Модернизация предметно развивающей среды ДОУ
материал по психологии

..В последнее время к воспитателям детского сада все чаще обращаются родители с вопросами о том, что делать, если: ребенок со всеми дерется; отказывается читать стихотворения на утренниках; не играет со сверстниками на детской площадке; не может устоять на месте и пяти минут. Список подобных вопросов расширяется, а воспитатели и сами иногда не знают, как вести себя с теми или иными дошкольниками в определенной ситуации. И причина кроется в нехватке психолого-педагогических знаний. ..При преобразовании образовательной среды дошкольного учреждения необходимо учитывать следующие принципы: гибкости и управляемости среды – обеспечение возможности для проявления творческой, преобразующей активности детей, осуществления функциональных изменений различных предметов, создание дидактических возможностей для педагогов, которые могут побуждать воспитанников к активности, принятию самостоятельных решений; многофункциональное использование элементов предметной среды и включение их в различные структуры образовательного процесса;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Психологический уголок57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модернизация предметно-развивающей среды ДОУ.

«Психологический уголок»

На сегодняшний день очевидна актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья детей. Для ее решения важно обеспечить специально организованное воздействие на дошкольников, создание соответствующих условий и психологическое просвещение педагогов и родителей.

 Сегодня поговорим о модернизации предметно-развивающей среды ДОУ, предусматривающую не только оснащение психологических уголков во всех возрастных группах, но и методическую работу с педагогами по повышению их психолого-педагогических знаний.

  В последнее время к воспитателям детского сада все чаще обращаются родители с вопросами о том, что делать, если: ребенок со всеми дерется; отказывается читать стихотворения на утренниках; не играет со сверстниками на детской площадке; не может устоять на месте и пяти минут. Список подобных вопросов расширяется, а воспитатели и сами иногда не знают, как вести себя с теми или иными дошкольниками в определенной ситуации. И причина кроется в нехватке психолого-педагогических знаний.

 При преобразовании образовательной среды дошкольного учреждения необходимо учитывать следующие принципы:

  • гибкости и управляемости среды – обеспечение возможности для проявления творческой, преобразующей активности детей, осуществления функциональных изменений различных предметов, создание дидактических возможностей для педагогов, которые могут побуждать воспитанников к активности, принятию самостоятельных решений; многофункциональное использование элементов предметной среды и включение их в различные структуры образовательного процесса;
  • активности. самостоятельности, творчества – предоставление детям возможности самим изменять окружающую предметную среду; развитие у них способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности; инициирование и поощрение потребности дошкольников самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций;
  • индивидуального подхода ко всем участникам воспиательно-образовательного процесса – поиск лучших качеств личности, учет особенностей личности в воспитательно-образовательном процессе; формирование положительных представлений личности о себе (Я – концепция), на основе которых строится поведение.

В каждой группе ДОУ должны быть созданы психологические уголки. Материалы для уголков подбираются с учетом их основного назначения, а именно:

  • для психологической разгрузки воспитанников;
  • обучения агрессивных детей способами выражения гнева в приемлемой форме;
  • обучения дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции;
  • обучения детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр;
  • повышения самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей;
  • обучения воспитанников навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

Оснащение психологического уголка

Назначение

Материалы

Зона для психологической разгрузки

Уголок для уединения (шатер, палатка и т.д.), мягкая мебель, фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, мягкие игрушки

Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме

Боксерская груша, куклы «Бо-бо», поролоновые подушки, стаканчики для крика, мишени

Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции

Аудио-, видеозаписи (шум моря, звуки леса, музыка для отдыха, релаксации), цветные клубочки, волшебные предметы (шляпа. плащ, палочка, башмачки и т. д.), свечи, фонтаны, игры с песком, водой, крупами. пуговицами. «Мешочки настроений». «Коробочки добрых дел»

Обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр

«Азбука настроений», «Коврик дружбы», настольные, дидактические игры: «Что такое хорошо? Что такое плохо?» и т. д.. шкатулка с маленькими человечками. «Подушка примирения», «Коробочка примирения», «Доска настроений»

Повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей

Подиум, медали, «сонные игрушки»

Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде

«Твистер», «Гусеница», «Веселый коврик»

1. Так, например. наличие в уголке шатра позволяет детям «спрятаться» от внешнего мира, посекретничать, посмотреть альбом с семейными или групповыми фотографиями. Систематические игры детей с использованием мягких игрушек различных размеров после занятий или в период проявления негативных эмоций (после конфликтов, ухода родителей и т. п.) служат средством релаксации.

