Методическая разработка по финансовой грамотности.
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Татьяна Сергеевна Донская

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Боханский детский сад №2»

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 комплекта учебно - методического материала

«Развивающие игры по финансовой грамотности

детей старшего дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

воспитатель старшей группы

Донская Татьяна Сергеевна

 

п. Бохан, 2022г

Пояснительная записка

Финансовая грамотность — это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благо получения и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

 И поэтому каждый ребёнок имеет право стать финансово благополучным, финансово грамотным. Чтобы это произошло, первые шаги в освоении финансовой грамотности необходимо делать ребенку с детских лет через развивающие игры в сопровождении воспитывающих взрослых.
       В методической разработке представлен педагогический опыт по формированию финансовой грамотности через развивающие игры.

       Как показывает практика, в нашем дошкольном образовательном учреждении ознакомление с финансовой грамотностью проводятся ежемесячно через развивающие игры (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, настольно-печатные игры, подвижные игры, квест игры, интерактивные игры).

        В процессе развивающих игр по финансовой грамотности, вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада), а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

 

Актуальность

Актуальность проблемы финансовой грамотности на современном этапе общества приобретает чрезвычайную значимость. Однако дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний в области финансовой грамотности, также недостаточно сформирована система работы с родителями по этой проблеме.

В современном быстроразвивающемся мире, где происходит усложнение финансовой системы, процессов глобализации, появления широкого спектра новых финансовых продуктов и услуг, перед образовательными организациями ставятся сложные задачи, для решения которых необходимы знания навыков финансовой грамотности.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартам главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономической мышление, позволяет приобрести качества, присущее настоящее личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образовании на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по программе «Основы финансовой грамотности», необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.

Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке- веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных житейских ситуациях, творчески действовать, а значит - строить новую жизнь более организованно, разумно, интересно.

Основы экономического образования необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле – продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.

Для формирования у детей данных представлений, необходима организованная работа, которая должна включать в себя по формированию финансовой грамотности всех участников образовательных отношений.

Таким образом, обучение основам финансовой грамотности помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире, формирует стимулы к приобретению знаний. Оно не только влияет на расширение кругозора и формирование внутренней социальной позиции ребенка, но и развивает во всех образовательных областях, в соответствии с ФГОС.

Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни.

Дети, как правило, с ранних лет включаются в финансовую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, оплачивают коммунальные услуги, учатся экономить на сладостях, бережно относиться к вещам, что можно экономить свой бюджет имея свой приусадебный участок, можно экономить свой бюджет получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Чем раньше дети узнают о роли денег в семейной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые навыки.

Цель:

            Прививать интерес детей старшего дошкольного возраста к финансовой грамотности с помощью развивающих игр (сюжетно-ролевых игр, дидактических игр, настольно-печатных игр, подвижных игры, квест игр, интерактивных игр).

Задачи:

Обучающие

  • Познакомить с сущностью основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста;
  • Формирование финансовой грамотности через развивающие игры и первичных экономических представлений.
  • Сформировать у ребенка осознанное понимание необходимости в получении знаний и умений через свою активность.

Развивающие

  • Развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний в развивающих играх.
  • Развивать способность, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.
  • Развивать речь, внимание, понимание, мыслительные операции.
  • Развивать экономическое мышления детей старшего дошкольного возраста;
  • Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать.

Воспитательные

  • Воспитывать разумный подход к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи, способствовать воспитанию нравственных качеств.
  • Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
  • Воспитывать любознательность в процессе развивающих игр.
  • Воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношение к друг другу.

Развивающая игра: «Семейный бюджет»

Цель:

Знакомство с элементарными сведениями об экономике, расширение представлений как складывается семейный бюджет.

Способствовать подготовке дошкольников к самостоятельной жизни, посредством развивающей игры, где развивают познавательную и творческую активность детей.

Задачи:

Обучающие.

  • Обучать при помощи игровых ситуаций и закреплять знания и умения планирования расходов семьи; 
  • Обучать системному анализу несложных экономических расчетов. 
  • Учить навыкам коммуникативного поведения при принятии коллективных решений в процессе обсуждения проблемы.

