"Изотерапия как средство психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста"
статья по психологии

Мырза Марина Георгиевна

  В данной разработке  раскрывается понятие «изотерапия» - как терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Изотерапия является универсальной технологией, её можно использовать как для отдельной работы с проблемными детьми, так и для совместного детского и детско-родительского творчества. Изотерапия, с одной стороны, метод художественной рефлексии, позволяет: обогатить и развить внутренний мир ребенка, с другой стороны, технология, позволяющая раскрыть художественные способности ребенка, развивает мелкую моторику, с третьей стороны - это метод психокорекции, с помощью которого можно корректировать эмоциональное состояние ребёнка и помогать решать его внутренние психические проблемы. Данный материал предназначен для педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, воспитателей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изотерапия как средство психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст - важнейший период жизни человека, когда формируются основные личностные характеристики, мировоззрение, отношение к себе и окружающим.

В структуре личности каждого ребёнка эмоциональная сфера занимает значительное место. Все эмоциональные проявления характеризуются направленностью, положительной или отрицательной.. Это связано с патологически протекающими возрастными кризисами.

Одним из наиболее распространенных видов арттерапии является изотерапия (рисуноклепка), т. е. лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности, которое как самостоятельное направление в лечебно-реабилитационной, социально-психотерапевтической работе начало формироваться с середины XX в.

Пионерами в использовании изотерапии стали известные ученые, психологи, психотерапевты, арттерапевты Европы и США (М. Наум- бурх, 3. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Хилл, К. Роджерс, М. Милнер, М. Клейн, Е. Крамер и др.).

В отечественной науке  представляют интерес работы П. И. Карпова, посвященные изотерапии. Уже тогда П. И. Карпов пытался использовать рисование как средство лечения психических заболеваний. Естественно, что в первую очередь врачей интересовали возможности рисунка как некоторого диагностического средства.

В психокоррекционной практике изотерапия психологами рассматривается как совокупность психологических методов воздействия, осуществляемых в контексте изобразительной деятельности, используемой с целью коррекции лиц с различными эмоциональными и психическими расстройствами.

В современной зарубежной и отечественной изотерапии (В. Е. Фолке, Т. В. Келлер; Р. Б. Хайкин), М. Е. Бурно, А. И. Копытин) выделяют направления этого метода:

1) использование уже существующих произведений изобразительного искусства путем их анализа и интерпретации пациентами;

   2) побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности.

Цель изотерапии- повышать эмоционально-положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития ребенка.

Методы изотерапии включают пассивную форму - использование готовых произведений искусства, так и активную форму – создание собственных творений.

Изотерапия как метод психологической коррекции предоставляет малышу возможность пережить, осознать конфликтную ситуацию, а также проиграть какую-либо проблему максимально удобным для детской психики способом.

Изотерапия используется как в индивидуальной, так и в  групповой форме. Изотерапия с её принципами  формами работы вполне соответствует концепции сопровождения, а потому она легко «вписывается» в систему работы с детьми из неблагополучных семей. Если рассматривать изотерапию как заботу об эмоциональном сочувствии и психологическом здоровье личности, то в период дошкольного детства она наиболее уместна. Забота о ребёнке, поддержка позитивного эмоционального фона ребёнка выходит на первый план.

Изотерапия создает положительный эмоциональный настрой у детей, облегчает процесс коммуникации со сверстниками, укрепляет культурную идентичность ребенка, развивает чувство внутреннего контроля, способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта и социализации ребенка.

У дошкольников изотерапия разгружает нервную систему, стимулирует развитие моторики, успокаивает психику. Этот метод является одним из лучших способов, чтобы узнать, о чем думает малыш, чего он стесняется, что ему снится.

Основные этапы изотерапии:

1. Предварительный ориентировочный этап. Исследование ребенком обстановки, изобразительных материалов, изучение ограничений в их использовании. Свободная активность перед собственно творческим процессом – непосредственное переживание.

2. Процесс творческой работы – создание феномена, визуальное представление. Выбор темы рисования, создание коллажа или скульптуры, эмоциональное включение в процесс творчества.

3. Дистанцирование, процесс рассматривания, направленный на достижение видения предметов и их характеристик. Поиск адекватной формы выражения.

4. Вербализация чувств и мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы. Развитие формы в направлении все более полного, глубокого самовыражения, ее конкретизация.

Творческая деятельность является неотъемлемой частью жизни ребенка, естественным выражением переживаний и эмоций. Используя изобразительное искусство для раскрытия внутренних ресурсов, ребенок развивает и формирует свою личность. В творчестве ребенка отображается то, что его волнует, что для него важно. Достоинством изотерапии является «язык» визуальной и пластической экспрессии.

Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. По мнению Т.Ю.Киселевой , рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария, и абстрактнологическое, за которое ответственно левое полушарие.

Психокоррекционные занятия со старшими дошкольниками с использованием изотерапии служат инструментом для изучения чувств, идей и событий, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности  себе.

Первое отличие связано с целями и задачами рисуночной терапии: изотерапия — это самовыражение в рисунке и моделирование конфликтной ситуации, а на уроках рисования формируется овладение средствами и техниками изображения.

