Формирование самооценки у дошкольников
консультация по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Анастасия Павловна Емельяненко
Определение самооценки. Условия, при которых формируется адекватная, завышенная и заниженная самооценки. Рекомендации по формировании адекватной самооценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_samootsenki.docx95.53 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование самооценки у дошкольников.

D:\Desktop\5a4ffa3e5b8606f618c2a22caf4374ed.jpg

Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. В развитии личности ребенка самооценка играет большую роль. В дальнейшей жизни от этого будет зависеть успешность человека.
Самооценка может быть адекватной, то есть соответствовать имеющимся у человека качествам и возможностям и неадекватной - завышенной или заниженной.
Неадекватность самооценки- это один из самых неблагоприятных факторов психологического и нравственного развития личности.

Адекватный образ «я» формируется у ребенка при гармоничном сочетании знаний, почерпнутых им из собственного опыта (что я могу сделать, как я поступил) и из общения со значимыми взрослыми - родителями и сверстниками. Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрения -они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. В связи с самооценкой возникают такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость, тщеславие, честолюбие; себя можно уважать, презирать, ненавидеть, гордиться собой.

Развитие самооценки детей во многом зависит от особенностей воспитания в семье.
Адекватная самооценка формируется , если:
- родители уделяют ребёнку достаточно много времени;
- оценивают его успехи положительно, но не выше пос равнению с его сверстниками - то есть адекватно;
- часто поощряют словесно и эмоционально, а не подарками;
- наказывают (в виде отказа от общения);
- прогнозируют хорошие успехи в школе.

Изначально самооценка появляется как понимание - «Я - хороший». Пяти - шестилетний ребенок, оценивая свои умения, преувеличивает свои достижения - это является возрастной нормой. К семи годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.

Завышенная самооценка формируется, если:
- родители уделяют ребёнку очень много времени;
- завышают успехи ребенка, оценивают неадекватно успехам;
- очень часто поощряют, в том числе материальными подарками;
- редко наказывают;
- ожидают от ребенка отличных успехов в школе.

Опасность завышенной самооценки заключается в том, что ребёнок не осознает своих неудач и не видит их причин, не анализирует своих поступков и часто в неудачах винит других - друзей, родителей, воспитателей. Такие дети склонны к демонстративному поведению и часто являются нарушителями дисциплины.

Заниженная самооценка формируется, если:
- родители уделяют очень мало времени ребенку;
- оценивают успехи ребенка низко, говорят ему об этом: "Ты - неумеха", "Опять не справился с заданием".
- Родители не умеют эмоционально поддержать ребенка в сложной ситуации неуспеха.
- Часто наказывают, упрекают.
- не ожидаю от ребенка успехов в школе.

Заниженная самооценка становится фактором, тормозящим развитие личности ребенка. Такие дети становятся тревожными, неуверенными, нерешительными, плаксивыми, молчаливыми и обидчивыми. Их очень трудно включить в какую - либо деятельность, так как они не верят в свой успех и заранее отказываются от участия. Крайним проявлением заниженной самооценки является конфликтность и агрессивность.

Рекомендации по формированию адекватной самооценки у детей.

- У ребенка должны быть домашние дела, выполнение которых дает ребенку удовлетворение от сделанного.
- Похвала, также как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.
- Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его.
- Не забывайте поощрять и других детей в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого.
- Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.
- Не сравнивайте ребенка с другими детьми, с собой. Сравнивать его можно только с ним же самим, какой он был раньше. Например: "Смотри, как хорошо ты стал рисовать по точкам. Еще пару месяцев назад ты этого не умел. А теперь научился, молодец!"
- Оценивая поведение ребёнка, помните, что вы оцениваете не самого ребёнка, а его поступок.

Если ребенок совершил ошибку, не бойтесь в тактичной форме указать на неё. Обсуждайте с ребёнком причины неудач, поддерживайте и настраивайте его на успех в будущем. Например: "Я знаю, ты очень старался. У тебя получился хороший зайчик. Не расстраивайся, что ушко не получилось, мы его исправим, подклеим и т.д. Если мы немного потренируемся вырезать ножницами, у тебя будет получаться лучше."

Уважение к ребенку и бережное отношение к его личности обеспечивает формирование у дошкольника адекватной самооценки, умения анализировать и контролировать свои действия и поступки.
Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения и для подражания положительным образцам поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа "Формирование позитивной самооценки у дошкольников"СОГЛАСИЕ"

Заниженная самооценка может привести к нарушению поведения ребенка. Проявления негативной самооценки могут быть самые разные: от снижения работоспособности, до проявления агрессии.Негативная самооценк...

Изучение возможностей формирования адекватной самооценки у дошкольников.

Данный опыт работы был создан  в период учебы в ВУЗе и является моей Выпускной квалификационной работой. Примечателен тем, что в Приложении представлены конспекты групповых занятий, которые спосо...

Особенности формирования самооценки у дошкольников

Презентация и выступление на родительском собрании,в помощь педагогам...

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКОВ

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Формирование самооценки дошкольника через влияние родителей.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, чт...

Формирование самооценки дошкольника через влияние родителей.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, чт...

"Формирование самооценки у дошкольников"

    Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции,определяет направление и уровень активности человека, его отношение кмиру, к людям, к самому себе....