Консультация "Кризис 3-х лет"!
консультация по психологии (младшая группа)

ХАРЛАМОВА ЕКАТЕРИНА МИХАЙЛОВНА

Кризис 3-х лет
Подготовила педагог-психолог: Харламова Е.М.
На третьем году жизни у детей
обычно проявляется кризис, который
выражается в упрямстве, «скандальном»
поведении и негативном отношении к
взрослым. Самая популярная фраза в
этом возрасте «Я сам!».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кризис 3-х лет

 

 На третьем году жизни у детей обычно проявляется кризис, который выражается в упрямстве, «скандальном» поведении и негативном отношении к взрослым. Самая популярная фраза в этом возрасте «Я сам!».

 Давайте попробуем разобраться, в чѐм суть этого кризиса, как он проявляется и чем можно помочь ребёнку.            

 Прежде всего, хочется отметить, что это необходимый для развития кризис. Так или иначе, все дети проходят через него. Кризисы помогают нам перейти на новую ступеньку развития. Кризис 3 лет – это важный этап в становлении психического развития ребенка. Это кризис социальных отношений ребенка.  Кризис может быть как ярко выраженным, так и слабо, но он обязательно должен наступить. Когда наступит – радуйтесь, - ваш ребёнок развивается нормально.  

 Первые признаки кризиса нередко можно заметить уже в 1,5 года, а пик его приходится на возраст около трёх лет (2,5-3,5 года).

Основные симптомы кризиса 3-х лет

Негативизм. Его надо отличать от обычного непослушания.  При непослушании дети отказываются делать то, что не хотят делать. При негативизме дети отказываются делать даже то, что хотят делать (т.е. им важно сделать именно наперекор тому, что требует взрослый). Негативизм – это такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет что-либо делать только по тому, что это предложил кто-то из взрослых.  

Пример непослушания: ребёнок играет во дворе. Его зовут домой обедать, но ему хочется погулять ещё, поэтому он отказывается (обратите внимание, ребёнок отказался именно по тому, что ему хочется погулять ещё).

Пример негативизма: ребёнок играет во дворе. Его зовут домой обедать, но он отказывается (хотя сам уже давно нагулялся и хочет, есть). Т.е. он отказался от того, чего на самом деле хочет, но отказался только по тому, что это просит взрослый.

Ещё пример негативизма: к девочке подходит взрослый и говорит, что у неё хорошее чёрное платье. На что девочка возражает: «Нет, оно не чёрное, а белое». Взрослый говорит: «Ну, хорошо, у тебя белое платье». Девочка отвечает: «моѐ платье чёрное!». Обратите внимание, девочка прекрасно умеет различать чёрный и белый цвет, она хочет сказать наперекор взрослому.  

При негативизме на первый план выступает социальное отношение, отношение к другому человеку. Т.е. негативизм адресован к человеку, а не к содержанию того, о чѐм ребенка просят.

Таким образом, негативизм – это такое поведение, при котором мотив находится вне данной ситуации. Суть негативизма заключается в отказе от выполнения вашей просьбы лишь из-за желания делать наперекор взрослому.  

Упрямство. Упрямство – это такая реакция ребѐнка, когда он настаивает на чём-либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он это потребовал. Упрямство нужно уметь отличать от настойчивости, когда ребёнок хочет чего-нибудь и настойчиво добивается этого.  

Пример настойчивости: ребёнку нравится кататься на санках, и поэтому он отказывается от предложения мамы пойти домой.  

Пример упрямства: мама зовут гуляющего во дворе ребенка домой. Ребёнок отказывается. Мама приводит ему разумные доводы (он с ними согласен). Но ребёнок все равно отказывается идти (по тому, что он уже отказался).

Протест. Ребёнок бунтует против норм воспитания, установленных для ребѐнка. Протест против текущего образа жизни. Т.е. ребёнок бунтует против того, с чем он имел дело раньше.  

Своенравие, стремление к самостоятельности.  

Обесценивание. Ребёнок перестаёт ценить то, что ценил раньше. К этому относятся и люди, и вещи, и даже собственные переживания. В лексиконе ребѐнка появляются слова, которые обозначают все плохое, отрицательное. Эти слова ребёнок употребляет по отношению к таким вещам, которые сами по себе неприязни не вызывают. В этот период дети могут начать грубить тем взрослым, которых до этого очень уважали. Например, ребёнок может сказать своему дедушке, что он его сейчас побьѐт или «превратит в мясо». Маме ребёнок может сказать плохое слово. По поводу игрушки, которой ещѐ недавно восхищался, может сказать, что она некрасивая и неинтересная.

Деспотизм (в семьях с одним ребёнком.) У ребёнка появляется стремление проявлять власть по отношению к окружающим. Например, ребёнок может требовать, чтобы мама не ходила на улицу, а сидела дома, как он сказал.  

Ревность (в семьях с несколькими детьми). Проявляется по отношению к братьям и сёстрам. В основе этой ревности лежит то же стремление к господству и деспотизму, что и в предыдущем пункте.

Суть кризиса 3-х лет

 Ребёнок бунтует против тех норм воспитания, которые сложились, считая, что он «вырос из них».  

  • Стремление к самостоятельности
  • Изменения в социальных отношениях ребѐнка с окружающими людьми
  • Происходят изменения аффективно-волевой сферы
  • Изменяется отношение ребѐнка к себе и людям
  • Ребёнок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми
  • Перестраивается социальная позиция ребѐнка к авторитету матери и отца.
  • Ребёнок хочет проявлять свою личность. Многие поступки мотивируются не мгновенным желанием, а связаны с проявлением личности ребѐнка.  
  • С одной стороны ребёнок хочет признания своей самостоятельности и независимости, а с другой – к такой форме поведения он ещё не готов.  

Как усугубить ситуацию или вредные советы родителям

  • Настаивайте на своём, вы же правы!
  • Сломите детское упрямство (тогда у ребѐнка либо будет заниженная самооценка, либо он перестанет слышать ваши замечания)
  • Не давайте ему ничего делать самостоятельно (он же ещё маленький и глупый)!
  • Покажите ребёнку, что его мнение никто врастёт не берте
  • Постоянно ругайте
  • Выполняйте эти вредные советы и тогда у ребёнка довольно быстро возникнут невротические симптомы. Ребёнок вырастит безвольным и малоинициативным (либо упрямым и жестоким).

Что делать при кризисе 3-х лет

 Предоставьте ребёнку самостоятельность. Пусть посильные дела делает сам. Предусматривайте в своём расписании запас времени на самостоятельные попытки ребенка сделать то, что вы собирались сделать сами.

 

Всего Вам доброго!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кризис трех лет МБДОУ «Детский сад №2 «РЯБИНКА» Подготовила: Педагог-психолог Харламова Екатерина Михайловна Особенности развития ребенка 3 – 4 лет

Слайд 2

Три года – это тот рубеж, на котором заканчивается раннее детство и начинается дошкольный возраст. В это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я». Этот критический период в психологии получил название кризиса трех лет. В три года дети сравнивают себя с взрослыми и хотят во всем быть похожими на них. Они ожидают от семьи признания своей независимости и самостоятельности. Он не может ждать, пока вырастет – он уже сегодня, немедленно, сейчас хочет быть взрослым: «Я сам! Я сама!»… Возросшие потребности трехлетнего ребенка не могут быть удовлетворены прежним стилем общения с ним и прежним образом жизни. Возникают противоречия между возможностями и желаниями ребенка .

Слайд 3

Кризис 3 лет у детей – серьезное испытание для родителей, но ребенку в это время приходится еще тяжелее. Он не понимает, что с ним происходит, и не в состоянии контролировать свое поведение. И ему нужна ваша поддержка. Не забывайте хвалить малышей за хорошее поведение и поощряйте самостоятельность: «Катюша молодец! Маленькие детишки не умеют убирать за собой игрушки, а Катюша умеет», расскажите бабушке или папе, пришедшему с работы: «Сегодня Катюша такая умница – сама днем спать легла». Это поможет сформировать у ребенка положительный образ себя. Основные представления о ребенке: (М. Снайдер ) КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ХОЧЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ! КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ХОЧЕТ БЫТЬ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИИ! ВОКРУГ — ЗАХВАТЫВАЮЩИЙ МИР ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ!

Слайд 4

требовательность упрямство раздражительность капризы Послушный ребенок Яркое проявление кризиса говорит о том, что в психике ребенка сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности. Капризный ребенок упрямство

Слайд 5

«Я сам»

Слайд 6

Симптомы кризиса Негативизм – стремление все сделать наоборот, вопреки всем требованиям и просьбам взрослых. Упрямство – ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал. Строптивость – направлена против норм воспитания, образа жизни в целом, против тех правил, которые были в его жизни до трех лет. Своеволие, своенравие – все хочет делать сам, отказывается от помощи там, где еще мало что умеет. Второстепенные симптомы: Протест–бунт – ребенок находится в стадии войны со всем и всеми. Обесценивание взрослых – ребенок начинает ругаться, обзываться, употреблять нецензурную брань. Деспотизм – проявляет деспотичную власть по отношению к окружающим.

Слайд 7

Негативизм Его надо отличать от обычного непослушания. При непослушании дети отказываются делать то, что не хотят делать. При негативизме дети отказываются делать даже то, что хотят делать (т.е. им важно сделать именно наперекор тому, что требует взрослый). Негативизм – это такие проявления в поведении ребёнка, когда он не хочет что-либо делать только по тому, что это предложил кто-то из взрослых. Пример непослушания: ребёнок играет во дворе. Его зовут домой обедать, но ему хочется погулять ещё, поэтому он отказывается (обратите внимание, ребёнок отказался именно потому, что ему хочется погулять ещё). Пример негативизма: ребёнок играет во дворе. Его зовут домой обедать, но он отказывается (хотя сам уже давно нагулялся и хочет есть). Т.е. он отказался от того, чего на самом деле хочет, но отказался только по тому, что это просит взрослый.

Слайд 8

Упрямство Упрямство – это такая реакция ребёнка, когда он настаивает на чём-либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он это потребовал. Упрямство нужно уметь отличать от настойчивости, когда ребёнок хочет чего-нибудь и настойчиво добивается этого. Пример настойчивости : ребёнку нравится кататься на санках, и поэтому он отказывается от предложения мамы пойти домой. Пример упрямства : мама зовёт гуляющего во дворе ребёнка домой. Ребёнок отказывается. Мама приводит ему разумные доводы (он с ними согласен). Но ребёнок всё равно отказывается идти (по тому, что он уже отказался). НЕВРОЗЫ РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ ЛЖИВОСТЬ РАССТРОЙСТВО НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Слайд 9

Строптивость Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость, носит более генерализованный и более безличный характер. Это протест против порядков, которые существуют дома. Это постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый. Ребенку ничего не нравится из того, что он делает. Строптивость направлена против норм воспитания, установленных для ребенка и против образа жизни. Он как бы отрицает тот образ жизни, который сложился у него до 3 лет. Пример строптивости : нежелание идти рядом с мамой за ручку, капризы по любому поводу.

Слайд 10

Своеволие . Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти это напоминает кризис первого года, но там ребенок стремился к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах — о самостоятельности намерения, замысла. Ребенок все хочет делать сам, борется за свою самостоятельность . Пример: Ребёнок говорит «Я буду одеваться сам!», но сам не может и не умеет делать это.

Слайд 11

Протест-бунт Проявляется в частых ссорах с родителями «Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними», — писал Л. С. Выготский. Чаще это бунт против окружающих. Ребенок как будто находится в состоянии жесткого конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно. Громогласный плач. Крики. Битье головой о стену или пол. Расцарапывание лица Возникают в ответ на обиду или неприятное известие, усиливаются при повышенном внимании окружающих и могут прекратиться после того, как это внимание иссякнет. В такой ситуации взрослым необходимо соблюдать спокойствие, но не идти на поводу желаний ребёнка.

Слайд 12

Капризность Это действия, которые лишены разумного основания, т.е. «Я так хочу и все!!!» ПРОЯВЛЕНИЯ КАПРИЗОВ Продолжить начатое дело Двигательное перевозбуждение Недовольство, раздражительность Плач Повышенная эмоциональная возбудимость Некомфортная обстановка Плохое самочувствие Переутомление Чувствительность Условия возникновения капризов:

Слайд 13

Обесценивание взрослых Обесценивание ребенком личности близких. Малыш может начать называть мать или отца бранными словами, которые ранее никогда не употреблял. Ребёнок перестаёт ценить то, что ценил раньше. К этому относятся и люди, и вещи, и даже собственные переживания. В лексиконе ребёнка появляются слова, которые обозначают всё плохое, отрицательное. Пример: он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, отказывается с ними играть.

Слайд 14

Деспотизм Стремление к деспотическому подавлению окружающих. Чаще встречается в семьях с единственным ребенком . Вся семья должна удовлетворять все желания маленького тирана. В противном случае ее ждут истерики и слезы. Ребёнок старается стать хозяином положения, проявляет власть над окружающими. Он хочет, чтобы всё было для него и больше ни для кого – «Центр вселенной». Если в семье несколько детей этот симптом проявляется в ревности, а иногда в агрессии к младшему ребенку, в требовании постоянного внимания к себе. Пример : мама, выброси братика в окно и возьми меня.

Слайд 15

кризис 3 лет у ребенка – это вовсе не проявление вредности или негативной наследственности, а природная необходимость испытать себя, закрепить ощущение силы воли и собственной значимости. Это жизненный этап, без которого невозможно становление личности ребенка! Как бы ни было трудно, сохраняйте спокойствие! Не заостряйте внимание на плохом поведении ребёнка! Не пытайтесь «сломить» характер ребёнка! Вседозволенность и потакание капризам до добра не доведут! Ребёнок не должен решить, что истерика – это надёжный способ добиться своего! Создайте иллюзию выбора: «ты хочешь гулять во дворе или в парке?» Родителям стоит научиться переключать внимание ребёнка. Периодически просите малыша вам в чём-нибудь помочь. Это поможет ему стать самостоятельнее и обрести уверенность в себе и в своих силах. В любой ситуации проявляйте терпимость к ребенку. Не позволяйте выходить из себя. Капризы и истерика требуют зрителей. Не становитесь ими и не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая непослушная девочка!». Ребенок только этого и ждёт этого . Предоставьте ребёнку самостоятельность. Не подчеркивайте перед ребенком свое превосходство и силу. Будьте с ним «рядом». Кризис нужно пережить Что делать при кризисе 3 лет

Слайд 16

прежде всего не раздражаться, взять себя в руки; не стоит в момент истерики пускаться в длинные объяснения, пытаться достучаться до сознания и совести малыша; постарайтесь отвлечь малыша. твердо и простыми словами объясните ребенку, почему вы не будете выполнять его требование; постарайтесь не реагировать на советы посторонних; не поддавайтесь на провокации. научите ребенка извиняться за свои поступки, и в следующий раз ему будет легче управлять собой. выработайте всем семейством единую линию запретов и поощрений. Как предотвратить приступы истерики у детей Научитесь предупреждать вспышки. Переключайте детей на действия. Назовите ребенку его эмоциональное состояние. Скажите ребенку правду относительно последствий. Если ребенок впадает в истерику:

Слайд 17

Внимание! ЗА