«Бизиборд - средство всестороннего развития детей раннего возраста»
методическая разработка по психологии (младшая группа)

Основными факторами психического развития ребенка в раннем возрасте является ведущая предметная деятельность и ситуативно-деловое общение со взрослыми. В рамках предметной деятельности и общения у ребенка развиваются познавательные способности, речь, игровая деятельность, общение со сверстниками, происходит освоение новых способов деятельности, появляется новое отношение к себе и к миру.

Игровая деятельность  имеет важное значение в развитии ребенка раннего возраста. Она оказывает влияние на все стороны его психического развития.  В игре - ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает.В группах раннего возраста особое внимание отводится игр с бизибордами, многие из которых изготовлены своими руками. В процессе игры с ними, ребёнок не только знакомится с бытовыми вещами, которые есть у него дома. Игры с бизибордами направлены также на развитие:мелкой моторики, логики, мышления, памяти,изучение слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Бизиборд - средство

всестороннего развития детей раннего возраста»

В соответствии с периодизацией психического развития, принятой в отечественной психологии, ранний возраст охватывает период жизни ребенка от 1 года до 3лет. Этот возрастной этап имеет характерные особенности, отличающие его от других периодов детства. Основными факторами психического развития ребенка в раннем возрасте является ведущая предметная деятельность и ситуативно-деловое общение со взрослыми. В рамках предметной деятельности и общения у ребенка развиваются познавательные способности, речь, игровая деятельность, общение со сверстниками, происходит освоение новых способов деятельности, появляется новое отношение к себе и к миру.

Игровая деятельность  имеет важное значение в развитии ребенка раннего возраста. Она оказывает влияние на все стороны его психического развития.  В игре - ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает.

В группах раннего возраста особое внимание отводится игр с бизибордами, многие из которых изготовлены своими руками. В процессе игры с ними, ребёнок не только знакомится с бытовыми вещами, которые есть у него дома. Игры с бизибордами направлены также на развитие:

Мелкой моторики (Основная задача бизиборда – дать ребёнку полную свободу тактильного восприятия.);

координацию движений (Этому способствуют дверные цепочки и защёлки, шнуровки. Для маленького человека тяжело с первого раза будет попасть ключиком в замок, повернуть ручку. С помощью бизборда он учится управлять своими руками.);

Игры с бизибордами способствуют развитию усидчивости (Дети не способны долго удерживать внимание на одном предмете, а бизиборд даёт возможность выполнять и планировать множество действий. )

У маленького ребенка в игре с бизибордом развивается логика (Ребенок начинает понимать, что сначала крутим ручку, а только потом нажимаем и открываем.);

цветовосприятие (Как правило, в оформлении бизиборда используются разные цвета радуги: разноцветные бусинки и ленточки,шнурочки. Таким образом, ребенок знакомится с эталонными представлениями о цвете.)

В процессе игры происходит изучение слов и окружающего мира .Некоторые бизиборды способны обучать ребенка элементарным словам. Часто за дверцами прячутся картинки или наши герои сказок. Приведу примеры некоторых игр с бизибордом для детей раннего возраста.

Игра «Кто за дверкой»

Цель: Развитие речи детей.

- Ребята, отгадайте загадку.. В лесу живет, малину жует. Веселый топтыжка, кто же это?(Мишка)

-Ребята, мишка долго шел к нам и проголодался, поможем ему собрать малину?А где она спряталась? Чтобы ее отыскать, нужно шнурочек красного цвета развязать.

-Спасибо, накормили меня, ребята. Только я еще и мед люблю. А чтобы мед отыскать, нужно по моим следам прошагать.

 А сейчас давайте,ребята,проведем нашего героя домой по дорожке..

Игра «Открой замочки»

Цель: развивает мелкую моторику рук, пространственное воображение, познавательные интересы, мышление. Все дети любят возиться с разными замочками и ключиками: открывают и закрывают их. Эта игра очень нравится малышам. Ребенку очень интересно открыть или закрыть замочек.

Игра «Открой дверцу»

Цели: развивает мелкую моторику рук, пространственное воображение, познавательные интересы, мышление. Ребенку для начала надо справиться со шпингалетом, на который закрыта дверца, а за дверцей его ждет сюрприз.

Игра «Счеты»

Цели: Развитие мелкой моторики, изучение категории «один-много», в дальнейшем порядковый счет до трех и до десяти, причем считать можно в прямом и в обратном порядке. Определять критерии «больше», «меньше», «поровну». Детям всегда нравится игры со счетами — это простое пособие помогает развивать математические способности у ребенка.

Игра «Шнуровка»

Цели: действие с подобными игрушками способствуют развитию тонких движений пальцев рук (тонкой моторики) также развитию речи ребенка. Также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика). Им интересно возиться шнурками (развязывать, а потом попытаться завязать). Дети могут научиться завязывать шнурки.

Игра «Выключатели-розетки» («Защелки-замочки», «Открой замочки», «Открой дверки»)

 Цель:Вырабатывать умение действовать с различными бытовыми приспособлениями. Развитие мелкой моторики рук, ловкости пальчиков.

Игра «Подбери по цвету»

 Цель: закрепить представления о цветах, способствовать развитию памяти, сенсорики, мышления, логики и мелкой моторики.

Игра «Застегни замочек» 

Цель: Вырабатывать умение застегивать замки-молнии.

Игра «Зеркало»

 Цель: Развивать выразительность движений, внимания, наблюдательность. Всем нравится смотреть в зеркало, детям очень нравится наблюдать за собой в зеркале.

В процессе работы с бизибордами у детишек улучшается настроение, снимается психоэмоциональное напряжение.

Советы по изготовлению бизиборда в домашних условиях.

Каким должен быть бизиборд, чтобы не навредить, а помочь ребенку? Чтобы правильно сделать бизиборд современного типа, нужно, во-первых, знать, что его элементы компонуются в группы (блоки) следующего назначения:

 Моторную – для развития начальных моторных навыков.

Моторно-прикладную – для закрепления первоначальных моторных навыков путем обращения с мелкими подвижными вещами повседневного пользования. Бизиборд Марии Монтессори содержал только этот блок. Ассоциативную – для ускорения развития отвлеченного мышления на основе закрепленных моторных навыков.

Цветовую, т.к. полноценное развитие цветового зрения способствует лучшим успехам по всем предыдущим пунктам. Второе – хотя ребенок возится с бизибордом играючи, но давать полную волю своей фантазии, делая бизиборд самостоятельно, нельзя.

Фантазировать можно при выборе исходного материала и подборе компонент для заполнения доски из подручных средств, но в определенных пределах. Состав же и расположение элементов развивающей доски на основе должны соответствовать также вполне определенным правилам. Составные части блоков следует размещать по возможности в одной области основы, но геометрическая правильность и казарменное единообразие тут ни к чему. Взаимосвязанные элементы разных блоков нужно располагать по возможности ближе друг к другу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бизиборд - как средство речевого развития детей раннего возраста

Младший возраст благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает.Речевые области мозга ребенка развиваются под влиянием импульс...

Презентация "Бизиборд в развитии детей раннего возраста"

Материал будет полезен педагогам, работающим с детьми раннего возраста...

Бизиборд, как нетрадиционное средство развития детей раннего возраста.

Бизиборд в современном мире является отличным пособием для развития малышей. И в настоящее время необходим как элемент развивающей предметно-пространственной среды....

Бизиборд для сенсорного развития детей раннего возраста

Моя группа называется "Медвежата" и я создала Бизиборд для  сенсорного развития детей раннего возраста.С помощью продуманных эталонов на бизиборде,в игре не заметно для ребенка я могу о...