Статья: "Наказывать или нет?"
статья по психологии

        Когда рождается ребенок – все вокруг, включая маму, очень рады, вот он такой долгожданный, родной, любимый малыш! На него сразу возлагают большие надежды, строят планы на дальнейшую жизнь. И все бы ничего, все идет по плану, ребенок не против. Он выполняет, или очень старается выполнять все, что от него зависит, не особо сопротивляясь желаниям близких родственников.

       Но в конце первого года жизни в поведении многих детей происходят резкие изменения. Прежде спокойный, покладистый ребенок вдруг становится непослушным, начинает капризничать безо всякого повода, обижается, сердится, делает на зло. Родители теряют терпение и начинают раздражаться, конфликтовать с ребенком. Вот когда начинаются испытания настоящей родительской любви. Ну как можно сохранять спокойствие, если ваш долгожданный малыш вдруг превращается в маленького монстра, который ничего не хочет слышать и никакие доводы не могут переубедить его.

       В такие моменты у родителей и появляется мысль о наказании своего любимого чада. «Наказывать или нет?», - задается вопросом практически каждая мама.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivanova_n.s.docx35.36 КБ

Предварительный просмотр:

НАКАЗЫВАТЬ ИЛИ НЕТ?

Иванова Н.С.

педагог-психолог

МБДОУ Д/С № 395,

г.Челябинск

Когда рождается ребенок – все вокруг, включая маму, очень рады, вот он такой долгожданный, родной, любимый малыш! На него сразу возлагают большие надежды, строят планы на дальнейшую жизнь. И все бы ничего, все идет по плану, ребенок не против. Он выполняет, или очень старается выполнять все, что от него зависит, не особо сопротивляясь желаниям близких родственников.

Но в конце первого года жизни в поведении многих детей происходят резкие изменения. Прежде спокойный, покладистый ребенок вдруг становится непослушным, начинает капризничать безо всякого повода, обижается, сердится, делает на зло. Родители теряют терпение и начинают раздражаться, конфликтовать с ребенком. Вот когда начинаются испытания настоящей родительской любви. Ну как можно сохранять спокойствие, если ваш долгожданный малыш вдруг превращается в маленького монстра, который ничего не хочет слышать и никакие доводы не могут переубедить его.

В такие моменты у родителей и появляется мысль о наказании своего любимого чада. «Наказывать или нет?», - задается вопросом практически каждая мама.

Вообще, наказание – это палка о двух концах. Она больно бьет и по родителям, и по детям. Понятно, что всем приходится наказывать своих детей. Даже тем, кто считает, что этого делать нельзя. Однако, наказание всегда опасно. Наказанный ребенок чувствует себя отвергнутым, у него может возникнуть враждебное чувство к родителям. Очень часто наказание не исправляет поведение малыша, а провоцирует новый поступок. Частые наказания ведут к тому, что ребенок становится инфантильным. Он, конечно, затихает и со временем научится беспрекословно подчиняться. Но вырастит из него «затюканный» ребенок. Такому будет трудно отстаивать свое мнение, проявлять инициативу, он станет избегать общества людей и ситуаций, как боялся когда-то родителей. Впрочем, может случиться и по-другому. За внешним послушанием скроется тихоня, который в подростковом периоде «отплатит» родителям сполна и, возможно, более жестко и изощреннее, чему когда-то научился у близких и родных. Но если малыш не слушается, вредничает, капризничает, это совсем не означает, что его плохое поведение надо оставлять без внимания. Конечно, меры принимать необходимо.

Что же делать родителям? Как быть?

Самое главное, не надо пугаться и расстраиваться. У малыша происходит естественный процесс – ребенок впервые ярко заявляет о себе как личность маленького человека. Уже с полутора лет у него формируется собственное мнение. Теперь он многое может делать самостоятельно, а может быть, он уже дожил до возраста строптивости и у него наблюдается кризис трех лет, который обычно длится несколько месяцев. В такие моменты малыш хочет отделиться от родителей, возрастают самостоятельность ребенка и его активность.

В два - три года кроха все еще приспосабливается к окружающей среде. Он уже знает, чем хочет заниматься, умеет настаивать на своем желании и добиваться его исполнения, но родители часто не замечают или не придают этому значения и продолжают вести себя по-прежнему: ограничивают самостоятельность малыша. Ребенок часто еще не может выразить словами свои желания, предпочтения и намерения, поэтому он заявляет свои права, используя негативные эмоции: упрямство, капризы, слезы, вспышки гнева и  раздражительности.

