Консультация для педагогов ДОУ "Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"
консультация по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста - новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребёнка с самых ранних лет его жизни. Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка - товарно-денежным отношениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_dou.docx17.12 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»

 Автор составитель воспитатель МДОУ детский сад № 109 г. Энгельса Кашуба Т.А.

     Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста - новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребёнка с самых ранних лет его жизни. Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка - товарно-денежным отношениям.

     Дети дошкольного возраста рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Поэтому проблема формирования финансовой грамотности становится актуальной уже в дошкольном возрасте, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы в дальнейшем для формирования финансово-грамотного человека.

    Актуальность формирования финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой. Формирование основ финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательной деятельности.

    Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Если взрослые вовремя не объяснят ребёнку, что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то у него сложится об этой теме собственное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни. Финансы, экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая как область «разумного ведения домашнего хозяйства», искусство его ведения они могут быть преподнесены детям в форме элементарных сведений:

  научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;

 с помощью игр, кроссвордов ввести детей в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;

 объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» – с другой;  научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней;

 вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать

 разумные потребности.

     Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. В дошкольном возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни.

     Важно помнить, что сегодняшние дети - это будущие налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка. Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в дошкольном возрасте на начальных ступенях образовательной системы. С помощью игр можно донести до детей, что:

 1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! (объясняем, как люди зарабатывают деньги, и каким образом заработок зависит от вида деятельности)

 2. Сначала зарабатываем – потом тратим. (рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в неё положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить)

 3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. (объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.)

 4. Деньги любят счёт. (приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.)

 5. Финансы нужно планировать.( приучаем вести учёт доходов и расходов в краткосрочном периоде.)

 6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса. (договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.)

 7. Не всё покупается. (прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.)

 8. Финансы – это интересно и увлекательно!

Игра «Груша-яблоко»

 Цель: научить считать деньги и ресурсы. Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.

Ход игры: Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко. Когда завершены оба рисунка, дайте ребёнку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.

 Игра «Размен»

 Цель: научить считать деньги. Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов. Количество участников: 1-5 человек.

Ход игры: Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.

 Игра «Услуги и товары»

 Цель: закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой работе. Необходимый материал: предметные, сюжетные картинки с изображением труда - изготовление товаров или предоставления услуг - в сказках: Красная Шапочка несёт корзину с пирожками, художник Тюбик рисует картины, Кнопочка варит варенье, доктор Айболит лечит, Дедушка ловит неводом рыбу, Винтик и Шпунтик ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит письма и т. д.; таблицы Товары, Услуги.

 Ход игры: Из-за театральной ширмы слышен голос героя: «Ребята, я решил печь пирожки и продавать их лесным жителям. Как вы считаете, я произвожу товар или предоставляю услугу?». Воспитатель и дети уточняют, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому). Дети говорят, люди каких профессий производят товары: пекарь, земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач. Потом вспоминают профессии, представители которых предоставляют услуги: парикмахер, врач, продавец. В сказках персонажи работают так же, как люди в реальной жизни. Расположите две таблицы «Товары» и «Услуги». Дети прикрепляют к таблицам соответствующие рисунки, объясняя свои действия: мама печёт пирожки бабушке. Пирожки - это товар, который изготовила мама. А вот внучка несет эти пирожки бабушке. Итак, девочка предоставляет услугу. Желаем удачи в освоении финансовой грамотности!

 Используемая литература: 1. Антонова Ю.Е. основы финансовой грамотности для дошкольников: мотивы и мнения// Воспитатель ДОУ – № 9, 2018год. 2. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: Материалы 7 Международной научной конференции в Санкт – Петербурге 2018 год. 3. Шатова А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание // Дошкольное воспитание № 2, 2018 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»

Цель: формирование первичных экономических представлений у дошкольников об экономических категориях.ФГОС ДО ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономиче...

Семинар - практикум для педагогов «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности».

Данный семинар прошел в рамках решения годовой задачи, поставленной перед педагогами детского сада – это приобщение дошкольников к миру экономики через проведение образовательной деятельности по...

Семинар для педагогов: «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»

Цель: формирование первичных экономических представлений у дошкольников об экономических категориях.ФГОС ДО ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономиче...

Семинар для педагогов «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»

ФГОС ДО ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категория...

консультация для педагогов "Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"

Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности...