Конфликты и пути их разрешения
методическая разработка по психологии

Серебренникова Ольга Деомидовна

Семинар-тренинг для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-trening_dlya_pedagogov.docx32.83 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_seminar_konflikty.ppt1.5 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ V вида»

Практический семинар-тренинг

для педагогов

на тему: «Конфликты и пути их разрешения»

Составитель:

педагог-психолог Серебренникова О.Д.

г. Улан-Удэ, 2021 г.

Цель: содействие в формировании умения педагогов позитивно решать конфликтные ситуации.

Задачи:

  • Рассмотреть понятие педагогического конфликта, его виды.
  • Изучить основные типы конфликтных ситуаций в школе.
  • Овладеть приемами общения в конфликте.
  • Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.
  • Выявить основные варианты предупреждения и урегулирования конфликтов.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, лента шелковая, ватман, фломастеры, два стола для работы в группах, ручки.

Ход

Слайд №1

        Добрый день, уважаемые педагоги. Сегодня мы обсудим актуальную для нас тему: «Конфликты и пути их разрешения».

        В нашей жизни мы часто сталкиваемся с недопониманием со стороны родителей наших обучающихся, родных и близких, друзей, коллег и совсем незнакомых людей (в транспорте, в магазине и т.п.).  Зачастую разногласия, недопонимания оборачиваются обидами и стрессами обеих сторон, что приводит к ухудшению самочувствия и общей работоспособности. Сегодня мы попробуем разобраться в понятии: что же такое конфликт? Познакомимся с некоторыми приемами достойного разрешения конфликтов, а также успешной профилактике конфликтных ситуаций. 

 

Слайд №2 

        Что же такое конфликт?

        Игра «Ассоциации»

        Конфликт (от лат. conflictus- столкновение) - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами.

Конфликты могут быть:

Конструктивными - способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений (хорошие, полезные)

Деструктивными – препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений (плохие).

А сейчас давайте попробуем выполнить простое упражнение.

Слайд №3

        Упражнение «Руки». Психолог просит соединить ладони на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую.

(По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится).

Обсуждение:

  • что вы чувствовали?
  • какие ощущения у вас возникли при выполнении задания?

        

        Вывод – в ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, то есть агрессия порождает агрессию! Если педагог настроен недружелюбно по отношению к детям (родителям, коллегам), они это почувствуют и неосознанно примут меры защиты. Возникает конфликт!

Слайд №4 

Конфликты бывают:

  • Межгрупповые
  • Межличностные
  • Внутриличностные (мечтаешь похудеть, но очень трудно отказаться от сладкого – «душевные муки»)
  • Между личностью и группой

Работа по группам

        У конфликтов бывают как плюсы, так и минусы. Разбейтесь на 2 команды. Первая команда записывает как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, вторая команда описывает негативные последствия конфликтов. На работу группам даётся 3 минуты.

        Далее каждая группа оглашает свой список. Если у команды соперников возникают вопросы и замечания, то они могут их озвучить, после того как команда полностью закончит свой ответ.

Слайд №5

Плюсы

  • конфликт вскрывает «слабое звено» во взаимоотношениях;
  • дает возможность увидеть скрытые отношения;
  • дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение;
  • пересмотр своих взглядов на привычное;
  • способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.

Минусы:

  • отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям;
  • нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины - ухудшение социально-психологического климата;
  • ухудшение качества работы - сложное восстановление деловых отношений;
  • представление о победителях или побежденных как о врагах;
  • временные потери - на 1 мин. конфликта приходится 12 мин. после конфликтных переживаний.

Слайд №6

        А теперь давайте рассмотрим причины возникновения конфликтов.

        Причины возникновения конфликтов:

        Конфликтогены - слова, действия, поступки, которые могут привести к конфликту (например, неучтивое обращение не всегда приводит к конфликту, думаем что «сойдет») - на слова в наш адрес мы отвечаем более сильным словом.