Второе отличие касается продуктов изобразительной деятельности: в терапии изобразительной деятельностью качество рисунка не выступает важным критерием его оценки (рисунок обладает собственной ценностью, связанной с последовательностью этапов разрешения личностных проблем ребенка). На учебных занятиях основными показателями при анализе рисунка являются мера и качество овладения ребенком системой изобразительных средств.

Третье отличие состоит в различии функций взрослого в учебном (дидактическом) и терапевтическом рисовании. На учебных занятиях эти функции сводятся к передаче ребенку новых способов и средств изображения и организации процесса их усвоения. В изотерапии психолог помогает детям осознать и разрешить проблемную ситуацию].

Выделяются четыре основных этапа рисуночной терапии:

1) ориентировочный этап, направленный на адаптацию ребенка к условиям занятия, знакомство с материалами, возможностями и правилами их использования;

2) выбор темы рисования и эмоциональное включение ребенка в процесс;

3) поиск адекватной формы выражения, связанный с экспериментированием и поиском формы;

4) развитие формы в направлении более полного и глубокого самовыражения, конкретизации проблемы, путей ее преодоления, переход к решению конфликтной ситуации в символической форме

Существует ряд серьезных моментов, касающихся выбора материалов в соответствии с целями занятий:

1.   выбор материалов влияет на то, как проходит занятие. Некоторые материалы, такие как карандаши, мелки и фломастеры, позволяют «усилить» контроль, в то время как другие – пастель, краска и глина – способствуют более свободному выражению;

2.   если ребенок не уверен в себе или просто устал, он будет чувствовать себя увереннее и спокойнее при работе с материалами, которые легче контролировать;

3.    при индивидуальной работе с детьми или группами, чье поведение трудно контролировать, стоит начать с «контролируемых» материалов;

4.   многие чувствуют себя неуверенно в отношении своих художественных способностей. Вырезание картинок из журнала для создания коллажа «уравнивает» участников и позволяет даже очень неуверенным детям присоединиться к работе;

5.    как только все дети с удовольствием начнут участвовать в упражнении, такие материалы как краска или глина могут дать возможность более глубокого самовыражения, особенно при изучении чувств или реакции.

Наиболее распространенными приемами изотерапии являются:
марания, штриховка, каракули, рисунок на стекле, рисование пальцами, рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами).

Обстановка помогает детям приобретать новый опыт свободной активности. Различная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

 При рисовании происходит:

-   расставание с негативными эмоциями и прорисовывание тяжелого дня или события;

-    пережидание и усмирение ярости, гнева, злости, тогда можно избежать наказания, обидных слов и действий. Лучше – отдать все на откуп бумаге, линиям, краскам, фигурам и объектам;

-     совместная деятельность и уникальная возможность в процессе, наводящими вопросами о рисунке узнавать, что тревожит ребенка, а главное – как вы можете ему помочь;

-     наблюдение со стороны и раннее упреждение проблемы, вплоть до обращения к специалисту. Присмотритесь: не сменились ли резко цвета, размеры, плавность линий, неполнота картины. Внезапные изменения на протяжении длительного времени – уже повод для деликатного разговора [6].

Таким образом, психокоррекционные занятия с применением изотерапии способствуют изучению чувств, идей и событий, развитию межличностных навыков и отношений, укреплению самооценки и уверенности в себе.

Изотерапия дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами – эмоциональная депривация ребенка, трудности его эмоционального развития и ситуативного эмоционального состояния, повышенная тревожность, страхи, фобические реакции. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами

.

ЛИТЕРАТУРА

1.Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребёнка. / Российское педагогическое агентство Москва, 1997.

2. Кузьмина Е.Р. Нарисуй мне о себе: практическая психология для взрослых и детей. М.: Когелет, - 2001. -48 с.

3. Лаптева Ю. А., Морозова И. С. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 3. С. 51–55. DOI: 10.21603/2078-8975-2016-3-51-55

4. Козлова Н.И. «Изотерапия в коррекции и развитии психо-эмоциональной сферы дошкольников» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/isledovatelskaja-rabota-izoterapija-v-korekci-i-razviti-psiho-yemocionalnoi-sfery-doshkolnikov.html

5. Куликова Н.П. Влияние изотерапии на коррекцию эмоциональной сферы учащихся [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/600648 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие произвольной моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста".

Вам представлены задания наразвитие графических навыков. Эти упражнения помогут развить у ребят мелкую моторику, произвольное внимание, зрительное восприятие, научат детей ориентироваться налист...

Педагогический опыт.Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста (ОНР) средствами песочной терапии»

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речевое развитие в ДОУ включает в себя владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного ...

Лэпбук как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста

Лэпбук (в переводе с английского "книга на коленях") представляет собой одну из разновидностей метода проекта и является новейшим способом организации учебной деятельности с дошкольниками и ...

Игры с кинетическим песком как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается нетрадиционный метод воздействия песочной терапии в работе логопеда как перспективное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих нарушения в речи. Использовани...

Игры с кинетическим песком как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста

Нетрадиционные методы воздействия в работе педагога становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющих нарушения в речи. Игра с песком - эт...

Игры с кинетическим песком как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста

Использование кинетического песка в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста....