Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности "Мир моими глазами"
рабочая программа по психологии (старшая группа)

Шлеева Людмила Ивановна

То что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что представляется ему смешным, более всего характеризует его сущность, его характер, индивидуальность. Ф.Крюгер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Мир моими глазами"273.67 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Компьютер\Pictures\2022-10-21\003.jpg

                                                                               То, что радует человека,

                                                                     что его интересует, повергает

                                                                                 в уныние, волнует, что

                                                                    представляется ему смешным,

                                                  более всего характеризует его сущность

                                                                его характер, индивидуальность

                                                                                        Ф. Крюгер

1. Целевой раздел

Пояснительная записка

Поддержание и укрепление психического здоровья воспитанников является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматривается как условие реализации ООПДО.

В программе определены задачи работы с детьми, нуждающимися в психолого-педагогическом сопровождении, и составлены индивидуально–ориентированные коррекционно–развивающие игры. При анализе развития ребенка на каждом возрастном этапе учитываются социальная ситуация развития, ведущая деятельность и те новообразования, которые характеризуют его психику к концу того или иного периода. Коррекционная работа ведётся в особо значимых сферах дошкольника: познавательной, мотивационно–потребностной, эмоционально–личностной и социальной.

В эмоционально–личностной сфере основными показателями выступают самооценка ребенка и его личностные особенности.

В социальной сфере (Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»):

– Характер общения со сверстниками в группе детского сада и в семье.

В мотивационно–потребностной сфере (Социально-коммуникативное развитие дает возможность определить значимые для ребенка области, актуализировать наиболее проблемные из них, а также изучить, как формируется социальный мотив, служащий одним из критериев готовности ребенка к школе).

В познавательной сфере ребенка (Образовательная область «Познавательное развитие») основными психическими процессами являются: восприятие, мышление, воображение, память, внимание, исходя из задач диагностики и образовательной программы ДОУ с ориентацией на методики, рекомендованные к использованию.

Предметом деятельности педагога-психолога ДОУ выступают интегративные качества ребенка, формируемые на протяжении дошкольного возраста.

Цель деятельности педагога-психолога ДОУ, реализующая в данной программе, создание психологических условий для успешного формирования интегративных качеств в процессе освоения воспитанниками образовательных областей в соответствии с ООПДО.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Эмоциональные процессы являются той сферой психологического бытия ребенка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции, такие, как восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Эффективность обучения  во многом зависит от эмоционального отношения ребенка к обучающему, к заданию, предлагаемому взрослым, к чувствам, возникающим у ребенка, и к переживаниям, связанным с успехами и неудачами.

            А. В. Запорожец отмечал, что изучение и развитие эмоций имеет большое психолого – педагогическое значение, так как для полноценного развития личности необходимо развитие не только всех познавательных процессов, овладение различными знаниями и навыками, но и формирование положительного эмоционального отношения к окружающей действительности, к людям, отношения, соответствующего заданным нравственным нормам, принятым в обществом.

          Эмоции  регулируют поведение ребенка, помогают ему приспособиться к той или иной ситуации, защищают организм от перенасыщения.

         Эмоции ребенка – это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии. Кроме того, существует тесная взаимосвязь между  душевным равновесием и физическим здоровьем ребенка, а положительное эмоциональное состояние относится к одному из важнейших условия развития личности. Однако в ходе социализации ребенок сталкивается с ситуативным дискомфортом, в процессе которого может развиваться устойчивое эмоциональное неблагополучие. Поэтому многие воспитатели и родители обращаются к психологу с жалобами на различные нарушения в эмоциональной сфере детей, а именно: повышенную эмоциональную возбудимость, раздражительность, наличие разнообразных страхов, агрессивность, упрямство, тревожность, застенчивость. Эти нарушения в эмоциональной сфере детей замедляют процессы интеллектуального развития, т.к. эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие(ПРИЛОЖЕНИЕ2).

       Возникновение эмоциональных расстройств, приводит к отклонению в развитии ребенка, нарушению социальных контактов. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем больше возможность возникновения ситуаций, вызывающих трудности взаимодействия ребенка с внешним миром.  Нарушения в эмоциональной сфере особенно выражены у детей с проблемами в развитии (ДЦП, ЗПР). Эти дети отличаются чрезмерной эмоциональной впечатлительностью, склонностью к страхам. У одних детей преобладает повышенная эмоциональная возбудимость, в сочетании с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста и отказа двигательной расторможенностью. Эти проявления значительно усиливаются в новой для ребенка обстановке, а также при утомлении. Другим детям – свойственны робость, застенчивость, заторможенность, состояние полного безразличия, равнодушия, безучастия. Часто отмечаются сочетания повышенной эмоциональной лабильности с инертностью эмоциональных реакций, в некоторых случаях с элементами насильственности. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться и эмоции, как бы приобретают насильственный характер. Эмоции этих детей обнаруживают относительную сохранность. Многие из них чувствительны к оценке своей личности другими людьми. Когда их хвалят, они бурно проявляют свою радость, при замечаниях часто обижаются, могут быть вспыльчивыми, агрессивными.

           Детям с тяжелым нарушениями, характерны стереотипные эмоциональные реакции, их эмоции не отличаются многообразием и дифференцированностью.

           Таким образом, отмечая значимость эмоциональной сферы ребенка на весь ход его психического развития, встает необходимость в ее своевременном развитии и коррекции.

Цель:  Формирование социально-эмоционального благополучия ребенка через развитие

            эмоциональной сферы, чувства внутренней устойчивости, автономности.

Задачи: 

  • Обогатить эмоциональную сферу детей положительными эмоциями.
  • Развить у детей эмоциональную отзывчивость, умение понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей, правильно на них реагировать.
  •  Формирование у ребенка «языка» эмоций как способа выражения собственного эмоционального состояния и способности к эмоциональной    саморегуляции.
  • Формирование у ребенка социально-личностных  качеств,  дружеских взаимоотношений через игру, игровые занятия, общение в повседневной жизни.
  • Формирование адекватной самооценки.
  • Способствовать развитию эмпатии, воображения.
  • Помочь родителям стать более внимательными к поведенческим сигналам ребенка, к нахождению способов его эмоциональной поддержки в жизненных ситуациях.

Принципы:

  • Ценностно-ориентированный принцип.

      Эмоция выступает как ценность личности, которая определяет благополучие            

       ребенка и его психологическое здоровье. Принцип предполагает также        

       ориентацию ребенка на другого человека.

  • Принцип активности и свободы самовыражения ребенка.
  • Постановка ребенка в позицию самоконтроля и саморегуляции.
  •  Принцип симпатии и участия.
  • Ребенок должен чувствовать себя в полной безопасности, взрослый оказывает        

       поддержку сам и, не навязывая, организует ее со стороны сверстников.

Методические рекомендации по реализации программы

Программа реализуется в три этапа:

I-й этап. Диагностический.

II-й этап. Коррекционно-развивающий.

III-й этап. Контрольный.    

Коррекционно-развивающий этап условно разделён на два блока:

 БЛОК 1.   Развитие эмоциональной сферы.

     Формирование у ребенка следующих умений:

  • представление о языке эмоций как знаках, подаваемых человеком о себе;
  • знание о средствах выражения различных эмоциональных состояний;
  • понимание ребенком значения эмоциональной окраски слова, его значения в процессе        

      общения, а также того, как влияют отрицательные эмоции на состояние самого человека  

      и других людей;

  • умения регулировать свои отрицательные эмоции.

БЛОК 2.    Развитие коммуникативных способностей.

      Обучение этически ценным формам и способам поведения во взаимоотношениях с другими людьми, способом ухода от конфликтов или их конструктивного решения, формирования умения устанавливать контакты, сотрудничать. Раскрытие внутреннего мира ребенка, умения в адекватной форме делиться своими эмоциями. Обеспечение чувства психологической защищенности.

Методические приемы, используемые в программе:

  1. Словесные и подвижные игры.
  2. Проигрывание этюдов на выражение и передачу различных эмоций и чувств.
  3. Рисование (тематическое и свободное).
  4. Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами.
  5. Проблемные ситуации.                                                                                                              

       

    В программе элементы игротерапии используются в форме терапии отношений, где игра выступает сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающими его миром и людьми. Применение групповой формы работы способствует обучению детей отношениям друг с другом, со взрослыми.

Планируемые результаты освоения программы

  1. Созданы условия для развития эмоционально-личностной сферы детей.
  2. Сформированы представления детей об основных эмоциональных состояниях

       человека (радость, печаль, злость, удивление, интерес, страх, презрение,

       отвращение, вина, стыд)

  1. Осознание детьми того, что:
  • Чувства есть у каждого человека.
  • У меня у самого бывают разные чувства, и они постоянно меняются.
  • Изменения чувств связаны с происходящими в жизни событиями.
  • Событие может быть одно, а чувства у людей разные.
  • Чувства можно выразить с помощью мимики, пантомимики, интонации.
  • Можно и нужно научиться распознавать чувства других людей.
  • О своих чувствах можно рассказывать, но мы имеем право говорить или не говорить о них.
  • Чувствами нужно научиться управлять, хотя это бывает трудно.
  • Человеку нужно научиться управлять своими чувствами, чтобы не совершать поступки,    

            которые ухудшают чувства других людей.

  • Мы можем помочь другому человеку научиться управлять своими чувствами.
  1. Позитивные изменения в эмоционально – личностной и межличностной сферах развития детей.

      5.   Формирование у ребенка социально-личностных  качеств,  дружеских взаимоотношений.

 

                      Содержательный раздел

Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

Программа позволяет строить работу вариативно с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей детей в группе.

        Программа составлена для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Начинать проводить занятия можно с любой из представленных возрастных групп.

        В сентябре, мае проводится диагностика. Занятия коррекционно - формирующего этапа проходят с октября по апрель не реже одного раза в неделю.

- Общее число занятий:  40,  один раз в неделю.                    

- Продолжительность занятий:  30 минут.

- Количество детей в  группах коррекции не должно превышать 6 – 7 человек. Количество детей в развивающих группах – 12 – 14 человек.

        Группы должны быть разнородны по составу: предпочтительно одинаковое количества мальчиков и девочек, наличие детей с противоположными проблемами, интеграция детей с различными физическими возможностями.

         В группах коррекции желательно участие в занятиях второго педагога (воспитателя или психолога), который наблюдает за реакциями детей и их поведением.

         Психологу на занятиях необходимо внимательно относиться к каждому ребенку, поддерживать детей, доброжелательно реагировать на их действия, избегать прямых оценок личности, соблюдать субъект – субъектные отношения, следить за соблюдением эмоционально – положительного климата;  владеть техниками активного слушания,  эффективной похвалы, «Я – высказывания».  

         Программа может применяться как к детям с нарушениями в эмоциональной сфере, так и к самым благополучным детям дошкольного возраста для их своевременного психологического созревания и профилактики возможных неблагополучных вариантов в эмоциональном развитии.

Противопоказаний к применению программы нет.

Способы взаимодействия специалистов.

      Данная программа предполагает тесное взаимодействие психолога с воспитателями, которое осуществляется при реализации второго блока программы, с целью закрепления знаний, умений, навыков, полученных детьми на занятиях по игровой терапии и формирования у детей осознанного отношения к эмоциональной сфере человека

Учебный план

Этапы. Разделы (блоки)

Кол-во часов

1.

Диагностический

5

2.

Коррекционно-развивающий

1 блок. Эмоциональное развитие

2блок.Развитие коммуникативных способностей

30

19

11

3.

Контрольный

5

Календарный учебный график

                                       

Тема занятия

Программное содержание

Методическое обеспечение

Кол-во часов

I   этап   –   диагностический.

1.

“Давайте познакомимся”

Кинестетический рисунок “Моя семья”

1

Проективная методика “Семья животных”

1

2.

“Мы фантазиреум”

Проективная методика “Несуществующее животное”

 1

3.

“Дружные ребята”

Проективный рисунок “Я в детском саду”

1

Проективный рисунок “Я и мои друзья”

1

II  этап  -  коррекционно-развивающий

                                             БЛОК 1.  Эмоциональное развитие. 

4.

“Эмоции – что это?”

Тренинг знакомства. Расширение знаний об эмоциях, необходимости понимать настроение других людей и уметь правильно общаться.

«Зоопарк настроений», «Тренируем эмоции»,

«Музей восковых фигур»

«Настроение»

1

5.

“Мне интересно”

Обучение распознаванию и выражению эмоции интереса, сосредоточения (описание, интонация  речи, мимика, пантомимика)

«Сосредоточенность»

«Раздумье»,

«Кузнечик»,

«Мудрец»

     

2

6.

“Мы удивились”

Обучение распознаванию и выражению эмоции удивления (описание, интонация речи, мимика, пантомимика)

«Вожатый удивился»,

«Дождик и зернышко»,

«Солнышко вернулось»

 2

7.

“Нам радостно”

Обучение распознаванию и выражению эмоции радости, удовольствия (описание, интонация речи, мимика, пантомимика)

«Чунга-чанга»,

«Солнышко вернулось»

 2

8.

“Нам  грустно”

Обучение распознаванию и  выражению эмоции грустии, печали (описание, интонация речи, мимика, пантомимика)

«Муравей»,

«Звери заболели»

 2

9.

“Это-отвратительно!”

Обучение распознаванию и выражению эмоции отврашения, презрения (описание, интонация речи, мимика, пантомимика)

«Испытание»,

«Форд Боярд»

   2

10.

“Я злюсь !”

Обучение распознаванию и выражению эмоции гнева (описание, интонация речи, мимика, пантомимика)

«Сердитая старуха»,

«Рисуем море»

     1

11.

“Злость – это не страшно”

Обогащение опыта отреагирования эмоции. Упражнение в саморегулиции и конструктивном общении.

«Рычи, лев, рычи, стучи, поезд, стучи»,

«Уходи злость»,

«Ругаемся овощами»,

«Возьми себя в руки»

   

     1

12.

“Я – виноват, мне – стыдно”

Обучение распознаванию и выражению эмоции вины, стыда (описание, интонация речи, мимика, пантомимика). Упражнение в саморегуляции и конструктивном общении.

«Незнайка», «Учимся понимать друг друга»

     

    2

13.

“Мне обидно”

Обучение распознаванию и выражению эмоции обиды (описание, интонация речи, мимика, пантомимика)

«Учимся погимать друг друга»,

«Солнечный зайчик»

    2

14.

“Мне не страшно!”

Обучение распознаванию,  выражению и умению побеждать эмоции страха (опи-сание, интонация, мимика, пантомимика),

«Учимся понимать друг друга» «представь,

что ты это можешь»

    2

БЛОК 2. Развитие коммуникативных способностей.

15.

“Что такое Я ? Каждый привлекателен по своему”

Осознание ребенком отношения к себе, собственной внешности, соим особенностям и способностям, Осознание собственной не повторимости.

«Представь себя», «Я есть, «Я буду»,

«Это мое имя»,  «Это Я – такой»

     2

16.

“ Я + другие = Мы”

Развитие чувства принадлежности к группе, получение опыта позитивного взаимодействия.

«Доброе животное», «Клеевой дождик»,

 «Паровозик», «Близнецы»,

«Окажи внимание другому»

     1  

17.

“Мы волшебники”

Знакомство с интонацией речи, мимикой, пантомимикой, внимания к эмоциональным состояниям других. Развитие отрицательного отношения к  безучастному отношению к проблемам других. Развитие умения принимать настроения других людей.

«Учимся понимать друг друга»

     1

18.

“Что такое хорошо, что такое плохо”

Развитие доверия к окружающим детям и взрослым. Развитие потребности в общении, взаимодействии. Обогащение опыта отреагирования эмоций. Упражнение в регуляции эмоций.

«Учимся понимать друг друга» (игра)

      2

19.

“Я – хороший, я – плохой”

Осознание и принятие себя, своих черт. Развитие адекватной самооценки. Нахождение способов преодоления отрицательных черт характера.

«Я в будущем», «Закончи предложение»,

«Назови свои сильные стороны»,

 «Какой я есть и каким я буду».

      1

20.

“Радуга настроений”

Обогащение опыта отреагирования эмоций (эмоции в  природе)

Игра

      1

21.

“Волшебный мир сказок”

Развитие понимания себя и других. Преодоление барьеров в общении. Отреагирование собственных чувств.

«Учимся понимать друг друга»

      1

22.

“Пойми меня”

 Развитие умения описать свое настроение, осознание настроения другого. Обогащение способами выражения своего настроения. Влияние настроения на взаимоотношения других людей.

Игра «Пойми меня»,

Разыгрывание ситуаций (вариант 1 и 2)

     1

23.

“Вместе веселее”

Расширение опыта позитивного взаимодействия. Развитие умения соотносить свои желания с желаниями других.

«Паровозик», «Пошли письмо»,

«Как поступить», «Продолжи слово»,

 «Помоги принцесе»

     1

III  этап     -     контрольный

25.

“Мир фантазий”

Проективный рисунок “Несуществующее животное”

1

26.

“Фотогра-фия на память”

Кинестетический рисунок “Моя семья”

4

Проективный рисунок “Семья животных”

Проективный рисунок “Я в детском саду”

Проективный рисунок “Я и мои друзья”(коллективный)

                                                                     

Методические приемы, используемые в программе:

  1. Словесные и подвижные игры.
  2. Проигрывание этюдов на выражение и передачу различных эмоций и чувств.
  3. Рисование (тематическое и свободное).
  4. Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами.
  5. Проблемные ситуации.                                                                                                                

    В программе элементы игротерапии используются в форме терапии отношений, где игра выступает сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающими его миром и людьми. Применение групповой формы работы способствует обучению детей отношениям друг с другом, со взрослыми.

