Практикум "Эмоциональная устойчивость педагогов"
консультация по психологии

Н.Н.Лысенко

Практикум для педагогов "Эмоциональная устойчивость"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практикум «Эмоциональная устойчивость педагогов»

Автор/источник: Семенова Е. Тренинг эмоциональной устойчивости педагогов. Учебное пособие – М.:  Изд-во Института Психотерапии, 2002

Цель мероприятия: научиться регулировать свое эмоциональное состояние, принимать взвешенные решения и позитивно воспринимать мир

Целевая аудитория: педагоги

Описание мероприятия:

  1. «Продолжи фразу»: эмоциональная устойчивость – это…

Обобщение психолога: эмоциональная устойчивость выражается в способности личности обеспечивать возможность сохранения определенной направленности своих действий в эмоциогенной ситуации при помощи саморегуляции и самоконтроля и тем сам ым содействовать профессиональной успешности. Эмоциональная устойчивость уменьша ет отрицательное воздействие сильных стрессовых факторов, способствует проявлению готовности к действиям в напряженной ситуации. Благодаря эмоциональной устойчивости человек способен успешно осуществлять необходимую деятельность в сложных эмоциоге нных условиях.

  1. «Мозговой штурм»: актуальность данной темы.

Обобщение высказываний педагогов: насыщенность труда педагогов стрессогенными факторами, недостаточная сформированность адекватных способов реагирования на трудности непрогнозируемых сложных ситуаций, чрезмерные эмоциональные нагрузки – все это негативно сказывается на профессиональной деятельности педагогов, на здоровье педагогов и благополучии детей. Постоянное воздействие напряженных факторов ведет к ухудшению результатов профессиональной деятельности, к снижению работоспособности, снижению показателей психических процессов (памяти, внимания, мышления). После пребывания в напряженной ситуации педагог часто ощущает разбитость, подавленность, желание лечь, уснуть. В отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля. В силу особенностей профессии педагогу необходимо принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева и раздражительности. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, отнюдь не приводит к успокоению. Наоборот, эмоциональное напряжение повышается и негативно сказывается на здоровье, вызывая разного рода психосоматические заболевания. Кроме того, повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния нередко приводят к закреплению отрицательных личностных качеств (раздражительности, тревожности, пессимизма и т.д.), что, в свою очередь, негативно сказывается на эффективности деятельности и на взаимоотношениях педагога с детьми и их родителями, коллегами. В связи с этим эмоциональная устойчивость к различного рода напряженным факторам профессиональной деятельности рассматривается как профессионально значимое качество личности педагога. Развитие эмоциональной устойчивости является одной из наиболее важных сторон профессиональной деятельности педагога. Оно помогает сохранять работоспособность, способность эффективно взаимодействовать со всеми участниками образовательных отношений, получать удовлетворение от работы.

  1. Упражнение «Кто я?»

Цель: личностная установка на самоанализ; осознание особенностей самовосприятия себя и восприятия себя другими

Инструкция: «напишите в столбик цифры от 1   до   20 и   20   раз ответьте   на вопрос

«Кто я?»; используйте характеристики, черты, чувства и интересы для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения «Я — ...». В завершение работы каждый может громко прочесть свой перечень остальной группе и отрефлексировать те ощущения, чувства, эмоции, мысли, которые возникали в процессе выполнения этого задания.

После этого участники образуют группы по 2 — 3 человека и зачитывают друг другу листки с само описанием, одновременно заполняя предложенную ниже схему. Это задание позволяет выявить особенности индивидуального самовосприятия, осмыслить, насколько целостен образ собственного «Я».

Я - телесное

Я - эмоциональное

Я - социальное

Я - умственное

Комментарии психолога: чаще всего мы видим лишь то, что позволяют видеть люди, окружающие нас. При этом большинство людей предпочитают, чтобы их несовершенства не выставлялись на всеобщее обозрение. Лишенные «грима», застигнутые в состоянии стресса или оказавшиеся в ситуации, которая требует действия в той области, где у человека слабое место, все оказываются всего лишь людьми. Каждый человек замечательный лишь, какой он есть на самом деле. И – что самое важное – нужно принять самого себя таким, какой вы есть, а не таким, которым видят меня окружающие.

Упражнение «Луч света»

Цель: снятие утомления, обретение внутренней стабильности.

Упражнение выполняется индивидуально. Для его выполнения нужно принять удобную позу, сидя или стоя в зависимости от того, как вам будет удобнее. Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляются складки на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками.

Выполните упражнение несколько раз – сверху вниз. Заканчивайте упражнение словами:

«Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буу делать хорошо!»

Упражнение «Любящий взгляд»

Цель: развитие эмпатии, мимической экспрессивности (отзывчивости)

Один участник выходит за дверь. Его задача по возвращении – определить, кто из группы будет смотреть на него «любящим» взглядом. Ведущий назначает в его отсутствие 2-3 человека. Затем выбирается другой отгадывающий. Количество смотрящих «любящим» взглядом увеличивается.

Комментарии психолога: Положительное, комфортное общение учителя с учащимися возможно при достаточно грамотном умении учителя выражать перед учениками свои чувства, раскрыть свой внутренний мир. В результате позитивного, эмпатийного отношения со стороны педагога и активного проявления этого отношения (экспрессии) происходит повышение самооценки ребенка, а также профилактика конфликтных ситуаций и стрессовых состояний учителя и ребенка в процессе обучения.

Упражнение «Калоши счастья»

Цель: развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.

Инструкция: я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее на день рождения подарили калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача, надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.

Ожидаемый результат: участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.

Карточки с предложенными ситуациями и возможными вариантами ответов к игре

«Калоши счастья»

Ситуация

Возможные варианты ответов

Директор        отчитал        вас        за        плохо выполненную работу

*Я        сделаю        соответствующие        выводы        и постараюсь не допускать ошибок

*В следующий раз постараюсь выполнить свою работу лучше

Вам дали классное руководство над слабыми детьми («трудный класс»)

*Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими детьми

*Это        хорошая        возможность        освоить        новые методы работы с классом

На работе задержали зарплату

*Можно сэкономить на чем-то

*Можно теперь сесть на диету

По дороге на работу вы сломали

каблук

*Хороший повод купить новые сапоги

Большинство        ваших        учеников

выполнили работу очень слабо

*Хорошая        возможность        проанализировать,

какой материал дети недостаточно усвоили

Вы внезапно заболели

*Хороший повод отдохнуть

*Заняться наконец-то своим здоровьем

Вас бросил муж

*Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя

Больше времени на хобби

Вы попали под сокращение

*Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности

*Новый коллектив, новые перспективы

При        аттестации        вам        понизили

категорию

*В один прекрасный момент вы поняли, что

педагогика – это не ваше.

Дополнительные варианты ситуаций:

-На работе «завал» бумажной работы и вы ничего не успеваете

  • Директор сказал, что вы не достаточно квалифицированный педагог
  • Родители обратились к директору с жалобой на вас
  • Получив двойку на уроке, ученик шумно и демонстративно садится и начинает грубо высказываться в адрес учителя
  • Вы первый раз проводите открытый урок и очень переживаете, вам кажется, что все идет не по плану

Вопросы рефлексии:

  1. Трудно ли вам было отвечать?
  2. Было ли для вас что-то новое?
  3. Считаете ли вы полезным данное упражнение?
  4. Какие у вас сейчас ощущения?

Часто внешние ситуации выбивают нас из состояния внутреннего спокойствия. Мы под давлением происходящего можем очень быстро потерять покой в своем сердце. Таким образом, сами ситуации показывают нам, что они могут управлять нами, а не мы ими. Предлагаю вам притчу о том, как важно уметь сохранять мир в сердце, что бы ни происходило вокруг.

Притча «Картина моего спокойствия»

Одному богатому человеку захотелось иметь картину, при одном взгляде на которую становится спокойно на душе. Он учредил премию и пообещал миллион тому, кто напишет самую спокойную картину из всех. И тогда с разных уголков страны начали приходить работы художников, и было их несметное множество. Просмотрев все, богач особо отметил только две из них.

На одной, яркой и радужной, был изображен совершенно идиллический пейзаж: голубое небо блестело на дополуденном летнем солнце, вокруг стояли деревья, тянущиеся ветками к воде; по водной глади плыли белые лебеди, а в отдалении виднелась небольшая деревушка и мирно пасущиеся на лугу лошади. Вторая же картина была полной противоположностью первой: на ней художник изобразил высокую серую скалу, возвышающуюся над беспокойным морем. Бушевал шторм, волны были настолько высоки, что доставали почти до середины утеса; низкие грозовые облака хмуро нависали над местностью, а на вершине обрыва виднелись темные и зловещие силуэты деревьев, озаряемые бесконечными молниями. Эту картину сложно было назвать спокойной. Но, приглядевшись, под тенью утеса богач разглядел небольшой куст, произрастающий из щели на скале. А на нем было свито гнездо, а внутри него гордо восседала маленькая белая птица. Сидя там, окруженная безумием стихии, она все так же высиживала своих будущих птенцов. Именно эту картину и выбрал богатый человек, посчитав, что она излучает спокойствие гораздо сильнее, чем первая.

А все потому, что, на самом деле, ощущение покоя наступает не тогда, когда вокруг тишина и ничего не происходит, а тогда, когда, что бы ни происходило вокруг, ты можешь сохранить спокойствие внутри себя.

Упражнение «Молодец!»

Цель: оптимизация самооценки педагогов, снятие эмоционального напряжения.

Инструкция: разделиться на два круга – внутренний и внешний, встать лицом друг к другу. Участники, стоящие во внутреннем кругу, должны говорить о своих достижениях, а во внешнем круге – хвалить своего партнера, произнося фразу: «А это ты молодец –раз! А это

ты молодец – два!» и т.д., при этом загибая пальцы. Участники внешнего круга по команде (хлопку) передвигаются в сторону на один шаг, и все повторяется. Затем внутренний и внешний круг меняются местами, и игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побудет на месте хвалящего и хвастуна.

Ожидаемый результат: эмоциональная разрядка педагогов, повышение их самооценки.

Упражнение «Сказка о тройке»

Цель: налаживание межличностного взаимодействия

Инструкция: участники объединяются для игры в тройки. Каждый игрок присваивает себе обозначение А, В или С. Затем ведущий сообщает задание: тройка должна выработать общее решение – в какой цвет покрасить забор. Но ситуация осложняется тем, что каждый игрок лишен одного канала восприятия или передачи информации.

А – слепой, но слышит и говорит.

В – глухой, но может видеть и двигаться.

С – паралитик, он все видит и все слышит, но не может двигаться. Предложить завязать глаза, заткнуть уши, привязать себя к стулу. Вопросы по итогам игры:

  1. Сколько времени потребовалось тройкам на выработку общего решения?
  2. Какую стратегию избрали участники в достижении цели?
  3. Какие чувства испытывали?

Упражнение «Звуковая гимнастика»

Цель: снятие напряжения, обучение навыку восстановления в стрессовой ситуации.

Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

А – воздействует благотворно на весь организм Е – воздействует на щитовидную железу

И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши О – воздействует на сердце, легкие

У – воздействует на органы, расположенные в области живота Я – воздействует на работу всего организма

Х – помогает очищению организма ХА – помогает повысить настроение.

Подводя итог, хочу сделать вывод: любой человек в жизни сталкивается с трудными в эмоциональном отношении ситуациями, вырабатывает свои собственные, «авторские» приемы восстановления.

А закончить нашу с вами встречу я хочу еще одной притчей.

Притча о колодце

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин и развел руками – ведь вытащить ослика из колодца было невозможно. Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю-ка я старый колодец и ослика заодно закопаю». Недолго думая, он пригласил своих соседей и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимания на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец. Однако очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел следующую картину – каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца. Так вот…

Возможно, в вашей жизни было много различных неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому подняться немного выше. Таким образом, вы сможете постепенно выбраться из самого глубокого колодца.

Запомните пять простых правил:

  1. Освободите свое сердце от ненависти – простите всех, на кого вы были обижены.
  2. Освободите свое сердце от волнений – большинство из них бесполезны.
  3. Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.
  4. Отдавайте больше.
  5. Ожидайте меньше.

Желаю дальнейших творческих успехов! Спасибо за сотрудничество!

Литература

  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – М.. 2000
  2. Родионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие педагога и психолога в учебном процессе. – Ярославль, 2001.
  3. Рыданова И.И. Педагогические конфликты: пути преодоления: учебное пособие для студентов педагогических специальностей вузов. – Минск, 1998.
  4. Семенова Е. Тренинг эмоциональной устойчивости педагогов. – М., 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета оценки нервно-психической устойчивости педагога

Результаты тестирования по данной анкете позволяют выявить уровень нервно-психической устойчивости педагога...

Проект для педагогов ДОУ на тему: «Эмоциональная устойчивость как фактор профилактики профессионального выгорания педагогов»

Профессиональная деятельность многих педагогов сегодня проходит в условиях интенсивного воздействия стрессовых факторов. В ряде случаев  нагрузки на психику достигают такого уровня, что превышают...

Семинар-тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Формирование эмоциональной устойчивости педагога»

Цель: Формирование эмоциональной устойчивости педагогаЗадачи:·        Познакомить педагогов  с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками·...

Формирования устойчивого интереса к музыкальной деятельности, через совместную деятельность родителей, детей и педагогов в организации и проведении праздников ДОУ.

Формирования устойчивого интереса к музыкальной деятельности, через совместную деятельность родителей, детей и педагогов в организации и проведении праздников ДОУ....

Анкета оценки нервно-психической устойчивости педагога

Анкета оценки нервно-психической устойчивости педагога...

Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития»

Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития&raqu...