Консультация для родителей «Семья - как начальная школа экономики для детей»
консультация по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Карелова Марина Николаевна

Формирование основ экономических представлений в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                            Консультация для родителей

                       «Семья -  как начальная школа  экономики для детей»

«Сколь бы ни был длинен путь, всегда начинается ..он с первого шага»,— гласит восточная мудрость. А первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье. Поэтому совместная работа педагогов и родителей просто необходима для успешного эко-номического воспитания детей дошкольного возраста.

Но все ли родители чувствуют себя компетентными в вопросах экономики? Экономическая подготовка родителей позволит приобщить детей к миру экономической действительности, формируя при этом правильные экономические представления.

Что может стать содержанием экономического воспитания в семье? Это прежде всего домашнее хозяйство (домашние занятия родителей, профессии родных, бытовая техника в доме и т.д.), семейный бюджет (доходы, расходы, зарплата, пенсия), деньги и др.

Хорошо, если ребенок имеет определенные и постоянные обязанности (ухаживает за комнатными растениями, убирает за собой игрушки и т.д.).

Проблемная ситуация. Семья готовится к юбилею бабушки. Кто отвечает за покупку продуктов, цветов? Кто готовит обед? Кто покупает подарок? Обязанности распределяются между всеми членами семьи: папа закупает продукты, мама готовит праздничный обед, дочка помогает сервировать стол, дедушка отвечает за подарок бабушке...

В семье всегда найдется поле для совместной деятельности ребенка и родителей. Содержание ее многообразно:

  • бытовой труд (участие в приготовлении пищи, мытьё посуды, стирке белья, заготовке продуктов и т.д.);
  • ручной труд (плетение, вышивание, вязание, чеканка);
  • технический труд (ремонт различных приборов, мебели и т.д.);
  • труд в природе (уход за комнатными растениями, животными и т.д.).

Совместный труд в семье позволяет удовлетворить потребность детей в общении,приучает ребенка к аккуратности, ответственности. Именно в семье при включении в совместную хозяйственную деятельность они приучаются к бережливости, экономности. Бережливость и экономность М показатели общей культуры человека, его зрелости. Они свидетельствуют об умении заботиться, о членах своей семьи о вещах, их окружающих, о себе.

Проблемная ситуация. Сломался пылесос. Что делать? Папа ремонтирует пылесос, привлекая к этому и малыша. Невелика здесь будет помощь сына (подержать клей, отвертку), но важнее всего то, что подчеркивается значимость его работы для близких людей (помог папе, маме), бережное отношение к вещи (отремонтировал).

Знакомство детей с профессиями родных и близких; раскрытие роли этих профессий в обеспечении нужд и потребностей семьи. Родители рассказывают о своей профессии, где они работают и что производят. Вместе с детьми выясняют, представители еще каких профессий есть в семье, сколько человек имеют одну и ту же профессию (династия), сколько — разные профессии.

Путешествуя с родителями по городу, району, в котором живет семья, ребенок видит разные здания: больницу, банк, магазин, парикмахерскую, школу — это места работы родителей и других людей. Работа существует для того, чтобы обеспечить семью предметами, которые ей необходимы и которые она хотела бы иметь.

Постепенно у детей формируются представления о многообразии профессий, о ценности труда родителей и близких родственников, о взаимосвязи понятий труд и деньги.

Совершение с ребенком совместных покупок и обоснование их необходимости (значимости), возможности приобретения и особенностей использования в домашнем хозяйстве. Каждая семья приобретает определенные товары, необходимые для жизни. Эти товары значимы как для ребёнка, так и для его родителей. Так, покупая посуду, родители подчеркивают необходимость ее в быту. Посуда, как и одежда, бывает повседневной и праздничной. Дорогие сервизы, например, украшают праздничный стол в день рождения членов семьи, в другие праздники.

Каждый в семье имеет свою индивидуальную любимую посуду (чашку, стакан, тарелку). И дети понимают это.

Выбирая вместе с ребенком вазочку, для цветов, чашку дня мамы (сестры, бабушки), родители привлекают внимание малыша к материалу (посуда фарфоровая и стеклянная очень красивая, легкая, но хрупкая и требует бережного, отношения пластмассовая — очень яркая, легкая, тонкая, Ни для приготовления пищи не годится — при высокой температуре она плавится и т. д.), назначению предметов, способам их использования, стоимости и др.

Необходимые помощники в домашнем хозяйстве — бытовая техника и орудия труда. В семье ребенок знакомится с современной техникой. Ему показывают и в доступной форме объясняют назначение каждого бытового прибора. Ребенок наглядно видит, что использование механических и электрических приборов (пылесоса, стиральной и посудомоечной машины и др.) облегчает труд, повышает его качество, экономит время. Он начинает понимать значение бытовой техники в жизни человека.