Алгоритм занятия:

  1. Приветствие.
  2. Беседа или проблемная ситуация.
  3. Развивающая игра, психогимнастический этюд, тематическое или свободное рисование.
  4. Подвижная игра.

               5.   Прощание. 

Организационный раздел

  1. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и
    воспитания

Технические  средства:   

  1. Аудиокассеты с записью релаксационной музыки, звуков леса, голосов птиц, шума моря.
  2. Игра “Зоопарк настроений”.
  3. Игра “Пойми меня”.
  4. Краски, фломастеры, карандаши.
  5. Бумага для рисования.
  6. Фотографии или картинки, отображающие эмоции.

2.2 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Главным условием организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС дошкольного образования является полноценно организованная образовательная среда, которая строится с учётом реализации образовательных областей в двух основных составляющих организации образовательного процесса: совместной и самостоятельной.

-Совместная деятельность взрослого и детей: задачи программы реализуются через фронтальный способ обучения в соответствии с планом ДОД.

- Самостоятельная деятельность детей. Видами самостоятельной деятельности детей являются культурные практики, которые ориентированы на проявление творчества. Культурные практики реализуются через подгрупповой способ.

К культурным практикам относится: исследовательские, коммуникативные, художественные, образовательные проектные способы и формы действий ребёнка.

Организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.

2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы

Способы поддержки детской инициативы:

- выбор оптимального уровня нагрузки

- приобщение к труду, нравственным нормам

- похвала, подбадривание ребёнка, положительная оценка, поощрение

-проявление внимания к интересам ребёнка

- косвенная помощь

- личный пример педагога

- создание предметно-развивающей среды.

Для поддержки инициативы в речевом развитии создаются книжные уголки с подбором художественной литературы, разнообразный дидактический материал для речевого развития.

Диагностические срезы (оценка эффективности)

До начала и после проведения коррекционно – развивающих занятий предусмотренных программой проводится диагностика развития эмоционально – личностной сферы детей по следующим методикам:

1. Графическая методика «Кактус» (взята из книги М.А. Панфиловой Игротерапия общения М.: 2000). Благодаря этой методике можно увидеть состояние эмоциональной сферы ребенка. В рисунке могут проявиться следующие качества: агрессия, импульсивность, эгоцентризм, стремление к лидерству, неуверенность в себе, зависимость, демонстративность, открытость, скрытность, осторожность, оптимизм, тревога, экстравертированность, интровертированность, стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности, отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества.

2. Графическая методика «Дом – дерево – человек»  (Дж. Бук). Тест позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, враждебности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности.  

3. Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций (взята из книги Минаевой В.М Развитие эмоций дошкольников. М: 1999 ).

4. Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей (Минаева В.М.).

5. Наблюдение за эмоциональным проявлением детей (Й. Шванцара) с целью выявления признаков психического напряжения.

6. Опросник для родителей или воспитателей «Нарушение поведения у детей» (взят из книги Т. Хельбрюгге, Г. Деринга Ребенок от 0 до 6. М.: 1992)(ПРИЛОЖЕНИЕ3).

7. Проективная методика «Метаморфозы» ( модификация Д.Г. Сорокова).

Мониторинг освоения программы

Ф. И. О.

Эмоциональный фон. Доминирование положительной эмоциональной адекватности переживаний.

Новообразования в эмоциональной сфере (умение «читать эмоции и выражать их, развитие мехонизмов эмоциональной регуляции)

Характер отношений ребенка с                       окружающими его взрослымы и сверстниками                                                  (самооценка дейст-вий, кол-во и                                         частота конфликтов, стремление                                                к устронению и сохра-нению                                                       положительных отношений)

Итого

н. г.

к.г

н. г.

к. г.

н. г.

к. г.

н. г.

К. г.

1.

2.

Начало года: В (%) _____                           Конец года: В (%) _____

             С (%) _____                                                 С (%) _____

             Н (%) _____                                                  Н (%) _____

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Абрамян Л.Н.  О возможностях игры для развития и коррекции социальных эмоций дошкольников. Таллин, 1984.
  2. Божович Л.И.  Личность и  ее  формирование в детском возрасте. М., 1968.
  3. Бондаренко Е.А.  Выражение отношения к людям в рисунках дошкольников //Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975.
  4. Варга А.Я.  Психологическая коррекция нарушений общения младших дошкольников в игровой группе./ Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1998.
  5. Волков Б.С., Волкова Н.В.  Детская психология. М., 1994.
  6. Волков Б.С., Волкова Н.В.  Основные закономерности психологического развития ребенка. М., 1984.
  7. Выготский Л.С.  Вопросы детской психологии. СПб., 1997.
  8. Гаврилова С.В., Кутявина Н.Я. , Топоркова И.Г., Щербинина С.В.  Учимся понимать друг друга.М., 2001.
  9. Гализунова А.Н., Смирнова Е.О.  Ступени общения. М., 1996.
  10. Запорожец А.В.  Эмоциональное развитие дошкольника. М.,1985.
  11. Изард К.Е.  Эмоции человека. М., 1980.
  12. Изард К.Е.  Психологий эмоций. СПб.,1999.
  13. Карелин А.А.  Психологические тесты. М., 2003.
  14. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В.  Учим детей общению. Ярославль, 1996.
  15. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В.  Общение: дети 5-7 лет. Ярославль, 2001.
  16.  Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб., 2003.
  17. Кряжева Н.Л.  Кот и пес спешат на помощь. Ярославль, 2000.
  18. Кряжева Н.Л.  Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. Ярославль, 2000.
  19. Кэмпблл Р.  Как справиться с гневом ребенка. СПб., 1997.
  20. Лаврентьева Г.П. Культура общения дошкольников. Киев, 1988.
  21. Леви В.Л.  Искусство быть собой. М., 1991.
  22. Леонтьев А.Н.  Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
  23. Лисина М.И.  Генезис форм общения у детей // Принципы  развития в психологии/ Под ред. Л. Анциферовой. М., 1978.
  24. Лисина М.И.  Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различие. М., 1980.
  25. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж, 1997.                                                                                                                              
  26. Луговская А.  Если малышу трудно подружиться. М., 2001.
  27. Лютова Е., Монина Г.  Шпаргалка для взрослых. СПб., 2002.
  28. Мазепина Т.Б.  Развитие навыков общения ребенка в играх, тренингах, тестах. Ростов н/Д., 2002.
  29.  Минаева В.М.  Развитие эмоций дошкольников. М.., 1999.
  30. Неверович Я.З.  Участие эмоций в формировании детской личности // Эмоциональное развитие дошкольников/ Под ред. А.Д. Кошелевой. М.., 1985.
  31. Немов Р.С.  Психология., М., 1995.
  32. Осипова А.А.  Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов. М., 2000.
  33. Панфилова М.А.  Игротерапия общения: тесты и психо- коррекция. М., 2001.
  34. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. М., 1989.
  35. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: психологические исследования / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. М., 1986.
  36. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. М., 1978.
  37.  Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.
  38. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. М., 2000.
  39. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М.  Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М., 2003.
  40. Снегирева Л.А.  Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: методические рекомендации. Минск, 1995.
  41. Стрелкова Л.П. Эмоциональный букварь от Ах до ай-ай- Яй. М., 1994.
  42. Терещук Р.К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников. Кишинев, 1989.
  43. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М., 2001.
  44. Холентаускас Г.Т.  Семья глазами ребенка.  М., 1989.
  45. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. М., 1995.
  46. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Ростов н/Д.,020003.
  47. Эмоциональное развитие дошкольников. Под ред А.Д. Кошелевой. М., 1985.
  48. Энциклопедия развития дошкольника. Под общей ред. Л.Ю. Субботиной. Ярославль, 2001.

                                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Эврика»

Пояснительная записка         Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа«Эврика» имеет социально-гуманитарную направленность...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности по духовно-нравственному воспитанию детей 4-5 лет «Сказки для воспитания души»

Направленность и уровень программыНаправленность (профиль) программы – социально-гуманитарнаяУровень программы - базовыйАктуальностьРоль детских сказок в развитии детей многогранна. От развития ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности для детей 5-7 лет" Школа Гнома Эконома".

Программа разработана на основе следующих нормативных документов: − Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Юный исследователь"

Одним изэффективнфх методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериметирования, который относится к познавательному развитию. Детское экспериметирование имеет огромн...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Зигзаг удачи» (катание на самокатах) в рамках программы «Формула безопасности».

 Летняя занятость детей сегодня - это не только социальная защита, это еще и пространство для всестороннего развития, оздоровления, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что созд...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...