"Картотека игр и упражнений в песочнице с подсветкой для детей ОВЗ"
методическая разработка по психологии (средняя группа)

Кирьянова Наталия Валентиновна

Рисование песком – это погружение в сказку, в мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Прикасаясь к песку, чувствуешь его тепло, его текучесть, его движение.В процессе рисования песком повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Нет ни одного отрицательного фактора, который бы мог быть против того, чтобы рисовать песком на стекле. Также это отличный, достаточно активный отдых, доставляющий удовольствие детям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры в песке

«Резиновый мячик»

Этот мячик является отличным средством для тренировки пальцев. Перемещаемый по песку мяч оставляет на нем следы. Прокатывая шарик по задуманной троектории, можно сделать красивый рисунок

«Рисуем на песке»

Далее можно перейти к эталонным геометрическим фигурам и нарисовать на песке круг, квадрат, прямоугольник, овал или треугольник. Попросить детей повторить эти рисунки, спросить, на что похожи нарисованные фигуры, и предложить их дорисовать.

Например, круг может превратиться в солнышко, яблоко, мяч, рожицу, часы и т.п. Из квадрата может получиться телевизор, дом, рама окна, кубик. Треугольник может стать елкой, сачком, цветком, колпаком, а овал - желудем, жуком, огурцом и т.п.

Игры в песке

Варианты игры

«Здравствуй, песок!»

Педагог начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки».

После того как ребенок получил образец проговаривания ощущений педагога, он должен попробовать рассказать о том, что чувствует он сам. Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ и тем чаще нужно повторять эту игру.

Не беда, если в начале игры, ребенок в точности воспроизводит ваши слова, передавая свои ощущения. Постепенно, накапливая свой чувственный опыт, он научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что ощущения педагога и ощущения ребенка будут не совпадать. При этом педагог не должен навязывать ребенку свое мнение.

Игры в песке

Песок в ответ также хочет поздороваться с ребенком с помощью песочного дождика. Педагог набирает в кулак песок и медленно сыплет его на руку ребенка. Песок может поздороваться и с каждым пальчиком отдельно - тогда педагог сыплет его на отдельные пальчики.

Чтобы внести разнообразие в игру, можно предложить ребенку закрыть глаза и положить на песок ладонь с расставленными пальчиками. При этом педагог сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок, закрыв глаза, называет этот палец. Затем педагог и ребенок меняются ролями - и теперь угадывает взрослый.

 «Песочный карандаш»

Трубку ставят на стеклянную поверхность и надолняют песком при помощи воронки и небольшого совочка. Заполненную трубку проводят с небольшим зазором над поверхностью. При этом лесок просачивается через маленькое отверстие на ее торце и оставляет на поверхности след. Таким образом на поверхность наносится нужный рису-яок. Высыпание песка можно остановить, закрыв этверстие указательным пальцем. С помощью этого карандаша можно рисовать и писать.

Педагог помещает контурный рисунок под

стеклянное дно поддона, очищает это место от песка с помощью скребка. Затем предлагает ребенку с помощью песочного карандаша обвести контуры рисунка.

Ниже приведены примеры контурных рисунков различной сложности

РИСУЕМ НА ПЕСКЕ: ЗЕРКАЛО

Игра способствует развитию:

  • мелкой моторики и чувства сим
    метрии;
  • зрительно-моторной       координации,    произвольного    внимания,
    пространственной   ориентации   и
    мышления.

Описание игрового пособия

Это игровое пособие является дополнением к базовому комплекту и включает в свои состав: зеркало из акрилового стекла размером 42*22 см и толщиной 3 мм и два деревянных держателя с пазами для облегчения сборки.

Установите зеркало в центре поддона с песком и предложите ребенку рисовать на песке и одновременно наблюдать за его отражением в зеркале.

Сначала следует подобрать совсем простой объект для рисования, а затем постепенно усложнять задания.

Игры в песке

Педагог переворачивает свои руки ладонями вверх: «Я перевернул руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?»

  • Если у ребенка похожие ощущения, можно обсудить: что лучше сделать, чтобы их изменить.

Игры в песке

«Утята»

Идя этой игры необходимы лейка, фигурка мамы-утки и фигурки утят, материал для изготовления мостиков.

Из песка надо заранее построить домик, где живут утята. Вокруг дома : соорудить горы, сделать ямы и канавы, перекинуть через них мостики.

Вместе с детьми надо разыграть историю о том, что утята отправились гулять далеко от дома. Во время прогулки пошел дождь (полить из лейки) и размыл дорожку к дому, где их ждет мама-утка. Утята заблудились. Необходимо помочь им найти дорогу домой.

«Рисуем на песке»

Для этой игры достаточно тонкой палочки и образцов с фигурами и линия для рисования.

Для рисования нужен влажный и разглаженный песок.

Сначала педагог может нарисовать на песке прямую, волнистую, ломаную линию и попросите детей повторить его рисунки без отрыва руки. Затем педагог может изобразить человечка на песке, и при этом продекларировать известное четверостишье:

«Точка, точка, запятая

Вышла рожица кривая,

Ручки, ножки, огуречик,

Получился человечек!».

«Секретики»

В игре используются мелкие природные и искусственные цветные камешки, фольга, орехи, небольшие квадратики из оргстекла или другого прозрачного пластика.

Предложите детям выкопать маленькие ямки. На дно ямок укладываются кусочки фольги, а на фольге раскладываются камешки и орехи. Все закрывается оргстеклом, засыпается песком, выравнивается и на поверхности каждый ребенок ставит какой-нибудь незаметный знак. Затем дети ищут «секретики» друг друга и демонстрируют их.

Игры в песке

«Автопробег»

Для игры потребуются небольшие машинки, маленькие дорожные знаки, материалы для строительства мостов и ограждения дороги.