Пример. Мама часто шьет. На швейной машинке шов получается более ровный, красивый и прочный. Шить вручную долго. Поэтому мама вручную выполняет лишь отдельные несложные операции (например, пришивает пуговицы).

Пример. Бабушка готовит обед. Сейчас она делает салат из овощей. Внук внимательно наблюдает за работой кухонного комбайна. Бабушка показывает и рассказывает, сколько разных полезных операций он выполняет (режет овощи, взбивает сливки, размешивает тесто и др.), т.е. подчеркивает его многофункциональность и высокую эффективность.

Привлечение (по возможности) детей к обсуждению семейного бюджета с целью воспитания правильного (рационального) отношения к деньгам, развития умения считаться с потребностями и желаниями всех членов семьи.

В жизни семьи постоянно возникают ситуации, которые становятся предметом разговора: о планировании доходов и расходов — бюджете, о добрых делах родителей и детей, И ребенок может принимать посильное участие в их обсуждении. В процессе обсуждения ребенок совместно с взрослыми решает важные вопросы, например:

 Как накопить деньги на желаемую покупку?

Можно ли купить игрушку (велосипед), не оплатив основные расходы семьи (квартплата, плата за свет, газ и т.д.)?

Хочется купить билеты в театр, но деньги нужны ни лекарство бабушке. Как поступить?

Такие обсуждения помогают взрослым найти общий язык с детьми в практических делах, учат малышей «видеть» возможности семьи и учитывать их. Дети, ощущая свою причастность к важной стороне семейной жизни, осознают необходимость соизмерения своих желаний с потребностями других членов семьи. Так развиваются разумные потребности.

Родители знакомят детей с деньгами и их рациональным использованием. Старший дошкольник включается в реальную жизнь семьи. Он выполняет поручения родителей, связанные с некоторыми покупками. Сначала кто-то из взрослых поможет малышу, идет вместе с ним в магазин, делает покупки, отсчитывает деньги. Затем ребенок уже самостоятельно выполняет подобные поручения, следит за тем, чтобы в семье всегда был хлеб (чай, зубная паста), своевременно покупает их в магазине. Здесь ребенок имеет дело уже с настоящими деньгами, учится правильному обращению с ними.

Пример. Гуляя с ребенком по улицам города (села), родители привлекают его внимание к рекламе, разнообразию магазинов и товаров, яркости упаковок и т.д., задавая вопросы:

Какие ты запомнил товары?

Где они производятся?

Для кого?

О чем «говорит» реклама?

Пример. Во время прогулки в парк (лес, сквер, парк, поле), рассматривая деревья, кустарники, цветы и г. д., дети восхищаются красотой местности и узнают о том, как трудится человек в природе, как заботится о родной земле; как лес может кормить, одевать, лечить человека; как сохранить деревья, кустарники; кто защищает природу. Дети узнают о рациональном использовании природных ресурсов, об ответственности людей за будущее Земли.

Родителям следует помнить, что приобщение ребенка к миру экономических знаний должно происходить естественна и непринужденно.

Сделать «занятия» экономикой понятными и интересными помогут родителям игры. Многие настольно-печатные игры можно сделать самостоятельно («Семейный бюджет», «Кому что нужно», «Разложи правильно» и др.). Ребенок с особым удовольствием играет со взрослым и имеете с тем непреднамеренно, легко и быстро усваивает материал.

Игра «Слова-беглецы». Ребенку предлагается вспомнить сказку «Репка».

Посадил дед репку... А как? Взял молоток, забил семечко в землю, расчесал землю гребешком и пригладил, чтоб ровно было. Потом взял веревку, полил землю. Потом спилил сорняки пилой и сыграл на балалайке, чтобы тучи пришли: пусть репке будет прохладней. А когда репка выросла, он подцепил ее вилкои и вытащил...

Если ты не согласен, выбери из картинок то, что нужно, чтобы посадить и вырастить репку. Сколько орудий груда тебе понадобится? Какие?

В игре «День рождения» («Семья») ребенок может взять на себя роль папы, мамы, бабушки, дедушки. А игрушки или родители будут членами семьи. Ребенок в роли отца (матери) с удовольствием подсчитывает, какое количество денег потребуется на чаепитие, как подготовить дом к приему гостей и т. д.

В каждой семье читают малышам детские книжки. Правильно поступают те родители, которые подбирают книги экономической направленности, доступные по содержанию и с яркими художественными иллюстрациями. Это могу! быть рассказы Э. Успенского, А. Певуча, И. Шведовой и др. стихотворения С.Я.Маршака, К.И.Чуковского, С. Михалкова и др., авторские и народные сказки, загадки, пословицы и поговорки. Например, перед чтением произведения В. Маяковского «Кем быть?» спросите сына или дочь: «Кем ты хотел(а) стать, когда вырастешь? Почему?» После чтения сказки «Золушка» можно спросить ребенка: «Чем нас привлекает Золушка?» и т.п.