        Причины возникновения МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ:

Конкуренция - люди стремятся к одной цели, но находятся в ситуации конкуренции (борьба за первенство)

Столкновение разных жизненных принципов (Кот Леопольд - гуманист, и мелкие пакостники - мыши)

Психологическая несовместимость (неуживчивость темперамента и характера)

Из-за взаимного непонимания (смысла высказываний, просьб, приказов, объяснений).

От скуки (Том и Джерри, Ну, погоди)

Слайд №7

        Упражнение «На мостике». Сейчас мы с вами сыграем в одну игру: представьте себе, что вы стоите на краю пропасти, а вам очень нужно перейти на другой берег по этому мостику, но на другом берегу стоит тоже человек, которому так же, как и вам, необходимо перебраться на другой берег.  Группа делится на две команды. С каждой команды выходят по 2 участника, которые расходятся в разные концы комнаты, между ними рисуется узкая дорожка, либо стелется лента.

        Задача игроков – пройти как можно быстрее на другую сторону. Тот, кто заступился за дорожку, считается упавшим в пропасть.

Выполнение упражнения начинается по команде ведущего.

Обсуждение:

  • Как вы себя чувствовали?
  • Что вы чувствовали при выполнении этого упражнения?
  • В реальных ситуациях, вы предпочитаете уступить или добиться определённой цели?
  • Какого стиля общения придерживался каждый из участников?

        Вывод: в выигрыше оказывались не те, кто стремился пройти сам, а те, кто, прежде всего, стремился помочь партнеру.

        В этом упражнении можно четко увидеть стратегии поведения в конфликтно ситуации: конкуренция, сотрудничество, компромисс, приспособление.

        

Слайд №8

        А теперь попробуем научиться разрешать конфликт. 

        Предлагаются 2 конфликтные ситуации для решения. (определить причину конфликта, описать чувства участников конфликта, предложить пути выхода)

Слайд №9

Таким образом есть ЧЕТЫРЕ способа разрешения КОНФЛИКТА:

1. Соперничество - высокая активность при нежелании сотрудничать (добиться цели любой ценой).

2. Избегание - нет ни активности, ни желания сотрудничать (уводит разговор в сторону).

3. Приспособление - отсутствие активности при явном желании сотрудничать (плывете по течению).

4. Сотрудничество - высокая активность и выраженное желание сотрудничать.

5. Медиация

        Способы поведения в конфликте при СОТРУДНИЧЕСТВЕ (Мы делили апельсин):

1. Дипломатия - вы стараетесь рассудить, кому апельсин нужнее.

2. Компромисс - чистите апельсин и делите поровну.

3. Воля судьбы. Тянете жребий.

4. Конструктивный поиск - узнать, кому и зачем нужен апельсин (кого-то мучает жажда - сок, кто-то хочет есть - мякоть, кому-то кожура для цукатов, а третьему - косточки для дерева).

Слайд №10

        

А теперь несколько приемов, которые помогут выстроить эффективную коммуникацию и управлять диалогом!

        Как Вы уже смогли определить важным в конфликте выступает эмоциональное состояние конфликтующих. И иногда понимание эмоций своих и других позволяет избежать конфликтных ситуаций.

        

Упражнение «Нарисуй эмоции».

        В кружочках нужно нарисовать выражающие обиду, гнев, удивление, страх, радость эмоции.

        Важно учиться как определять свое состояние (выражая в речи), так и считывать эмоции других людей (не только, то что они выражают внешне (мимически), но и то, что высказывают) и в конфликтных ситуациях отражать эти состояния.

Упражнение «Отражение чувств»
        

Необходимо определить чувство, которое скрывается за высказыванием и спросить о нем.

Высказывание

Скрываемые чувства

1

Может быть, я сделала что-то не так?

Неуверенность, тревожность, сомнение

2

Я ей пытался объяснить, что ни в чем не виноват, а она как набросилась, как давай орать, ну я и не выдержал.

