Консультация для родителей «Ребенок и его эмоции»
консультация по психологии (старшая группа)

Попова Дарья Алексеевна

Данный материал будет полезен воспитателям, заинтересованным эмоциональным благополучием своих воспитанников не только в стенах ДОУ, но и вне

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx17.44 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Ребенок и его эмоции»

Проблема развития эмоциональной сферы ребенка является одной из самых актуальных, поскольку доказано, что от эмоционального состояния ребенка зависит его здоровье, а также умственное и личностное развитие.

Долгие годы воспитание было направлено на развитие интеллекта, логики, что вытеснило значение эмоций в этом процессе. Такое воспитание приводит к обесцениванию чувств ребенка, а затем обесцениванию чувств со стороны ребенка по отношению к окружающим, в том числе и к близким людям. Также замыкаясь на телевизорах, компьютерах, телефонах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с другими людьми.

Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний, а для ребенка эта задача является еще более трудной, Дети не всегда понимают даже простые эмоции, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром.

"Язык чувств" помогает ребенку заявить о себе, защитить себя, выразить свое отношение к другим и себе, то есть понять себя, сформировать положительную самооценку. Человек, понявший себя, становится более открытым для других, учится принимать других такими какие они есть. Приобретаются признаки душевной культуры: эмоциональная отзывчивость, сопереживание, чуткость к душевным устремлениям.

Эмоции ребенка нуждаются в постоянном развитии, что достигается путем внимания и одобрения взрослых. К примеру: Ребенок подбегает к маме и говорит: «Мама, мама, смотри, что я нарисовал!». Мама может подойти к ребенку, искренне порадоваться за него и похвалить, что играет огромную роль в формировании его как личности, это сподвигнет его на достижение дальнейших успехов. Но, к сожалению, мама может и не проявить особого восторга, сухо сказать «молодец», вообще ничего не сказать или наоборот сказать «можно было и лучше», в результате чего, маленький человечек почувствует обиду и то, что его «работа» никому не нужна и не интересна. Во втором случае малыш будет лишен возможности узнать, что такое радость, вместо этого наступит спад эмоций, который приводит к пассивности. Очень важно, чтобы так называемое обучение эмоциям происходило в дошкольном возрасте, поскольку со временем это будет практически невозможно.

Хваля и поощряя ребенка, не перестарайтесь. Дети очень чутки к эмоциональной фальши. Поэтому преувеличенные восторги и неестественное умиление приведут к обратному результату: ребенок не сможет целостно и полно воспринимать красоту, он перестанет доверять, прежде всего, вам, а впоследствии – словам и эмоциям других людей.

Дети, к сожалению, далеко не всегда могут описать, что творится у них на душе, что они чувствуют, испытывают, чем недовольны. Чтобы помочь ребенку научиться дифференцировать свои эмоции, старайтесь больше разговаривать с ним, обсуждать его настроение, реакции. Научитесь его слушать, а затем научите малыша слушать самого себя и определять свои эмоции. Предложите ребенку описать чувства, которые он испытывает в данный момент. Пусть он расскажет вам, в какой цвет он бы покрасил свое настроение, если бы это было возможным. Объясните ребенку, что чувства и эмоции, которые он испытывает - это нормально. Если ребенок радуется – разделите радость вместе с ним. Если ребенок напуган – ни в коем случае не обесценивайте его страх («ой, да чего тут страшного», «что такого», «это не страшно» и т.д.), постарайтесь понять его страх, чем вызвано, постарайтесь успокоить ребенка, если же страх сильно влияет на жизнь ребенка, обратитесь к специалисту. Если ребенок расстроен – спросите, что его расстроило, хочет ли он сейчас разговаривать, если не хочет – дайте понять, что когда он будет готов, вы его выслушаете и поддержите. Если ребенок злится – покажите ему, как можно выплескивать свой гнев – пусть колотит подушку (специально для выплескивания эмоций), пусть покричит в банку, тазик (можно даже покричать в унитаз, а потом «смыть гнев» в канализацию). Кто-то с недоверием может усмехнуться, мол, легче поставить ребенка в угол, шлепнуть по попе, чтобы не «усложнять». Эффект, якобы, быстрый и надежный, нас же так воспитывали и нормальными выросли.

Но имейте в виду, что загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать и подавлять – очень вредно. Кроме того, что это негативно скажется на психике ребенка, в дальнейшем это может привести к серьезным последствиям: заболеваниям сердца, неврозу, повышенному давлению. Более того, дети, которых не понимали взрослые, сами, став таковыми, не поймут окружающих, они будут раздражительны и агрессивны. Нередко у таких людей отмечаются проблемы общения. Помните, прежде чем ругать ребенка за что-то, взгляните на ситуацию его глазами. Душевное благополучие ребенка зависит от микроклимата, в котором он растёт.

Некоторые рекомендации родителям по развитию эмоциональной сферы детей:

  • Обогащайте активный словарь ребенка словами, обозначающие эмоциональные состояния. Помогут вам в этом герои сказок и мультфильмов. Беседуйте о том, какие эмоции испытывают герои в той или иной момент, как меняется их настроение и почему.
  • Называя эмоциональное состояние, точно определяйте его словесно: «радость», «удивление», «грусть» и т. д. запомните сами и объясните ребенку: чувства не делятся на «хорошие» и «плохие». Злость иногда помогает вскрыть недовольство чужим поведением или собраться и справиться с тем, что давно не получалось. Страх не дает забывать о правилах безопасности и поэтому позволяет быть осторожным.
  • Научите ребенка разделять чувства и поступки: нет плохих чувств, есть плохие поступки: «Владик рассердился на тебя, ударил. Он поступил нехорошо. Он не нашел подходящих слов, чтобы выразить свое недовольство».
  • С уважением отнеситесь к чувствам ребенка: он, как и взрослые, имеет право испытывать страх, гнев, грусть. Не призывайте его отказаться, например, от проявления гнева: «Не смей грубить мне!». Лучше помогите ему понять свое состояние: «Я понимаю, ты сердишься на меня из-за того, что я…».

Эмоциональный мир ребенка требует бережности и постоянного педагогического труда от родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Положительные и отрицательные эмоции ребенка»

Положительные и отрицательные эмоции ребенка.К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей...

Консультация для родителей. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ (Психологические этюды)

Упражнения и занятия на развитие эмоциональной сферы....

Консультации для родителей «Игры на развитие эмоций»

Консультации для родителей «ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ»...

Консультация для родителей мледших групп "Мир эмоций ребёнка"

В консультации даны рекомендации по развитию эмоциональной сферы малыша....

Консультация «Как научить ребенка управлять своими эмоциями»

Консультация «Как научить ребенка управлять своими эмоциями»...

Консультация для родителей «Влияние музыки на эмоции детей»

Консультация для родителей«Влияние музыки на эмоции детей»...