Консультация для педагогов "Нарушители запретов. Как к ним относиться?"
консультация по психологии

Петраш Светлана Игоревна

Консультация для педагогов "Нарушители запретов. Как к ним относиться?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_narushiteli_zapretov.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка -  детский сад № 165» города Магнитогорска

Консультация для педагогов по теме

«Нарушители запретов. Как к ним относиться?» 

Подготовила:

Педагог-психолог

Первой кв. категории

Петраш С.И.

Слово вредное «нельзя»
Приставало, ныло, лезло.
По ушам моим скользя,
Отвалилось и исчезло.
Сразу стало в лужу можно,
На забор и даже в лес.
И на радостях нарочно
В драку я тогда полез!
Но в лесу я заблудился.
В драке нос разбил – лечу.
А ещё я простудился
И «нельзя» найти хочу.
Результату я не рад.
Эй, «нельзя», вернись назад!

Дисциплина — это система определенных запретов, необходимая ребенку для ощущения защищенности. За "нельзя" взрослых скрывается забота о детях. И дети это чувствуют, их жизнь становится понятной и предсказуемой. Ребенок еще очень мал и многого не знает, вокруг него существует огромный непознанный мир, таящий в себе много интересного, но и много опасного. Только взрослый с помощью дисциплинарных мер может обеспечить его безопасность, помочь разобраться в этом многогранном мире. 

Научить ребенка дисциплине – одна из основных задач родителей. Безусловно, в первую очередь, понятие дисциплины должны зарождать родители, а дошкольное учреждение является вспомогательным звеном. Однако далеко не все родители ставят для ребенка рамки дозволенного. В большинстве случаев родители не решаются быть строгими к ребенку из-за того, что боятся потерять его любовь.

Как же быть с непослушными нарушителями правил, норм и запретов? Нужно ли ограничивать ребенка во всех его желаниях или лучше обходиться без контроля? Считается, что только разумный баланс между строгими ограничениями и свободой действия позволит ребенку гармонично развиваться.

Итак, существует ряд правил дисциплины:

  • Правила  обязательно должны быть в жизни каждого, но их не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
  • Взрослые, прежде всего, должны определить для себя«что можно детям» и «что нельзя».
  • Ваши требования не должны вступать в явное противодействие с важнейшими потребностями ребенка. Потребность в движении, познании, упражнении – это естественная и важная потребность ребенка. Им гораздо больше, чем нам, нужно двигаться, исследовать предметы пробовать свои силы. 
  • Правила должны быть согласованны взрослыми между собой. Знакомо ли вам, когда мама говорит одно, папа – другое, бабушка – третье?
  • Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен скорее быть дружественно-разъяснительным, а не повелительным. Любой запрет для ребенка труден, если он произносится сердитым и властным тоном. Объяснение должно быть коротким и повторяться только один раз.

Очень важно, устанавливая правила, самим их выполнять. Например, взрослый говорит ребенку о вреде курения – а сам курит! Обманывая ребенка, мы даем ему разрешение лгать нам!

         Каждому родителю хотелось бы, чтобы дети были послушны, вежливы. Но наши дети не всегда такие, как мы хотим. Дети рождаются чистыми, они не умеют врать или воровать, такими их делают воспитание и условия жизни, в которых они находятся. Самым наглядным примером для малышей являются родители и педагоги, их мнение, их суждения.

        Если помнить о том, что толкает ребёнка на непослушание не «вредность», а неуверенность перед жизненными обстоятельствами, то любовь и забота придадут ему силу и помогут справиться с собственными слабостями. Любопытство толкает ребёнка на недозволенные поступки, особенно если ребёнок обделён вниманием взрослых, круг его общения ограничен. Поэтому в силах каждого педагога придать ребенку уверенности, уделив ему индивидуальное внимание. Работнику дошкольного учреждения не под силу перевоспитать родителей ребенка, но повлиять на поведение ребенка с помощью ласки вполне возможно. Первое, что мы должны осознать, чтобы приучить ребенка к дисциплине – дать ему почувствовать, что его любят – вот главная и наиболее важная часть хорошей дисциплины.

Потребность в движении, познании – это естественная и важная потребность ребенка. Им гораздо больше, чем нам, необходимо двигаться, исследовать предметы, пробовать свои силы. Запрещать подобные действия –  это все равно, что перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о том, чтоб направить ее в верное русло.