Очень нравится детям отгадывать загадки, например загадки о бытовой технике.

В нашей кухне целый год Дед Мороз в шкафу живет.

(Холодильник)

Он охотно пыль глотает, Не болеет, не чихает.

(Пылесос)

Живет в нем вся вселенная,

А вещь — обыкновенная.

Через поле и лесок Подается голосок Он бежит по проводам Скажешь здесь, а слышишь там.

(Телевизор)

По бокам коробки Кругленькие кнопки Тут же рядом, в уголке,

Ручка с трубкой на шнурке.

(Телефон)

Отгадывая загадки, ребенок уточняет представление о том, что человек делает много разных нужных вещей, придумывает умные машины — своих помощников. Слушая разные произведения, ребенок запоминает экономические термины, устанавливает простейшие экономические связи, сочувствует положительному герою, осуждает зло и т.д.

При формировании социальной позиции ребенка важно использовать самые разнообразные ситуации, которые возникают в жизни семьи, иногда прямо на глазах у детей . придумывать истории с удивительными приключениями вещей, окружающих ребенка. Так, значение бережного отношения к вещам раскрывается в предложенном ребенку проблемной ситуации

«Встреча в ремонтной мастерской».

Встретились однажды туфелька и ботиночки в мастерской | «Я здесь бываю часто, каждый месяц,— грустно сообщает туфелька.— У меня то каблучок отлетит, то подошва сотрется». «А я сюда прибегаю очень редко. Один раз в год. Мне мастер только стелечки меняет«,— гордо сообщает ботиночек. «Это потому, друзья, что хозяева у вас разные», — произнес мастер. И добавил: «Береженая вещь два века живет».

Вопрос к детям:

 Почему мастер так сказал своим клиентам?

Проблемная ситуация «Спор двух друзей» раскрывает необходимость предметов в конкретной ситуации, одинаков бережное отношение к ним со стороны хозяина.

Заспорили однажды самовар и чайник: кто из них важнее и нужнее хозяину. «Я большой старый самовар. Я собираю в доме много гостей. Моим хозяевам и гостям, когда он пьют чай, становится радостно и тепло». — «А я чайник Меня используют каждое утро. Я очень быстро кипячу водк для чая и кофе».

Вопрос к детям:

Как разрешить этот спор хозяину, чтобы не обидеть свои любимые вещи?

Решая ситуацию «Делу — время, потехе — час», ребенок задумывается над такими качествами личности, как ответственность, заботливое отношение к другим.

Мама попросила  Петю сходить в булочную за хлебом. Мальчику очень хотелось поиграть с ребятами во дворе, он решил, что сначала поиграет, а за хлебом сходит позднее. Ребята заигрались и не заметили, как наступил вечер. Петя вдруг вспомнил о необходимой покупке и побежал в магазин. Но... магазин был уже закрыт. Мальчик очень огорчился. Мама укоризненно посмотрела на сына и сказала «Делу — время, потехе — час».

Вопрос к детям:

 Почему так говорят?

Экономическое воспитание в семье не заменяет и дублирует работу детского сада. В семье, а это реальная экономическая среда, накапливается определенный «экономический» опыт. Этот опыт в дальнейшем обогащается уточняется, систематизируется. Знаниям придается социальная направленность, что позволяет ребенку впоследствии выстраивать линию собственного поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Семь ошибок воспитания, которые мешают детям добиться успеха"

Консультация для родителей, где кратко и понятно изложено о самых распространенных ошибках, которые ограничивают возможности детей в достижении высоких результатов. Что в дальнейшем влияет на результа...

Консультация для родителей "Семь распространённых причин нелюбви к детям".

Не секрет, что далеко не все взрослые позитивно относятся к детям. Есть такие, есть такие, кто всячески старается избежать общения с ними. Какие причины существуют у такого отношения к детям расскажет...

Консультация для родителей дошкольников. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Консультация для родителей дошкольников. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни«Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто».Сократ....

Консультация для родителей на тему: «Развитие связной речи детей в семье» Для детей от 6 до 7 лет

Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе....

Консультация для родителей дошкольников. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Консультация для родителей дошкольников. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни«Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто».Сократ.В настоящее время возрастае...

Консультация для родителей на тему: «Развитие связной речи детей в семье» Для детей от 6 до 7 лет

Консультация для родителей на тему:  «Развитие связной речи детей в семье» Для детей от 6 до 7 лет...