Занятие по обучению финансовой грамотности в подготовительной группе с элементами экспериментирования "Три копейки – это много?"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Татьяна Сергеевна Васильева
  • расширить знания дошкольников по финансовой грамотности;
  • раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «купюра», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost_podgotovitelnaya_gruppa.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по обучению финансовой грамотности в подготовительной группе с элементами экспериментирования "Три копейки – это много?"

Цель:

  • расширить знания дошкольников по финансовой грамотности;
  • раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «купюра», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять активный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.
  • Формировать умения выражать свои мысли и анализировать.
  • Формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом.
  • Опытным путём знакомить с различными свойствами металла и бумаги.

Развивающие:

  • Развивать  логическое мышление, память, внимание.
  • Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
  • Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

Воспитательные:

  • Воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость)

Предварительная работа: просмотр видео презентации «История денег: от куниц до бумажных» из которой дети узнают как же люди раньше обходились без денег и как появились деньги.

Ход занятия

Ребята, для того, чтобы понять о чем мы сегодня будем говорить, я хочу прочитать вам стихотворение, послушайте пожалуйста.

«Три копейки на покупку»

Маму дружно в магазин провожает сын,
Три копейки ей даёт:
«Вот! Купи мне самолёт.
А ещё ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть.
А на сдачу, можешь даже,
И свистульку мне купить…»

Воспитатель: - Как вы думаете, ребята, можно ли на такую сумму купить такое большое количество товара? Почему?

Ответы детей.

Верно, и сейчас мы с вами будем учиться рассуждать, много это или мало.

Воспитатель. Ребята, скоро вы пойдёте в школу, и вам необходимо научиться расходовать деньги, уметь правильно заплатить в магазине за товар, выбрать нужный товар. Сможе правильно потратить их по назначению?

Ответы детей

Воспитатель: Вот сегодня мы с вами об этом и поговорим. Ребята вы знаете, что такое Экономика?

Экономика — это наука, о том, как правильно вести хозяйство. Она учит нас разумно тратить деньги, экономить их.

- А что значит быть экономным?

Ответы детей

Воспитатель: Сегодня я хочу вас пригласить в школу «ЭКОНОМИКИ». Там мы научимся быть экономными и познакомимся с экономическими.

Для того, чтобы произошло наше перемещение в школу экономики, мы с вами должны закрыть глаза, взяться за руки и посчитать от 10 до 1.

Воспитатель: Открываем глаза. Вот мы и в школе.

Воспитатель демонстрирует копилку.

Воспитатель:

- Ребята, что это такое?

- Для чего нужна копилка? Ответы детей.

- Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, на что люди копят и тратят деньги?

 Чтобы завести такой серьезный и обстоятельный разговор предлагаю присесть на стульчики.

Давайте сейчас с вами немного поразмышляем. Каждый из вас представит сейчас свою семью. Что такое семья?              ( ответы детей).

Совершенно верно, семья – это сообщество близких людей, который живут вместе и совместно ведут хозяйство.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как в семье появляются деньги?

Ответы детей

Воспитатель: Как называются деньги, которые зарабатывают родители?

Ответы детей

Воспитатель поясняет: Зарплата — это деньги, полученные за работу, за месяц, за неделю, за один день. Все деньги, или финансовые вливания, можно так сказать, которые поступают в семью, называются – доход, а все, что тратиться – расход.

Ребята, а кто еще кроме родителей является членом семьи, кто еще может приносить в семью доход? Ответы детей

Воспитатель: Как вы думаете, вносят ли дедушка и бабушкой в семейный бюджет деньги, если они живут вместе с нами? Ведь пенсия бабушки и дедушки – это тоже деньги. Её платят пожилым людям, которые отработали много лет. Кто ещё живёт в семье?

Ответы детей

Воспитатель: Могут ли дети приносить в бюджет семьи деньги?

Воспитатель обобщает ответы детей.

Например, взрослые дети, которые закончили школу и учатся в колледжах, институтах уже получают стипендию.

Воспитатель: Зарплата, пенсия, стипендия, пособия – все эти слова можно объединить и назвать - семейный бюджет, это доход семьи. Все траты называются расход. Воспитатель: Я предлагаю поиграть с вами в игру!

 Речевая игра «Для чего нам нужны деньги?»

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Давайте встанем в круг и будем передавать копилку друг другу и называть, для чего нам нужны деньги.

А сейчас еще одна игра.

Ребята, как вы думаете, должны ли родители вам покупать все что вы захотите, вот абсолютно все??? Или расходы нужно как то планировать?

Родители получили зарплату и начинают планировать свои расходы. Сначало откладывают деньги на самое важное, на то, без чего нельзя обойтись:

  1. Оплата коммунальных услуг
  2. Транспортные расходы
  3. Продукты питания
  4. Одежда
  5. Лекарства
  6. Развлечения

А все ли можно купить за деньги???

  • Предлагаю поиграть еще в одну игру. Игра «Что можно купить за деньги?»
  • Воспитатель: Если этот предмет можно купить за деньги, то хлопните в ладоши, если нет - то потопайте.
  • (Воспитатель показывает картинки: ветер, кукла, радуга, молоко и т. д.).

 Итак, все  полученные деньги мы можем считать - ДОХОДОМ, а вот то, на что мы их тратим - это РАСХОД. В каждой семье есть и доходы, и расходы.

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру  «Доход - расход»:

Я начну читать сейчас.                                                                                                          Я начну, а вы кончайте.                                                                                        Хором мне вы отвечайте:                                                                             Доход или расход

Папа получил зарплату - доход

Бабушка заболела - расход

Выиграл приз - доход

Потеряла кошелёк - расход

Продала бабушка пирожки - доход

Заплатили за квартиру - расход

Нашли монетку - доход

Купили куклу - расход

Воспитатель: Ребята, вы все знаете, что за покупками в магазин ходят с чем? Ответы детей

- Посмотрите сколько у меня разных денег. (Демонстрация разных купюр)

- Скажите, пожалуйста, как называются наши деньги? (Рубль).

Деньги бывают металлические – монеты и бумажные – купюры.

- Ребята, а какие деньги появились раньше металлические или бумажные?

Ответы детей

А как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры? Ответы детей

Третье практическое задание

Воспитатель: Давайте проверим. Сейчас мы с вами пройдем в мини - лабораторию. Напомните мне правило – как надо вести себя в лаборатории? Итак, зачем же мы сюда пришли? А пришли мы, чтобы узнать, что удобней монеты или купюры. Давайте возьмем лист бумаги, разделим его пополам – правая половина – это монеты, левая – бумажные деньги. Наши колонки будут пополняться плюсами, и в конце мы сделаем общий вывод.

Начинаем проводить эксперименты.

Эксперимент: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку, а в другом бумагу. Что произошло? (помялась, не помялась). Теперь давайте попробуем порвать. (бумага мнётся, рвется; монета - нет.)

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно монета лучше. Она не мнётся и не рвется. На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.

ВЫВОДмонетка

Эксперимент

Воспитатель: Нам нужен стакан с водой. Кладем бумагу в воду. Что происходит?

Ответы детей

Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт?

Ответы детей

Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает?

ВЫВОДопять монетка

3. Эксперимент

- А теперь в одну руку возьмите монетку, а в другую бумажную купюру.

Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.

Ответы детей

Воспитатель:

- Может, подуем?

- Что происходит с монетой?

- А что происходит с купюрой?

- Какой вывод сделаем? Что легче?

ВЫВОД: Что выигрывает? Бумажная купюра

Эксперимент

Воспитатель: Теперь возьмите бумажную купюру в 10 рублей и 10 монеток (монетки берем по одной). Скажите пожалуйста, какие деньги мы возьмем быстрее?

Правильно – бумажные

Давайте посмотрим на наши колонки, (По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры), а в наших колонках одинаковое количество плюсов. Какой можно сделать вывод?

Правильно, нужны нам и монеты и купюры. 

- Ребята, а какое средство оплаты может быть в кошельке?

- Что кроме денег можно использовать при оплате?

Ответы детей. Правильно – карта (Она еще удобнее, мы не носим в кошельке ни монеты, ни купюры, а одну карту). Денег не видим, но они есть! (Еще монета в нашу копилку)

Мы хорошо потрудились, а сейчас немного отдохнем!

Физкультминутка

Продаются в магазине (руки вверх подняли и сделали крышу над головой)
Йогурт, молоко, кефир, (соединять пальчики левой и правой руки)
Ряженка, сметана, сыр, (поочередно начиная с мизинцев, а на слове «сыр» - делаем хлопок)
Чай, конфеты, шоколад, (разъединяем пальчики, поочередно начиная с больших пальчиков, при этом запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу)
Яблоки и виноград.
Детский мячик в магазине (крутят руки влево вправо упр. «цветок» - запястья вместе, ладони вверх, пальцы широко расставлены)
Продают в большой корзине (пальцы в замок и вытянуть перед собой)
Нужно важное купить, (хлопнуть в ладоши над головой)
Чтобы экономным быть! (хлопнуть в ладоши перед собой)

Ребята, а где хранят деньги, можно ли их рассыпать по карманам или сумке? Конечно нет. Деньги нужно хранить в кошельке, иначе они потеряются. Я предлагаю вам сейчас сделать бумажные кошельки. Проходите, садитесь за стол.

Воспитатель: Ребята, мы отлично поиграли, очень многое узнали, а теперь нам пора возвращаться домой. Давайте опять закроем глаза и посчитаем от 1 до 10.

Итог. Рефлексия

Ребята, вам понравилось в школе «Экономики»? Давайте будем передавать копилку и говорить: «Сегодня мне понравилось…»

Воспитатель: Ребята, в заключение хотела бы вам сказать, что есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Многое в жизни нужно беречь. Бережливость – это не просто умение экономить, но и умение жить.

Вы все большие - Молодцы! Я дарю вам набор игрушечных денег и вы можете потренироваться совершать нужные покупки в игрушечном магазине, поучиться экономить.

Мы сегодня хорошо потрудились и у меня для вас сюрприз, чтобы ваши кошельки не пустовали, я раздам вам по 1 монетке.

(воспитатель раздает детям шоколадные монетки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест-игра по обучению финансовой грамотности в подготовительной группе с элементами экспериментирования "Три копейки – это много?"

расширить знания дошкольников по финансовой грамотности;раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «купюра», «пластиковая карта»; наличные и безналич...

План-Конспект занятия по обучению финансовой грамотности в подготовительной группе Интегрированное занятие по развитию речи с элементами экономики.

План-Конспект занятия по обучению финансовой грамотности в подготовительной группеИнтегрированное занятие по развитию речи с элементами экономики....

Квест-игра по обучению финансовой грамотности в подготовительной группе с элементами экспериментирования

laquo;Можно смотреть на деньги свысока,но ни в коем случае нельзя упускать их из виду». А. ПревоФинансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравни...

Квест-игра по обучению финансовой грамотности в подготовительной группе с элементами экспериментирования "Три копейки – это много?"

Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой...

Досуг, Квест-игра по обучению финансовой грамотности в подготовительной группе с элементами экспериментирования "Три копейки – это много?"

Расширить знания дошкольников по финансовой грамотности;раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «купюра», «пластиковая карта»; наличные и безналич...

Открытое занятие по обучению финансовой грамотности для подготовительной группы №2 «Три копейки - это много?»

расширить знания дошкольников по финансовой грамотности;раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «купюра», «пластиковая карта»; наличные и безналич...

Конспект занятия по обучению финансовой грамотности в подготовительной группе с элементами экспериментирования "Что такое деньги?"

Конспект занятия по обучению финансовой грамотности в подготовительной группе с элементами экспериментирования "Что такое деньги?" Цель:расширить знания дошкольников по финансовой грамо...