Чек». Надо дать ему денег чуть больше, чем нужно и отправить в магазин за какой-нибудь покупкой, но с условием, чтобы он обязательно принес чек. Благоприятным исходом будет то, если ребенок принесет товар и правильную сдачу. В итоге сдачу в качестве вознаграждения можно отдать ребенку.

Виды экономических занятий в ДОУ.

Чтобы экономика стала для дошкольников интересной и понятной, педагог выбирает интересные формы занятий. В первую очередь это подразумевает включение в их структуру игрового компонента.  Игра – наиболее приемлемый способ обучения для дошкольников. Знания ему не навязываются: путем проб и ошибок ребенок делает для себя выводы, а педагог его направляет. Игровые занятия могут иметь форму «путешествия», викторины, соревнования.

Сюжетно – ролевые игры.

Сделать экономикой доступной поможет сюжетно-ролевая игра. Так, уже в средней группе дети с удовольствием играют в магазин, кафе, воспроизводя действия взрослых – примеряют на себе функцию продавца и покупателя. Также экономическую направленность имеют игры в парикмахерскую, такси (продажа услуг). Все эти действия можно включать в занятия. При этом крайне важно, чтобы воспитатель проговаривал все манипуляции, обобщая словарный запас детей экономическими терминами. Можно также использовать условные деньги – разноцветные бумажки, усвоение новой информации успешно проходит в сюжетно- ролевой игре.

В старшем дошкольном возрасте педагог предлагает ребятам новые игры –«Аптека»«Банк». Традиционный магазин усложняется: ассортимент продуктов расширяется, их уже нужно взвешивать, вводится роль не просто продавца, а кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединяются монеты. Детям будет интересно поиграть в супермаркет, где продавец рассказывает покупателям о выгодных акциях. Пусть магазин будет предлагать не только продукты, но и одежду, игрушки, спортивные и канцелярские товары.

Чтобы сюжетно-ролевая игра максимально была приближена к реальности, воспитатель вместе с детьми может изготовить ценники для товара. В ходе такой игры важно периодически создавать для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку. Потратить определенную сумму на лекарства или на новую одежду и т. д.

Настольные игры.

В свободное время дошкольники могут поиграть в настольные игры экономического содержания («Менеджер»«Монополия»«Денежный поток», закрепляя тем самым экономические понятия (лучше, если они будут играть с воспитателем или под его присмотром, это довольно сложные игры, правила которых часто требуют дополнительных объяснений и комментариев). Такие игры подойдут для старших групп.

Дидактические игры

Так же нужно активно включать дидактические игры. Это многочисленные пособия на установления последовательности действий для изготовления какого-то продукта. («Откуда хлеб пришел?»«Как появляется книга?»«Строительство дома»«Как появляется платье» и пр.) другие же игры заключаются в том, чтобы подбирать атрибуты для различных профессий («Кому что требуется для работы»«Пятый лишний»)

В зависимости от сложности их можно использовать с детьми разных возрастных групп.

Познавательное занятие.

В старшем дошкольном возрасте можно проводить традиционные познавательные занятия. В процессе такой деятельности воспитатель доносит до детей интересную информацию, сочетая свой рассказ с мини- беседами. Такой подход актуален при знакомстве с денежными единицами разных стран и крупными предприятиями родного края. На подобных занятиях очень важна наглядность – красочные картинки и фотографии.

На познавательном экономическом занятии большую роль играет наглядность. Интересная тема для познавательного занятия – история появления денег.

Старшим дошкольникам будет интересно узнать, что когда-то давно люди обходились без этого, потому что каждая семья имела все необходимое для жизнедеятельности, не было разделения на профессии. Но со временем возникло разделение труда: при этом одни стали заниматься только разведением скота, вторые – шить одежду, третьи – молоть зерно и т. д. возникла проблема бартера, обмена, и было очень трудно решить, сколько же мешков зерна нужно выручить за лошадь. Так и придумали деньги.

Коммуникативное занятие – беседа.

Экономика – замечательная тема для развития у дошкольников коммуникативных навыков. Такие занятия проходят в форме диалога. Воспитатель формирует четкие вопросы, а ребята учатся корректно высказывать свое мнение. При этом совершенствуется объяснительная и доказательная речь.

На каждом этапе обучения следует осуществлять контроль. Если ребенок ошибся, то агрессия – это не выход. Напротив, надо помогать, но и делать все за него не стоит, так как у него должна развиваться самостоятельность принятия решений.

Значимую роль в работе по данному направлению играют и родители. Семья может научить ребенка ответственному обращению с деньгами, развить в нем чувство собственного достоинства, в том числе через то, как его труд оценивается другими, объяснить, как выгодно вкладывать деньги, на конкретных примерах и т. д. Именно в семье закладываются основы будущего финансового поведения ребенка, понимания того, что достойная оплата обычно предполагает упорный квалифицированный труд. Отношение родителей к деньгам, к труду, ценностные приоритеты, управление семейным бюджетом, займы, инвестиции – все это создает психологические предпосылки для присвоения ребенком того или иного типа экономического поведения.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для воспитателей "Основы воспитания финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста".

   Современная социально-экономическая ситуация создает не совсем благоприятные условия для нравственного развития детей. Прагматическая направленность поведения стимулирует стремлени...

Консультации для воспитателей "Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста".

В изменяющихся условиях современной общественной жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста, - когда детьми приобретается первичный...

Консультация для воспитателей «Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста»

Современная социально-экономическая ситуация создает не совсем благоприятные условия для нравственного развития детей. Прагматическая направленность поведения стимулирует стремление детей и ...

Консультация для воспитателей "Основы воспитания финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

Финансовая грамотность дошкольников-  это заложение нравственных основ финансовой культуры, воспитание бережливости, деловитости и рационального поведения в повседневной жизни. Стратегия повышени...