Родительский всеобуч "Учим детей общаться со сверстниками и взрослыми"
материал

Кузьмичева Светлана Владимировна

Когда ребенок умеет дружить, он легко адаптируется в любом коллективе, ему комфортно с людьми в обществе. Это помогает хорощо учиться и развивать свои таланты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Родительский всеобуч

Тема: «Учите детей общаться со сверстниками и взрослыми»

Цель: привлечь внимание родителей к проблеме общения детей.

Задачи:

  1. Показать родителем роль полноценного общения детей в развитии личности.
  2. Познакомить родителей с методами и приемами развития коммуникативных способностей детей.
  3. Выявить уровень развития коммуникативных способностей детей.
  4. Дать рекомендации родителям по развитию коммуникативных способностей у детей.

Участники собрания: психолог  родители.

  Ход собрания.

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово психолога.

- Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами! Сегодня мне хочется с вами поговорить о том, как мы общаемся друг с другом.                             Родители это – самые близкие люди для ребѐнка. И хотят видеть своего ребѐнка всегда улыбающимся,  счастливым. Итак, тема нашего разговора – общение.

Общение - это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М.И.Лисина). 

Умение общаться – это залог положительного эмоционального состояния человека. Неумение строить отношения ограничивает круг друзей, вызывает ощущение отверженности, может провоцировать личностные и поведенческие нарушения.  

Задача взрослых – помочь ребенку во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.

Способность к общению включает в себя:

  1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).
  2. Умение организовать общение («Я умею!»).
  3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

Всему этому дети учатся в семье, в детском саду, в общении со взрослыми.                   Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в дальнейшей жизни.

Значение взаимоотношений с окружающими велико, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот факт не стал тормозом на пути развития личности.

Как это сделать? Постараемся сейчас обсудить на нашем  родительском всеобуче.

III. Сообщение психолога

Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки! Вы – первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.

Человек учится общению с раннего возраста и овладевает различными его видами в зависимости от окружающей среды, от людей, с которыми взаимодействует. Это происходит стихийно, в процессе накопления им житейского опыта.

Чтобы грамотно выстроить взаимодействие с ребенком, понять и принять его суждения, нужно хорошо знать не только его индивидуальные особенности, но и общие закономерности развития общения в детском возрасте.

Задачи по возрастам

Младший дошкольный возраст:

  1. Налаживание общения на разнообразные темы, в том числе выходящие за пределы наглядно представленной ситуации ;
  2.  Стимулирование инициативных высказываний, обращений к взрослому и сверстникам с просьбами и предложениями;
  3.  Поощрение вопросов об интересующем явлении, при рассматривании картин, игрушек, предметов.

Старший дошкольный возраст:

  1. Налаживание диалогического общения со сверстниками в совместных играх и на занятиях, использовать различные средства общения с учётом конкретной ситуации;
  2. Обсуждение нравственных проблем, связанных с понятиями о том, что такое хорошо, что такое плохо;
  3. Побуждение к словесному творчеству;
  4. Способствовать налаживанию скоординированного диалогического общения в процессе коллективных бесед.

Коммуникативная деятельность имеет большое значение для формирования и развития детской психики, а также для становления человека как личности. Если бы с рождения ребенок был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не смог бы стать культурно и нравственно развитым гражданином.

В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции ребенок приобретает основной жизненный опыт. Люди, с которыми он контактирует, являются для него носителями этого опыта.                                                     В семье закладываются основы общения. Именно родители должны сформировать у ребенка представление о том, как нужно вести себя с разными людьми. И лучше всего это делать своим собственным примером. Так, общение родителей со знакомыми прохожими, соседями и друзьями, продавцом в магазине, кондуктором в автобусе, воспитателем в детском саду является примером для подражания, становится образцом поведения для ребенка.

В то же время основные навыки общения формируются в процессе наблюдения ребенка за мамой и папой. Ели родители умеют договариваться, выслушивают друг друга, правильно задают вопросы и на них отвечают, помогают советом, то и ребенок научится естественному стилю общения. Однако малыш не должен быть только простым наблюдателем. Он имеет право высказывать свои желания и идеи, но только в корректной форме. Если ребенок перебивает родителей, кричит и впадает в истерику, это может привести к вседозволенности, неуважению к взрослым, что, конечно же, является недопустимым. Поэтому нужно с самого раннего детства пресекать такие попытки неуважения.

Сфера общения – самый мощный источник, определяющий психическое состояние ребенка, его здоровье.

Необходимо соблюдать важный принцип психогигиены здоровья: “Не вреди!”. Поэтому от взрослого требуется особая бдительность при общении как с другими взрослыми в присутствии детей, так и с самими детьми.

Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении и в их личных отношениях с другими людьми.

Выработать нужное поведение у ребенка, развить его речь, научить общаться можно, прежде всего, примером самих родителей, взрослых.

IV. Тест-игра с родителями «Как Вы общаетесь с детьми?».

Провести с родителями тест-игру и предложить выбрать те фразы, которые наиболее часто употребляются ими в общении с детьми.

  1. «Сколько раз тебе повторять!»
  2. «Посоветуй мне, пожалуйста…»
  3. Не знаю, что бы я без тебя делала!..»
  4. «И в кого ты такой уродился?»
  5. «Какие у тебя замечательные друзья!»
  6. «Ну, на кого ты похожа!..»
  7. «Вот я в твое время…»
  8. «Ты моя опора и помощница(к)»
  9. «Ну, что за друзья у тебя!»
  10.  «О чем ты только думаешь?!»
  11.  «Какая ты у меня умница!»
  12.  «А как ты считаешь, сынок (доченька)?»
  13.  «У всех дети как дети. А ты?!»
  14.  «Какой ты у меня сообразительный(ая)!»

После сделанного выбора предлагается оценить выбранные фразы:

  1. 2 б.                    8. 1б.
  2. 1б.                     9. 2б.
  3. 1б.                    10. 2б.
  4. 1б.                    11. 1б.
  5. 1б.                    12. 1б.
  6. 2б.                    13. 2б.
  7. 2б.                    14. 1б.

Каждый родитель подсчитывает сумму баллов оценки избранных фраз. Подводятся итоги теста-игры.

7-8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает Вас, хотя и не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

11-12 баллов. Вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие Вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от Вас.

13-14 баллов. Вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между Вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания, прислушайтесь к его словам. 

Социальная жизнь ребенка включает в себя и общение с ровесниками, которое меняется с возрастом. Помогите малышу наладить общение со сверстниками.

V. Советы психолога  родителям:

Как ребенку наладить общение со сверстникамиже?

1.Научите детей знакомиться!

Знакомство – важный этап детской дружбы, поэтому необходимо учить детей знакомиться! Можно поиграть с детьми в игру «Давай познакомимся!» Пусть знакомятся игрушки, подскажите, как можно подойти к другому ребенку, улыбнуться, предложить познакомиться, представиться, узнать его имя, предложить поиграть.

2. Покажите собственный пример.

Если родители сами не очень общительны, и видят в людях только их отрицательные черты, обсуждая это дома, то такую же модель поведения может позаимствовать и ребенок. Приглашайте гостей, ходите в гости, радуйтесь встрече с друзьями, хвалите их, помогайте им – это лучший урок общения для ребенка.

3. Способствуйте расширению круга общения ребенка.                                         Помогите своему ребенку найти друзей. Ходите на детские площадки, различные детские мероприятия, приглашайте в гости знакомых с детьми. Не обсуждайте и не осуждайте при ребенке поступки других детей, не вешайте «ярлыки» - «Вася - плохой мальчик», дайте ребенку самому разобраться.

4. Дружите сами и учите дружить своих детей!

Тема дружбы прекрасно раскрыта в детских книгах и мультфильмах, а может быть они будут поучительны и для вас. После просмотра или чтения у ребенка постепенно будет складываться свое видение дружбы, понимание как хорошо уметь дружить и иметь друзей.

       Умение общаться зависит не только от воспитательного воздействия со стороны родителей и педагогов, но и от психологических особенностей личности ребенка.

VI. Заключение.

Уважаемые родители, помочь ребенку  сформировать у него желание общаться – общая наша задача.Эта задача разрешима, но делать это надо, пока ребенок еще маленький. Необходимо помнить, что чем  раньше Вы научите малыша коммуникабельности, и чем раньше он научится преодолевать жизненные неурядицы и справляться с мелкими неудачами – тем лучше будет для его дальнейшего развития, социализации в различных ситуациях.

    Путешествие по сложной, но очень интересной стране обшения бедет не простым, длительным,но удивительно привлекательным.Чудес не бывает, и проблемы вашего ребенка не пройдут за один день по взмаху «волшебной палочки» . Поэтому, дорогие взрослые, наберитесь терпения и в путь.                                      

Желаем успехов Вам!

Литература:

  1. Дубина Л.А «Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений», серия «Психологическая служба», М.,2005г.
  2. Панфилова М.А. «Игротерапия общения», серия «В помощь психологу», М., 2005г.
  3. Хромоса С., «Игровые уроки общеия для детей», М. 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Развитие у детей умения общаться со сверстниками и взрослыми"

В ДАННОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ  РАСКРЫТЫ Методы и формы формирования навыков общения. ПОНЯТИЕ  "ОБЩЕНИЕ" ЗАДАЧИ ПО ВОЗРАСТАМ. СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ....

Консультация для родителей "Как учить детей общаться со сверстниками"

Главный способ преодоления трудностей в общении заключается не в поощрении и порицании взрослого , а в формировании у дошкольника чувства общности с другими, собственной внутренней причастности к ним....

Как научить детей общаться со взрослыми и сверстниками

Крнсультация для родителей:- Что нужно знать о ребенке, чтобы выработать по отношению к нему правильную стратегию обучения коммуникабельности- Учим ребенка общаться в семье- Учим ребенк...

Консультация для родителей «Учите детей общаться со сверстниками и взрослыми».

Общение – это условное развитие ребенка, важнейший фактор, формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство друг...

«Рекомендации для родителей по формированию навыков толерантного общения со сверстниками и взрослыми у детей от 0 до 3 лет, в том числе детей с особыми образовательными потребностями»

Развитие чувства сопереживания, поддержки, терпеливости, неравнодушного отношения к другим людям, проявления заботы, внимания и уважения воспитание стремления к пониманию и принятию другого человека я...

Консультация для родителей «Учим ребенка общаться со сверстниками и взрослыми»

Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися,умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самомуудается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстникам ив...

Родительский всеобуч Тема: «Учите детей общаться со сверстниками и взрослыми»

Общение – это условное развитие ребенка, важнейший фактор, формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство друг...