Игры для развития познавательных процессов
картотека по психологии

Для педагогов ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации педагогам и родителям

Игры и упражнения

на развитие познавательных процессов.

  1. Отгадай по признакам. Взрослый называет три или четыре признака, дети должны отгадать, кто это или что это. Например: белый, с длинными ушами, живёт в лесу быстро бегает и т.д.
  2. Назови одним словом. Педагог (родитель) предлагает детям карточки с изображением различных фруктов, овощей, музыкальных инструментов, животных, видов транспорта,  и просит назвать одним словом. (Вместо карточек можно использовать игрушки).
  3. Найди 10 отличий. Взрослый предлагает детям рассмотреть карточки и найти отличия. Такие карточки можно вырезать из детских журналов.
  4. Слушаем звуки. Педагог (родитель) предлагает детям 3 мин посидеть в тишине, а потом назвать звуки, которые слышали.
  5. Что появилось? Педагог (родитель) ставит на стол несколько предметов (5 -6). Дети смотрят на предметы в течение 1-2 мин. Затем взрослый просит детей отвернуться и добавляет к ряду предметов ещё несколько. Просит повернуться и назвать, что появилось.
  6. Зеркало. Детей распределяют по парам. Предложите им в течение одной минуты посмотреть друг на друга и встать друг к другу спиной. Спросите: «Ты запомнил, во что был одет твой друг? Какого цвета у него рубашка, брюки (платье)? А какого цвета волосы, глаза?» Можно играть в паре с родителем.
  7. Много карандашей. Соедините скотчем или резинкой 10-15 карандашей. Ребёнок берёт связку карандашей в обе руки и пытается нарисовать солнце, дом, дерево.
  8. Подбираем рифму. Взрослый читает начало стихотворной строчки, дети подбирают рифму.

Купила Тамара два воздушных… (шара)

Мама для Мирона варит … (макароны)

Наташа Катюшу угостила … (грушей)

Надела Катя красивое… (платье)

Видел на стройке Степан большой подъёмный… (кран).

  1. Преврати элементы в картинку. На листе бумаги нарисовать круг, треугольник, овал. Предложить детям дополнить эти элементы, чтобы получилась какая-нибудь картинка.
  2.  Чем отличаются? Взрослый задаёт вопросы, а дети отвечают: «Чем отличается лето от осени? Луна от солнца? Море о речки?» и т.д.
  3.  Чем они похожи? Педагог (родитель) предлагает детям найти сходство между кошкой и собакой, самолётом и птицей, цыплёнком и клубком шерсти и т.д.
  4.  Устраиваем концерт. Дети по очереди читают знакомые стихи, поют песни, танцуют, загадывают загадки, рассказывают смешные истории.
  5.  Больше – меньше. Выше – ниже. Детям задаются вопросы «Голубь больше воробья, но меньше…(вороны, утки, орла)? Горка выше песочницы, но ниже…. (беседки, дома)? И т.д.
  6.  Сказочные персонажи. Взрослый предлагает вспомнить и назвать всех сказочных персонажей, которых они знают, а любимый персонаж нарисовать.
  7.  Угадай без слов. Ребёнок загадывает предмет или животное  и изображает его с помощью мимики и жестов, остальные дети (взрослые) угадывают.

Игры и упражнения на коррекцию эмоционально-волевой сферы.

  1. Рвём бумагу и делаем аппликацию. На лист бумаги или картона наносят контур простого изображения: рыбы, гриба, цветка и т.д. Предлагают детям порвать листы цветной бумаги на мелкие кусочки. Изображение намазывают клеем и предлагают детям наклеивать кусочки цветной бумаги на изображение.
  2. Дерёмся подушками (воздушными шарами) Предложите детям бой подушками (воздушными шарами). Подушки должны быть маленьким, лёгкими. Бой продолжается три минуты и заканчивается по сигналу взрослого.
  3. Сочиняем сказку. Придумайте вместе с детьми сказку о мальчике, который всё время дрался. Направляйте сюжет, спрашивайте: кто, что и как может помочь мальчику стать хорошим.
  4. Рисуем злость. Предложите ребёнку нарисовать его злость, используя карандаши, мелки, фломастеры. Когда рисунок будет готов, спросите ребёнка: «что мы будем делать с твоей злостью?»
  5. Правила дружбы. Предложите детям придумать правила, по которым они должны жить в группе. Педагог начинает, например: «Тот, кто плюётся и ругается, в колючий кактус превращается».
  6. Дождь из мыльных пузырей. По сигналу взрослого «Лови!» дети ловят мыльные пузыри, по сигналу «Прячься!» - стараются увернуться от них.
  7. Комкаем и кидаем. Предложите ребёнку скомкать лист бумаги как можно плотнее и кинуть в корзину, которую держит другой ребёнок или взрослый.
  8. Зеркало. Взрослый показывает детям какое-то движение, дети повторяют. Выполняя это упражнение, можно менять темп, делать движения быстрее и медленнее.
  9. А на красные нельзя. На полу раскладывают листы цветной бумаги (как классики)  - синие, жёлтые, зелёные, красные. Ребёнок на одной ножке должен прыгать на все листы, кроме красных.
  10. Слушаем тишину. Детям предлагают закрыть глаза и послушать тишину. Упражнение длится 2 минуты.  Следует спросить детей, какие звуки они слышали в тишине.
  11. Деревца растут. Дети встают на носочки, руки поднимают над головой, трясут кистями. Повторить 3 раза.
  12. Подражаем звукам животных. Попросите детей показать, как пищит комар, каркает ворона, рычит лев, шипит змея, мычит корова и т.д.
  13. Придумываем сказку. Сочините вместе с детьми сказку о волшебном сундуке, в котором лежит то, что побеждает все страхи. Что это может быть? Попросите детей нарисовать это.
  14. Звёзды. Дети лежат на ковре в позе звезды – ноги расставлены, руки в стороны. По сигналу взрослого сводят руки и ноги вместе, по сигналу «Звезда!» принимают первоначальное положение.
  15. Тихо, громко, очень громко. Дети говорят: «Я люблю играть с друзьями». Сначала тихо, потом громче, потом очень громко. Повторить 3 раза.

 

             

Используемая литература: Аралова М.А. «Справочник психолога ДОУ» - М.  Т.Ц. Сфера, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по развитию познавательных процессов на этапе предшкольной подготовки детей

реферат на тему Дидактические игры по развитию познавательных процессов на этапе предшкольной подготовки детей...

Игры на развитие познавательных процессов у старших дошкольников

Буклет с подборкой игр на развитие познавательных процессов. Рекомендуется использовать как раздаточный материал к тематическому родительскому собранию в детском саду или учреждениях ДОД....

Рекомендации родителям "Игры на развитие познавательных процессов"

Как помочь ребенку успешно адаптироваться в школе и полноценно включиться в учебно-воспитательный процесс? С детского сада необходимо укреплять психику ребенка, развивать его мышление и эмоционально-в...

Игры на развитие познавательных процессов( внимание, память,восприятие, мышление,речь) у дошкольников

Игры на развитие познаватИгры на развитие познавательных процессов( внимание, память,восприятие, мышление,речь)...

«ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ»

«ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ»...

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии познавательных процессов у детей

Сюжетно-ролевые игры, особенно игры с правилами, стимулируют наглядно-образное мышление. Играя с предметами, ребенок учится замещать их образами, в результате чего необходимость практического действия...

Игры для развития познавательных процессов

Игры для развития познавательных процессов...