Важно знать о детских страхах
консультация по психологии (старшая группа)

Денисова Дина Серобовна

Среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность, в том числе учебную. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vazhno_znat_o_detskih_strahah.docx57.88 КБ

Предварительный просмотр:

Важно знать о детских страхах

Среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность, в том числе учебную. 

Основные возрастные страхи дошкольника по В.В. Лебединскому

  • 2 – 2,5 года Разлука с родителями, отвержение с их стороны; природные стихии (гром, молния, град и др.)
  • 2 – 3 года Большие, непонятные, угрожающие объекты; исчезновение или передвижение внешних объектов.
  • 3 – 5 лет Смерть близких родственников (дети осознают конечность жизни); страшные сны; нападение.
  • 6 – 7 лет Зловещие существа (ведьма, призраки, и др.); страх потеряться самому; физического насилия; страх одиночества; школьный страх (не соответствовать образу «хорошего» ребенка).
  •  8 – 9 лет Неудачи в школе или игре; собственная ложь или отрицательные поступки, замеченные другими; физическое насилие; ссора с родителями, их потеря.

Родителям важно знать, что:

  • Детские страхи — это нормально и часто неизбежно, поскольку дети ощущают себя маленькими, физически слабыми в сравнении с любым взрослым.

  • Страх — это здоровая реакция на реальную или потенциальную угрозу. Страх субъективен. И если взрослому не страшно, это не значит, что не страшно тому, кто рядом с ним.

  • Мальчики боятся не меньше, чем девочки, поскольку они все равно физически слабее любых объектов и явлений взрослого мира.

  • Начиная с 5—6 лет, дети начинают осознавать и перерабатывать тему смерти. Это естественный и необходимый ребенку процесс.

Как реагировать на детские страхи

  • Не стоит логически разубеждать ребенка, говорить ему, что бояться нечего. Он уже боится, и логика родителя ему не поможет. Лучше сказать: «Я с тобой». Мягкое реагирование на страхи ребенка, теплота и принятие, поддержка и понимание лучше и результативнее, чем убежде­ние и чтение морали.

  • Если родитель начинает ругать ребенка за проявления страха, то он почувствует себя еще более беспомощным и «плохим». Это не поможет ему избавиться от страха, он просто загонит его внутрь, чтобы не показывать взрослым.

  • Нет смысла говорить: «Посмотри на меня: я же не боюсь!». Родитель — большой, взрослый и сильный, поэтому легче не бояться. Ребенок понимает, что он в разы меньше вас и физически слабее. Если уж и говорить «Я не боюсь», то не в контексте «Я — смелый, а ты — трусливый», а в контексте «Я — взрослый и я смогу защитить тебя». Важно понимать, что нельзя усилием воли перестать бояться, можно только пережить страх. Но пережить его можно только тогда, когда есть возможность опереться на что-то внутри себя или на кого-то, кто может помочь.

  • Не нужно избегать тем, которые пугают ребенка. Если он хочет   поговорить о своих страхах, не стоит от него отмахиваться или пытаться переключить его внимание на другие темы. Высмеивание страхов также недопустимо: ребенок замкнется и останется со своим страхом один на один. Проговаривание сильно уменьшает силу страха. Его интенсивность может значительно снижаться или даже уходить, если есть с кем его разделить.

  • Дети часто рисуют или проигрывают свои страхи. Игра и рисование позволяют прожить в воображаемой реальности волнующую и пугающую ситуацию, эмоционально отреагиро­вать на нее. Можно спросить ребенка о содержании рисунка или игры. Но не стоит вмеши­ваться в этот процесс, если ребенок не приглашает родителя, отзываться критически, осуждать.

  • Если у ребенка есть желание поделиться с взрослым, то можно предложить ему слепить свой страх из пластилина или глины, «пообщаться» со страхом, проигрывая его в маленьких сценках, сочинить сказку со счастливым концом и т.п.

  • При ночных страхах уместны успокаивающие ритуалы перед отходом ко сну. Спокойное, доброе отношение родителей, нежный телесный контакт помогут ребенку справиться со своими страхами и тревожными снами.

  • Лучше всего — быть рядом, когда ребенку страшно, расспрашивать его о том, чего он боится, что может случиться, оказывать поддержку, вместе придумывать способы (включая волшебные) справиться с этой ситуацией.

  • Важно создать дома такую атмосферу, в которой ребенок будет чувствовать себя в безопас­ности: спокойная, внимательная, нежная мама и папа, излучающий стабильность и безо­пасность, — лучшая защита от детских страхов.

Ребенок освобождается от страха, если он переживает это чувство. Чтобы помочь ребенку пережить страх, можно предложить посмотреть детские художественные и мультипликационные фильмы, или почитать сказки и другие художественные произведения, в которых герои преодолевают свой страх.

        Успехов вам в воспитании ваших малышей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Причины возникновения детских страхов и тревожности у детей. Методы коррекции детских страхов»

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может...

Консультация для родителей на тему: « Детская дружба - что важно знать родителям»

Консультация для родителей на тему:« Детская дружба - что важно знать родителям»...

Консультация для воспитателей Детские страхи: виды, причины, способы борьбы с детскими страхами.

Страх –  это острое эмоциональное специфическое состояние, особая чувствительная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже насту...

Что важно знать родителям о питании в детском саду.

информация для родителей о питании в детском саду...

Что нужно знать о детских страхах

Страхи - наиболее частая причина обращений родителей к детскому психологу....