Развивающие.

  • Развивать процессы анализа и синтеза посредством выполнения цифрового задания;
  • Развивать навыки диалогической речи обучающихся при ответах на вопросы;
    Развивать познавательную активность обучающихся при постановке вопросов;
  • Развитие мыслительной активности, позволяющей правильно принимать экономически целесообразные и социально-ответственные решения.

Воспитательные.

  • Воспитывать организованность, бережливость, умение жить по средствам;
  • Воспитывать ответственность перед другими членами семьи за принятое решение. 

Словарная работа: Семейный бюджет, экономика, расходы, доходы, заработная плата, пенсия, стипендия.

Оборудование: Таблица, которая состоит из следующих разделов: продуктовый, хозяйственный, бытовой, оплата транспортных средств, оплата коммунальных услуг, культурные развлечения и копилка.

Ход игры

Станем рядышком друг с другом,

Скажем: «Здравствуйте!» друг другу,

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет» и «Добрый день» -

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся,

- Доброе утро!!!

Воспитатель: - Ребята, а сейчас займите свои места и посмотрите внимательно на фотографию. Кого вы здесь увидели, узнали? Как одним словом назвать, кто изображен на фотографии?

Дети: Семья.

Воспитатель: Ребята скажите, а кто из членов семьи приносит доход в семью и как называются их семейные доходы?

Дети: (Ответы детей). Папа, мама получают заработную плату; дедушка и бабушка пенсию, а брат стипендию. (Даю им кошельки с деньгами).

Воспитатель: Как называется весь доход семьи? – это бюджет семьи.

Сегодня, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Семейный бюджет».

Уважаемая семья, вы все зарабатываете деньги. У каждого из вас есть денежные средства. Сейчас вам предстоит потратить свой семейный бюджет, но прежде чем, вы будете тратить, сначала пообщайтесь и решите, что вам нужнее всего. Подумайте хорошо, нужны ли вам деньги в копилке. Ваш расход должен составлять месячный доход.

Этапы игры «Бюджет семьи»

Задание №1. Потратить бюджет на нужды вашей семьи.

Данная таблица включает в себя следующие разделы:

Продуктовый                            Хозяйственный

Бытовой                            Оплата транспортных средств

Оплата коммунальных услуг              Сбережения (копилка) Культурные развлечения

Итог игры: Семейный бюджет всегда нужно планировать и при этом всегда надо учитывать интересы всех членов семьи. Дети доказали на практике, что благодаря наглядному пособию, можно точно знать на что можно потрать свой семейный бюджет в первую очередь, и что можно ещё и экономить.

Этап №1. Дети составляют план    своего семейного бюджета, на что потратить деньги в первую очередь.

Этап №2. Распределение  месячного дохода.

Этап №з. Дети распределили весь свой бюджет.

Этап №4. Ребята объясняют, разъясняют на какие нужды они потратили свой месячный доход. Пришли к выводу, что не надо тратить весь свой месячный доход,  надо экономить, чтобы купить нужную дорогую вещь.

Развивающая игра «Доходы и расходы».

Цель:

Сформировать умение распределять доходы и расходы. Делать вывод о соотношении доходов и расходов.

Задачи:

Обучающие.

  • Расширять представления о доходах и расходах.
  • Обучать детей при помощи наглядного материала в распределение дохода и расхода; 
  • Обучать анализу выполненного задания; 
  • Учить навыкам поведения при принятии коллективных решений в процессе обсуждения проблемы.

Развивающие.

  • Развивать познавательную активность обучающихся при постановке вопросов;
  • Развитие мыслительной активности, позволяющей правильно принимать решения;
  • Развивать умение анализировать и обобщать;
  • Развивать умение работать в группе.

Воспитательные.

  • Воспитывать организованность;
  • Воспитывать ответственность перед принятом решении. 

Активизация словаря: доходы, расходы.

Оборудование: наглядный материал для игры; наглядный материал к игре, карточки ориентиры.

