Модернизация предметно развивающей среды ДОУ
материал по психологии
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Модернизация предметно-развивающей среды ДОУ.
«Психологический уголок»
На сегодняшний день очевидна актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья детей. Для ее решения важно обеспечить специально организованное воздействие на дошкольников, создание соответствующих условий и психологическое просвещение педагогов и родителей.
Сегодня поговорим о модернизации предметно-развивающей среды ДОУ, предусматривающую не только оснащение психологических уголков во всех возрастных группах, но и методическую работу с педагогами по повышению их психолого-педагогических знаний.
В последнее время к воспитателям детского сада все чаще обращаются родители с вопросами о том, что делать, если: ребенок со всеми дерется; отказывается читать стихотворения на утренниках; не играет со сверстниками на детской площадке; не может устоять на месте и пяти минут. Список подобных вопросов расширяется, а воспитатели и сами иногда не знают, как вести себя с теми или иными дошкольниками в определенной ситуации. И причина кроется в нехватке психолого-педагогических знаний.
При преобразовании образовательной среды дошкольного учреждения необходимо учитывать следующие принципы:
- гибкости и управляемости среды – обеспечение возможности для проявления творческой, преобразующей активности детей, осуществления функциональных изменений различных предметов, создание дидактических возможностей для педагогов, которые могут побуждать воспитанников к активности, принятию самостоятельных решений; многофункциональное использование элементов предметной среды и включение их в различные структуры образовательного процесса;
- активности. самостоятельности, творчества – предоставление детям возможности самим изменять окружающую предметную среду; развитие у них способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности; инициирование и поощрение потребности дошкольников самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций;
- индивидуального подхода ко всем участникам воспиательно-образовательного процесса – поиск лучших качеств личности, учет особенностей личности в воспитательно-образовательном процессе; формирование положительных представлений личности о себе (Я – концепция), на основе которых строится поведение.
В каждой группе ДОУ должны быть созданы психологические уголки. Материалы для уголков подбираются с учетом их основного назначения, а именно:
- для психологической разгрузки воспитанников;
- обучения агрессивных детей способами выражения гнева в приемлемой форме;
- обучения дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции;
- обучения детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр;
- повышения самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей;
- обучения воспитанников навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.
Оснащение психологического уголка
Назначение | Материалы |
Зона для психологической разгрузки | Уголок для уединения (шатер, палатка и т.д.), мягкая мебель, фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, мягкие игрушки |
Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме | Боксерская груша, куклы «Бо-бо», поролоновые подушки, стаканчики для крика, мишени |
Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции | Аудио-, видеозаписи (шум моря, звуки леса, музыка для отдыха, релаксации), цветные клубочки, волшебные предметы (шляпа. плащ, палочка, башмачки и т. д.), свечи, фонтаны, игры с песком, водой, крупами. пуговицами. «Мешочки настроений». «Коробочки добрых дел» |
Обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр | «Азбука настроений», «Коврик дружбы», настольные, дидактические игры: «Что такое хорошо? Что такое плохо?» и т. д.. шкатулка с маленькими человечками. «Подушка примирения», «Коробочка примирения», «Доска настроений» |
Повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей | Подиум, медали, «сонные игрушки» |
Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде | «Твистер», «Гусеница», «Веселый коврик» |
1. Так, например. наличие в уголке шатра позволяет детям «спрятаться» от внешнего мира, посекретничать, посмотреть альбом с семейными или групповыми фотографиями. Систематические игры детей с использованием мягких игрушек различных размеров после занятий или в период проявления негативных эмоций (после конфликтов, ухода родителей и т. п.) служат средством релаксации.
2.Справиться с отрицательными эмоциями, снять напряжение, выплеснуть накопившуюся энергию дошкольникам помогают боксерские груши, подушки для битья, мишени, стаканчики для крика.
3. Разнообразные волшебные предметы: шляпа, палочка, плащ, башмачки и т.д. помогают воспитателю вместе с детьми совершать чудесные путешествия и превращения. сделать общение с дошкольниками сказочным, насыщенным приятными сюрпризами. причем не только во время занятий, но и в свободной игровой деятельности.
Игры с клубочками
Цели: успокоить расшалившихся детей, обучить их одному из приемов саморегуляции.
Оборудование: клубочки плотных ниток.
Ход игры:
Педагог предлагает расшалившемуся ребенку смотать в клубок яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше. Взрослый сообщает дошкольнику, что это клубочек не простой, а волшебный. Как только ребенок начинает его сматывать, он успокаивается.
Игра «Мешочки настроений»
Цель: научить детей в приемлемой форме избавляться от плохого настроения.
Оборудование: два мешочка. Один из светлого материала с изображением лица с хорошим настроением. Это мешочек радости, хорошего настроения, улыбок, веселья и т. д. Второй – мешочек плохого настроения из темного материала, на нем изображено лицо с плохим настроением. Мешочки завязаны шнурками.
Ход игры:
Выяснив. у кого из воспитанников плохое настроение, педагог предлагает им воспользоваться мешочками. Дети развязывают шнурки, «складывают» свое плохое настроение, злость, обиды в мешочек с плохим настроением и тщательно завязывают шнурок. Потом развязывают шнурок на мешочке с хорошим настроением и берут оттуда хорошее настроение, улыбки, смех, радость.
Игра «Коробочки добрых дел»
(Л. В. Кузнецова, М. А. Памфилова)
Цели: научить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам; побудить к нравственным поступкам4 воспитать увства уважения к людям: доброжелательность, желание совершать добрые поступки.
Оборудование: коробочки разного размера и цвета, у каждого своя коробочка.
Ход игры:
Воспитатель показывает и рассказывает о том, что это не простые коробочки – в них хранятся добрые поступки и хорошие дела. Теперь каждое хорошее дело и добрый поступок они будут отмечать фишками, складывая их в коробочку. Когда закончится неделя, дети смогут посмотреть, в чьей коробочке фишек больше. Кто из дошкольников совершит больше всех зороших поступков, замечательных дел – заслужит приз.
4. Игра «Подушка примирения»
Цель: научить детей разнообразным примирения после ссоры.
Оборудование: подушка, на которую можно сесть двум детям. К ней пришиваются на резинках перчатки.
Ход игры:
Поссорившиеся дети садятся на подушку, надевают перчатки и мирятся, произнося разные стихи – мирилки.
Мирилка
Для того, чтобы помириться друг с другом, дети кладут свои ладони на сердечко и произносят стишки – мирилки.
Испытывая дополнительно тактильные ощущения от мягкой игрушки, дети не только забывают обиды, но и стараются поиграть с забавными человечками.
Приложение:
Стишки- мирилки
1. Мирись- мирись, больше не дерись.
Если будешь драться-
Я буду кусаться!
А кусаться не причем,
Буду драться кирпичом!
Нам кирпич не нужен,
Давай с тобой подружим!
2. Ручку за ручку
Мы крепко возьмем,
Раньше мы дрались,
А теперь ни почем!
3. Ссориться не будем.
Будем мы дружить,
Клятву не забудем,
Пока будем жить!
4. Хватит нам уже сердиться,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мириться:
- Ты мой друг!
- И я твой друг!
Мы обиды все забудем
И дружить, как прежде будем!
5. Я мирюсь, мирюсь, мирюсь,
И я больше не дерусь.
Ну а если подерусь, -
В грязной луже окажусь!
6. Давай с тобой мириться
И во всем делиться.
А кто не будет мириться-
С тем не будем водиться!
7. Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей,
И мириться нам скорей!
8. Мир, мир навсегда,
Больше ссориться нельзя,
А то бабушка придет,
И по попе надает!
9. Чем ругаться и дразниться
Лучше нам с тобой мириться!
