ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ. Как правильно организовать занятия с дошкольниками дома.
консультация (подготовительная группа)

Успех и эффективность занятий с дошкольниками определяет не только то, чему мы учим ребёнка, но и в значительной степени то, как проводятся эти занятия.

Форма занятий может быть разной, но ребёнок каждый раз должен слышать знакомую ему фразу:

«Давай с тобой поиграем!»

Правила, которым нужно придерживаться.

1.  Занятия должны быть систематическими (2-3 раза в неделю), желательно в одно и то же время. Лучше регулярные 15-минутные занятия, чем одно получасовое.                           

2. Для занятий оборудуйте определённое место: подберите по росту стол (парту) и стул, предусмотрите достаточное освещение (учесть, что для праворукого ребёнка свет должен падать слева, а для леворукого - справа.)                                                                                            

3. Рисовать, (писать), читать, раскрашивать, лепить, вырезать, клеить и т.п. лучше за столом. Меняйте виды деятельности и место работы (10-15 минут за столом; 10-15 минут на коврике). Это позволяет менять позу, снимает мышечное напряжение, позволяет сохранять интерес и работоспособность.                                                                                             

 4. Составьте план занятий –игр (хотя бы на месяц), для того, чтобы не перескакивать с одного, на другое, а вести работу планомерно и системно. Целесообразно выбрать для таких занятий комплект пособий.

                  

      Так, как говорит взрослый с ребёнком, так же очень важно.

Спокойный тон, доброжелательные интонации, приветливость и участие - важное условие позитивного общения с детьми. В речи взрослого не должно быть непонятных слов и выражений. Нередко взрослые используют резкие и жёсткие слова в оценках ребёнка - «бестолковый», «тупица», «сколько раз можно объяснять одно и то ж» ,- не задумываясь, что это может обидеть или отбить желание у ребёнка.

Основной формой занятий с дошкольниками (где бы они ни проводились) является ИГРА. И в то же время игровая форма занятий - это не свободная игра ребёнка, когда он сам выбирает цели и задачи своей деятельности. Для того, чтобы игровая форма занятий была более эффективной, взрослым необходимо чётко спланировать и организовать каждое занятие.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Прежде чем разработать самый простой план занятий, необходимо в течении нескольких дней внимательно наблюдать за ребёнком, обратить внимание на то, как он себя ведёт, что привлекает его внимание, что ему нравится и не нравится, как он говорит, спрашивает, просит, умеет ли играть сам или ему необходим постоянный контроль взрослых.

Следует учитывать, что: 

     малыш до 4 лет                                                                                                                                            

- с трудом переключает своё внимание с одного объекта (человека, слова, игрушки и т.п.) на другой;                                                                                                                                                            

-не может одновременно слушать инструкцию взрослого и выполнять задание;

- может быть настолько сосредоточен на выполнении какого-то действия, что  может просто не слышать взрослого. 

 В  возрасте от 4 до 5 лет ребёнок                                                                                               

- способен чётко удерживать  в памяти простую инструкцию, условие задачи, однако ещё часто не доводить деятельность до конца;                                                                                                  -

-легко отвлекается, с трудом переключается на новый вид деятельности;                                    

- уже имеет продолжительное время (до 5 минут) сосредоточенно, не отвлекаясь от дела.   

 В возрасте от 5 до 7 лет ребёнок  

-способен воспринимать и удерживать в памяти инструкцию –задание;                                               

-способен планировать свою деятельность и работать по плану (если его этому научить);                      

- может сосредоточиться без отвлечений, работать 5-10 минут;                                                          

-способен оценивать результаты и вносить коррективы по ходу деятельности.

У детей разного возраста организация деятельности существенно отличается, мы не можем требовать от ребёнка то, что ему по силам только в 5-7 лет. 

В тех случаях, когда дети испытывают трудности в выполнении заданий, необходимо более подробно (объяснить) само задание, ход его выполнения, возможно, дать сначала аналогичный вариант. 

Ещё один способ преодоления трудностей состоит в определенной последовательности действий, которые выполняет взрослый (педагог, родитель) и ребёнок.                                                                                                                                                                                                                                                     

     Обучение дошкольников требует от взрослых внимания и терпения.

Взрослые должны быть готовы к тому, что придётся по несколько раз отвечать на один и тот же вопрос; не один раз объяснять одно и то же, без раздражения и нетерпения; проявлять настойчивость в достижение цели. При этом важно уметь помочь ребёнку, проявляя гибкость, подсказывая или побуждая к собственному решению.

Требуя от ребёнка внимания, будьте внимательными сами!

 Старайтесь заинтересованно выслушать до конца.

Даже очень маленькие дети чувствуют, когда взрослые их не слушают, вернее, слушают, но не слышат.

 

Выявляем сильные и слабые стороны:

  1. При анализе речи: наблюдайте, как разговаривает, рассказывает, просит, общается со сверстниками, со взрослыми, общается в бытовых ситуациях, в игре, во время занятия и т.д.
  2. Наблюдайте одну и ту же ситуацию, для того, чтобы понять, на сколько типичны те или иные проявления, что осложняет, ухудшает ситуацию, а что наоборот, успокаивает ребёнка.
  3. Во время наблюдения не оценивайте ситуацию, а описывайте её: например, отказывается рисовать (приходится уговаривать), быстро устаёт рука, сильно сжимает карандаш, штриховки неровные и т.д.

Результаты подобных наблюдений помогают определить проблему, наметить способы дальнейших действий.

  1. Обратите внимание на то, как ведёт себя ребёнок в случае затруднения: (справляется сам, бросает работу, отказывается, нервничает, обращается  ли за помощью).

Например, при трудностях концентрации внимания и высокой отвлекаемости следует исключить громкий звук разговора, радио, телевизора, даже в другой комнате. Бегающая во круг стола собачка или кошка, телефон, который постоянно использует взрослый,- всё может быть фактором отвлечения. Занятия с такими детьми должны быть короткими, несколько минут для выполнения несложного задания,  затем перерыв и следующее задание.

Затруднения, с которыми  сталкиваются дошкольники в процессе обучения, неизбежны, а успех их преодоления в значительной степени зависит от взрослых.

Педагоги и психологи уже давно перестали спорить о том, что эффективнее –ругать ребёнка при неудачи или поддерживать. Безусловно, поддержка, подбадривание более эффективны, но в жизни взрослые чаще делают замечания, ругают, или всем своим видом показывают неудовольствие. Ребёнок просто отказывается выполнять какие-то задания, заранее считая «У меня не получится». Важно помнить, что такие ситуации не возникают сами по себе, а формируются при неверной тактике взрослых. Только позитивный настрой, одобрение и конечно же терпение взрослого является значимым фактором успешного развития ребёнка.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Готовимся к школе дома. 46.47 КБ

Предварительный просмотр:

Мама с дочкой читают - готовятся к школе

ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ.

Как правильно организовать занятия с дошкольниками дома.

Успех и эффективность занятий с дошкольниками определяет не только то, чему мы учим ребёнка, но и в значительной степени то, как проводятся эти занятия.

Форма занятий может быть разной, но ребёнок каждый раз должен слышать знакомую ему фразу: «Давай с тобой поиграем!»

Правила, которым нужно придерживаться.

1.  Занятия должны быть систематическими (2-3 раза в неделю), желательно в одно и то же время. Лучше регулярные 15-минутные занятия, чем одно получасовое.                            2. Для занятий оборудуйте определённое место: подберите по росту стол (парту) и стул, предусмотрите достаточное освещение (учесть, что для праворукого ребёнка свет должен падать слева, а для леворукого - справа.)                                                                                             3. Рисовать, (писать), читать, раскрашивать, лепить, вырезать, клеить и т.п. лучше за столом. Меняйте виды деятельности и место работы (10-15 минут за столом; 10-15 минут на коврике). Это позволяет менять позу, снимает мышечное напряжение, позволяет сохранять интерес и работоспособность.                                                                                              4. Составьте план занятий –игр (хотя бы на месяц), для того, чтобы не перескакивать с одного, на другое, а вести работу планомерно и системно. Целесообразно выбрать для таких занятий комплект пособий.

                 

       

Так, как говорит взрослый с ребёнком, так же очень важно.

Спокойный тон, доброжелательные интонации, приветливость и участие - важное условие позитивного общения с детьми. В речи взрослого не должно быть непонятных слов и выражений. Нередко взрослые используют резкие и жёсткие слова в оценках ребёнка - «бестолковый», «тупица», «сколько раз можно объяснять одно и то ж» ,- не задумываясь, что это может обидеть или отбить желание у ребёнка.

      Основной формой занятий с дошкольниками (где бы они ни проводились) является ИГРА. И в то же время игровая форма занятий - это не свободная игра ребёнка, когда он сам выбирает цели и задачи своей деятельности. Для того, чтобы игровая форма занятий была более эффективной, взрослым необходимо чётко спланировать и организовать каждое занятие.                                                                                                                                                           Прежде чем разработать самый простой план занятий, необходимо в течении нескольких дней внимательно наблюдать за ребёнком, обратить внимание на то, как он себя ведёт, что привлекает его внимание, что ему нравится и не нравится, как он говорит, спрашивает, просит, умеет ли играть сам или ему необходим постоянный контроль взрослых.

Следует учитывать, что:

малыш до 4 лет                                                                                                                                             - с трудом переключает своё внимание с одного объекта (человека, слова, игрушки и т.п.) на другой;                                                                                                                                                              - не может одновременно слушать инструкцию взрослого и выполнять задание;                    - может быть настолько сосредоточен на выполнении какого-то действия, что  может просто не слышать взрослого.                                                                                                                                          В  возрасте от 4 до 5 лет ребёнок                                                                                                -           - способен чётко удерживать  в памяти простую инструкцию, условие задачи, однако ещё часто не доводить деятельность до конца;                                                                                                  - легко отвлекается, с трудом переключается на новый вид деятельности;                                     - уже имеет продолжительное время (до 5 минут) сосредоточенно, не отвлекаясь от дела.

В возрасте от 5 до 7 лет ребёнок   

-способен воспринимать и удерживать в памяти инструкцию –задание;                                                -способен планировать свою деятельность и работать по плану (если его этому научить);                       - может сосредоточиться без отвлечений, работать 5-10 минут;                                                           -способен оценивать результаты и вносить коррективы по ходу деятельности.

У детей разного возраста организация деятельности существенно отличается, мы не можем требовать от ребёнка то, что ему по силам только в 5-7 лет.  

В тех случаях, когда дети испытывают трудности в выполнении заданий, необходимо более подробно (объяснить) само задание, ход его выполнения, возможно, дать сначала аналогичный вариант.  

Ещё один способ преодоления трудностей состоит в определенной последовательности действий, которые выполняет взрослый (педагог, родитель) и ребёнок.                                                                                                                                                    

     Обучение дошкольников требует от взрослых внимания и терпения.

Взрослые должны быть готовы к тому, что придётся по несколько раз отвечать на один и тот же вопрос; не один раз объяснять одно и то же, без раздражения и нетерпения; проявлять настойчивость в достижение цели. При этом важно уметь помочь ребёнку, проявляя гибкость, подсказывая или побуждая к собственному решению.

Требуя от ребёнка внимания, будьте внимательными сами!

 Старайтесь заинтересованно выслушать до конца.

Даже очень маленькие дети чувствуют, когда взрослые их не слушают, вернее, слушают, но не слышат.

Выявляем сильные и слабые стороны:

  1. При анализе речи: наблюдайте, как разговаривает, рассказывает, просит, общается со сверстниками, со взрослыми, общается в бытовых ситуациях, в игре, во время занятия и т.д.
  2. Наблюдайте одну и ту же ситуацию, для того, чтобы понять, на сколько типичны те или иные проявления, что осложняет, ухудшает ситуацию, а что наоборот, успокаивает ребёнка.
  3. Во время наблюдения не оценивайте ситуацию, а описывайте её: например, отказывается рисовать (приходится уговаривать), быстро устаёт рука, сильно сжимает карандаш, штриховки неровные и т.д.

Результаты подобных наблюдений помогают определить проблему, наметить способы дальнейших действий.

  1. Обратите внимание на то, как ведёт себя ребёнок в случае затруднения: (справляется сам, бросает работу, отказывается, нервничает, обращается  ли за помощью).

Например, при трудностях концентрации внимания и высокой отвлекаемости следует исключить громкий звук разговора, радио, телевизора, даже в другой комнате. Бегающая во круг стола собачка или кошка, телефон, который постоянно использует взрослый,- всё может быть фактором отвлечения. Занятия с такими детьми должны быть короткими, несколько минут для выполнения несложного задания,  затем перерыв и следующее задание.

Затруднения, с которыми  сталкиваются дошкольники в процессе обучения, неизбежны, а успех их преодоления в значительной степени зависит от взрослых.

Педагоги и психологи уже давно перестали спорить о том, что эффективнее –ругать ребёнка при неудачи или поддерживать. Безусловно, поддержка, подбадривание более эффективны, но в жизни взрослые чаще делают замечания, ругают, или всем своим видом показывают неудовольствие. Ребёнок просто отказывается выполнять какие-то задания, заранее считая «У меня не получится». Важно помнить, что такие ситуации не возникают сами по себе, а формируются при неверной тактике взрослых. Только позитивный настрой, одобрение и конечно же терпение взрослого является значимым фактором успешного развития ребёнка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей «Как правильно организовать занятия с ребенком дома?»

Прежде всего, выберите и подготовьте специальное место для работы, где ребенку и вам никто не будет мешать. Это должен быть именно учебный уголок, создающий у ребенка рабочую атмосферу и настроение, г...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК ПРАВИЛЬНО ОРГАНИЗОВАТЬ ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ ДОМА»

Рекомендации родителям при занятии физическими упражнениями с детьми в домашних условиях....

Как правильно организовать занятия дома.

Каким бы талантливым не был логопед, дефектолог или любой другой специалист, который занимается с ребенком, делает это он 15-20 минут в день. Да, специалистов может быть несколько, но даже три занятия...

Как же правильно организовать занятия?

Занятия для детей дошкольного возраста должны проходить динамично и интересно, иначе они попросту обречены на провал. Всем известно, что дети в дошкольном возрасте живут в игре, в сказке, все игрушки ...

Как правильно организовать занятия физическими упражнениями дома.

Планировать занятия и распределять нагрузку можно, только зная особенности организма. Среди этих особенностей – относительно быстрая утомляемость и ограниченная способность удерживать внимание....

Рекомендации родителям, как правильно организовать рабочее место ребёнка дома. Рекомендуемые комплексы упражнений физкультурных минуток, комплекс упражнений гимнастики глаз.

Как правильно организовать рабочее место для ребёнка дома? Такой вопрос часто возникает у родителей. Хочу предоставить вашему вниманию полезную информацию в этом направлении.  Когда всё готово и ...

Как правильно организовать условия для рисования дома

     Любая деятельность детей, а художественная по своему содержанию особенно, требует соответствующей организации предметной - пространственной среды.      ...