Приветствие.

«Здравствуйте ребята, я рада вас видеть!

 А вы рады видеть друг друга?

Скажите об этом по кругу, друг другу улыбаясь».

Я рад (рада) видеть тебя Миша!

Воспитатель: Ребята, а теперь прошу вас займите пожалуйста свои места.

Ребята, я, когда утром шла на работу в детский сад, представляете, и встретила Емелю.

Скажите, из какой он сказки?

Дети: «По щучьему веленью».

Воспитатель: Правильно. Он обещал сегодня прийти к нам в гости.

Стук в дверь.

Воспитатель: Кто там, входите пожалуйста!

Емеля: Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуйте!

Емеля: Я пришёл к вам за помощью. Вы же знаете, что моя машина — это печка. Меня остановили ДПС, не то что бы я нарушил правила дорожного движения, а то, что они не знают, как правильно играть в игру. Вот и остановили, чтобы спросить у меня. И сказали, если я им помогу, то они меня отпустят, а если нет, то заберут мой транспорт. Ну в общем, я не знал, как в неё играть, и они забрали моё транспорт.

Воспитатель: Емеля, нам с ребятами интересно, в какую игру ты не умеешь играть. Как она называется, эта игра?

Емеля: Есть говорят такая игра, не просто игра, а развивающая игра. И называется она «Доходы и расходы», и как в неё играть я не знаю. Помогите мне ребята пожалуйста. Они сказали, если я их научу, то отдадут мой транспорт. Пешком ходить не охота, привык ездить.

Воспитатель: Ну что, поможем Емеле?

Дети: Да.

Воспитатель: Емеля, ты присаживайся рядом с ребятами, и будешь тоже играть и научишься правилам игры. Потом и заберёшь свой транспорт.

Емеля: Хорошо. Заранее, хочу вам сказать большое спасибо!

Воспитатель: Тогда ребята, я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Доходы и расходы».

Перед вами лежат наглядные картинки доходов и расходов. Вам надо распределить их на 2 группы.  Что относится к доходу, а что к расходу?  (Красная карточка — это доход, жёлтая – это расход).

Наглядный материал

Игра «Доходы и расходы».

 Премия                               Заработная плата                              Пенсия

 Детское пособие                 Продажа овощейс огорода               Стипендия

 Промышленные                      Оплата коммунальных              Расход на транспорт

      товары                                             услуги

Платные медицинские             Налог на квартплату                               Покупка               

            услуги                                                                            электроприборов                               

Выигрыш в лотерею                     Покупка продуктов                 Покупка или оплата

                                                                                                             телефона

Оплата электроэнергии                                                Покупка билетов

                                                    Наглядный материал к игре карточки ориентиры

Доход                                                  Расход

Итог игры: дети научились распределять доходы и расходы.

Этап игры №1. Приступив к игре, дети  рассмотрели наглядный материал  для игры.

 

Этап игры №2. Рассмотрев все карточки, дети  раскладывают наглядный материал к игре,  к карточкам ориентирам.

 

Этап игры №3. Дети выполняют задание

 

Этап игры №4. Дети объясняют каждую карточку и правильность их расположения.

 

Развивающая игра: Супермаркет «Капелька»

Цель:

Расширять у детей представления о труде работников магазина. Формирование умения применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни.

Задачи:

Образовательные.

  • Учить детей к действующим лицами (продавец-покупатель, покупатель - кассир);
  • Обучать детей к вежливости, ответственности, и чтобы постоянно употребляли вежливые слова: «спасибо»«пожалуйста»«здравствуйте», «будьте так любезны», «будьте так добры»;
  • Обогащать у детей опыт путём объединения отдельных действий в единую сюжетную роль.

Развивающие.

  • Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре;
  • Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками взаимосвязанные действия.

Воспитательные.

  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Активизация словаря: магазин, продавец, покупатель, кассир, подарок.

Материалы и оборудование:

  • мебель: полки и прилавки;
  • одежда: фартуки и шапочки;
  • атрибуты: банкомат, касса, деньги, чеки, ценники, пакеты для покупателей, тарелка для денег.

Ход занятия:

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята, я сегодня всех вас очень рада видеть!

Стук в дверь. Появляется Незнайка с сообщением.

Воспитатель: - Удивительно ребята, но это не письмо, а сообщение. Давайте прочитаем его.

Дети: Давайте.

Воспитатель: У моего друга Цветика сегодня день рождение. И он пригласил меня на него, но я не знаю, что ему дарить, помогите мне пожалуйста? Ребята, извините, пожалуйста, мне сейчас некогда с вами в магазин идти, можете за меня что ни будь купить. А за это, я вас всех с собой возьму на день рождение. Цветик он хороший друг, всем будет рад.

Воспитатель: Ну что, поможем Незнайки?

Дети: Да, конечно поможем.

Воспитатель: - Как Цветика можно поздравить?

Дети: - Подготовить стихи, подарки.

Воспитатель: - Скажите, а где можно купить подарок, в каком магазине?

Дети: -  Есть большие магазины, где можно хоть что купить,  называется он супермаркет.

Воспитатель: - Так как денег у нас с вами нет настоящих, и в магазин мы не сможем с вами отправиться. Но, я предлагаю поиграть здесь и сейчас в игру, которая называется Супермаркет «Капелька».

Дети: - Хорошо, давайте поиграем.

Воспитатель: - Скажите, а в магазине всё  нужно покупать или выборочно?

Дети: - Нет, покупать только то, что нужно. Но мы, же не знаем, что Цветик любит, чем занимается. Может у него есть любимое занятие?

Воспитатель: - Но, мы отправимся с вами в такой магазин, где продаётся всё, что  желаете. Вы же ведь со своими родителями тоже ходите в такие магазины?

Дети: - Да.

Воспитатель:  как называется такой магазин?

Дети: - Супермаркет.

Воспитатель: -  Скажите, а кто знает, как вести себя нужно в магазине.  

Дети: - Не шуметь, не кричать, быть вежливым, просто так товар с полок не брать.

Воспитатель: - А когда вы общаетесь с работниками магазина, каким нужно быть?

Дети: - Быть вежливыми, всегда говорить: - «здравствуйте»; «спасибо»; «будьте так добры, покажите мне товар пожалуйста».

Воспитатель: - А теперь предлагаю вам, пойти без взрослых в супермаркет и купить подарок для Цветика. Но, когда вы будете выбирать подарок, думайте, нужен он будет или нет. Вы согласны?

Дети: - Да!

Воспитатель напоминает правила поведения в общественном месте.

Воспитатель: - Скажите, кто работает в магазине?

Дети: - Продавец, кассир, фасовщица, уборщица, грузчик.

Воспитатель: - Чем занимается продавец, и в чём состоит его работа?  

Воспитатель показывает иллюстрацию «Продавец в магазине».

Дети: - Продавец продаёт товары.

Воспитатель: -  Кто продаёт товар?

Дети: Кассир.

Воспитатель: Да, кассир продаёт товар. Ну а в чём заключается работа продавца?
Дети: Предлагает товар, расставляет его по полкам.
Воспитатель: Да ребята, правильно. Продавцы ребята – это люди, которые помогают выбрать товар, консультируют, советуют какой товар лучше приобрести, рассказывают о скидках и акциях на товары. Ребята, скажите пожалуйста, каким должен быть продавец?

Дети: Умным, хорошо считать, вежливым с покупателями.
Воспитатель: Продавец встречает вас с улыбкой, который желает вам помочь в выборе того или иного товара. Именно у приветливого продавца с улыбкой на лице хочется  что – то приобрести, но, при этом продавец должен выглядеть опрятным, причесанным. Каждый продавец должен знать, где лежит тот или иной товар. И для этого ему нужна хорошая память. Как только покупатель выбрал товар. Продавец провожает покупателя на кассу. А кто сидит за кассой?

Дети: Кассир.

Воспитатель: - Скажите пожалуйста, а кто такой кассир?

 Показываю иллюстрацию «Кассир».

Дети: - Кассир принимает деньги за покупки.

Воспитатель: - Правильно. 

Кассир тоже продавец, но он не ходит по залу. Его место за кассой, он «пробивает» чек и берет с покупателей деньги за товар.

Кассир – это очень ответственная должность, нельзя отвлекаться на разговоры с посторонними людьми, знакомыми, если он отвлечется, то может неправильно дать сдачи, также кассир выдает чек покупателю.

Воспитатель: - А кто еще бывает в магазине? Как называемся мы, когда приходим в магазин?

Дети: - Покупатели.

Воспитатель: - Без покупателей магазин не может работать. Что входит в обязанности покупателей?

Дети: - Покупатели с сумочками идут в магазин, внимательно осматривают товар в отделах, культурно встают в очередь, вежливо разговаривают с продавцом, оплачивают товар в кассе и не забывают благодарить за покупку.

Воспитатель: - Прежде чем начать играть в игру, давайте выберем продавца и кассира.

Дети: - (дети распределяют роли)

Воспитатель: - И что бы у нас с вами не было обид, я предлагаю вам с закрытыми глазами выбрать в «Волшебной коробочке», где лежат фрукты и овощи. Если кто-то из вас выбрал овощ, то вы покупатель, а если фрукт, то сотрудник магазина.

Воспитатель: - Сотрудники магазина займите свои рабочие места  

Воспитатель: - Но мы забыли о самом главном. Без чего нам не продадут с вами товар?

Дети: - Без денег.

Воспитатель: - Правильно. Вот вам всем кошельки с деньгами. Приятных покупок.

Дети: Спасибо.

Продавец:

Открываем магазин

Заходите, заходите

Покупайте, что хотите

Встаньте в очередь скорей

Не толкай своих друзей.

Дети заходят в магазин, ходят по магазину, выбирают подарок

Воспитатель: - Мне пожалуйста покажите вон ту вазочку для печенья.

Продавец: Пожалуйста.

Воспитатель: - Ребята, мы забыли о главном, зачем мы пришли в магазин?

Дети: - За подарками для Цветика. А ещё Незнайка просил купить за него подарок.

Воспитатель: Правильно, выбираем подарки и отправляемся на кассу.

Дети покупают подарки.

Воспитатель: Ну что, все купили подарки,  магазин закрывается на обед.

Продавец: Уважаемые покупатели!  Магазин закрывается на обед.

Воспитатель: А мы с вами отправляемся обратно в детский сад.

Воспитатель: - Ребята, скажите пожалуйста где вы были?

Дети: - В магазине.

Воспитатель: - Что продают в магазине? Что вы там видели нового?

Дети: - Различные товары.

Воспитатель: - Для чего мы ходили?

Дети: - Покупать подарки для Цветика на день рождение.

Воспитатель: - Лиза, а что ты купила в подарок?

Лиза: - От себя я купила большую шоколадку, ведь я не знаю, что он любит или может чем-то увлекается. Но ещё вспомнила про просьбу Незнайки, и от его имени купила книжку «Энциклопедию».

Воспитатель: -  Ну вот теперь у нас есть подарки для Цветика, и мы сможем его поздравить. Но, только нам надо дождаться Незнайки.

Незнайка: Добрый день, я приглашаю вас  на день рождение.

Лиза: Незнайка, ты забыл про подарок, вот тебе книга.

Незнайка: Спасибо тебе большое Лиза, ведь Цветик очень любит читать книжки. Он очень будет рад подарку.

Лиза: Я рада, что угадала с подарком.

Воспитатель: Незнайка, спасибо за приглашение на день рождение. Но нам с ребятами не когда, ведь скоро обед и сон час. Ребята, давайте мы все подарки отдадим Незнайке, а он от нашего имени их подарит Цветику.

Дети: - Да.

Воспитатель: Вам понравилась играть?

В заключении хочу сказать вам ребята. Когда ходите в магазин, не берите всё подряд, сначала подумайте, а нужно ли это мне, и для чего я это беру. Подарок выбирайте по деньгам и  по качеству.

Атрибуты для игры: Супермаркет «Капелька».

Банкомат     Касса       Магазин                                         

 Пакеты                                       Деньги                                 Ценники

Итог деятельности: Игра имеет большое значение в жизни детей, прежде всего для социального развития ребенка, она раскрывает сущность и взаимосвязь между покупателем, продавцом, и кассиром. Для детей есть смысл существования в обществе, смысл общения.

В игре отражены все поставленные задачи, они соответствуют возрасту детей.

Этапы игры №1. Поход по магазину, осмотр товара.

 

Этап игры №2. Выбор товара.

Этап игры №3. Покупка товара.

 

Заключение

Роль развивающих игр в финансовом воспитании детей старшего дошкольного возраста очень велика. Только при определенной системе проведения развивающих игр можно добиться финансового развития. На занятиях, в самостоятельной деятельности, участвуя в развивающих играх, дети накапливают опыт, учатся осознавать реализовывать практические навыки, систематизировать, расширять и использовать на практике полученные знания. Поэтому развивающие игры по финансовой грамотности занимают важнейшее место в системе педагогических средств всестороннего воспитания детей.

В выполнении методической разработке развивающих игр по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста предполагаются следующие результаты для детей:

  • приобретение новых знаний социально – экономического характера;
  • приобретение первичных навыков в распределении бюджета семьи, доходов и расходов, а также в покупке товара.
  • усвоение следующих вопросов: как можно экономить свой семейный бюджет, принимать правильное решение в распределении финансов;
  • получения навыков ответственного отношения к деньгам;
  • развитие внимания и воображения, уметь находить новые решения и подходы к предполагаемой ситуации;
  • применение практики в конкретной ситуации;
  • развитие мышления, умение анализировать, сравнивать, обобщать, главное доказывать и опровергать;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки;
  • повышения интереса к изучению развивающих игр по финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

Список литературы

  1. Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Евгения Блискавка. — Минск: издательство «Четыре четверти», 2014 — 80 с.
  2. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика [Текст]. — М.: НМЦ СПО. 1999
  3. Галкина, Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.Н. Галкина. – Челябинск: Изд.– во Челябинск. гос. пед. ун– та, 2015. - 89 с.
  4. Гришаева, Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие [Текст] / Н.П. Гришавева. – М.: Вентана – Граф, 2015. – 184 с. – (Тропинки).
  5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические [Текст] / авт. –сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 169 с.
  6. Стахович Л.В. Образовательная программа «Азы финансовой культуры длядошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителейдошкольных учреждений /, Е.В. Семенкова, Л.Ю.Рыжановская. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020 – 32 с.
  7. Табих Е.Н. Дошкольникам об экономике. Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования“ВЫШЭЙШАЯ ШКОЛА”2007г-48 с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ [Текст]. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.
  9. Шатова А.Д. Финансовая грамотность дошкольников: две стороны проблемы [Электронный ресурс] // Дошкольное воспитание. - 2018. - №12. - С.22 - 26.- Режим доступа
  10. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие [Текст]. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 255 с.
  11. ШатоваА.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? // Дошкольное воспитание. – 1989г.
  12. Шорыгина Т. А. Беседы об экономике, Методические рекомендации, 2009.
  13. Экономика: жизнь и игра. Статьи Шатовой А.Д.// Обруч. -1997. -№3-5

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по финансовой грамотности Интеллектуальная игра «Детям о деньгах»

   Все дети любят играть. Игра стимулирует умственную деятельность детей, тренирует память, усиливает познавательный интерес и внимание, формирует речевые навыки.  Различные игры...

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

laquo;Всякая инвестиция должна иметь смысл и сегодня и завтра».Р. КийосакиФинансовая грамотность дошкольника ‑ новая ветвь в дошкольной педагогике, является  социальной проблемой с самых р...

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста  ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Дидактическая игра «Рюкзачок финансовая грамотность»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемо...

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Перед дошкольной образовательной организацией стоит цель достичь того, что бы ребенок вырос не только здоровым и крепким, но и самостоятельным, успешным, с сформированным представлением о финансовой г...