Статья для родителей на тему: «Роль метода Sand-Art - песочного рисования в развитии творческого потенциала дошкольников»
статья по психологии (средняя, старшая группа)
Развивающий потенциал метода Sand-Art в работе с детьми дошкольного возраста как метод, имеет глубокую психологическую основу, оказывающую влияние на саморазвитие. Поэтому песочное рисование очень эффективно в контексте помощи ребенку при становлении гармоничной и целостной личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 609.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья для родителей на тему:
«Роль метода Sand-Art - песочного рисования
в развитии творческого потенциала дошкольников»
Подготовила:
Макаренко Мария Сергеевна,
педагог- психолог ГБДОУ №85
Приморского района Санкт- Петербурга
В процессе работы с детьми в дошкольном учреждении необходимо постоянно применять новые современные технологии для гармоничного развития воспитанников. Так, одним из популярных видов рисования, доступным и интересным для детей дошкольного возраста, является рисование песком на песочном столе –«Sand-Art». Трудно переоценить развивающий потенциал использования песка это и замечательный сенсорный материал, стимулирующий развитие мелкой моторики руки, и непревзойденная по своим возможностям предметно-игровая среда, и изумительный материал для изобразительной творческой деятельности, великолепное средство для развития познавательных процессов (внимания, образного мышления, творческого воображения) и поддержки позитивного настроения и преодоления негативных эмоциональных состояний. Для ребёнка рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий. Создание ребёнком картины из песка – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает его творчество, создаёт благоприятную эмоциональную атмосферу.
Ребенок рисует «везде и всем»: и карандашами, и красками, и мелками и другими изобразительными доступными ребенку-дошкольнику средствами. Дети используют для этой любимой деятельности любую свободную поверхность, рисуя и на земле, и на бумаге, и на асфальте, и на обоях, и пр. Для раннего возраста игры с песком в песочнице используются в период адаптации - важного момента в жизни ребенка. Для старшего дошкольного возраста можно предложить песочные столы с подсветкой.
Метод Sand- Art полезен для:
- развития когнитивных процессов;
- раскрытия и развития творческого потенциала;
- формирования коммуникативных навыков;
- развития мелкой моторики рук;
- развитие крупной моторики;
- гармонизации психоэмоционального состояния.
Игры с песком достаточно разнообразны:
- рисование на песочных столах (рисование песком, песочная анимация)
- обучающие игры (обучение чтению, письму, счету, грамоте);
- познавательные игры (о многообразии окружающего мира);
- проективные игры (развитие творчества и фантазии).
При рисовании песком используются обе руки, порой одновременно, у ребенка происходит развитие межполушарных взаимодействий, что в дальнейшем положительно отражается на функции письма. В процессе рисования песком задействована вся кисть руки: и ладонь, и пальцы. Дети учатся рисовать кулачком, ребром, ладошкой. На песочном столе можно использовать пальчиковые игры, закреплять все основные темы занятий.
Развитие общей моторики и координации: рисование на песочном столе происходит стоя, поэтому автоматически задействована большая часть групп мышц. Происходит укрепление костно-мышечного аппарата, формирование правильной осанки, координации движений.
Развитие мелкой моторики: систематические упражнения по тренировке движений пальцев, является эффективным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, помогает снять напряжение. При контакте с песком снижается эмоциональная нагрузка, повышается стрессоустойчивость.
Песочные столы имеют цветную подсветку, благодаря чему в работе можно использовать еще и цветотерапию. Это очень важно так же для передачи настроения рисунка, для обогащения восприятия в целом и развития творческих способностей детей.
В песок, как среду для игры и проявления творчества ребенок погружается с первых лет жизни. Ребенка в песке, прежде всего, привлекают те приятные сенсорные ощущения, которые он получает от манипулирования песком: пересыпания, сжимания в руках, разгребания, прессования. Данные ощущения сенсорная память сохраняет многие годы, и во взрослом состоянии оставляет человека неравнодушным к нему. Этот, знакомый с детства материал, характеризуется одновременно сыпучестью, податливостью, возможностью трансформации, что позволяет использовать его ребенку для воплощения своих дизайнерских идей.
В детском возрасте увлажненный песок в основном используется как средство для конструирования: лепки куличей, создания разнообразных формочек, постройки различных сооружений (замков, мостов, пещер, дорог, домов), среды для сюжетных игр с маленькими игрушками.
Сегодня специально созданное оборудование позволяет использовать песок для создания завораживающих изображений. Рисование песочных картин в настоящее время, получив большую популярность во всем мире, стало одним из направлений изобразительной деятельности, как детей, так и взрослых и появления новой изобразительной техники - «Sand-Art».