Упражнения на запреты “Связанный ребенок”

Приглашаются два педагога, которые будут участвовать в упражнении. Один из которых будет играть роль ребенка, а второй – роль педагога. (Понадобятся 4 больших платка).

- Как часто мы говорим ребенку«Не бегай, не прыгай, не лезь, не упади…». («Педагог» завязывает «ребенку» ноги).

- Мы также говорим ему«Не трогай то, не трогай это…» 

(«Педагог» завязывает «ребенку» руки).

- А ещё мы говорим ему«Не слушай, это не для твоих ушей»

 («Педагог» завязывает «ребенку» уши)

- И ещё: «Не кричи, не разговаривай громко» 

(«Педагог» завязывает «ребенку» рот).

- И, наконец, мы говорим ему иногда«Не смотри этот фильм…» 

(«Ребенку» завязывают глаза).

Затем «Ребенок» рассказывает, как он себя чувствует?

Формы наказаний

Если существуют запреты, то неизбежно возникает вопрос о наказаниях, поскольку запреты в силу тех или иных причин могут нарушаться. Вообще смысл наказания должен быть совершенно конкретным: взрослому нужно эффективно пресечь недопустимое поведение.

        Выделим и проанализируем основные формы воздействия на детей.

        Под словом "ругать" обычно подразумевается повышение голоса, крик. Что есть крик? Это бессилие взрослого, выброс негативных эмоций на детей, педагогическая беспомощность ("я не могу общаться с ребенком"). Любой крик — это стресс для нервной системы ребенка, которая является более гибкой и чувствительной, чем у взрослых. В состоянии стресса ребенок не слышит запрета. Он слышит, что его не любят. Выплескивая эмоцию, мы можем рассчитывать только на ответную эмоцию. У ребенка чаще всего ответная реакция — страх, замкнутость, протест. Крик ничего не дает ребенку. И, как следствие, воспитательного результата быть не может. А постоянный крик либо перестает ребенком замечаться, что, в свою очередь, рождает у него манеру разговаривать так же, просто потому, что он к ней привык, либо приводит к неврозу.

        Когда можно кричать? Когда ребенок подвергает свою жизнь опасности или его действия могут причинить вред окружающим.

         Другое дело — запреты. Они очень важны для формирования у детей социальных навыков. Запрещать надо, но спокойным, уверенным голосом. Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.

        Шлепнуть ребенка можно быстро, не затрачивая время и усилия на объяснения. Что это дает? Любой человек инстинктивно боится физического наказания (попросту говоря, удара), а, кроме того, ребенок еще и слабее взрослого. В ребенка вселяется страх.

        Боясь наказаний, ребенок может начать лгать и обманывать родителей. Если сам факт наказания слишком расстраивает детей, они могут забыть, за что их наказывают.

Итог: Наша задача — задача взрослых людей, окружающих ребенка, — помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных "нельзя" и "можно"!

Когда мы наказываем за плохое поведение, не стоит забывать и хвалить ребенка за правильные поступки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Запреты и ограничения "

как учить детей правилам повидения...

Консультация для воспитателей «Правила, запреты и детская агрессивность»

Что такое границы и правила в детском саду? Как понимается симптоматика детской агрессивности? В случае так называемы трудновоспитуемых детей непросто определить, когда ...

консультация для родителей на тему: «Запрет на «нет»

Я прочла книгу Заряны и Нины Некрасовых серия дети Индиго "Перестаньте детей воспитывать - помогите им расти", и хочу поделиться небольшим опытом по воспитанию детей с родителями...

Консультация с элементами тренинга: «Кризис трех лет, как устанавливать запреты»

Тема сегодняшнего разговора посвящена одной из важных проблем маленького ребенка, проблеме кризиса трех лет. Давайте обсудим следующую ситуацию: Ребенок изменился, стал совсем другим. Все время спорит...

Консультация "Хывы - ненецкие запреты"

Ненецкие обычаи помогают раскрыть глубину и прочность веками сложившихся связей человека с суровой природой родного края. Северяне бережно чтут природу родного края, чтобы сохранить...

Консультация для родителей "Запреты и ограничения"

Есть несколько правил, которые помогают наладить и поддержать в семье бесконфликтную дисциплину, своего рода правила о правилах....

Консультация для родителей "Запреты и наказания"

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию, а не подавляло личность ребенка. Есть нескол...