Поэтому, родители ребенка раннего возраста должны уважать его личность, поддерживать его стремление проявить себя. Потому что в этом возрасте легко можно «сломать» первые «ростки» личности, а взрастить их позже будет гораздо труднее. Не нужно попирать его чувство свободы и собственного достоинства, например, насильно укладывать спать, кормить или одевать на прогулку.

Чем же можно заменить наказание? Его можно заменить объяснением, почему его поведение неправильно. Отвлечением – предложить ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему сейчас хочется, тем более что возраст крохи еще позволяет переключить внимание с одного объекта на другой без особых усилий. Не надо спешить наказывать ребенка, подождите, пока поступок повторится. Не забывайте хвалить его за хорошее поведение, вместо того, чтобы считать это поведение обычным. Ему хочется еще раз услышать вашу похвалу.

Шлепать детей вообще не рекомендуется. Лучше лишить ребенка, какой – либо привилегии, чем кричать на него или сердиться. Напомните своему чаду, что вы его предупреждали – обещали, например, лишить его сладкого, если он будет плохо себя вести, - и вот теперь держите слово. Ребенок должен видеть наказание как результат каких-то своих неверных поступков, а не проявление вашего гнева, злой воли. Он должен понять цель наказания – научить его правильно себя вести. Меры, предпринимаемые родителями, для правильного поведения ребенка должны быть гуманными, направленными на то, чтобы помочь ему измениться к лучшему. Ведь дети всегда готовы сотрудничать с близкими людьми. И уж если они идут наперекор – на это есть причины. За каждым поступком ребенка всегда кроется какой-то мотив. Поэтому, сначала разберитесь, в чем дело, и только потом включайтесь в воспитательный процесс.

У малышей до трех лет истерики чаще всего случаются не из вредности (в отличие от детей постарше), а как следствие эмоциональных перегрузок и обыкновенной физической усталости. Кроха пока еще не может контролировать свои чувства, поэтому его надо не наказывать, а пожалеть. Обнимите малыша, покачайте на руках. Только не надо его уговаривать: «Не кричи, прекрати!». Наоборот, дайте ему выплеснуть отрицательные эмоции – и ему станет легче. Замечайте у ребенка первые признаки эмоциональной перегрузки и вовремя помогите ему расслабиться.

Уважение личности ребенка требует осторожности в использовании запретов и порицаний. Глобальное запрещение сковывает инициативу ребенка, мешает развитию его интереса к окружающему миру. Запрещать ребенку нужно только то, что опасно для его жизни и здоровья, и безнравственные действия. При этом необходимо, чтобы все члены семьи были едины в своих запретах. Порицания следует адресовать к действиям ребенка и ни в коем случае – к его личности.

Практикуйте бережное, доброжелательное отношение к малышу, учитывайте его потребности и желания. Проявляйте уважение к личности ребенка, не насмехайтесь над ним, не поддразнивайте.

Чаще играйте вместе с ним, разнообразьте действия с игрушками, фантазируйте. При этом не забывайте радоваться успехам малыша, поддерживайте его, поощряйте похвалой.

Не вмешивайтесь в его самостоятельную деятельность.

Старайтесь поменьше пользоваться запретами и порицаниями, следите, чтобы похвалы и поощрений было больше.

Не допускайте у малыша ощущения собственной несостоятельности: после порицания обязательно дайте образец правильного действия, не предлагайте ребенку выполнять непосильные действия, при затруднениях окажите ему помощь. Не навязывайтесь и помогайте, только когда ребенок об этом просит.

Наказания не потребуется, если вы действуете в согласии с законами развития ребенка. Например, позволяете ему много двигаться, не тормозите его любознательность. Создаете необходимую среду для роста и развития (установите простейшие снаряды для лазания, коврики, где можно вволю покувыркаться). Тогда у малыша появится то, что называется «сознательной дисциплиной»: ребенок ведет себя правильно не потому, что боится последствий, а потому, что это интересно для него.

Ни в коем случае не наказывайте малыша трудом. Это значит, что не нужно заставлять ребенка убирать игрушки только потому, что он не захотел вовремя идти спать.

Не читайте длинные лекции и нотации своему карапузу.  Малыши просто не могут уследить за ходом ваших рассуждений, у них своя логика. Поэтому говорите просто и ясно: «Отпусти кошку. Ей больно».

Также не стоит говорить одно, а делать другое. Например, вы запрещаете ребенку произносить «плохие» слова, а сами их употребляете.

Если вы наказываете малыша, то не откладывайте наказание на потом. Не стоит говорить, подойдя к детской горке: «Вчера ты меня не слушался, поэтому сегодня на горке кататься не будешь».

Не следует проявлять непостоянство: то запрещать что-то, то позволять это делать. Этим вы сбиваете малыша с толку, и он перестает понимать, что можно, а что нельзя. Обязательно соблюдайте последовательность: то, что запрещено – запрещено всегда, и наказание за это последует в любом случае.

Физические методы «воспитания» тоже никогда не принесут того результата, который вы ожидаете: ведь шлепки и подзатыльники унижают. Кроме того, когда ребенку больно, ему не до мыслей о том, что же он сделал не так. Но ведь вам нужно взаимопонимание, а не покорность, верно?

И уж, конечно, никогда не запугивайте ребенка, угрожая ему: «Уходи, ты плохой!», «Я тебя не люблю!». Для любого малыша это самые страшные слова. А маленький человек, ни при каких ситуациях, не должен сомневаться в вашей любви.

Конечно, процесс воспитания не может обойтись без наказания. По сути, наказывая ребенка, вы учите его отвечать за последствия своих поступков. Научитесь сами выполнять тот свод запретов, который вы создали для ребенка, и это позволит вам личным примером показать малышу нормы и правила поведения.

И так, за что же наказывать детей не рекомендуется?

Во-первых, за стремление к познанию: прыжки в лужах (чтобы проверить их глубину), разборка предметов (пусть даже дорогих) на части, исследование собственных половых органов.

Во-вторых,  за особенности возраста и физиологии: неумение ходить в горшок, за гиперактивность, низкий уровень внимания, слабая память, проблемы с засыпанием.

В третьих,  за поведение, обусловленное болезнью: неврозами, психиатрическими заболеваниями.

В четвертых,  за естественные эмоции: бунт трехлеток, зависть к чужим вещам, ревностные проявления к брату или сестренке.

И наконец,  за неосторожные поступки: испачкался на улице, разлил молоко на кухне и т.п.

Чтобы «возмездие» оказало положительный эффект, нужно, вне зависимости от возраста ребенка, соблюдать некоторые правила:

  •  Соблюдайте последовательность. Наказание должно следовать за одни и те же поступки.
  •  За плохое поведение (злостное или умышленное) должна последовать серьезная реакция.
  •  Ограничивайте длительность наказания. Всегда сообщайте продолжительность дисциплинарной меры, иначе ребенок вскоре потеряет взаимосвязь между нарушением и ограничением, которое длится целый месяц.
  •  Действуйте спокойно. Прежде всего, необходимо успокоиться, а уже затем подходить к выбору наказания. В ином случае возможно применение неадекватных мер.
  •  Согласуйте решения об  ограничениях или наказаниях с мужем или женой.
  •  Демонстрируйте позитивный пример. Чтобы ребенок вел себя правильно, нужно показывать образцы желаемого поведения. Вежливость, честность приветствуются.
  •  Учитывайте особенности ребенка. Например, меланхолика нужно наказывать менее строго (или по-другому), чем сангвиника. Также следует учитывать и возраст нарушителя.
  •  Наказывайте ребенка наедине. Это хвалить нужно прилюдно, а вот наказание должно касаться только вас и ребенка. Подобная уединенность нужна, чтобы не травмировать детскую самооценку.
  •  Разработайте ритуал примирения. Полезно будет выработать особый обряд, который ознаменует окончание наказания. К примеру, можно читать стихотворение, сплетать мизинцы.

Вообще, наказание – метод неоднозначный, поэтому мнений и суждений о возможности и желательности его применения существует множество.
Однако перегибать с дисциплинарными мерами не следует. Лучше всего объяснять ребенку без криков и наказаний, почему его поведение неправильно и как нужно вести себя в той или иной ситуации. Родительский совет, произнесенный с уважением, обязательно будет услышан детьми. Нужно помнить, что наказание заменяется терпением родителей.

Литература:

  • В семье появился малыш / Под ред. Е.Ф.Лукушкиной. - Нижний Новгород: изд-во НМИ, 2016, 159 с.
  • Мама, это Я! / Под ред. Я.Кононовой // №8, 2006. М.
  • Я здоров! Мой первый год. Советы ведущих педиатров России // №8, 2006. М
  • https://kroha.info/razvitie/psychology/kak-pravilno-nakazyvat-rebenka