мелкая моторика = развитие речи.
статья по психологии (младшая группа)

Алена Алексеевна Поленок

Степень формирования мелкой моторики — главный показатель того, как дошкольник готов к обучению в школе. Высокая степень формирования мелкой моторики говорит о том, что у ребёнка ловкие и подвижные пальцы, это указывает на то, что он легче научится говорить и речь будет правильной. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motorika_razvitie_rechi.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

Мелкая моторика = развитие речи.

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног.

К сферам мелкой моторики относится многообразие движений: от обычных жестов (захват кисти рук, одевании одежды, обуви), до очень мелких движений (нанизывание бусин на леску, рисование глазок, застегивание пуговиц).

При развитие мелкой моторики рук наш мозг помогает работать соседним отделам, которые в свою очередь развивают человеческую речь. Поэтому мелкая моторика и развитие речи взаимосвязаны.

Проштудировав горы литературы и исследований видно, что мелкая моторика, непосредственно, рук несет ответственность и за внимание, мышление, координацию, воображение, наблюдательность, зрительную и двигательную память ну и, конечно же, речь.

Степень формирования мелкой моторики — главный показатель того, как дошкольник готов к обучению в школе. Высокая степень формирования мелкой моторики говорит о том, что у ребёнка ловкие и подвижные пальцы, это указывает на то, что он легче научится говорить и речь будет правильной. Данный ребенок может логично рассуждать, у него хорошая память, внимание. Низка я же степень формирования мелкой моторики показывает, что ребёнок быстро устаёт, рассеивается внимание и появляется тревожность. Ребёнку тяжело выполнять письменное задание (нарисовать палочку, обвести круг). Что далее влияет на трудности в обучение. Поэтому формировать и развивать мелкую моторику следует уже с раннего детства начиная от рождения.

Несколько вариаций работы для развития мелкой моторики:

  1. Пальчиковые гимнастики – «Сорока-белобока...», «Ладушки-ладушки...», «Идет коза рогатая...»;
  2. Теневой и пальчиковый театр;
  3. Народные потешки и присказки.

Игры с пальчиками, ладошками влияют на положительные эмоции, помогают развитию умения повторять за взрослыми, дети учатся слушать и осознавать смысл слов говорящего, тем самым повышая свою активность в речи. При запоминании расположении рук и последовательности движений у ребёнка формируется воображение, фантазия, моторная память, внимание. Так же они способствуют развитию гибкости, силы, ловкости пальчиков и кисти. Помогают сконцентрировать внимание на одном виде деятельности, что способствует для дальнейшего развития в целом.

Большую роль при развитии мелкой моторики занимают «Развивающие игрушки»:

  1. Деревянная пирамидка;
  2. Фигурки на магнитах;
  3. Игрушки-шнуровки;
  4. Конструкторы;
  5. Макки;
  6. Кубики;
  7. Рамки и вкладыши;
  8. Пазлы;
  9. Мозаика;
  10. Бизиборды;
  11. Нанизывание бусин и т.д.

Данные игрушки развивать усидчивость, внимание, интеллект, логику, что в совокупности оказывает большую роль на формирование и готовность ребёнка к школьному обучению.

Можно выделить отдельным вариантом при работе над мелкой моторике рук: «Массажор Су Джок» – это шарик с шипами и специальные металлические кольца, которые при воздействии на конечности тела дают терапевтический эффект.

Большую роль играет при развитие у малыша приучение к художественно-эстетическому развитию при помощи:

  1. Лепки (пластилин, глина);
  2. Рисования (карандаши, краски, мелки, ручки, фломастеры);
  3. Аппликации (бумага, природные материалы, картон, нитки);
  4. Счетные палочки;
  5. Проволока.

Самое важное при подборе тех или иных техник развития важно учитывать индивидуальные и возрастные особенности малыша. Следует учитывать, только взрослый  ребёнок будет в совокупности положительная динамика развития, похвала и поддержка даёт высокий результат.

Существенный результат строится только тогда, когда между взрослым и ребёнком складываются доверие, понимание, доброжелательность. Все виды занятий и работы с детьми всегда проходит через игру. Только игра формирует, помогает и стимулирует малыша к определённым упражнениям, которые требует от него взрослый. Важным условием является полное отсутствие во время занятий отвлекательных, посторонних предметов и шумов. Игрушки должны быть новые для ребенка, что бы был заинтересован в игре. Игра должна быть доведена до конца. Данные игры и занятия обязательно проводятся регулярно.

В результате регулярных занятий у малыша наблюдается эффективное развитие в формировании мелкой моторики, которая в свою очередь побуждает развиться речь. Малыш улучшает свое психическое состояние, избавляется от тревожности.

«Источник способностей и дарований детей

находится на кончиках пальцев…»

(В.А. Сухомлинский)