Художественное творчество занимает одно из ведущих направлений содержания образовательного процесса дошкольников. Ребёнок может передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью не только карандаша, красок, фломастеров, пастели или мелков, но и с помощью песка.
Также для рисования можно использовать и другие сыпучие материалы, в частности, соль, сахар, манку, кофе и другие. Однако они имеют ярко выраженную кристаллическую форму, поэтому могут быть использованы в качестве дополнений к уже готовому изображению.
Изобразительная деятельность осуществляется на столах (планшетах) с прозрачным матовым пластиком с подсветкой (подсветка может иметь различные оттенки: теплый белый свет, холодный белый свет, а также цветные оттенки) размером 50х70 см или 30х40 (для детей 3-4 лет). Также используются большие световые столы или планшеты для демонстрации изображения или коллективной работы. Планшеты в целях техники безопасности должны быть желательно изготовлены производственным способом, и иметь сертификат соответствия.
Стол или планшет устанавливаются таким образом, чтобы ребенок мог работать стоя, и у него была возможность подойти к столу с нескольких сторон. Рисунки из песка, как правило, создаются руками, однако для рисования можно использовать и дополнительные материалы, оставляющие на песке интересные следы: палочки, кисточки, формочки, трафареты, мячики и другие предметы с шипами, зазубринками. Необходимо позаботиться, чтобы это были предметы, изготовленные из мягкой пластмассы, резины или силикона, чтобы они не царапали поверхность стола (планшета).
Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования являются одними из важнейших условий. В соответствии с ФГОС они предполагают:
-обеспечение эмоционального благополучия детей через непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к его чувствам и продуктам изобразительной деятельности.
-формирование и поддержка у детей положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; поддержка проявления индивидуальности и самостоятельности в процессе рисования, выражения своих чувств и мыслей в изобразительной деятельности;
-создание условий для свободного выбора способа, приема рисования, сюжета песочной картины, выбора детьми материалов, недирективной помощи детям, поддержки инициативы и самостоятельности в изобразительной деятельности;
-создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми на занятии, в том числе имеющими различные особенности; коммуникативных способностей детей, развития включаться вместе со сверстниками в коллективное творчество.
В качестве одного из важных психолого-педагогических условий реализации образовательной деятельности выступает взаимодействие с родителями, с семьями воспитанников в целях привлечения их внимания к изобразительной деятельности детей.
Таким образом, песочное рисование является здоровьесберегающей технологией и положительно влияет на сохранение и укрепления здоровья ребенка.
Список литературы:
- Грабенко Т.Н.,Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии СПБ., Речь,2003г.
- Зеленцова - Пешкова Игры с песком для детей раннего возраста.
- Никитина О.Н. Соснина М.В. Метод «Sand-Art». Ресурсы рисования песком. Спб,2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Использование техник нетрадиционного рисования в развитии творческого потенциала дошкольников
Презентация знакомит с разными нетрадиционными изобразительными техниками...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/17/picture-60064.jpg)
Опыт работы « Использование техник нетрадиционного рисования в развитии творческого потенциала дошкольников»
Пройдя обучение на авторском семинаре И.А.Лыковой «Педагогика искусства и детское творчество», решила, с целью развития творческих способностей дошкольников использовать нетрадиционные техники р...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/27/picture-270800-1372351349.jpg)
Доклад нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого потенциала дошкольников
Доклад нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого потенциала дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/10/picture-450629-1407679710.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «Использование народного декоративно-прикладного искусства для развития творческого потенциала дошкольников в изобразительной деятельности»
Данная консультация будет полезна воспитателям детских садов, которые работают над данной темой....
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/03/picture-720875-1567526677.jpg)
Статья в Наукоград по теме: "Роль и значение песенного фольклора в развитии творческих способностей детей"
В качестве доминирующего ресурса художественно-творческого потенциала традиционной народной культуры выступает песенный фольклор как важнейший компонент в развитии худо...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/14/picture-877141-1484388481.jpg)
Статья: Профессиональная деятельность воспитателя в условиях требований ФГОС ДО «Изобразительная деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольников»
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все сферы жизнедеятельности человека диктуют нам необходимость выбирать наиболее эффективные средства ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/05/picture-1386116-1670240942.jpg)
Статья Музыкально-театрализованная образовательная среда как условие развитие творческого потенциала дошкольников с учетом их индивидуальности. 2024г.
Статья посвящена вопросу художественно-эстетического развития детей в процессе реализации театральной деятельности, способствующей не только познанию ими мира через собственную творческую, созидательн...