Доклад «Ранняя профориентация дошкольника средствами экономического воспитания».
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Кривина Рита Егоровна

Профессиональная ориентация дошкольников – довольно новое направление дошкольной педагогики и необходимое поле деятельности в этом направлении. 
Целью ранней профориентации является формирование у дошкольников первоначальных знаний о профессиях, характерных для той или иной отрасли, формирование эмоционального отношения к профессиональному миру.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ranyaya_prof_orient.docx39.04 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное автономное дошкольное учреждение детский сад                                                 "Брусничка"

                                Доклад

«Ранняя  профориентация  дошкольника средствами  экономического  воспитания».

                C:\Users\Admin\Desktop\7fa38ef7-10d3-4f95-b236-a6515dbd95db.jpeg

                                                                Подготовила: Кривина Р.Е.


Профессиональная ориентация дошкольников – довольно новое направление дошкольной педагогики и необходимое поле деятельности в этом направлении. 
Целью ранней профориентации является формирование у дошкольников первоначальных знаний о профессиях, характерных для той или иной отрасли, формирование эмоционального отношения к профессиональному миру.
Выбор будущей профессии требует систематически-деятельно и осмысленного подхода. Для этого дошкольнику необходимо знать и понимать кем работают его родители и минимально ориентироваться в мире разнообразных профессий. Необходимо знать и понимать специфику разных профессий и требования, предъявляемые к человеку при выборе данной профессии. Чем разнообразнее и богаче знания ребенка, тем легче ему сделать свой выбор в будущем, который определит его дальнейшую жизнь. 

Дошкольная организация – та самая необходимая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. 
В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только азы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни.

Для формирования у детей  основ финансовой грамотности и систематизации знаний поставила перед собой следующие задачи:

1. Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.

2. Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.

3. Развить эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей.

4. Развить у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).

5. Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости

В целом суть финансовой грамотности можно определить, как способность максимально осознанно и ответственно подходить к решению любых финансовых вопросов на протяжении всего жизненного цикла человека.

Финансовая грамотность или экономическое воспитание  в дошкольном возрасте предполагает развитие у ребенка бережливости (продление жизни готовой вещи), деловитости (практические навыки овладения) и рационального поведения в отношении простых обменных операций (хорошо подумать, прежде чем что-то сделать «7 раз отмерь, 1 раз отрежь»), трудолюбия (качество, когда ребёнок не только знает, что все хорошо работают, но и проявляет своё отношение к этой деятельности), здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

Актуальной остаётся задача знакомства детей с профессиями как с источником получения заработной платы. Ознакомление детей с трудом взрослых происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, наблюдения, общения со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания и привития детям ценностного отношения к труду у них формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Я с детьми  в своей группе использую  различные средства и формы работы, постоянно меняю  виды деятельности, стимулирующие познавательную активность детей. 

1. Тематические образовательные ситуации: «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта», «Что такое деньги? Доход, расход»

2.  Видео экскурсия по банкам нашего города.

3.  Дидактические игры: «Что где продают»«Дополни»«Что можно купить за деньги? »«Что  нельзя купить за деньги?»«Где могут храниться деньги?»«Кто что делает?»«Кому что нужно для работы», «Экономика в сказках», 

4.  Сюжетно- ролевые игры. «Супермаркет», «Кафе», «Аптека»,

5. Драматизация сказок. «Лисичка со скалочкой», «Колосок», «Вершки и корешки», «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Буратино».

6. Художественно- продуктивная деятельность: лепка, рисование монет, купюр. изготовление рекламы.

Активное участие дошкольников в специально организованных играх экономического направления - прекрасная возможность закрепить полученные знания на практике и расширить собственный опыт методом проб и ошибок. Поэтому мы понимаем, что ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть.

Для родителей провожу консультации  на темы: «Финансовая грамотность. Дайте ребенку знания о деньгах», «Финансовая грамотность-это важно», «Как обучать детей финансовой грамотности». «Финансовая грамотность в ДОУ», « Юный финансист».

индивидуальные беседы; обсуждение проблем за круглым столом; семейные развлечения и праздники; анкетирование;  банк родительских профессий.

Таким образом, можно сделать вывод, что финансы, профориентация и

ребенок-дошкольник, лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от

друга. Как показывает жизненный опыт, дети с раннего возраста начинают

включаться в финансово-экономические отношения. Играя, дети не только

знакомятся с различными профессиональными действиями и постигают

смысл труда, но и моделируют реальные жизненные ситуации, учатся

выстраивать финансовые отношения. Грамотно организованная игра

скрывает в себе огромный воспитательный потенциал, наполненный таким

этическим содержанием как честность, доброта, трудолюбие.

Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У дошколят появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.