Конспект родительского собрания "Воспитываем добротой"
методическая разработка по психологии

Жарлыкасимова Жания Турежановна
Цель: показать родителям необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты, как ценного, неотъемлемого качества человека.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobrota.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Воспитываем добротой»

 « В воспитании допустимы и строгость, и ласка, и резкость тона, и просьбы, и уговоры, и разъяснения, и даже угроза. Но нельзя злоупотреблять чем-нибудь одним. Неумеренная строгость без ласки не принесет пользы. Лаской в избыточном количестве можно воспитать ласкового эгоиста. Бесконечные угрозы и вовсе вредны. Словом, нужно иметь чувство меры».

А.С. Макаренко

Цель: показать родителям необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты, как ценного, неотъемлемого качества человека.

Задачи: 1. Повысить ответственность родителей за воспитание у детей таких

нравственных качеств, как сочувствие, доброта, верность, благородство, готовность прийти на помощь…

2. Развивать осознанность педагогического воздействия родителей на детей в процессе повседневного общения.

3. Формировать у родителей желание решать проблемные ситуации, возникающие у ребенка при общении со сверстниками и взрослыми.

Форма проведения: круглый стол

Участники: воспитатели, родители, психолог.

План собрания:

1.Вступительная часть «Доброте нужно учить с детства» (способы установления благополучных детско – родительских отношений).

Сообщение воспитателя

2. «Поговорим о нравственности» Рекомендации

3. «Наказывать или прощать?» Информация психолога

4.Творческая работа родителей «Что такое доброта?»

5. Презентация рисунков - родители

6. Памятка для родителей «Искусство наказывать и прощать»

7. Заключительная часть.

Ход круглого стола

1.Вступительная часть «Доброте нужно учить с детства».

Сообщение воспитателя

Стихотворение Б.Заходера «Песенка о человеке».

У всех зверей - названия. У человека - звание.

И звание такое обидно уступать!

Свинье не обязательно вести себя по – свински,

А ты по - человечески обязан поступать!

Хотя в известной мере мы все немного звери.

Внучата Крокодила, кузены Гамадрила,

Но как – никак мы – люди. И потому нам мерзки

Те изверги, которые ведут себя по – зверски.

И тот, который давит собаку на дороге,

И тот, кто отрывает у лягушонка ноги,

И ты, мучитель слабых, и ты, злодей с рогаткой.

Считать ли всех вас за людей – останется загадкой…..

Ведь человек – он человек. И должен быть гуманным.

А если это слово вам кажется туманным-

То можно без латыни, а просто по – отечески:

Ты человек? Будь добр, веди себя по – человечески!

- Сегодня мы поговорим об одном из человеческих качеств – нравственности.

Вопрос родителям:

- Какие нравственные качества присущи человеку? (ответы родителей:

доброта, честность, отзывчивость, щедрость, дружелюбие, справедливость и т.д.).

Все это мы хотим видеть в наших детях, но не всегда получаем желаемые результаты. В одних и тех же случаях наши дети ведут себя по-разному. Одни заботливы, чутки, готовы прийти на помощь другу, успокоить его, пожалеть. Другие равнодушны, эгоистичны. Таких детей трогает лишь то, что касается их лично. Третьи агрессивны, могут ударить, отнять игрушку.

(Все это подтвердили и результаты анкетирования). Почему так происходит?

Послушайте притчу:

- Один учитель повелел своему ученику: «Вырви это дерево из земли!» и указал на молодое, но глубоко пустившее корни дерево. Исполняя послушание учителя, ученик приступил к делу, но не смог пошатнуть дерево и сказал : «Ты приказал мне сделать невозможное!». И тогда учитель указал на другое, совсем еще молодое деревце, которое ученик без усилий тот час же вырвал с корнем. Ничего не мог поделать ученик с деревом, которое уже укоренилось, но без особых усилий совладал с молодым.

Если эту повесть применить к воспитанию, то смысл такой: бессильны родители над взрослыми детьми, если не начинали воспитание с малых лет. К чему привык человек с малых лет, то он и будет делать до старости. Поэтому Вы, родители, и в маленьком ребенке не должны пропускать без внимания никаких проявлений зла, и самое малое дитя уже имеет свои недостатки, сначала бессознательные, после сознательные.

Одним из важнейших условий успешного нравственного развития ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, забота, поддержка способствуют положительному, эмоциональному развитию ребенка. Если же ребенок совершил проступок, нужно обязательно объяснить ему, в чем заключается проступок и почему так себя вести нельзя. Если сам взрослый чуть что

срывается на крик, более того, шлепает и бьет ребенка, вряд ли ребенок поймет, что драться нехорошо. Массу положительных эмоций дают детям семейные праздники, а также совместная деятельность с взрослыми. Тогда ребенок чувствует, что живет в счастливой, дружной семье.

3. «Поговорим о нравственности»

При воспитании нравственных чувств, необходимо, прежде всего развивать у ребенка способность к переживанию. Эмоциональная восприимчивость во многом определяет умение сочувствовать. У ребенка появляется желание заботиться о других. В одних и тех же случаях разные дети ведут себя по разному. Одни заботливы, готовы прийти на помощь, пожалеть. Другие равнодушны. К сожалению, взрослые не всегда понимают, что проявление сочувствия у детей начинается с малого, с простых на первый взгляд вопросов : «Тебе больно?», «Отчего ты грустишь?». Дети реагируют на

доброжелательное отношение к ним, тянутся к людям добрым, отзывчивым. Необходимо обращать внимание на первые, порой незначительные попытки ребенка проявить сочувствие. Дошкольник переживает и сопереживает особенно искренне. Искренни его радость, смех, слезы, удивление, печаль. Поэтому важно не упустить момент.

Добрые поступки детей необходимо замечать и оценивать. Одобрение взрослых помогает ребенку убедиться в правильности своих действий, вызывает желание повторить их.

Учить детей сочувствию надо как на положительных, так и на отрицательных примерах.

Только при сравнении доброго со злым формируются нравственные чувства ребенка.

Перед родителями часто встает вопрос — как преподнести ребенку плохое, о чем он должен знать и не должен знать, на все эти вопросы нет однозначного ответа. В каждом конкретном случае взрослые должны использовать соответствующие приемы воздействия на ребенка. Конечно, ни в коем случае нельзя способствовать проявлению озлобленности у наказанного ребенка или чувства превосходства, злорадства у других детей. Нужно объяснить провинившемуся справедливость наказания. Поведение и деятельность ребенка более целеустремленны, осознанны и эмоционально насыщенны, если в их основе лежит заботливое, внимательное отношение к людям, помощь, отзывчивость, доброжелательность. Большое внимание на ребенка оказывает микроклимат в семье. Если родители делят между собой трудности и радости, то ребенок копирует такие формы взаимоотношений, учится проявлять гуманное отношение к своим близким, а потом и ко

всем остальным.

— Какие нравственные качества вы хотели бы видеть в вашем ребенке?

— Придумайте синонимы к слову «взаимопомощь», «доброта», «дружба».

3. «Наказывать или прощать?» – Информация психолога.

Нередко мы, взрослые, сами провоцируем ребенка на плохое поведение требованиями, с которыми он не может справиться. Важно понять: мы должны научиться быть последовательными и спокойными, твердыми, но доброжелательными, осознать, что ребенку нужна не только наша любовь, но и уважение. Любой ребенок, даже самый непослушный, вправе рассчитывать на ваше понимание, помощь и поддержку. Неслучайно в Международной Конвенции ООН о правах ребенка определено, что « родители обязаны: заниматься воспитанием своих детей; заботиться об их здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии; обеспечивать, защищать права и интересы своих детей, не причинять вред их развитию и здоровью; воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение».

Недопустимы, даже в критических ситуациях, грубость, унижение, злость, выражения типа « теперь не могу», « ты меня извел, надоел», «у меня нет больше сил».

Повторяемые постоянно эти выражения перестают быть значимыми для ребенка, он их просто не замечает.

Какие основные причины нарушения поведения? ( вопрос родителям)

-Борьба за внимание

-Борьба за сомоутверждение,против опеки

-Желание отомстить

-Потеря веры в собственный успех.

Психологический смысл наказания:

Чтобы ребенок понял, осознал свою вину, раскаялся, исправился и больше так никогда не поступал. Кроме того наказание и следующее за ним прощение провинившегося ребенка способствуют снятию напряжения, возникшего во время проступка.

Психологический смысл поощрения- что бы ребенок закрепил хорошее поведение и в дальнейшем поступал так же правильно и хорошо. Также поощрение доставляет ребенку чувсто радости от достигнутого успеха

Упражнение "Конфета"

Родители берут в руки конфету и рассказывают как они наказывают и поощряют своего ребенка. Конфета передается по кругу.

Упражнение "Какие бывают наказания"

На доске вывешиваются карточки с формами наказаний:

-ФИЗИЧЕСКИЕ

-СЛОВОМ

- ИЗОЛЯЦИЕЙ

-ЛИШЕНИЕМ ПРИЯТНОГО

Родителям предлагается написать на листочках по одному наказанию к каждой группе. Листике закреплятся на доску под наказанием.

Психолог зачитывает и подводит итог:

Физические- битье, шлепки, обзывательства- ПРИВОДЯТ к СТРАХУ, ЛЖИ, ЗАМКНУТОСТИ.

Словом-крик, нотации, угрозы, насмешки- ПРИВОДЯТ к ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ СТРЕССУ

Изоляцией-угол, молчание, бойкот, стул одиночества-Необходимо учитывать возраст и психологические особенности ребека. ПРИВОДЯТ к ЗАМКНУТОСТИ ( УХОД В СЕБЯ)

Лишением приятного-сладостей, просмотра телевизионных передач, отказ от совместной деятельности, ритуалов, гостей-ЯВЛЯЮТСЯ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫМИ СПОСОБАМИ КНАКАЗАНИЯ

Упражнение "Какие бывают поощрения"

Психолог называет и показывает карточки с видом поощрения, а родители называют действия

Физические- объятия, поглаживания, поцелуи, пожимание руки

Словом -одобрение, похвала, предвосхищающая оценка, эмоциональная поддержка

Временем-совместные игры, деятельность, чтение, прогулки, разговоры, ритуала, посещение гостей

Подарки-сюрпризы, сладости , игрушки

Только родитель может тонко чувствовать своего и ребенка и знать , когда надо наказать, а коггда простить или поощрить. Любите своих детей, говорите , что ВЫ их любите как можно чаще.

4. Творческая работа родителей «Что такое доброта?» (рисование рисунков)

5. Презентация рисунков - родители

Памятка «Искусство наказывать и прощать»

1.Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте, подбадривайте, а не подмечайте неудачи,

вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно.

2.Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это прежде всего должны поверить взрослые.

3.Наказывать легче, воспитывать труднее.

4.Не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вы

что-то разрешили ребенку вчера, разрешите и сегодня. Будьте последовательны.

5.Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.

6.Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.

7.Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.

8.Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой проступок.

9.Если есть сомнение, наказывать или нет, - не наказывайте!

Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:

-Нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;

-Проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных впечатлений;

-Упрямство – свидетельство желания быть независимым;

-Агрессия – ребенок ищет способ самозащиты;

-Суета, беготня – ребенок дает выход энергии.

7. Заключительная часть.

Анкета «О способах воспитания»

Уважаемые родители!

Для подготовки и проведения собрания по нравственному воспитанию дошкольников просим вас ответить на вопросы:

1.Часто ли ваш ребенок заставляет вас переживать из-за своего плохого поведения?

A. Да, часто.

B. Нет, изредка.

C. Никогда.

2. Использует ли ваш ребенок физическую силу, оскорбления во время ссоры с другими детьми?

A. Да, часто.

B. Бывает, но в крайних случаях.

C. Не знаю о таких ситуациях.

3. Как ваш ребенок реагирует на замечания взрослых?

A. Никак не реагирует.

B. Старается исправить ситуацию.

C. Агрессивно.

4. Умеет ли ваш ребенок сопереживать животным, сказочным персонажам?

A. Да.

B. Отчасти.

C. Нет.

5. Под влиянием каких воспитательных мер ваш ребенок изменяет свое поведение?

A. Угрозы физического наказания.

B. Беседы о плохом поведении.

C. Обещание подарков за хорошее поведение.

6. Какие методы воспитания из перечисленных ниже вы считаете самыми

эффективными?

A. Физическое наказание.

B. Воспитание на положительных примерах.

C. Лишение развлечений и подарков.

7. Выберите утверждение с которым в согласны.

A. Ребенок никогда не должен забывать, что взрослые старше, умнее его.

B. Насильственные методы воспитания усиливают нежелательные проявления поведения ребенка.

C. Негативные реакции надо подавлять для его же пользы.

Благодарим за сотрудничество!

Обработка результатов анкетирования.

Вопрос 1: А-3 балла, В-2 балла, С- 1 балл.

Вопрос 2: А-1 балл,В-2 балла, С- 3 балла.

Вопрос 3: А-3 балла, В- 2 балла, С- 1 балл.

Вопрос 4: А-2 балла, В-1 балл, С- 0 баллов.

Вопрос 5: А-1 балл, В- 2 балла, С- 3 балла.

Вопрос 6: А- 1 балл, В- 2 балла, С- 3 балла.

Вопрос 7: А -3 балла, В-2 балла, С- 1 балл.

От 6 до 10 баллов - в семье преобладает авторитарный тип воспитания, который характеризуется жестокой родительской позицией, применением непедагогических методов воспитания.

От 11 до 17 баллов — в семье преобладает демократический тип воспитания, который характеризуется предоставлением ребенку разумной свободы действий, реализацией личностно-ориентированной модели воспитания.

От 18 до 21 баллов - в семье преобладает либерально-попустительский тип воспитания, который характеризуется отсутствием в действиях родителей системы воспитательных воздействий, воспитанием от случая к случаю.


Тест «Какой вы родитель?».

Подсчитайте общее количество баллов.

5-6 – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас: ваши отношения способствуют становлению личности.

7-8 – свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки его развития на самого ребенка.

9-10 – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания «Доброта спасет мир»

Материал для проведения родительского собрания  Цель:  Показать родителям необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты, как ценного, неотъемлемого качества человека....

Конспект родительского собрания "Воспитываем добротой".

Материал собрания акцентирует внимание на знаниях родителей по вопросам воспитания....

Конспект родительского собрания "Уроки доброты!"

«Где живёт Доброта…»     Жила была Доброта, по всей земле она обитала, во всех живых существах. Она была неописуемо красива. Благодаря ней на земле царила любовь и понима...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Что такое доброта?»

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Что такое доброта?»...

Конспект родительского собрания "Воспитываем добротой"

Конспект родительского собрания в старшей группе...

Конспект родительского собрания «Доброта спасет мир»

Игры с ребенком на привитие доброты. Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство – доброта.Бэкон Ф. Цель:  Показать родителям необходимость целенаправленного вос...

Конспект родительского собрания «Воспитываем добротой»

Доброта - это солнце, которое согревает душу человека.Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в жизни - от человекаМ. Пришвин...