Финансовая грамотность в рамках нравственно-трудового воспитания в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО
консультация по основам финансовой грамотности

Финансовая грамотность для дошкольников– это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включающее творчество и воображение).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1 г. Волоколамска»

дошкольное отделение №8

Консультация для педагогов

«Финансовая грамотность в рамках нравственно-трудового воспитания в соответствии 

с ФОП ДО и ФГОС ДО»

Подготовила старший воспитатель I к.к:

Орлова Е.Ю.

г. Волоколамск, 2024 год

Финансовая грамотность для дошкольников– это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включающее творчество и воображение).

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и взвешенные решения в будущем.

Педагоги теперь обязаны формировать предпосылки финансовой грамотности у дошкольников данная формулировка прописана (п. 18.7.2 ФОП ДО), где, в сфере трудового воспитания:

-педагог расширяет и углубляет представления о труде взрослых путем знакомства детей с разными профессиями, рассказывает о современных профессиях, возникших в связи с потребностями людей. Организует встречи детей с представителями разных профессий, организует экскурсии с целью продемонстрировать реальные трудовые действия и взаимоотношения специалистов на работе, организует просмотры видеофильмов, мультфильмов, чтение художественно литературы для знакомства детей с многообразием профессий современного человека. Организует этические беседы с детьми с целью обсуждения требований, предъявляемых к человеку определенной профессии, раскрывает личностные качества, помогающие человеку стать профессионалом и качественно выполнять профессиональные обязанности.

-Педагог создает игровые и проблемные ситуации для расширения представлений детей об обмене ценностями в процессе производства и потребления товаров и услуг, о денежных отношениях в сфере обмена товаров и услуг, развития умений бережливости, рационального поведения в процессе реализации обменных операций: деньги- товар (продажа- покупка), формирует представления о реальной стоимости и цене отдельных продуктов питания, игрушек, детских книг. В процессе обсуждения с детьми основ финансовой грамотности педагог формирует элементы культуры потребления: бережного отношения к ресурсам потребления: воде, электричеству, продуктам питания, одежде, обуви, жилищу.

Формирование предпосылок финансовой грамотности у дошкольников начинается со старшего возраста: знакомство детей с элементарными экономическими знаниями, формирование первоначальных представлений о финансовой грамотности.

Чтобы научить наших маленьких воспитанников экономическим понятиям, необходимо самим в них хорошо ориентироваться. А что же такое экономика?

Экономическое воспитание - часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей, еще одна из граней воспитательного процесса.

Финансовая грамотность в рамках нравственно-трудового воспитания.

Исходя из целей и задач ФОП, мы можем выделить следующие цели в воспитании финансовой грамотности дошкольников:

  1. Прививать уважение к людям, умеющим трудиться, дать понятие, что всякий труд почетен, важен и необходим, что любая профессия украшает, если человек хорошо трудится и знает свое дело.
  2. Воспитывать уважение к профессиям членов семьи, гордость за их труд, профессиональные достижения

Для знакомства с профессиями, мы используем художественную литературу: стихотворение С. М. Михалкова «А что у вас?», сказка К. Д. Ушинского «Два плуга»; стихи о труде и профессиях Е. Шаламонова, В. Я. Брюсова, Ю. Тувим «Все для всех», Н. Т. Харитонова «Выбор за тобой», Дж, Родари «Чем пахнут ремесла» и др.

Разучиваем с детьми пословицы и поговорки о труде, разгадываем загадки.

В методичке «Играем в экономику» прилагается целый список литературы для чтения на эту тему.

Беседуем с детьми о профессиях членов семьи и результатах их труда. В беседах, совместной деятельности заостряем внимание на важности каждой профессии, ее пользе для общества. В течении дня благодарим персонал детского сада за их труд и заботу.

В  группе у нас организованны картотеки игр, которые помогают запомнить и закрепить знание профессий, такие как: «Где ошибся художник?», лото-ассоциации «Профессии», «Все профессии нужны, все профессии важны» и д. р. Рассматриваем альбомы «Профессии» и т.  д.

Большую роль отводим сюжетно-ролевым играм, которые знакомят детей с деятельностью различных профессий. В группе оформлены по возрасту уголки.

Используем подвижные игры, например, «Выбери профессию».

Так же в рамках экономического воспитания здесь следует подвести детей к тому, что ценится только тот труд, который сделан качественно, старательно. Предметы или услуга, сделанная плохо, никому не нужна.

То есть, то что мы делали раньше для познавательного развития детей, социально-коммуникативного, сейчас это в ключе финансовой грамотности дошкольников.

Научить детей понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат деятельности труда людей, видеть красоту человеческого творения.

Чтобы научить детей ценить мир вещей, как результат труда человека, мы знакомим детей с предметом рукотворного мира, с теми кто? Как? из чего? и для чего? сделал те или иные предметы. Беседуем с детьми о предметах, которые живут очень долго (картина, посуда, дома, и т.  д., что предметы и создаются, для того чтобы они служили долго и радовали нас, что наибольшую пользу приносят предметы, которые сделаны качественно, на совесть. Подводим детей к тому, каким богатством человеческого творения они владеют.

Чтобы сформировать представление, что в каждую вещь вложен труд и к нему надо относиться с уважением, мы показываем презентации, картинки или беседуем, о пути предмета до того момента как он попал к нам в руки, какой длинный путь он проделал и сколько людей принимали в этом участие. Можно сравнить как жили люди в древности и сейчас. Как изменилась наша жизнь, с появлением этих предметов. Показать предметы, которые дошли до нас.

Признать авторитетными качества человека-хозяина (этическую и экономическую значимость, которых следует возрождать); бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие, и вместе с тем щедрость, благородство, честность, отзывчивость

Соблюдать чистоту и порядок, бережно обращаться с игрушками, книгами, материалам, инструментами для игр и труда, не тратить ничего зря. Личным примером показывать культуру поведения в быту, экономить электроэнергию, воду. Это тоже основы финансовой грамотности.

Мы проводим с детьми эксперименты: оставляем капающую воду из крана и подставляем ведерко, через некоторое время возвращаемся к крану, смотрим, сколько воды утекло и делаем вывод, что кран нужно закрывать плотно. Так же можно проделать и со счетчиком электроэнергии, показать как он крутится с выключенным светом и с включенным. Так мы воспитываем бережное отношение к ресурсам страны.

Чтобы привить детям бережное отношение к вещам, мы совместно с детьми чиним книжки, ремонтируем и стираем кукольную одежду.

На примере народной мудрости (пословиц, поговорок, сказок) обсуждаем, почему во все времена достойными считали: доброту, честность, щедрость, благородство, трудолюбие, способность к сочувствию, а недостойными: порча вещей, небрежность, жадность, лень.

Воспитанники могут делать счетный материал для малышей, здесь  можно учить детей не только экономно расходовать материал, но и воспитывать отзывчивость, желание помочь.

В повседневной работе мы поощряем инициативу детей к самостоятельной трудовой деятельности, у нас организованны дежурства в уголках природы и столовой, дети сами готовят необходимое оборудование к занятию и убирают по окончанию, побуждаем к помощи в уборке младшему воспитателю, трудимся на участке (посадка лука, в клумбе (обрываем засохшие листочки, подметаем листву осенью и т.  д.

Беседуем с детьми о пользе их труда для окружающих, побуждаем выполнять работу качественно, старательно, привлекаем к наведению порядка в игровых уголках.

Стимулируем деятельность по интересам, проявление творчества и изобретательности.

Мы даем понятие детям о том, что хорошо, когда выбранная профессия приносит не только заработок, но и удовольствие. Поэтому проявление интереса, творчества в каком-либо виде деятельности, помогает развитию способностей к будущей профессии, самостоятельности, уверенности в выборе трудовой деятельности в будущем.

В итоге необходимо подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. Необходимо так же помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать уже в дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется внутренняя социальная позиция.

Используемая литература

1. А. Д. Шатова «Тропинки в экономику»

2. Образовательное пространство ДОУ «Играем в экономику»

3.«Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» примерная парциальная программа дошкольного образования Банка России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа Мероприятие «Помним и чтим», посвященное70-летию Победы в ВОВ в рамках нравственно - патриотического воспитания дошкольников, в соответствии с требованием ФГОС ДО.

        В последние годы особое внимание уделяют социокультурному аспекту воспитания будущего гражданина. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетель...

Конкурс методических и проектных разработок по финансовой грамотности в рамках региональной образовательной акции «Финансы в нашей жизни» Номинация: «Методическая разработка»

Обучение детей финансовой грамотности - это новое направление в дошкольном воспитании. Наши дети участвуют вместе с родителями в покупках в магазине, в 5 – 7 лет дети имеют карманные деньги. Но ...

Квест-игра по финансовой грамотности в рамках фестиваля по Финансовой грамотности

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.#finfest24.https://vk.com/rcfg24...

Рабочая программа «Азбука юного финансиста» по финансовой грамотности в рамках примерной парциальной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» МДОУ «Центр развития ребенка «Дубравушка» - детск

1.1.1. Цель и задачи Программы.Цель Программы: совершенствование образовательного процесса в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка «Дубравушка» ...

Перспективное планирование по финансовой грамотности, региональному компоненту, здоровьесбережению, патриотическому воспитанию в средней группе « Капельки»

Перспективное планирование  по финансовой грамотности, региональному компоненту, здоровьесбережению, патриотическому воспитанию...