Формирование конструктивных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития
статья по психологии

Юлия Задорина

Проблема коррекции недостатков умственного развития особенно остро встает при обучении и воспитании детей с задержкой психического развития в дошкольном детстве, когда наиболее интенсивно идет развитие образных форм познания: восприятия, наглядно-образного мышления, воображения и т.д. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование конструктивных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития

        Проблема коррекции недостатков умственного развития особенно остро встает при обучении и воспитании детей с задержкой психического развития в дошкольном детстве, когда наиболее интенсивно идет развитие образных форм познания: восприятия, наглядно-образного мышления, воображения и т.д. Основой умственного развития в этот период, как показывают психологические и педагогические исследования последнего времени, является овладение детьми действиями конструирования с использованием различных материалов.

В ходе констатирующего этапа исследования нами выявлены следующие особенности конструктивных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Анализ полученных результатов показал, что все дети, участвовавшие в эксперименте, выразили желание участвовать в конструировании и в некоторых случаях смогли словесно определить свой замысел. Замысел дошкольников, отличался крайним однообразием, постройки были малоузнаваемы и примитивны. Дети не могли объяснить роль введенных в постройку лишних элементов, что свидетельствует о слабой осмысленности их деятельности. Дети не сопровождали свои действия речью. Отмеченные же высказывания к создаваемым постройкам не относились. Многие дети испытывали при выполнении всех заданий существенные операционно-технические трудности. Часто неудачные попытки были обусловлены неумением действовать двумя руками под контролем зрения, несформированностью предметных действий: дети плохо совмещали поверхности фигур, ставили их на край и т.д. Низкий уровень деятельности обусловлен также отсутствием ориентировки на пространственные свойства материалов.

Мы предположили, что при организации специальных коррекционно-развивающих воздействий, можно преодолеть выявленные трудности в овладении конструктивными умениями.

Своевременное овладение конструктивной деятельностью оказывается чрезвычайно важным в плане создания готовности ребенка к дальнейшему обучению в коле, так как именно в ходе этой деятельности формируются необходимые для будущего учения предпосылки: восприятие, умение и желание трудиться, выполнять задание в соответствии с поставленной целью, доводить его до конца, работать рядом и вместе со взрослыми и сверстниками, элементарно планировать будущую работу, рассказывать о содержании выполненного.

В ходе формирующего этапа экспериментального исследования на начальных этапах обучения мы старались вызвать у детей интерес к конструированию и желание самим создавать постройки для дальнейшей игры. Занятия конструированием сопровождались объяснениями, комментированием, игровыми моментами. Особое внимание мы уделяли формированию у детей представления о связи предмета со всеми видами изображения.

В своей работе мы использовали технику оригами – конструирование из бумаги. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность, совершенствовать координацию тонких движений пальцев, развивать логическое, абстрактное и пространственное мышление, фантазию и воображение.

В процессе занятий оригами дети учились не только работать с бумагой, но и читать чертежи, следовать устным инструкциям, удерживать внимание на предмете, усваивать количественный счет, величину, геометрические фигуры, совершенствовать координацию руки и глаза, развивать мелкую моторику рук; свободно  общаться со взрослыми и детьми.

В процессе обучения постепенно возрастал уровень сложности выполняемых детьми работ. На начальном этапе демонстрировался и дети упражнялись лишь в процессе складывания. Учили условные знаки и схемы, которые служили дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания.

К каждому занятию предлагалась инструкционная карта, а также с помощью большого листа цветной бумаги показывалась только одна операция по изготовлению изделия. Мы последовательно предъявляли детям по одному листу такой инструкционной карты, контролируя на начальной стадии обучения каждое действие детей, а в дальнейшем -  лишь отдельные наиболее важные операции. Осуществляли индивидуальный и дифференцированный подход.

Основными принципами нашей системы по развитию конструктивных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития при обучении оригами стали: доступность (учитывались возрастные и индивидуальные возможности детей), постепенность (все задания строились с постепенным усложнением), системность (занятия проходили регулярно в соответствии с тематическим планом).