При подготовке к игре педагог совместно с детьми должен спроектировать и построить на песке сложную автомобильную трассу с подъемами и спусками, крутыми поворотами и прочими препятствиями. Далее необходимо очертить границы трассы и установить там соответствующие дорожные знаки.

В ходе игры машинки, ведомые детьми, должны преодолевать эту трассу, стараясь не выезжать за границы дороги и соблюдая все дорожные знаки.

«Куличики»

Для игры необходимы разнообразные формочки, совки, а также материалы для украшения: искусственные листики, цветы, бусинки, кусочки цветной бумаги, фольги и т.д.

 «Здравствуй, песок!»

Возможно использование следующих игровых техник:

  • можно предложить ребенку дотронуться до песка поочередно пальцами одной, потом другой руки, затем всеми пальцами одновременно - «здороваются пальчики»;
  • легко или с напряжением ребенок сжимает кулачки с песком, затем мед
    ленно высыпает его из рук - «пришла пора поздороваться кулачкам»;
  • ребенок дотрагивается до песка всей ладошкой, сначала внутренней,
    затем тыльной стороной - «ладошка здоровается с песочком»;
  • ребенок перетираем песок между ладонями, а затем пальцами - «ручки радуются песочку»;

можно заранее заготовить маленький сюрприз, спрятав в песке маленькую плоскую игрушку - «с тобой захотел поздороваться один из
обитателей песка...»

 «Магнитные жуки»

Для этой игры необходимо установить поддон с песком на деревянные подставки так, чтобы его углы точно попали в пазы. Затем необходимо разровнять песок и поместить на него жуков.

Жуки перемещаются при помощи магнитов, которые дети двигают под стеклянным дном. При этом жуки оставляют характерные следы на песке.

Эти жуки могут двигаться по прямой, кривой или ломаной линии, соревноваться в скорости и точности перемещения т.д., что требует от детей разнообразных и точных движений руками

Игра «Волшебные следы на песке»

Эта игра является продолжением вышеприведенной игры со следами на песке. Вместе с ребенком можно придумать рисунки следов различных зверей, например:

  • «идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавли
    вает на песок;
  • «прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверх
    ности песка, двигаясь в разных направлениях;
  • «ползут змейки»   - ребенок расслабленными или напряженными
    пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направ
    лениях);
  • «бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя
    движение насекомых.

Следы на песке.

  • поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки)
  • выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
  • пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свое
    следы;
  • создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка,
    а затем попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего
    мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и т.д.)

Следы на песке.

  • пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после - одновременно (сначала только указательным, потом - средним, затем - безымянным, большим, наконец, мизинцем);
  • можно сгруппировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять, при
    этом ребенок может увидеть загадочные следы и постараться определить, чьи они;

поиграть по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера, при этом, двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз; для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать те же упражнения на поверхности  стола.

«Грузовик с орехами»

Для  игры нужна машина с кузовом, орехи (грецкие или фундук), лейка, фигурки белки и слона, материал для изготовления мостиков.

На одном конце ванночки дети должны построить домик для белки, а на другом расположить грузовик, который везет для белки орехи.

Внезапно пошел дождь (поливаем из лейки дорогу), размыл дорогу к домику белки, грузовик застрял в луже. Машина забуксовала. Огромный :лон приходит на помощь и вытаскивает грузовик. Машина доезжает до белки, белка всех благодарит.

«Запасливый хомяк»

Для этой игры нужна машина-грузовик, фигурка хомяка, орехи (грецкие  орехи  фундук), совок и лейка.

Дети должны сделать в песке глубокую ямку - это норка хомяка, где хомяк будет прятать свои запасы на зиму. Хомяк складывает в ямку орехи, а дети помогает ему в этом. Дождь (из лейки) грозит залить запасы хомяка, необходимо их спасти. Грузовик вывозит орехи в другую норку, которую желают дети на более высоком месте, где орехи будут в безопасности.

«Зоопарк», «Ферма»

В этих играх используются наборы фигурок «Дикие животные» и «Домашние животные», пластмассовые деревья, формочки, лопатки, совки, материал для строительства мостиков.

Перед игрой песок необходимо увлажнить, чтобы ему можно было придавать достаточно сложную форму. Затем следует поговорить с детьми о замысле строительства: что и где они намерены располагать.

После этого дети должны преступить к воплощению своего замысла -начать строить зоопарк или ферму: разбить клумбы, посадить деревья, сделать ограждения для животных, дорожки для рабочего персонала и посетителей и т.д. Затем они должны расставить фигурки животных.

Желательно, чтобы в ходе строительства дети обсуждали и комментировали свои действия. Педагог должен заботиться о том, чтобы дети не слишком отклонялись от своего замысла и построили то, что они задумывали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ"

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ...

Картотека игр и упражнений для снятия психоэмоционального напряжения у детей 2-3 лет

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.Э...

Картотека игр и упражнений для развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста

Подборка игр и упражнений из разных источников литературы, для развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста. По мере усложнения картотека условно разделена на три этапа....

Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста.Разработала воспитатель МБДОУ ДС "Голубые дорожки" г.Волгодонска, Ростовской области: Мер...

Картотека игр и упражнений на развитие коммуникативных способностей у детей с общим недоразвитием речи

У детей с ОНР есть трудности в общении со сверстниками и посторонними взрослыми. Вы можете помочь ребенку в общении, используя предложенные игры и упражнения...

Картотека игр и упражнений по развитию художественно - творческих способностей детей

Развитие художественно- творческих способностей детей....

Картотека игр и упражнений на развитие пространственной представлений у детей старшего дошкольного возраста

В данной работе представлена картотека дидактических игр по ФЭМП на развитие представлений у детей старшего дошкольного возраста....