Будем вместе улыбаться,
Песни петь и танцевать,
Летом в озере купаться,
И клубнику собирать,
На коньках зимой кататься,
Баб лепить, в снежки играть,
На двоих делить конфеты,
Все проблемы и секреты.
Очень скучно в ссоре жить,
Потому – давай дружить!
Игра «Коробочка примирения»
(О. В. Хухлаева)
Цель: научить детей разнообразным способам примирения после ссоры
Оборудование: яркая коробка с дырками со всех сторон разнообразной формы.
Ход игры:
Поссорившиеся дети просовывают руки с разных сторон коробочки, внутри находят руки друг друга, здороваются и мирятся, произнося разные стихи-мирилки.
Игра «Доска настроений»
(Л. В. Кузнецова, М. А. Панфилова)
Цель: определение эмоционального состояния каждого ребенка в группе, выделение детей, которым необходима эмоциональная поддержка, выяснение причины положительного или отрицательного эмоционального состояния и планирования работы по устранению отрицательных воздействий как в семье, так и в дошкольном учреждении.
Игра «Кубик эмоций».
Цели: развитие эмоциональной сферы дошкольников, отработка мимической реакции, передача эмоций через вхождение в образ героя- персонажа, расширение представлений об эмоциях. Развитие творческого воображения.
Деревянный кубик (длина сторон 25Х25см, на каждой грани которого изображено животное, насекомое или другие персонажи, например: заяц, улитка, цыпленок, рыбка, котенок, бабочка. На месте «лиц» зверей, насекомых, приклеены небольшие круглые зеркала.
Правила игры.
Ребёнок располагает кубик таким образом, чтобы видеть отражение своего лица в зеркальце в одной из граней, и с помощью мимики передаёт различное настроение животных (например: грустный цыпленок, веселая бабочка, печальная улитка и т. д.)
5.На веселом коврике воспитанники развивают ловкость, эмоциональную отзывчивость, умения действовать в команде.
«Сонные игрушки» активно применяются в период адаптации воспитанников к дошкольному учреждению, его режиму и требованиям, когда эмоциональные дети испытывают чувство тревоги, беспокойства, а иногда и раздражения. проявляют агрессию.
6. Игра с клубочком
(Л. В. Кузнецова. М. А. Панфилова)
Цель: воспитание чувств принадлежности к группе, безопасности в коллективе; единства, сплоченности; умения действовать согласованно.
Ход игры:
Воспитатель и дети стоят в кругу. педагог запевает песенку. обматывает большой палец правой руки. Затем передает клубок следующему ребенку, называя его в песенке по имени и т. д. Когда песенка заканчивается, все дети и воспитатель соединены ниточкой. Клубок должен вернуться к педагогу, проделав полный круг. Затем одновременно все аккуратно снимают ниточку с пальцев и кладут ее на стол. Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась и ребята в группе всегда будут так же дружить. В заключение можно попросить воспитанников вспомнить пословицы и поговорки о дружбе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)
Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...
ПОЛОЖЕНИЕ конкурса «Предметно-развивающая среда ДОУ – 2013г» с аналитической справкой-анкетой «Самооценка предметно-развивающей среды»
Настоящее Положение разработано в соответствии с планом работы департамента образования администрации города Перми на 2013-2014 учебный год, утвержденным приказом начальника департамента образов...

Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах
Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах...

Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...
Методические рекомендации для воспитателей "Модернизация предметно-развивающей среды с учётом ФГОС"
Предметно-развивающей среда способствует развитию самостоятельности, инициативности и дает детям возможность реализовать способности, которые у них имеются. Улучшает опыт эмоционального и практическог...

Анализ предметно - развивающей, доступной безбарьерной образовательной среды, в соответствии требованиям ФГОС дошкольного образования. Проектирование модели - центра предметно - развивающей среды группы
Предметно - развивающая среда - это система условий, обеспечивающая развитие ребенка....

Предметно-развивающая среда, как часть образовательной среды. Изменение предметно-развивающей среды в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспе...