Занятие – тренинг для родителей «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»
план-конспект занятия по психологии

Машкова Татьяна Александровна

Данный тренинг разработан, чтобы раскрепостить родителей, для того чтобы показать как важно поднимать натроение других людей, как важно иметь эоциональное боагополучие...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тренинговые упражнения24.64 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие – тренинг для родителей

«Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»

Вступительное слово психолога (презентация)

  1. Уважаемые участники сегодняшнего тренинга! Сегодня мы поговорим с Вами об эмоциональном развитии детей дошкольного возраста и его важности, как неотъемлемой части становления гармонично развитой личности.
  2. В нашей жизни эмоции занимают очень важное место. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личностную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний.
  3. Эмоции, чувства служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и окружающему миру. Вся жизнь человека построена на чувствах, ощущениях, эмоциях.
  4. Познавая действительность, человек так или иначе относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности. Эмоции неотделимы от личности, потому что они более всего характеризуют ее суть, характер, индивидуальность.
  5. Эмоции имеют большое значение для человека, потому что они порождают различные реакции психики на объект или ситуацию. Совершенствование высших эмоций означает личностное развитие ее владельца.
  6. В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, мы, взрослые зачастую забываем о важности его эмоционально – личностного развития.
  7. Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста из года в год становится все актуальней и значимей. У детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать свое эмоциональное состояние социально приемлемым способом.

Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость.

  1. Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников — создание условий для ознакомления детей с миром эмоций и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния, а также профилактика эмоциональных нарушений.

Организуя свою работу, я ставлю перед собой следующие задачи:

  • научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
  • обеспечить эмоциональное благополучие всех участников воспитательно-образовательного процесса;
  • содействовать повышению психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей.

Педагог – психолог: Уважаемые участники, подумайте, что вы желаете унести в багаже своих знаний с нашего семинара. Возьмите стикеры и напишите на них свои желания, а затем прикрепите к доске перед Вами.

Упражнение «Исполнение желаний»

Цель: определить ожидания и надежды участников от работы на семинарском занятии.

 Возможны следующие варианты ожиданий:

- Получить новую и полезную информацию по проблеме;

- Обменяться опытом работы;

- Находиться в дружеской атмосфере и т.д.

Педагог – психолог: Хорошо. Все загадали свое желание, а теперь выполним упражнение на развитие взаимопонимания.

Упражнение «Непослушная тарелка»

Цель: развивать взаимопонимание в группе, понять и обсудить закономерности возникновения взаимопомощи.

Задача: группа участников, молча с закрытыми глазами, передает по кругу тарелку с пшеном.

В результате при передаче развиваются способы коммуникации, поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждения о передаче прикосновением.

Педагог – психолог: Эмоциональное развитие в раннем детстве.

Эмоции продолжают играть значительную роль в обеспечении психического благополучия ребенка раннего возраста. Ребенок еще не умеет управлять своими эмоциями, сдерживать нежелательные их проявления. Поэтому вся активность ребенка отчетливо эмоциональная, окрашенная положительными или отрицательными переживаниями. Взрослый направляет эмоциональную жизнь малыша. Когда малыш расстроен, взрослый подбадривает, переключает на другую деятельность; усталость, раздражительность, слишком бурные проявления эмоций свидетельствуют о перевозбуждении нервной системы, на первый план выступает потребность в отдыхе, тогда взрослый успокаивает малыша, создает условия для сна.

Эмоции начинают играть функцию предвидения. Ребенок с радостью ожидает приятного события, однако такое ожидание часто вызывает истощение ребенка, которое проявляется гиперактивностью движений, их недостаточной скоординированностью, плаксивостью. Поэтому взрослому стоит вести себя спокойно, настойчиво требовать соблюдения ребенком режима дня, привычного распорядка.

Овладения предметно-манипулятивными играми делают этот вид деятельности источником разнообразных переживаний ребенка. Он радуется, когда выполнение действий удается, в игре используются разнообразные, интересные для ребенка предметы; расстраивается, если предметное действие неудачное (чашка упала под стол, пластмассовый кувшин треснул, картонный кубик смялся). Возникают предпочтения среди игрушек, из них есть такие, которыми ребенок особенно часто и подолгу играет. Возникновение у ребенка мотивирующих представлений приводит к тому, что отсутствие любимой игрушки вызывает у него плач. Подобные реакции наблюдаются, если игрушку ребенок где-то забыл, потерял и тому подобное.

Негативные эмоции ребенка часто связаны с проявлениями кризиса 3-х лет, неправильно построенным общением со взрослым. Так, ребенок избегает контактов со взрослым, замыкается, если ему не предоставляется пространства для проявления инициативы в игре, в предметных действиях, ему запрещается самостоятельно выполнить тот или иной бытовой процесс.

(Слайды игр из презентации включать.)

Эмоциональное развитие ребенка

в старшем дошкольном возрасте

Интенсивное развитие личности дошкольника определяет глубокие изменения в его эмоциональной сфере. Если в раннем возрасте эмоции обуславливались непосредственно окружающими влияниями, то у дошкольника они начинают проявляться в его отношении к тем или иным явлениям. Вследствие появляется опосредованность эмоций, они становятся более обобщенными, осознанными, управляемыми. Ребенок проявляет способность сдерживать нежелательные эмоции, направлять их в соответствии с требованиями взрослых и до усвоенных норм поведения. Ребенок ориентируется на «хорошо» и «плохо», «можно» и «нельзя», все чаще «хочу» уступает место «надо». Старший дошкольник при сдерживании эмоций использует сложившиеся у него представления о должном поведении, особенно, когда он связан с игровой ролью. Зарождение личности дошкольника происходит на основе способности подчинять общественно важные мотивы (надо) своим импульсивным желанием (хочу). Важным новым фактом эмоциональной сферы дошкольника становятся переживания по поводу возможной реакции взрослых на его действия и поступки: «что скажет мама?», «отец будет ругать». Представление ребенка о хорошем и плохом в собственном поведении служит источником этических чувств, ассоциируясь с добром и злом. В своих рисунках ребенок передает отношение к положительным героям, подробно прорисовывая их изображения, пользуясь разнообразным набором цветов. Злых героев малыш изображает ограниченной цветовой гаммой, в виде аморфных образов - это может быть просто черное пятно или что-то похожее на запутанный клубок темных нитей.

(Высказывания родителей по прослушанному материалу.)

Педагог – психолог: Отлично, Вы каждый для себя сделали выводы по эмоциональному развитию Ваших детей, а теперь давайте поиграем.

Упражнение «Чудесный мешочек»

Инструкция: Предлагаю вам вытащить по одной бумажке из волшебного мешочка, которая поднимет Ваше настроение…

- Тебе сегодня особенно повезет!

- Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!

- Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!

- Люби себя такой, какая ты есть, - неповторимой!

- Сделай себе подарок, ты на него заслуживаешь!

- Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!

- Сегодня твой день, успехов тебе!

- Все твои желания и мечты реализуются поверь в это! и т.д.

Педагог – психолог: Я думаю каждому приятно услышать приободряющие слова в свой адрес, тоже самое происходит и с детьми. Чаще им говорите, что – то приятное и Вы увидите перемены в поведении детей. Ребята будут более оптимистичны, нежели унылы и пессимистичны.

Сейчас мы выполним еще упражнение, которое поможет раскрепостить Вас и Ваших деток, а также сплотить.

Упражнение  «Я похож на…»

Цель: раскрепощение, сплочение, неформальное общение.

Материалы и оборудование: картинки различной эмоциональной нагрузки.

Психолог: Выберите одну картинку, назовите, что это и чем вы на этот предмет похожи. (Родители вытягивают картинку и объясняют, чем они похожи на изображенное).

Педагог – психолог: Итак, воспитание эмоционально зрелой личности, ее переживаний и чувств, начиная с первых лет жизни, остается важной педагогической задачей, поскольку эмоциональное отношение к окружающему миру приводит к цели, на достижение которой будут использованы полученные ребенком знания и умения. Способность к эмоциональным переживаниям проявляется сразу после появления ребенка на свет, а период дошкольного детства считают «золотым веком» эмоциональной жизни. В течение первых шести лет закладывается основа развития эмоционально-чувственной сферы человека, что является залогом его нормального психического развития, гарантии взросления гармоничной личности.

А теперь давайте попробуем проявить свои эмоции, отобразить их на лице, в мимике, в движениях.

Упражнение «Тренируем эмоции»

Предлагаю:

  • нахмуриться, как: осенняя туча, разъярённый человек, злая волшебница.
  • улыбнуться, как: кот на солнышке, само солнце, Буратино, хитрая лиса, радостный ребенок, как будто вы увидели чудо.
  • разозлиться, как: ребенок, у которого забрали мороженое, два барана на мосту, человек, которого ударили.
  • испугаться, как: ребенок, который потерялся в лесу, заяц, увидел волка, котенок, на которого лает собака.
  • выразить усталость, как: папа после работы, человек, поднявший что-то тяжелое, муравей, что волочет большую муху.
  • изобразить: туриста, который снял тяжелый рюкзак, ребенка, что хорошо потрудился, помогая маме, уставшего воина после победы.

Педагог – психолог: Вот и мы с Вами поучились выражать некоторые эмоции. Я думаю это было интересно и познавательно.

Все мы родом из детства. И всегда с любовью и нежностью вспоминаем сказки, которые слышали дома, в детском саду, в школе. Ведь сказка - это основа развития эмоциональности. Сказка дарит радость и взрослым, и детям. Поэтому сейчас мы выполним упражнение «Сказочный вернисаж». Итак, начинаем.

Упражнение «Сказочный вернисаж»

Цель: активизировать образную память и творческое воображение, развивать скорость и гибкость мысли, умение рассуждать нестереотипно.

В какой известной сказке серая неприветливая личность осуществляет коварный план убийства двух человек, и только благодаря своевременному вмешательству общественности все заканчивается хорошо?

(Красная шапочка.)

Назовите сказку, в которой различные по своему социальному статусу герои занимали поочередно помещение, созданное в необычном архитектурном стиле. И все было бы хорошо, если бы в дом не вернулся его прежний владелец со своим охранником. Вот героям сказки и пришлось оставить незаконно занятую территорию.

(Теремок)

Назовите сказку, в которой говорится о спортсмене, который отправляется на соревнования по бегу с препятствиями. Хитрость и выдержка помогли ему очень близко подойти к финишу, однако финал - трагический. Проявив слишком большую самоуверенность, он погибает. (Колобок.)

Назовите сказку, в которой главная героиня могла перевоплощаться в разные образы для своего жениха. Однако однажды его безрассудство и импульсивность в поведении привели к долговременной разлуке влюбленных. И, преодолевая различные препятствия, они все же объединяют свои судьбы.

 (Царевна-лягушка.)

В этой сказке главная героиня постоянно и нагло ругала тех, кто ей делал добро. А когда она, чтобы избежать наказания, незаконно завладела чужим жилищем, то различные влиятельные лица пытались провести с ней работу по преодолению ее асоциального поведения. Удалось это лишь наименьшему из всех участников эксперимента.

(Коза-дереза.)

Педагог – психолог: Сейчас мы с Вами погрузимся совсем в детство и нарисуем цветы нетрадиционным способом. Возьмите пакет и надуйте его. А теперь берем кисть и выбираем цвет краски, каким у вас будут цветы. Раскрашиваем уголок пакета и печатаем этим углом  раскрашенного пакета на альбомный лист. Вы видите какие неровные контуры получаются на ваших рисунках – это лепестки наших роз. Теперь берем тубу от туалетной бумаги и наносим зеленую краску на ребро тубы. Теперь отпечатываем – получаются контуры листочков. У розы не один листик, поэтому можно сделать несколько отпечатков, как и с самим цветком. У Вас отлично получается. Поверьте, и маленькие дети также испытывают восторг от полученного результата. Теперь кистью подрисовываем стебли наших роз и прожилки на листиках.

Рефлексия «Все в твоих руках»

Педагог – психолог: Мы подошли к итогу нашего тренинга.

На листе бумаги каждый обводит свою левую руку. Каждый палец - это определенная позиция, по поводу которой необходимо высказать свое мнение.

Большой – для меня было важным и интересным ...

Указательный – на этот вопрос я получил конкретную рекомендацию ...

Средний – мне было трудно (мне не понравилось) ...

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы ...

Мизинец – для меня было недостаточно ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Влияние музыки на психо-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"

«Влияние музыки на психо-эмоциональное  развитие детей дошкольного возраста»...

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Эмоционально-личностные и поведенческие нарушения.

Человек - существо эмоциональное, и все, с чем он сталкивается в повседневной жизни, вызывает у него ту или иную реакцию, то и или иное отношение, те или иные чувства. Парадокс состоит в том, что одна...

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях

Это выпускная работа на курсах переподготовки "Дошкольная педагогика и психология"...

Цикл психологических занятий для родителей «Психолого-педагогическое сопровождение формирования педагогической культуры родителей как условие эмоционального развития детей дошкольного возраста»

Психологические игры по формированию коммуникативной компетентности; психогигиенические игры по преодолению семейных конфликтов; аутотренинги по овладению навыками быстрого устранения агрессивного пов...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В дошкольном возрастечувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им окраску и вырази­тельность. На этом возрастном этапе реакции ребенка доста­точно импульсивны, выражение...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им окраску и выразительность. На этом возрастном этапе реакции ребенка достаточно импульсивны, выражение эмо...

Консультация для родителей "Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"...