2.Справиться с отрицательными эмоциями, снять напряжение, выплеснуть накопившуюся энергию дошкольникам помогают боксерские груши, подушки для битья, мишени, стаканчики для крика.

3. Разнообразные волшебные предметы: шляпа, палочка, плащ, башмачки и т.д. помогают воспитателю вместе с детьми совершать чудесные путешествия и превращения. сделать общение с дошкольниками сказочным, насыщенным приятными сюрпризами. причем не только во время занятий, но и в свободной игровой деятельности.

Игры с клубочками

Цели: успокоить расшалившихся детей, обучить их одному из приемов саморегуляции.

Оборудование: клубочки плотных ниток.

Ход игры:

 Педагог предлагает расшалившемуся ребенку смотать в клубок яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше. Взрослый сообщает дошкольнику, что это клубочек не простой, а волшебный. Как только ребенок начинает его сматывать, он успокаивается.

Игра «Мешочки настроений»

Цель: научить детей в приемлемой форме избавляться от плохого настроения.

Оборудование: два мешочка. Один из светлого материала с изображением лица с хорошим настроением. Это мешочек радости, хорошего настроения, улыбок, веселья и т. д. Второй – мешочек плохого настроения из темного материала, на нем изображено лицо с плохим настроением. Мешочки завязаны шнурками.

Ход игры:

Выяснив. у кого из воспитанников плохое настроение, педагог предлагает им воспользоваться мешочками. Дети развязывают шнурки, «складывают» свое плохое настроение, злость, обиды в мешочек с плохим настроением и тщательно завязывают шнурок. Потом развязывают шнурок на мешочке с хорошим настроением и берут оттуда хорошее настроение, улыбки, смех, радость.

Игра «Коробочки добрых дел»

(Л. В. Кузнецова, М. А. Памфилова)

Цели: научить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам; побудить к нравственным поступкам4 воспитать увства уважения к людям: доброжелательность, желание совершать добрые поступки.

Оборудование: коробочки разного размера и цвета, у каждого своя коробочка.

Ход игры:

Воспитатель показывает и рассказывает о том, что это не простые коробочки – в них хранятся добрые поступки и хорошие дела. Теперь каждое хорошее дело и добрый поступок они будут отмечать фишками, складывая их в коробочку. Когда закончится неделя, дети смогут посмотреть, в чьей коробочке фишек больше. Кто из дошкольников совершит больше всех зороших поступков, замечательных дел – заслужит приз.

4. Игра «Подушка примирения»

Цель: научить детей разнообразным примирения после ссоры.

Оборудование: подушка, на которую можно сесть двум детям. К ней пришиваются на резинках перчатки.

Ход игры:

Поссорившиеся дети садятся на подушку, надевают перчатки и мирятся, произнося разные стихи – мирилки.

Мирилка

 Для того, чтобы помириться друг с другом, дети кладут свои ладони на сердечко и произносят стишки – мирилки.

 Испытывая дополнительно тактильные ощущения от мягкой игрушки, дети не только забывают обиды, но и стараются поиграть с забавными человечками.

 Приложение:

 Стишки- мирилки

 1. Мирись- мирись, больше не дерись.

 Если будешь драться-

 Я буду кусаться!

 А кусаться не причем,

 Буду драться кирпичом!

 Нам кирпич не нужен,

 Давай с тобой подружим!

 2. Ручку за ручку

 Мы крепко возьмем,

 Раньше мы дрались,

 А теперь ни почем!

 3. Ссориться не будем.

 Будем мы дружить,

 Клятву не забудем,

 Пока будем жить!

 4. Хватит нам уже сердиться,

 Веселятся все вокруг!

 Поскорей давай мириться:

 - Ты мой друг!

 - И я твой друг!

 Мы обиды все забудем

 И дружить, как прежде будем!

 5. Я мирюсь, мирюсь, мирюсь,

 И я больше не дерусь.

 Ну а если подерусь, -

 В грязной луже окажусь!

 6. Давай с тобой мириться

 И во всем делиться.

 А кто не будет мириться-

 С тем не будем водиться!

 7. Чтобы солнце улыбалось,

 Нас с тобой согреть старалось,

 Нужно просто стать добрей,

 И мириться нам скорей!

 8. Мир, мир навсегда,

 Больше ссориться нельзя,

 А то бабушка придет,

 И по попе надает!

 9. Чем ругаться и дразниться

 Лучше нам с тобой мириться!

 Будем вместе улыбаться,

 Песни петь и танцевать,

 Летом в озере купаться,

 И клубнику собирать,

 На коньках зимой кататься,

 Баб лепить, в снежки играть,

 На двоих делить конфеты,

 Все проблемы и секреты.

 Очень скучно в ссоре жить,

 Потому – давай дружить!

Игра «Коробочка примирения»

(О. В. Хухлаева)

Цель: научить детей разнообразным способам примирения после ссоры

Оборудование: яркая коробка с дырками со всех сторон  разнообразной формы.

Ход игры:

Поссорившиеся дети просовывают руки с разных сторон коробочки, внутри находят руки друг друга, здороваются и мирятся, произнося разные стихи-мирилки.

Игра «Доска настроений»

(Л. В. Кузнецова, М. А. Панфилова)

Цель: определение эмоционального состояния каждого ребенка в группе, выделение детей, которым необходима эмоциональная поддержка, выяснение причины положительного или отрицательного эмоционального состояния и планирования работы по устранению отрицательных воздействий как в семье, так и в дошкольном учреждении.

Игра  «Кубик эмоций».

 Цели: развитие эмоциональной сферы дошкольников, отработка мимической реакции, передача эмоций через вхождение в образ героя- персонажа, расширение представлений об эмоциях. Развитие творческого воображения.

 Деревянный кубик (длина сторон 25Х25см, на каждой грани которого изображено животное, насекомое или другие персонажи, например: заяц, улитка, цыпленок, рыбка, котенок, бабочка. На месте «лиц» зверей, насекомых, приклеены небольшие круглые зеркала.

 Правила игры.

 Ребёнок располагает кубик таким образом, чтобы видеть отражение своего лица в зеркальце в одной из граней, и с помощью мимики передаёт различное настроение животных (например: грустный цыпленок, веселая бабочка, печальная улитка и т. д.)

5.На веселом коврике воспитанники развивают ловкость, эмоциональную отзывчивость, умения действовать в команде.

«Сонные  игрушки» активно применяются в период адаптации воспитанников к дошкольному учреждению, его режиму и требованиям, когда эмоциональные дети испытывают чувство тревоги, беспокойства, а иногда и раздражения. проявляют агрессию.

6. Игра с клубочком

(Л. В. Кузнецова. М. А. Панфилова)

Цель: воспитание чувств принадлежности к группе, безопасности в коллективе; единства, сплоченности; умения действовать согласованно.

Ход игры:

Воспитатель и дети стоят в кругу. педагог запевает песенку. обматывает большой палец правой руки. Затем передает клубок следующему ребенку, называя его в песенке по имени и т. д. Когда песенка заканчивается, все дети и воспитатель соединены ниточкой. Клубок должен вернуться к педагогу, проделав полный круг. Затем одновременно все аккуратно снимают ниточку с пальцев и кладут ее на стол. Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась и ребята в группе всегда будут так же дружить. В заключение можно попросить воспитанников вспомнить пословицы  и поговорки о дружбе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)

Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...

ПОЛОЖЕНИЕ конкурса «Предметно-развивающая среда ДОУ – 2013г» с аналитической справкой-анкетой «Самооценка предметно-развивающей среды»

Настоящее Положение разработано в соответствии с планом работы департамента образования администрации города Перми на 2013-2014 учебный год, утвержденным приказом начальника департамента образов...

Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах

Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации   предметно-развивающей   среды  в разных возрастных группах...

Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...

Методические рекомендации для воспитателей "Модернизация предметно-развивающей среды с учётом ФГОС"

Предметно-развивающей среда способствует развитию самостоятельности, инициативности и дает детям возможность реализовать способности, которые у них имеются. Улучшает опыт эмоционального и практическог...

Предметно-развивающая среда, как часть образовательной среды. Изменение предметно-развивающей среды в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспе...