Тренинг для воспитателей "Профилактика эмоционального выгорания"
методическая разработка по психологии

Ланская Лариса Степановна

Я рада Вас приветствовать сегодня на тренинге.  Тема тренинга для всех нас близкая и знакомая - эмоциональное выгорание. Жертвой выгорания может стать человек любой профессии. Выгореть могут даже домохозяйки. Это связано с тем, что разнообразные стрессы присутствуют или могут появиться в любом виде деятельности. Конечной стадией профессионального выгорания является профнепригодность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_emotsionalnoe_vygoranie.docx84.66 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:  Создание условий для профилактики синдрома эмоционального выгорания у участников тренинга и актуализация их личностных ресурсов стрессоустойчивости.

Задачи:

  1. Сформировать представление о профессиональном  выгорании, симптомах и факторах, способствующих его появлению.
  2. Помочь проанализировать  свой уровень  профессионального выгорания.
  3. Познакомить с ресурсами  по противодействию  профессиональному выгоранию.
  4. Способствовать  развитию позитивного  восприятия  окружающей действительности.

Материалы и оборудование:

  • Проектор, ноутбук;
  • Слайдовая презентация;
  • Карточки с незаконченными фразами для проведения упражнения «Незаконченные предложения про женщину»; карточки для проведения упражнения «Колесо личного благополучия или Колесо жизни»; анкета «Обратная связь».
  • Памятки-буклеты.
  • Воздушные шарики 4 шт.

Время проведения: Приблизительно 1час.

Участники: Педагоги

Ход:

СЛАЙД № 1

Я рада Вас приветствовать сегодня на тренинге.  Тема тренинга для всех нас близкая и знакомая - эмоциональное выгорание. Жертвой выгорания может стать человек любой профессии. Выгореть могут даже домохозяйки. Это связано с тем, что разнообразные стрессы присутствуют или могут появиться в любом виде деятельности. Конечной стадией профессионального выгорания является профнепригодность.

Сегодня мы с Вами поговорим о симптомах этой проблемы и о том, что делать, чтобы мы и наши коллеги не «сгорали» на работе, а элементы тренинга призваны помочь найти подходящие приемы или способы профилактики эмоционального напряжения.

СЛАЙД № 2

Введение норм поведения в группе:

1. Активность. Тренинг, это родник, но от вас зависит, будете вы пить или нет.

2. Равенство. В тренинге принято отказываться от статусных различий, погружаться в атмосферу психологического равенства и обращаться друг к другу по именам и на «Ты».

3. Психологическая безопасность. В тренинге вам становится известна некоторая информация об участниках, это правило о том, чтобы такая информация оставалась здесь и нигде не обсуждалась.

СЛАЙД № 3

Хочу прочитать стихотворение, которое отражает эмоционально выгоревшего человека.

Бывает – проснешься, как птица,
крылатой пружиной на взводе,
и хочется жить и трудиться;
но к завтраку это проходит.

Весь день суетой загубя,
Плетусь я к усталому ужину,
И вечером в куче себя,
Уже не ищу я жемчужину…  
                                  И. Губерман

СЛАЙД № 4

Предлагаю выполнить следующее упражнение «Незаконченные предложения про женщину».

Жила-была Женщина

1.По утрам она просыпалась и думала_________________

2. Собираясь на работу, она__________________________

3. На работе она____________________________________

4. Весь рабочий день она мечтала_____________________

5. А когда рабочий день заканчивался, она_____________

6. Придя домой, она________________________________

7. Засыпая, она думала______________________________

8. А на самом деле она мечтала_______________________

Прочтите, пожалуйста, по очереди любое предложение. (Зачитываются ответы). Спасибо. Это была проективная методика, когда человек описывает что-либо на подсознательном уровне, имея в виду свои переживания и мнения. Прочтите еще раз про себя свои ответы. И ответьте себе на вопрос, они Вам нравятся? Если да, то замечательно. Если же что-то  вызывает у Вас недовольство – дома вдумчиво перечитайте, подумайте и перепишите непонравившиеся предложения так, как бы Вам хотелось. Переведите все на позитив.

СЛАЙД № 5

Тест «Субъективная минута».

Проверка уровня тревожности.

По моему сигналу начинайте отсчитывать про себя одну минуту. Я засеку ее по секундомеру. Для чистоты эксперимента не смотрите на часы.

Через определенный промежуток времени я подниму руку – минута прошла.  

Ключ:

До 45 секунд – выраженная тревожность - срочно нужна помощь в преодолении стресса;

45 – 55 секунд – тревога средней выраженности - подумайте, что вас беспокоит;

55 – 64 секунды – легкая тревожность;

65 секунд - норма.

Обсуждение результатов.

СЛАЙД № 6

Сейчас много говорят о компетентности и профессионализме педагога, об имидже и индивидуальном стиле работы, об эмпатии педагога, о том, что он должен быть оптимистом...

Требования к образованию меняются, меняются и сами педагоги. Кто же они – современные педагоги?

В большинстве своем - очень талантливые, трудолюбивые люди, которые могут вынести все преобразования в системе образования: творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

Женщины, с материнским инстинктом, который распределяется на нечеловеческое количество детей. Хронически больные детским садом.

Профессия воспитателя требует ежедневного, ежечасного расходования невероятного количества душевных сил и энергии. А умение владеть собой, держать себя в руках – очень важные показатели деятельности педагога, от которых зависят и его профессиональные успехи, и психологическое здоровье.

СЛАЙД № 7

Сейчас предлагаю выполнить упражнение «Шарик».

Надуйте воздушный шарик и держите так, чтобы он не сдувался.  Представьте себе, что шарик - это ваше тело, а воздух внутри шарика - это ваши эмоции. Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (Он улетит.) Отпустите шарик и проследите за ним. (Участники  отпускают шарик. Он быстро перемещается из стороны в сторону.) Заметили, что шарик был совершенно неуправляемым? Так бывает и с человеком. Он может совершать поступки, не контролируя их.

Сейчас надуйте другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями. (Участники  выполняют задание.) Что в этом случае происходит с шариком? (Он сдувается) А что происходит с эмоциями внутри шарика? Можно ими управлять? (Они выходят из него и ими можно управлять.) Так и человек должен учиться контролировать свои эмоции для того чтобы не навредить окружающим людям и себе, или не лопнуть, как шарик…

СЛАЙД № 8

Педагоги часто находятся в нервно-психическом напряжении, что повышает тревожность, утомляемость, снижает самооценку и приводит к стрессу.

Как вы думаете, какие факторы способствуют возникновению этих явлений?

- предъявление завышенных требований и высокая рабочая нагрузка;

- отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллег и начальства;

- недостаток вознаграждения за работу, как моральное, так и материальное;

- невозможность влиять на принятие важных решений;

- необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным (необходимость быть эмпатичным, вежливым улыбчивым);

- отсутствие каких – либо интересов вне работы;

- переживание несправедливости.

Едва ли ни первой причиной, способствующей выгоранию, как мы считаем служит  перегрузка. Однако нередко  во многих случаях мы сами взваливаем на себя  непосильную ответственность. «Возникает парадоксальная ситуация: чем более истощенными мы себя ощущаем, тем больше дел стремимся  на себя повесить».   Попадая  в ловушку  вины за «нечестное»  отношение к делу,  мы пытаемся компенсировать недостаток энтузиазма  за   счет количества работы,  продолжая увеличивать  нагрузку, пока она не становится невыносимой».  

Так же выгорание связано   и   с  нашим   отношением к делу: риск выгореть существенно выше у тех, кто уверен, что всегда  должен быть  сдержан, не имеет  права  на ошибку  и обязан служить примером для коллег.

Не  менее опасна  ситуация, в которой  мы  постоянно  ощущаем, что  нас недооценивают, что наши усилия не ведут  к достижению осмысленной  цели,  и мы никак  не можем изменить положение дел.

СЛАЙД № 9

В последние годы все чаще говорят о синдроме профессионального выгорания. Начало «выгорания» лежит в сильном и продолжительном стрессе на работе. В случае, если внешние (за пределами работы) и внутренние (на работе) требования к человеку превышают его собственные ресурсы, происходит нарушение равновесия его психофизического состояния. Дисбаланс приводит к полному истощению имеющихся эмоциональных и личностных ресурсов, т.е. «выгоранию» работающего человека.

СЛАЙД № 10

Эти проблемы не новы и были известны людям еще в ІV веке нашей эры.

Римский император Диоклетиан после 20 лет успешного расширения империи, подавления восстаний и окультуривания варваров плюнул на все и уехал в деревню – выращивать капусту, как утверждали злые языки. Последующие 16 с лишним столетий потомки считали древнего римлянина заурядным сумасшедшим, и только недавно психиатры поставили ему точный диагноз – император сгорел на работе.

СЛАЙД № 11

Давайте разберем, что же такое синдром профессионального выгорания?

Наш организм очень мудрый, он быстро реагирует на нарушение баланса, и независимо от нашего желания срабатывает определенный защитный механизм. Один из таких защитных механизмов является синдром эмоционального (профессионального) выгорания.

Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.

СЛАЙД № 12

Наша профессиональная жизнь не существует изолированно от повседневного существования. Хотя понятие «выгорания» связывают преимущественно с работой, невозможно не признать, что все сферы нашей жизни взаимосвязаны и влияют друг на друга. Поэтому время от времени необходимо оценивать свою жизненную ситуацию в целом.

Для этого предлагаю выполнить упражнение «Колесо личного благополучия или Колесо жизни».

Отметьте точкой уровень своего благополучия в данный момент в каждом секторе. 

        http://tver.avizinfo.ru/content/files/russia/201108/f_49319460_1_20111908080007.jpg

Проведите линию, последовательно соединяющую точки друг с другом.

СЛАЙД № 13

Сравните контуры: это колесо? Может оно катиться по жизни?
Какая сфера ЖД наиболее благополучна? Наименее? Что хотелось бы изменить? Дома подумайте и перечислите те шаги, которые вам необходимо сделать, чтобы достичь изменений.

СЛАЙД № 14

Синдром профессионального выгорания  развивается постепенно. Он проходит три стадии: Напряжение, сопротивление, истощение.

СЛАЙД № 15

ПЕРВАЯ СТАДИЯ. Повышение уровня тревожности и снижение самооценки.

На начальном этапе чувства слегка притупляются. Знакомые, жалующиеся на жизнь, не вызывают сочувствия или желания помочь. Работа перестает приносить удовольствие, появляются симптомы депрессии: тоска, ощущение хронической усталости, скука и опустошение. Человека постоянно посещают мысли, что он бесполезен для общества и, возможно, нужно начать делать что-то другое в жизни. Он ругает себя, ищет недостатки, не понимает, как выйти из сложившейся ситуации. Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; все чаще хочется сказать «Не лезьте ко мне, оставьте  в покое!»

Первая стадия может формироваться в течение трех–пяти лет.

СЛАЙД № 16

ВТОРАЯ СТАДИЯ: Сопротивление и одиночество.

Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем приходится общаться по роду деятельности, «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», появление устойчивых соматических симптомов: нет сил, энергии, головные боли по вечерам; увеличение числа простудных заболеваний; повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. 

Возникают недоразумения с детьми, педагог в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них. Неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии детей  - вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем, вспышки раздражения, крик. Подобное поведение педагога – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающий для организма уровень.

Симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Человек может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных. Для заботы о себе ему требуются дополнительные усилия.

Время формирования данной стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет.

СЛАЙД № 17

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ: Эмоциональное истощение.

Притупляется представление о ценностях жизни, человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни. Такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д. Соматические симптомы. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми.

Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет.

Профессиональное «выгорание» это не медицинский диагноз, и не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни и карьеры. Опасность выгорания состоит в том, что это не кратковременный эпизод, а долговременный процесс «сгорания дотла».

СЛАЙД № 18

Практическое задание: Предлагаю вам нарисовать человека под дождем.

Запишите ответы на вопросы, которые я буду задавать, рядом с рисунком. Прочувствуйте, какое настроение у этого человека. Он спокоен или встревожен? Защищен или беспомощен? Что человек будет делать дальше? Был ли он готов к дождю или это для него неожиданность?

Дождь в нашей культуре - неоднозначный символ. С одной стороны люди радовались дождю в засуху. С другой стороны дождь, непогода, воспринимались как кара небес, как наказание. Посмотрите на свои рисунки и расшифруйте их.

1. Дождь на рисунке - ваше отношение к стрессу. Отдельные капли - вы не драматизируете ситуацию. Обильные - проблемы кажутся непреодолимыми.

2. Тучи - символ ожидания опасностей (пессимизм), человек ждет неприятностей.

3. Величина фигуры человека - это ваша самооценка в ситуации стресса.

4. Положение человека спиной вперед (особенно если втянуты плечи или опущена голова) - потребность в сокращении контактов с окружающими, усталость, депрессия.

5. Наличие зонтика - вы способны себя защитить. Если укрытия нет - вам нелегко восстанавливать свою энергию, необходимо больше отдыха.

6. Дополнительная  защита (плащ, калоши) - в сложной ситуации вам важна поддержка окружающих.

7. Дополнительные детали: дома, скамейки, деревья - не хватает внутренней опоры.

8. Ноги - символ опоры (крупные - вера в себя, тонкие - зависимость от других).

9. Пол - ваша модель поведения (мужская - напористость, решительность, способность рисковать; женщина-мягкость, гибкость).

10. Лужи и грязь - это следы стресса. Как долго вы переживаете последствия. Важно не застревать на негативных эмоциях прошлого.

11. Молния - начало нового этапа в жизни.

12. Радуга, солнце - оптимизм, надежда на лучшее.

Это простое упражнение показывает, как человек умеет защищаться от проблем и стрессов.

СЛАЙД № 19

Человек должен уметь либо научиться эффективно «сбрасывать» напряжение и восстанавливать работоспособность, а целенаправленное использование приемов саморегуляции поможет повысить профессиональное мастерство, оптимально построить свое общение со всеми участниками образовательного процесса.

СЛАЙД № 20-25

Авторская разработка

СЛАЙД № 26

Притча о цветке.

«На огромной поляне, в лучшем из миров жил цветок. У него была интересная жизнь с глубокими депрессиями, стрессами, страхами и сильными желаниями. Иными словами – он жил, хотя, если посмотреть с другой стороны – то умирал. Но однажды, во время медитации, он понял, что «смерть», «депрессия», «стресс» - просто состояния, которые возникают в его уме и что, привязываясь к ним, он остается в них, в то время как жизнь продолжает течь дальше.

Он понял, что можно просто проходить через всё это, оставаясь самим собой. Ничего не изменилось – ни внутри, ни снаружи, но пространство засияло, и он стал счастлив, и его счастье уже не зависело от внешних условий».

Желаю, чтобы вы все были счастливы. Но это зависит уже только от вас. Давайте вместе «подумаем об этом...»

Мультимедийная презентация «Подумай об этом...»  

Это не закат, это рассвет!

Так много еще впереди.

Есть опыт, знания, а душевные силы мы найдем,

ведь у педагога они неисчерпаемы

Приложение 4

Анкета «Обратная связь»

Считаете ли Вы тему тренинга актуальной?

Да                     Нет                            Другое мнение

Что вам понравилось, было интересно?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что вам не понравилось, не вызвало интереса?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ваши пожелания

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметьте состояние, которое Вы испытывали во время встречи

Интерес

Удовольствие

Раздражение

Скука

Беспокой-ство

Эмоцио-нальный подъем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психологических тренингов по профилактике эмоционального выгорания современных педагогов посредством интерактивных технологий «В гармонии с собой»

В течении последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья воспитателя в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание. Под «...

Семинар, с элементами тренинга на тему "Эмоциональное выгорание воспитателей"

Представлена презентация опыта работы с воспитателями ДОУ. Приведены методические рекомендации - как избежать эмоционального выгорания....

Тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов...

Тренинг профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДОО

Тренинг профилактики  синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДООЦель: Профилактика  и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде. Ознакомление педагогов с ...

Тренинг "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности"

Данный тренинг направлен на формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного самовосприятия. Все развиваемые в данных тренинга...

Тренинг: «Профилактика синдрома эмоционального выгорания».

Цель: познакомить с понятием «профессиональное выгорание», его причинами, стадиями, способами профилактики....

тренинг для профилактики эмоционального выгорания педагогов ДОУ

Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление с приемами саморегуляции...