План самообразования на 2023-2027 уч.год
методическая разработка по психологии

Слободчикова Анна Александровна

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ: «АРТ-ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 35» НМР РТ

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

2023 – 2027 учебный год

ТЕМА: «АРТ-ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ»

г. НИЖНЕКАМСК

Актуальность темы:

Искусство всегда было неразрывно связано с жизнью человека, поэтому возникновение такого метода как арт-терапия является закономерным. Этот метод, который дословно можно перевести как «лечение искусством» признан психологами и психиатрами одним из наиболее эффективных и мягких способов воздействия на сознание человека. Это не только прекрасный способ снять стресс и расслабиться, но и возможность раскрыть внутренний мир. Отсутствие ограничений и противопоказаний, позволяет использовать арт-терапию в различных направлениях психотерапии, педагогике и социальной работе. Спектр решаемых проблем огромен. Различные техники арт-терапии используются для преодоления психологических травм, кризисных состояний, потерь, конфликтов, лечения психосоматических и невротических расстройств. Однако, помимо решения перечисленных проблем, арт-терапия может использоваться для развития личности, помогает достичь гармонии, найти смысл жизни, раскрыть внутренние силы личности. По сути техники арт-терапии опираются на веру в творческие способности каждого человека. Безусловно, не каждый может стать великим актером, художником или скульптором, но всем людям присуща тяга к прекрасному, желание самостоятельно создать нечто уникальное. Творчество позволяет человеку выразить внутренний мир, и через художественные образы, установить связь между сознательным и бессознательным. Арт-терапия эффективна при работе со всеми возрастными группами. Детям, подросткам и взрослым метод позволяет избавиться от негативных эмоций, учит расслабляться, принимать важные решения, способствует повышению самооценки, развивает мышление и память. Метод применим как в индивидуальной, так и в групповой психотерапии. Групповые занятия помогают развить социальные навыки, а также помочь другим образовательным и воспитательным методам.

Цель: повысить уровень собственной компетенции о применении арт-терапии в

работе с детьми, их родителями и педагогами ДОУ.

Задачи:

- изучить методическую литературу;

- провести цикл мероприятий по заявленной тематике.

Арт-терапия (от англ. art - искусство; therapy - терапия, лечение) - это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние клиента. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что внутреннее "Я" человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру.

Задачи арт-терапии:

1. Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.

2. Получить материал для психодиагностики.

4. Проработать подавленные мысли и чувства.

5. Установить контакт с ребенком.

6. Развить самоконтроль.

7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.

8. Развить творческие способности и повысить самооценку.

Показания для проведения арт-терапии:

Трудности эмоционального развития, стресс, депрессия, сниженное настроение, эмоциональная неустойчивость, импульсивность эмоциональных реакций, переживание эмоционального отвержения другими людьми, чувство одиночества, межличностные конфликты, неудовлетворенность семейными отношениями, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобии, негативная "Я-конецпция», низкая самооценка.

Арт-терапия - простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре.

Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в общении и одиночестве. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия. Арт-терапия с детьми проходит в достаточно свободной форме: обсуждение психологических трудностей проходит на заднем фоне основной творческой или игровой деятельности. Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности, оказывается в центре внимания взрослого и преодолевает психологические трудности.

Арт-терапия основана на механизме сублимации. Сублимация – это подсознательный психический процесс, который открыл еще З. Фрейд в 1900г. Он заключается в перенаправлении психической энергии от травмирующего переживания к социально приемлемому выходу, чаще всего – творчеству. Проще говоря, если у человека накопились переживания, он может выразить их через творчество и почувствовать облегчение. Это и есть арт-терапия, но только первый шаг: нарисовать то, что волнует.

Шаг второй: прямо на рисунке изменить ситуацию. Меняя рисунок, человек одновременно меняет и свое внутреннее представление, находит варианты выхода из самой безвыходной ситуации!

Виды арт-терапии, которые я намереваюсь использовать в работе с детьми: рисование, песочная терапия, сказкотерапия, музыкотерапия и игротерапия.

Арт-терапевтические упражнения можно применять во время:

- детско-родительских занятий,

- коррекции эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста, развитие личностной сферы, коммуникативной и познавательной сфер (подгрупповая и индивидуальная форма),

- адаптационный период.

Этапы реализации

Задачи

Сроки

Подготовительный

Знакомство и изучение практических методов использования различных направлений арт-терапии (методические пособия, семинары, КМО, курсы повышения квалификации)

Изучение психолого–педагогической, методической литературы по теме самообразования

2023-2025

Практический

Введение в практику коррекционной работы методов арт-терапии

Использование арт-терапии в работе с родителями.

 Создание комплекса коррекционных занятий для дошкольников с использованием приёмов и методов арт-терапии.

 Разработка консультаций и тренингов для педагогов ДОУ с использованием методов арт-терапии по профилактике и коррекции эмоционального выгорания

2024-2027

2024-2026

2023-2024

2026-2026

Аналитический

Обобщение собственного опыта психологической деятельности

Анализ созданных педагогических условий для развития темы самообразования

2022-2027

2027

Индивидуальный план по теме самообразования

педагога-психолога Слободчиковой А.А.

на 2022-2023 год

Задача

Результат

Дата

Знакомство и изучение практических методов использования различных направлений арт-терапии (семинары, КМО,  курсы повышения квалификации и тд.)

Семинар-практикум «Игровая терапия для развития коммуникативных навыков детей и взаимодействия со сверстниками и взрослыми»

Семинар-практикум «Способы и приемы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста по средствам арт-терапии»

Мастер-класс в рамках регионального фестиваля арт-терапевтических технологий в системе дошкольного образования «Арт- малыш» на базе МБДОУ «Детский сад№ 66» НМР РТ

февраль 2023

Март 2023

 апрель 2023

Изучение психолого–педагогической и методической литературы по теме самообразования 

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия»

Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. "Психотерапия зависимостей: Метод арт-терапии"

Киселева М.В. "Арт-терепия в работе с детьми"

Анализ проведенной работы за 2018 учебный год:

Запланированные мероприятия в первой половине 2018 года по повышению профессионального уровня по теме самообразования на подготовительном этапе пройдены успешно. Считаю, что для изучения методической литературы было выделено недостаточно времени, поэтому планирую продолжить эту деятельность во второй половине года и в следующем учебном году.

Индивидуальный план по теме самообразования

педагога-психолога Слободчиковой А.А.

на 2023- 2024 учебный год

Задача

Результат

Дата

Знакомство и изучение практических методов использования различных направлений арт-терапии (вебинары, семинары, КМО, курсы повышения квалификации и тд)

Курсы повышения квалификации по теме

Мастер-класс «Коррекция психологических проблем ребёнка с ОВЗ через сказкотерапию» (ДОУ 63,9)

Республиканский  фестиваль  «Арт – малыш» (Фестиваль арт – терапевтических технологий в детском саду) (ДОУ № 90)

Март 2024

Декабрь 2023

Апрель 2024

Изучение психолого–педагогической, методической литературы

по теме самообразования

Пурнис Н.Е. "Арт-терапия в развитии персонала"

Рыбакова С.Г. "Арт-терапия для детей с задержкой психического развития"

В течении года

Введение в практику коррекционной работы методов арт-терапии

Использование в индивидуальной коррекционно-развивающей работе с детьми методов арт-терапии:

- сказкотерапия в сочетании с изотерапией – в работе со страхами, тревожными детьми;

- песочная терапия – в работе с нарушениями в коммуникативной и эмоциональной сферах;

- музыкотерапия и кинезитерапия - в работе с детьми с СДВГ и при нарушении регуляторного компонента

Ноябрь 2023 – апрель 2024

Использование арт-терапии в работе с родителями

Семинар-практикум для родителей: «Счастлив тот, кто счастлив дома» с использованием методов арт-терапии

Январь 2024

Использование арт-терапии в работе с пед.коллективом

Психологический тренинг для педагогов «Арт-терапевтические технологии в борьбе с эмоциональным выгоранием»

Декабрь 2023

Индивидуальный план по теме самообразования

педагога-психолога Слободчиковой А.А.

на 2024- 2025 учебный год

Задача

Результат

Дата

Использование арт-терапии в работе с родителями

Использование методов сказкотерапии и изотерапии в индивидуальных консультациях с родителями, с целью диагностики и коррекции нарушений детско-родительских и внутрисемейных конфликтов

Сентябрь 2024-май 2025

Создание комплекса коррекционных занятий для дошкольников с использованием приемов и методов арт-терапии

Создание комплекса коррекционных занятий с использованием методов арт-терапии как отдетьно, так и в сочетании друг с другом

Внедрение и реализация комплекса коррекционных занятий с использованием методов арт-терапии в работе с дошкольниками

В течение года

Ноябрь 2024-апрель 2025


Индивидуальный план по теме самообразования

педагога-психолога Слободчиковой А.А.

на 2025- 2026 учебный год

Задача

Результат

Дата

Использование арт-терапии в работе с родителями

Использование методов сказкотерапии и изотерапии в индивидуальных консультациях с родителями, с целью диагностики и коррекции нарушений детско-родительских и внутрисемейных конфликтов

Сентябрь 2025-май 2026

Внедрение в практику коррекционной работы методов арт-терапии

Реализация комплекса коррекционных занятий с использованием методов арт-терапии в работе с дошкольниками

В течение года

Разработка консультаций и тренингов для педагогов ДОУ с использованием методов арт-терапии  по профилактике и коррекции эмоционального выгорания

Консультация для педагогов «Прекрасный внутренний мир» об использовании методов арт-терапии для профилактики и коррекции эмоционального выгорания»

Тренинг для педагогов «Ресурсы и отдых в жизни педагога с помощью гармонизации внутреннего мира» с использованием изотерапии  и сказкотерапии.

Использование методов арт-терапии в индивидуальных консультациях с педагогами

Декабрь 2025

Март 2026

В течение года

Индивидуальный план по теме самообразования

педагога-психолога Слободчиковой А.А.

на 2026- 2027 учебный год

Задача

Результат

Дата

Использование арт-терапии в работе с родителями и педагогами

Использование методов сказкотерапии и изотерапии в индивидуальных консультациях с родителями, с целью диагностики и коррекции нарушений детско-родительских и внутрисемейных конфликтов

Использование методов арт-терапии в индивидуальных консультациях с педагогами

Сентябрь 2026-май 2027

В течение года

Внедрение в практику коррекционной работы методов арт-терапии

Реализация комплекса коррекционных занятий с использованием методов арт-терапии в работе с дошкольниками

В течение года

Обобщение собственного опыта психологической деятельности

Разработка коррекционно-развивающей программы по работе с детьми с комплексным проблемами эмоционального и познавательного характера посредством арт-терапевтических методов

2026-2027

Анализ созданных педагогических условий для развития темы самообразования

Провести анализ осуществленной работы по теме самообразования за 2023-2027 годы

Апрель 2027


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на 2023-2027 гг

Индивидуальный план профессионального уровня в межаттестационный период: изучение психолого-педагогической литературы; разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса; обобще...

План по самообразованию на 2023-2027 гг

план по самообразованию педагога-психолога...

Индивидуальный план самообразования на 2023 - 2027 год по теме «Развитие музыкальных способностей и творческого мышления детей посредством музыкально-ритмических игр и упражнений»

Индивидуальный план самообразования на 2023 - 2027 год по теме «Развитие музыкальных способностей и творческого мышления детей посредством музыкально-ритмических игр и упражнений»...

Профессиональный план развития на 2023-2027 год

Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для...

План по самообразованию на 2023-2027 год

План по самообразованию на 2023-2027 год...

План самообразования на 2023-2027 гг.

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....

Индивидуальный план самообразования на 2023-2027 года

Тема самообразования «Обогащение практического педагогического опыта молодых специалистов и начинающих педагогов посредством реализации целевой модели наставничества»Актуальность. Нас...