Психологический тренинг «Профессиональное выгорание педагогов»
презентация по психологии

Психологический тренинг

«Профессиональное выгорание педагогов»

 

    Цель: определить симптомы и причины эмоционального выгорания педагога и возможность предотвращения или снятия эмоционального напряжения. Освоить некоторые оперативные техники снятия эмоционального напряжения.

    Материалы: ручки, воздушные шары 5-6 шт, бланки теста "«Экспресс-оценка выгорания» (В. Каппони, Т. Новак)",

    Участники: воспитатели и педагоги ДОУ. Количество участников: 15-18 человек.

Время работы - 45-60 минут.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация2.21 МБ
Файл Психологический тренинг21.71 КБ
Файл Опросник17.79 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синдром профессионального выгорания воспитателя. Симптомы, причины, профилактика. Семинар подготовили педагоги-психологи ДО № 2 ГБОУ Школа 1155 г. Москвы Чернова М.А., Михайлова Ю.Ю.

Слайд 4

Внутренние (личностные особенности) Внешние Сниженное чувство собственного достоинства Неэффективный стиль руководства Трудоголизм , высокая мотивация успеха Регулярная работа в условиях временного дефицита Склонность к интроверсии Отсутствие сплоченного социального окружения Негативизм Влияние социально -культурных факторов

Слайд 6

А сейчас мы предлагаем вам ответить на 10 вопросов и п осчитать все ответы «да».

Слайд 7

Результаты: 0-1 балл - низкие оценки. Эмоциональное выгорание вам не грозит . 2-6 баллов - средние оценки. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел. 7-9 баллов - высокие оценки. Пришло время решать: либо сменить работу, либо переменить стиль жизни . 10 баллов - критические оценки. Положение весьма серьезное.

Слайд 8

Как избежать профессионального выгорания

Слайд 9

Мыслите позитивно

Слайд 10

Найдите хобби

Слайд 11

Научитесь расслабляться

Слайд 12

Освойте методы саморегуляции http:// eria.ru

Слайд 13

Выработайте персональные способы самоподдержки

Слайд 14

Минутка юмора

Слайд 16

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Психологический тренинг

«Профессиональное выгорание педагогов»

    Цель: определить симптомы и причины эмоционального выгорания педагога и возможность предотвращения или снятия эмоционального напряжения. Освоить некоторые оперативные техники снятия эмоционального напряжения.

    Материалы: ручки, воздушные шары 5-6 шт, бланки теста "«Экспресс-оценка выгорания» (В. Каппони, Т. Новак)",

    Участники: воспитатели и педагоги ДОУ. Количество участников: 15-18 человек.

Время работы - 45-60 минут.

Ход тренинга:

1. Видео нарезка из фильмов про воспитателей.

2. Презентация.

3. Тест

4. Техники совладания со стрессом

5. Релаксация

6. Упражнение «Веселая змейка»

7. «Непослушные шарики»

8. «Моечная машина»

9. Видео «Детский сад» (Уральские пельмени)

Слайд 2

      Профессиональное выгорание — это состояние, развивающееся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально- энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Слайд 3

     Симптомы

      Снижение мотивации к работе, повышенная конфликтность и возрастающее недовольство от выполняемой работы, постоянная усталость, скука, эмоциональное истощение, раздражительность и нервозность.

Слайд 4.

     Причины.

 Внутриличностные.

  √ Сниженное чувство собственного достоинства, другими словами самооценка. Т.е. постоянное порицание себя, отрицательное отношение к себе, к результатам своего труда вызывает негативный эмоциональный фон и в конечном итоге, профессиональное выгорание.

  √ Трудоголизм в психологии рассматривается как некий щит, которым человек отгораживает себя от внутренних проблем и неудовлетворенных потребностей. Трудоголиков часто сопровождает постоянный стресс в сочетании с хронической усталостью.

  √ Собирательный образ интроверта - человек сконцентрированный на своем внутреннем мире, не любящий скопления людей, предпочитающий спокойную обстановку, тишину, в одиночестве интроверт восстанавливает энергию, а при общении с людьми расходует ее.

  √ Негативизм (в отношении взрослых людей) – когда человек проявляет негативное отношение ко всем, происходящий вокруг него событиям.

  Внешние.

 К неэффективным стилям руководства относят:

 Перенос решения на завтра (не откладывай на завтра то, что можно сделать сейчас).

 Выполнение работы наполовину.

 Стремление сделать все и сразу.

 Стремление сделать все самому.

 Убеждение, что вы знаете все лучше всех.

 Неумение разграничить функции.

 Попытка свалить вину на других. (по Г.С.Михайлову из книги «Конфликтология» Гулякиной В.В.)

  √ Регулярная работа в условиях временного дефицита, отсутствие сплоченного социального окружения, влияние социально-культурных факторов. Особенно это касается чувствительных людей, подверженных внушению в разнообразных информационных новостях, сообщающих о терактах, экологических катастрофах, тревожных экономических, политических и социальных ситуациях в масштабах страны, города, организации и т.п., а также в рекламных акциях на телевидении, особенно во время какой- то важной передачи или демонстрации фильма, зачастую вызывающих не только отрицательные эмоции, ухудшение настроения, но и гнев.

Слайд 5.

Фазы эмоционального выгорания.

Фаза напряжения.

   • Переживание психотравмирующих обстоятельств

   • Неудовлетворенность собой

   • Ощущение «загнанности в клетку»

   • Тревога и депрессия

Фаза резистенции.

   • Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (объяснить)

   • Неспособность контролировать эмоции в рамках морально-этических норм.

   • Экономия эмоций

   • Попытки облегчить или сократить профессиональные обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

Фаза истощения.

    • Эмоциональный дефицит, отстраненность, чувство раздвоения собственной личности, тела, умственных процессов (деперсонализация), всевозможные психосоматические нарушения.

Слайд 6

      А сейчас предлагаем вам ответить на 10 вопросов. Тест предназначен для диагностики первых симптомов эмоционального выгорания.

Слайд 7

    Результаты

Слайд 8.

    Важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и в отношении других людей и жизни вообще.

Слайд 9.

Как избежать профессионального выгорания ?

   • Мыслите позитивно

   • Найдите хобби

   • Научитесь расслабляться

   • Освойте методы саморегуляции

   • Выработайте персональные способы самоподдержки и профилактикиэмоционального выгорания

Техники совладания со стрессом.

      Эти техники которые помогут немножечко расслабить внутреннее состояние и нормализовать психику, чтобы всё не нашло до более серьезных проблем.

    1. Первое что нам нужно сделать - это ни в коем случае не зажимать свои эмоции, давайте осознаем их и назовём. Ну, например, у меня это страх. Я боюсь за своих близких, я боюсь за своих родных, я переживаю за своего мужа, я переживаю за себя, за своих друзей и так далее. Да, я нервничаю, да, мне страшно.

    2. Второй момент – нужно озвучивать свои эмоции, не только осознавать, но и озвучивать вслух. Если вы можете поговорить с мужем – говорите, если вы можете говорить с друзьями – говорите, если не можете сейчас ни с кем общаться, хотя бы напишите сообщение, либо какое-нибудь письмо со своим возмущением, раздражением и всё в этом роде. Наша задача - отпустить свои эмоции, и вместо того чтобы направить их внутрь, нам наоборот их надо открыть. Это всё нужно обсудить.

    3. Третий момент - нам нужно выразить агрессию с помощью каких-либо социально приемлемых способов. Это должен быть, например, не крик, а какой-нибудь листочек бумажки который мы можем совершенно спокойно порвать на самые мелкие кусочки, при этом например написав там свои эмоции или что-то, что нас прямо-таки раздражают сейчас.

     Детям я показываю вот такую релаксационную подушку.

    4. Следующая техника может показаться очень странной, но она действительно помогает. Итак, что нам нужно сделать в первую очередь - это «приземлить» наше тело, под этим я подразумеваю что мы садимся на какую-то поверхность например на стул желательно со спинкой. Облокачиваемся полностью, ноги опускаем, стопы опускаем, руки приземляем тоже - кладём к себе на колени. И, после того, как мы полностью приземлились, мы начинаем вокруг перечислять все предметы которые видим. Просто тупо все предметы. Ложка, стакан, стул, стол, мебель какая-то - в общем всё, просто в течение нескольких минут, дайте себе хотя бы 3 минуты на то чтобы это совершить. Тем самым вы приземлитесь внутри себя и поймёте что – подождите, стоп, паники в этом случае точно не будет.

    5. Ещё одна техника - это перевод раздражения, перевод страха в руки. Предположим, сейчас я испытываю страх. Я пытаюсь найти, где я его чувствую. Ну, например, конкретно у меня страх у меня это вот здесь. Послушайте себя, вспомните себя, когда вы испытывали что-то подобное, где у вас в теле это живёт? Я понимаю, что у меня здесь как будто как будто какой-то сумасшедший поток чего-то и такого состояния, когда мне даже дышать немного тяжело, вот моя тревога так себя проявляет. Самая классная техника в данной ситуации - перенести это в руки. Кольца, браслеты – все, что есть на руках надо снять. Опять же – приземляемся, закрываем глаза и после этого мы представляем, как выглядит наша тревога и также представляем, насколько сильно у нас должны трястись руки, для того чтобы вся эта злость, раздражение, вышла в руки, вот это движение. Вот так мы трясемся, представляя как отсюда наша тревога, страх, раздражение выходит в руки в течение там возможно двух-трёх минут. Чтобы уж наверняка выплеснуть это вот таким способом.

    6. Ещё одна простая техника это – медитация. Что происходит с нами в состоянии тревоги, страха, паники, вот такого эмоционального клубка – наше сознание превращается в бешеный поток, становится как белка в колесе, мысли проносятся настолько быстро, что мы не успеваем их осознавать. Наша задача – замедлиться, сфокусировать внимание на своем внутреннем состоянии и тогда расстояние между мыслями постепенно начнет становится все дальше и дальше. Мы так же приземляемся, дома можно надеть наушники, так чтобы нас никто не слышал, тоже облокачиваемся на спинку стула, ноги можно ещё и скрестить, садимся, чтобы было максимально удобно, облокачивая спину и начинаем слушать медитацию.

   Медитация под звуки природы

Упражнение «Веселая змейка» (массаж спины, активизация плечевого пояса)

    Цель: снятие мышечного напряжения.

    Сидя, ноги на ширине плеч, друг за другом все активно начинают массажировать спину своего соседа:

1-е упражнение-поглаживание;

2-е - постукивание кулачками, кисти рук максимально расслаблены;

3-е - «цыпочки», три пальца соединены вместе и ими осуществляет легкое поколачивание;

4-е - большим пальцем рук легкое прокручивание, как будто мы хотим пощекотать своего соседа;

5-е - костяшками пальцев ведущей руки повторяем очертание позвоночника снизу вверх (ладонь сжата в кулачок);

6-е - поглаживание.

7-е - обхватив плечи своего соседа, начинаем имитировать движенияпаровоза (правая рука вперед, левая - назад и наоборот).

Упражнение на сплочение «Непослушные шарики»

    А сейчас мы проверим, какой вы дружный и сплоченный коллектив. Для это нужно выйти, встать в круг, взяться за руки и не расцепляться. А я буду бросать в круг шарики (негативные молекулы, если шарики связаны между собой). И ваша задача - не дать шарикам упасть на пол и вылететь из круга. Отбивайте их, чем хотите. При этом нельзя расцеплять руки.

Упражнение «Моечная машина»

    Все участники становятся в две шеренги лицом друг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».

Игра «Гусеница».

    Педагоги встают цепочкой друг за другом. Между спиной и животом каждой пары мяч. Задача «гусеницы» - преодолеть все заранее приготовленные препятствия, не уронив мячи.

Я большая и цветная,

Гусеница озорная.

Мне на месте не сидится,

Буду с вами веселиться.

    Ведущий: «Наша гусеница начала свое движение медленно, не спеша двигается гусеница и тут на ее пути встречаются несколько маленьких луж (ориентиры, которые нужно перепрыгнуть, и стала гусеница прыгать, да так чтобы не замочить свои красивые ножки. Лужи остались позади, а дорога длинная, идти еще долго и решила гусеница бежать (обегать конусы, которые расположены близко друг к другу, побежала все быстрее и быстрее… устала, остановилась, присела отдохнуть, встала, вновь пошла, и тут на пути новое препятствие – бревно, испугалась гусеница и попятилась назад. Пятилась, пятилась, но… решила не отступать и смело пошла вперед на «бревно» (натянутая скакалка) да так ловко, что бревно позади осталось. Гусеница снова пошла вперед, всем улыбается, машет рукой. левой, правой, всем шлет воздушные поцелуи. Остановилась гусеница.



Предварительный просмотр:

4. Опросник «Экспресс-оценка выгорания»

(В. Каппони, Т. Новак)

Экспресс оценка выгорания содержит 10 вопросов. На вопросы необходимо отвечать "да" или "нет".

Инструкция к тесту:

Тест        предназначен        для        диагностики        первых        симптомов        синдрома эмоционального выгорания.

На        следующие        предложения        отвечайте        "да"        или        "нет".        Количество положительных ответов подсчитайте.

1.

Когда в воскресенье пополудни я вспоминаю о том, что завтра  снова идти на работу, то остаток выходного дня уже испорчен

да

нет

2.

Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления

да

нет

3.

Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры

да

нет

4.

То насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики)

да

нет

5.

На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д.

да

нет

6.

Коллегам (посетителям, заказчикам, ученикам и т.д.) я придумал (а) обидные прозвища (например, "идиоты"), которые использую мысленно

да

нет

7.

С делами по службе я справляюсь "одной левой" нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной

да

нет

8.

О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое

да

нет

9.

Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям

да

нет

10.

За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое

да

нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тренинг: «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ» ПЕДАГОГА И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА».

В ходе тренинга участники познакомятся с понятием профессиональное «выгорание», особенностями проявления признаков выгорания, выделением источников неудовлетворения профессиональной деятельностью....

тренинг профессионального выгорания педагогов

тренинг  профессионального выгорания педагогов...

Психологический тренинг «Профессиональное «выгорание» педагога и его профилактика»

Цель: Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде.Задачи: 1.Знакомство с понятием профессиональное “выгорание”, с его характеристиками.2.Создание условий способствующих про...

Тренинг "Профессиональное «выгорание» педагога и его профилактика"

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Современное общество представляет высокие требования к системе об...

психологический тренинг "Эмоциональное выгорание педагогов"

2 ноября в городе Палех прошел  юбилейный X региональный фестиваль педагогических идей «Вдохновение». В нем участвовали педагоги, воспитатели, руководители образователь...

Тренинг Профессиональное выгорание педагогов

Тренинг по ПРОФИЛАКТИКе ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ детского сада № 59 «Солнечный»Выполнил: Педагог-психолог Иванова Евгения Константиновна...