Статья "Развитие эмпатии старших дошкольников в условиях игровой и театрализованной деятельности"
статья по психологии (старшая группа)

Драматизировать – значит, представить, разыграть в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность эпизодов. Игра-драматизация – это своеобразный и самостоятельно существующий вид игровой деятельности. Игры-драматизации являются играми-представлениями, где в лицах изображается литературное произведение, а также выразительные средства, такие как интонация, мимика, жест, поза, походка, способствуют воссозданию конкретного образа. Они носят творческий характер, направлены на формирование коллективных взаимоотношений в игре, воспитание взаимопомощи, а также высших эмоций, таких как сопереживание и сочувствие (обыгрывая сказку, ребенок сопереживает герою произведения, сострадает, осуждает их или сочувствует им).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.empatiya_doshkolnikov.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмпатии старших дошкольников в условиях игровой и театрализованной деятельности.

Драматизировать – значит, представить, разыграть в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность эпизодов. Игра-драматизация – это своеобразный и самостоятельно существующий вид игровой деятельности. Игры-драматизации являются играми-представлениями, где в лицах изображается литературное произведение, а также выразительные средства, такие как интонация, мимика, жест, поза, походка, способствуют воссозданию конкретного образа. Они носят творческий характер, направлены на формирование коллективных взаимоотношений в игре, воспитание взаимопомощи, а также высших эмоций, таких как сопереживание и сочувствие (обыгрывая сказку, ребенок сопереживает герою произведения, сострадает, осуждает их или сочувствует им).

Психолог В. Г. Тарасов рассматривает художественную игру в широком значении, определяя ее как «школу человековедения», а также отмечает ее близость к искусству. Художественная игра детей является особой формой освоения социального опыта, как познавательного, так и опыта общения, поскольку направлена на сферу общественных смыслов, ценностей и значений. По представлению В. Г. Тарасова, художественная игра имеет не множество целей, а одну обобщенную цель – усвоение социального опыта ребенком, что составляет результативную сторону деятельности.

Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии эмпатии старших дошкольников весьма высоки, так как:

- театрализованная деятельность – это игровая деятельность, в которой ребенок в силу ее специфических особенностей должен тонко чувствовать эмоциональные состояния персонажей, занимать позицию сочувствующего, сопереживающего и содействующего героя или зрителя (эмпатийная деятельность);

- клеточкой театрализованной деятельности, любого ее вида (игр-драматизаций, игр-этюдов, игр-импровизаций, режиссерских игр) в дошкольном возрасте является игровой образ, требующий от ребенка не только внешнего перевоплощения, но и эмоционального переживания, глубокого чувственного вхождения в содержание исполняемой роли;

- репродуктивность при подготовке детьми спектакля или процесс восприятия его побуждает детей к активной работе: от сочувствия к сопереживанию и к содействию, вызывает подражательность любимым героям, их поведению. Это оставляет глубокий след в эмоциональном опыте ребенка и влияет на его поведение и характер взаимодействия с окружающим миром;

- театрализованная деятельность ребенка – это системный процесс, который начинается с ознакомления с литературной основой будущего спектакля и подготовки детского восприятия, сопровождается подробным анализом сюжета и поступков героев, обсуждением стратегией их поведения, продолжается в пробах себя и избранной роли или роли понравившегося героя воспринимаемого спектакля, в осмыслении и разучивании роли, самостоятельном воплощении образа героя и замысла спектакля. Длительность и четкая этапность протекания театрализованной деятельности у старших дошкольников позволяет развивать у них эмпатию;

- каждый этап разворачивающейся театрализованной деятельности сопровождается адекватными педагогическими приемами, помогающими детям целостно воспринимать спектакль или быть его полноценными участниками.

Художественные произведения, являющиеся содержанием театрализованной деятельности, отбираются на основе следующих критериев:

- соответствие литературного материала поставленной цели – развитию эмпатии дошкольников;

- доступность содержания детям, его соответствие личному опыту дошкольников;

- сюжетность, динамичность литературных текстов;

- способность иллюстрировать различные модели поведения в схожих ситуациях.

По большей части, детские художественные произведения, особенно сказки, несут в себе эмпатический заряд большой силы, тем самым создается мощный импульс, который дети стремятся тут же реализовать.

Опираясь на выделенные критерии, для работы со старшими дошкольниками по развитию эмпатии мы выбрали сказку С. Я. Маршака «12 месяцев». Особенностью сюжета этой сказки, является тот факт, что объектом эмпатии детей вполне может выступать не только падчерица, но и родная дочка, т. к. она погибает в лесу, и ее становится по-своему жалко.

Подготовка к спектаклю включала в себя следующие этапы:

1. Эмпатийное прочтение произведения

2. Распределение ролей

3. Репетиции

4. Премьера спектакля

5. Обсуждение спектакля

Эмпатийное прочтение сказки подразумевало выразительное чтение с целью создания у детей образных представлений, воздействия на эмоции, формирования интереса к произведению и желания его вновь услышать; рассматривание иллюстраций с целью углубления понимания образов; этическую беседу с детьми об эмпатийном поведении героев, а именно проявлениях ими сочувствия, сопереживания, содействия в высказываниях и поступках; беседу-фантазирование (придумывание детьми рассказов о жизни героев до описанных в произведении событий с опорой на вопросы взрослого); игру-беседу с персонажами.

В первый раз сказка читалась экспериментатором, во второй раз она прослушивалась в записи на диске. Оба восприятия сказки детьми сопровождались показом иллюстраций.

При прослушивании сказки у детей отмечалась смена различных эмоциональных проявлений, относимых к сопереживанию, сочувствию или внутреннему содействию, и это создавало общую, довольно хаотичную картину. Однако у некоторых детей все-таки выстраивалась закономерная последовательность в динамике компонентов эмпатии : сначала сосредоточенность и застывание (в тот момент, когда падчерицу посылают в лес зимой за подснежниками); затем отражение на лице предполагаемых состояний персонажа (сопереживание); далее изменений отражения на «ответную» эмоциональную реакцию и, наконец, проявления намерения помочь, заступиться (импульс к содействию, а также выражение торжества победы добра над злом на лицах детей.

Сказка «12 месяцев» сначала разбиралась по частям, а затем все объединялось в целостную театральную постановку. После этого мы проверили (с помощью наводящих вопросов) то, как дети помнят содержание сказки и насколько поняли ее нравственный смысл.

К изготовлению атрибутов для постановки игры-драматизации (масок, элементов костюмов) мы привлекли как родителей, так и детей. Дети сами выбирали себе костюмы, а, следовательно, и соответствующую роль и вариант игры.

Репетиции драматизации сказки включали в себя:

- работу над чувствами (с детьми обсуждались отдельные эпизоды сказки, активизировали личный опыт детей);

- работу над образом (детям предлагалось проанализировать и проиграть особенности поведения каждого персонажа в разных сценах, из нескольких вариантов нами совместно с детьми выбирался лучший вариант);

- работу над эмпатийным поведением (с детьми обсуждались наиболее проблемные ситуации).

Сказка разыгрывалась отдельными эпизодами в виде игр-этюдов с импровизированным текстом. Детям мы предложили проиграть два варианта драматизации (ребенок поочередно находился то в положительной, то в отрицательной ролях). Отметим, что примерно около половины девочек захотели играть роль падчерицы и около половины – роль родной дочери.

В ходе драматизации роли персонажей дети исполняли с удовольствием, воспринимали эмоционально-образную суть характера персонажа, проговаривали роли, например, требовательным тоном (мимика, жесты, спешили помочь страдающему персонажу, проявляя при этом сочувствие и сопереживание к героям сказки (используя мимику, жесты, позу и другие средства выразительности).

После прочтения и постановки сказки мы предложили детям ответить на следующие вопросы:

1. на кого из героев этой сказки ты хотел бы быть похож?

2. кого из героев сказки ты считаешь хорошим, а кого – плохим? Почему именно его?

3. справедливо ли были наказаны мачеха и ее родная дочь?

4. как ты думаешь, почему месяц Январь погубил мачеху и ее родную дочь?

Как мы и предполагали, сочувствие у детей вызвала не только падчерица, но и родная дочь ее мачехи и сама мачеха. Многие дети посчитали, что замерзнуть в лесу – это слишком суровое наказание для них, она ведь просто попросила фруктов, грибов да орехов. Было видно, что некоторые дети (как правило, девочки) смущались, колебались, затруднялись в выборе того героя, кого им наиболее жалко. Многие же мальчики считали, что падчерица и мачеха получили по заслугам, потому что были наглыми и хотели слишком многого.

Те дети, которые с самого начала прониклись сочувствием к падчерице, до конца проявляли устойчивое адекватное сочувствие к ней, эмпатический процесс разворачивался постепенно, параллельно развитию сюжета; в конце прослушивания сказки эти дети искренне радовались за падчерицу.

У детей, которые меняли свое эмоциональное отношение в течение сказки, как раз и появились сомнения и колебания в выборе героя, которого стоит более жалеть.

Все мальчики хотели бы быть похожими на месяц Январь, во-первых, потому, что героев мужского пола в сказке больше не было (не считая оставшихся 11 месяцев-братьев, во-вторых, потому, что «у него сила»«он вон как может погоду менять»«он заступился за падчерицу»«справедливый он, таким хорошо быть».

Некоторые девочки признались, что поначалу считали, что больше повезло родной дочери, потому что «ее мама любила, а другую нет»«она ничего не делала». Падчерицу же было «просто жалко». Однако по мере развития сюжета сказки дети меняли свое мнение. Дочь мачехи понесла наказание («так ей и надо»«она злая, вот и занесло ее снегом», а падчерица зажила нормально. Дети признавались, что хоть и жалко девочку, которую замело снегом, но падчерицу было еще «жальче».

На четвертый вопрос нами были получены следующие ответы«он наказал их за их зло»«он пожалел падчерицу»«ему она не понравилась»«он сделал так, чтобы они больше не издевался над бедной девочкой» и др. То есть налицо понимание конфликта сказки, дети дают правильную нравственную оценку поступку Января.

Постоянное обращение внимания на ситуации, требующие проявления помощи, сочувствия, сопереживания, позволяет поддерживать эмпатийные проявления у детей. Эта сказка для детей позволяет создать ситуацию выбора, и выбор детей носил самостоятельный, осознанный характер, а не являлся чьим-либо указанием.

Большинству детей оказалось недостаточно только прослушать сказку, чтобы адекватно ее воспринять. Лишь пройдя последовательно все этапы эксперимента, дети постепенно прониклись чувствами персонажей, что свидетельствует о необходимости организации серьезной работы над книгой в семье и в дошкольном учреждении. Ведь те дети, которые сочувствовали и дочери с мачехой, не до конца понимали и обращали внимание, что они послали падчерицу заведомо на верную смерть, и это поняли 12 месяцев и решили за нее заступиться.

После игры-драматизации с детьми еще раз обсуждалось содержание сказки, анализировались характеры и поступки героев. Главной темой обсуждения осталась тема заслуженности/не заслуженности наказания для дочки и мачехи и возможность сочувствия им. Обсуждение впечатлений, чувств детей после театрализованной игры дало возможность каждому ребенку сделать собственный выбор, определить наиболее близкую для него модель поведения, сравнить ее с собственным поведением, поведением детей в группе.

В театрализованной игре происходит тесное, в основном парное взаимодействие детей друг с другом. Пары образовывали дети, пользующиеся успехом в общении со сверстниками, и менее «популярные» дети. Такая организация деятельности учит дошкольников согласовывать свои действия, договариваться, что, безусловно, способствует установлению доброжелательных отношений в группе.

Чтобы определить успешность проделанной работы по повышению уровня развития эмоциональной сферы, развития эмпатии, умения сопереживать и сочувствовать, была повторно проведена диагностика, результаты которой показали, что уровень проявления эмпатии у старших дошкольников вырос : количество детей, в высокой степени проявляющих свой эмпатический потенциал, выросло на 15 % и составило 83 %; количество детей, ведущих себя по-разному в зависимости от нравственной ситуации, уменьшилось на 8 % и составило 14 %, а также уменьшилось количество детей, не проявляющих эмпатии, на 6 % и составило 3 % (последние активно сопереживали героям сказки, встали на сторону падчерицы – обиженной стороны).

Использование ситуаций, регулярно возникающих в группе, способствует активизации эмоциональной отзывчивости, проявлению сочувствия, сопереживания, оказанию помощи в отношениях со сверстниками. Регулярное фиксирование, проигрывание и обсуждение данных ситуаций позволяет поддерживать и способствовать укреплению данной модели поведения в индивидуальном эмпатийном опыте дошкольников.

То есть можно предположить, что участие в театрализованной деятельности, в которой ребенок в силу ее специфических особенностей должен тонко чувствовать эмоциональные состояния персонажей, занимать позицию сочувствующего, сопереживающего и содействующего героя или зрителя, побуждает его к активной работе: от сочувствия к сопереживанию и к содействию, вызывает подражательность любимым героям, их поведению. Это оставляет глубокий след в эмоциональном опыте дошкольника, влияет на развитие его эмпатийного поведения и характер взаимодействия с окружающим миром.

Участие детей в театрализованной постановке сказок позволяет:

- прививать ребенку базовые социальные навыки (умение слушать другого, умение участвовать в коллективном обсуждении, совместном поиске взаимовыгодных решений для конфликтующих сторон и др.);

- прививать способность посмотреть на себя со стороны, оценить свое поведение с помощью постановки себя на место героя сказки;

- обучать старших дошкольников приемам саморегуляции, владению своими чувствами и пониманию эмоционального состояния других людей через выражение дружеских чувств, сочувствия и сопереживания героям любимой сказки.

+ В Мои закладки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗГЛЯДЫ УЧЕНЫХ НА ПРОБЛЕМУ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИГРОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: В данной статье рассматривается когнитивное развитие старших дошкольников в условиях игровой компьютерной деятельности. Компьютер один из основных, современных инструментов обработки информ...

«Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности»

Цель опыта работы - показать важность обучения дошкольников финансовой грамотности. Рассказать, с какого возраста нужно учить ребенка распоряжаться деньгами и отвечать за свои решения, ...

Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников в условиях игровой деятельности

Педагогический опыт. Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников в условиях игровой деятельности...

Презентация на тему: "Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности"

Представление опыта работы по формированию основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности....

статья «Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности»

В статье раскрывается важность развития финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности....