Тест на определение уровня тревожности детей (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)
тест по психологии

Уланова Наталья Валерьевна

Тест на определение уровня тревожности детей  (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл test_na_opredelenie_urovnya_trevozhnosti_detey.docx604.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)


Цель: Определить уровень тревожности ребенка младшего школьного возраста.

Экспериментальный материал: 14 рисунков (8,5x11 см) выполнен в двух вариантах: для девочки (Приложение 1) и для мальчика (Приложение 2). Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом - печальное. 

Проведение исследования: Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, исследователь дает инструкцию. 

Инструкция.

  1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами»
  2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом»
  3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
  4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое? Он (она) одевается»
  5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми»
  6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать»
  7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной»
  8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
  9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого бенка: веселое или печальное?»
  10. Агрессивное нападение «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
  11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки»
  12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
  13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой»
  14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

Во избежание навявывания выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются. 

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее). 

Образец протокола

Имя: Ф.И. ребенка______________________, Возраст: _________, Дата:______________ 

Рисунок

Высказывание

Выбор

Веселое лицо

Печальное лицо

1. Игра с младшими детьми

Ему надоело играть

2. Ребенок и мать с младенцем

Гуляет с мамой, люблю гулять с мамой

3. Объект агрессии

Хочется ударить его стулом.
У него грустное лицо

4. Одевание

Он пойдет гулять. Надо одеваться

5. Игра со старшими детьми

Потому что у него дети

6. Укладывание спать в одиночестве

Я всегда беру спать игрушку

7. Умывание

Потому что он умывается

8. Выговор

Мама хочет уйти от него

9. Игнорирование

Потому что тут малыш

10. Агрессивность

Потому что кто-то отбирает игрушку

11. Собирание игрушек

Мама заставляет его, а он не хочет

12. Изоляция

Они не хотят играть с ним

13. Ребенок с родителями

Мама и папа гуляют с ним

14. Еда в одиночестве

Пьет молоко, и я люблю нить молоко



Анализ результатов:
 Протоколы каждого ребенка подвергаются количественному и качественному анализу. 

Количественный анализ
На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14): 

ИТ =

 Число эмоциональных негативных выборов 

х100%

14


В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы: 

а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%); 
б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%). 

Качественный анализ 
Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 («Одевание»), 6 («Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать высоким ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 («Ребенок и мать с младенцем»), 7 («Умывание»), 9 («Игнорирование») и 11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ. 

Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок - взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»). 

Приложение 1

Стимульный материал к тесту тревожности

(Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)

(Картинки к тесту для девочек)


http://www.eti-deti.ru/img/test_amen-010.gif


http://www.eti-deti.ru/img/test_amen-020.gif


http://www.eti-deti.ru/img/test_amen-030.gif

http://www.eti-deti.ru/img/test_amen-040.gif


http://www.eti-deti.ru/img/test_amen-050.gif


http://www.eti-deti.ru/img/test_amen-060.gif

http://www.eti-deti.ru/img/test_amen-070.gif

http://www.eti-deti.ru/img/test_amen-080.gif



http://www.eti-deti.ru/img/test_amen-090.gif


http://www.eti-deti.ru/img/test_amen-100.gif



http://www.eti-deti.ru/img/test_amen-110.gif


http://www.eti-deti.ru/img/test_amen-120.gif


http://www.eti-deti.ru/img/test_amen-130.gif


http://www.eti-deti.ru/img/test_amen-140.gif

Приложение 2

Стимульный материал к тесту тревожности

(Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)

(Картинки к тесту для мальчиков)

http://www.eti-deti.ru/img/test_amen-150.gif


http://www.eti-deti.ru/img/test_amen-160.gif

http://www.eti-deti.ru/img/test_amen-170.gif


http://www.eti-deti.ru/img/test_amen-180.gif


http://www.eti-deti.ru/img/test_amen-190.gif


http://www.eti-deti.ru/img/test_amen-200.gif


http://www.eti-deti.ru/img/test_amen-210.gif


http://www.eti-deti.ru/img/test_amen-220.gif


http://www.eti-deti.ru/img/test_amen-230.gif


http://www.eti-deti.ru/img/test_amen-240.gif


http://www.eti-deti.ru/img/test_amen-250.gif

http://www.eti-deti.ru/img/test_amen-260.gif

http://www.eti-deti.ru/img/test_amen-270.gif


http://www.eti-deti.ru/img/test_amen-280.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)

Детский тест тревожности предназначен для диагностики эмоциональных реакций ребенка на некоторые привычные для него жизненные ситуации. Методика подготовлена к публикации В.М.Астаповым и включае...

Презентация Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)

Методика представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. Проективный тест  исследует характерную для ребенка тревожность в типич...

Тест на определение уровня тревожности детей https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSed5givAe8Bh-h-RWRv_dSyCnXPEbrnEZTvECxOAKgaGd1gWA/viewform?usp=sf_link

Обработка результатов 28-42 балла – невроз, высокая степень психоэмоционального напряжения. 20-27 баллов – невроз был или будет в ближайшее время. 14-19баллов – нервное расстройство, средняя сте...

ТЕСТЫ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ

Самооценка – представление человека о важности своей личности, деятельности  среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков. От этого кри...

Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)

Цель методики: Определить уровень тревожности ребенка. Методика предназначена для детей 4-7 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциальной приспособленности ребенка к социальным ситуац...

Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)

Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)Цель методики: Определить уровень тревожности ребенка. Методика предназначена для детей 4-7 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне...

Основные методики определения уровня тревожности

Методики, которые вам помогу быстро и эффективно определить уровень тревоги у ребенка !!!!...