Раздражение, обида, возмущение, злость

3

Теперь я хотя бы могу сидеть на уроках. Пусть не разговаривают, зато не обзываются.

Успокоение, уверенность

4

Как она могла так поступить со мной, я же была ее подругой.

Сожаление, обида, унижение, предательство

5

Он обозвал меня, а я что молчать должен?

Гнев, возмущение

6

Я ничего не делал, просто мне хотелось после его слов ему треснуть.

Злость, гнев, раздражение

7

Я не понимаю, что я сделал не так, почему он так поступил.

Сомнение в своих действиях, неуверенность, бессилие

8

Не хочу я с тобой разговаривать ни о чем, оставьте меня в покое.

Обида, раздражение, злость

9

А если он снова начнет обзываться.

Тревожность, беспокойство, страх

10

Я все делаю неправильно!

Страх, раздражение, огорчение

11

Это все глупости!

Обида, злость, возмущение

12

Я больше не пойду в школу!

Тревога, обида, страх, протест

        

Слайд №11

Упражнение: «Другими словами»

        В этом упражнении вам предлагается поработать над неконструктивными установками в общении с другими людьми, которые зачастую приводят к возникновению или еще большему усугублению конфликта. Обычно нас раздражает, а порой и просто выводит из себя, когда другой человек говорит нам фразы типа: «Ты должен...», «Это твоя обязанность...», «С тобой невозможно разговаривать...», «Ты безответственный человек» и т.п.

        Эти и подобные высказывания приводят к возникновению барьеров общения, увеличению напряжения. Поэтому очень важно, особенно в конфликтной ситуации, отслеживать неконструктивные установки в общении.

        

        Задание: перефразировать неконструктивные фразы в конструктивные

(используя  «Я - утверждение» (обращая внимания на СВОИ чувства), вместо «Ты-утверждение». Например: «Вы должны принести мне книгу». («Я была бы рада, если бы Вы принесли мне книгу»)

Неконструктивные высказывания

Конструктивные высказывания

1

Он должен заботиться обо мне

Мне хочется, чтобы он заботился обо мне

2

Ты не должна была ходить на эту вечеринку.

Я бы предпочел, чтобы ты не ходила на вечеринку

3

Ты ни разу в жизни для меня ничего не сделал.

Мне не хватает внимания и заботы с твоей стороны

4

Вы должны были предвидеть возможные трудности.

Мне хотелось, чтоб ты предвидела возможные трудности

5

Меня заставили.

Я не сумела отказаться

6

Он - упрямый козел.

Я не смог убедить его

7

Он меня унизил.

Мне было неприятно

8

Прекрати меня злить.

Я начинаю злиться

9

Вы должны мне дать программу, книгу.

Мне хотелось бы, чтоб ты дала мне программу, книгу

10

Меня обидели

Я предпочла обидеться

        Обсуждение: просто – сложно перефразировать?

        Вывод: успешное решение любой конфликтной ситуации неизбежно связано со способностью прощать. Вы можете принять решение извинить вашего обидчика независимо от того, примет он ваше прощение или нет.

        Способность и умение прощать!!! - значит, «отпустить» свой гнев и не собираться мстить.

Слайд №12

        А теперь выполним Упражнение «Толкалки».  Эта игра всем нам знакома с детства. Суть её очень проста. Разбейтесь на пары. Встаньте друг напротив друга, вытянув вперёд руки, обопритесь ладонями на ладони партнёра. Далее по моей команде сдвиньте своего противника с места.

        Проигрывает тот игрок, который сойдет с места или хотя бы незначительно изменит положение своих ступней. После нескольких раундов игроки меняются партнёрами.

Обсуждение:

  • Как вы себя чувствовали?
  • Что вы чувствовали при выполнении этого упражнения?
  • В реальных ситуациях вы предпочитаете уступить или добиться определённой цели?
  • Какого стиля общения придерживался каждый из участников?

Вывод с помощью этой игры можно учиться анализировать свой гнев, агрессию, контролировать энергичность своих движений.

Упражнение «Перефразирование»

Перефразируйте правила разговора конфликтных сторон на примирительной встрече.

Сообщайте о своем эмоциональном состоянии.

Обращайтесь к фактам, а не к интерпретации.

Находите конкретное решение в конкретной ситуации.

Предлагайте варианты выхода из ситуации.

Слайд №13

Рефлексия 

- Что было полезно, интересно для вас. Может вы что-то узнали нового о себе или о члене коллектива?

- Что бы вы хотели изменить в семинаре-тренинге, если будет такая же тема?

- С каким настроением Вы покидаете наш семинар?

Есть такая притча. Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее.

Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать плащ с человека. Он задувал ему под ворот, в рукава, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее.

Тогда за дело взялось солнце. “Смотри, - сказало оно ветру. - Я буду действовать по-иному, ласково”. И действительно, солнце начало нежно пригревать путешествующему спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял.

Так солнце победило, действуя по-доброму, с любовью.

Мне очень хочется надеяться, что также и Вы будете побеждать в любых конфликтных ситуациях. Спасибо за работу, всего хорошего!

Слайд №14

Используемая литература.

1. Авидон И., Гончукова О. Тренинги взаимодействия в конфликте. Материалы для подготовки и проведения. “Речь” Санкт-Петербург, 2008.

2. Бороздина Г.В. Психология делового общения. Москва Инфра-М 2001.

3. Монина Г.Б. Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи, родители. “Речь” Санкт- Петербург, 2007.

СИТУАЦИЯ 1

        Ученик принёс в класс конфеты, на перемене, не делясь с одноклассниками, стал кушать. Ребята сначала просили, но мальчик отказал всем. Ребята обиделись и стали называть мальчика жадиной. Завязалась словесная перепалка.

СИТУАЦИЯ 2

«Испорченная картина»

Учитель заходит в класс на перемене. Ребята очень шумят. Говорят:

– Он нарисовал на картине...

– Он испортил ее!..

Учитель видит: мальчик у доски, у картины, которую только что рассматривали на уроке. Он глядит снизу вверх, напряженно молчит. И резко, горячо выдыхает:

– Я...Я не хотел, я нечаянно...

Мальчик громко заплакал...

СИТУАЦИЯ №3 

        Марина - ученица 3 класса, девочка средних способностей, очень самоуверенная, в классе держится особняком, в общественной жизни не участвует. Дома рассказывает обо всем, что происходит в школе, искажая факты или просто придумывая их. По ее рассказам, многие ребята в классе хулиганят, ведут себя вызывающе. Учителя несправедливы, завышают отметки своим любимчикам, а другим, в том числе и ей, занижают.

        Мама приходит в школу с обвинениями в адрес учителей и администрации. Никакие уговоры и убеждения, что Марина видит жизнь класса в кривом зеркале, не успокаивают маму. Она требует справедливого отношения к ее дочери, наведения порядка в классе. Вмешательство директора ни к чему не приводит. Конфликт то разгорается, то угасает в зависимости от того, что Марина рассказывает маме. Длится это год. Мама по-прежнему борется за справедливость, Марина дезинформирует мать. Ребята все больше отчуждаются от Марины.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум: Конфликты и пути их разрешения г. Улан-Удэ декабрь 2021 г.

Слайд 2

Что такое конфликт? Конфликт- (от лат. с onflictus - столкновение ) это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами.

Слайд 3

Упражнение «Руки» Инструкция: соедините ладони на уровне груди, а затем надавите правой ладонью на левую.

Слайд 4

Классификация конфликтов Межгрупповые Межличностные Внутриличностные (мечтаешь похудеть, но очень трудно отказаться от сладкого- «душевные муки») Между личностью и группой

Слайд 5

Плюсы и минусы конфликта Плюсы Конфликт вскрывает «слабое звено» во взаимоотношениях Дает возможность увидеть скрытые отношения Дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение Пересмотр своих взглядов на привычное Способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом Минусы Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям Нарушение деловых и личных отношений между людьми, ухудшение социально-психологического климата Ухудшение качества работы -сложное восстановление деловых отношений Представление о победителях или побежденных как о врагах Временные потери - на 1 мин. конфликта приходится 12 мин. послеконфликтных переживаний

Слайд 6

Причины возникновения межличностных конфликтов Конкуренция Столкновение разных жизненных принципов Психологическая несовместимость Из-за взаимного непонимания От скуки

Слайд 7

Упражнение «На мостике» Задача: пройти как можно быстрее на другую сторону. Тот, кто заступился за дорожку, считается упавшим в пропасть.

Слайд 8

Решение конфликтных ситуаций Алгоритм: 1. Определить причины конфликта; 2. Описать чувства и эмоции участников конфликта; 3. Предложить пути выхода и мероприятия, направленные на профилактику.

Слайд 9

Стратегии поведения в конфликте Соперничество Избегание Приспособление Сотрудничество

Слайд 10

Приемы эффективной коммуникации Отражение чувств Использование «Я –утверждений» вместо «Ты –утверждений» «Парафраз» ( повтор слов собеседника «Я понимаю, что для Вас…) «Условное согласие» («Ага», «Угу» , «Вы совсем с ума сошли!»-»Иногда может показаться, что я действую не как обычные люди») Умение держать паузу

Слайд 11

«Другими словами» 1 Он должен заботиться обо мне. 2. Ты не должна была ходить на ту вечеринку. 3. Ты ни разу в жизни для меня ничего не сделала. 4. Ты должна была предвидеть возможные трудности 5. Меня заставили. 6. Он- упрямый осел. 7. Он меня унизил. 8. Прекрати меня злить! 9. Ты должна мне дать программу, книгу…. 1. Мне хочется, чтобы он заботился обо мне. 2. Я бы предпочел, чтобы ты не ходила на вечеринку. 3. Мне не хватает внимания и заботы с твоей стороны. 4. Мне хотелось, чтобы ты предвидела возможные трудности. 5. Я не сумела отказаться. 6. Я не смог его убедить. 7. Мне было неприятно. 8. Я начинаю злиться. 9. Мне хотелось бы, чтоб ты дала мне программу, книгу.

Слайд 12

Упражнение «Толкалки» Инструкция: разбейтесь на пары. Встаньте друг на против друга, вытянув вперед руки, обопритесь ладонями на ладони партнера. Далее по моей команде ваша задача сдвинуть своего противника с места

Слайд 13

Рефлексия

Слайд 14

школьная служба медиации педагоги-психологи школы ВСЕГДА ГОТОВЫ ПОМОЧЬ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Толерантность - путь к разрешению конфликтов"

В материале консультации рассказывается о значении термина "Толерантность", дана сравнительнительная характеристика толерантного и интолерантного человека....

Конфликты и пути их разрешения

Семинар для воспитателей и администрации детских садов. Я постаралась преподнести материал так, чтобы сотрудникам детского сада было нескучно принимать участие в семинаре, и в тоже время они смо...

Практический семинар -практикум для педагогов "Конфликты и пути их разрешения"

Практический семинар-тренинг для педагогов "Конфликты и пути их разрешения" Цель: помочь педагогам преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций.Задачи:Рассмотреть понят...

Конфликт и пути его разрешения. Семинар - практикум для педагогов ДОУ

Семинар - практикум направлен на расширение теоретических знаний, формирование практических умений и отработку навыков по предупреждению и управлению конфликтами, возникающими в рамках педагогического...

Консультация для педагогов " Детские конфликты и пути их разрешения"

Консультация будет полезна как для педагогов и родителей...

Семинар-практикум: "Конфликты и пути их разрешения"

Семинар-практикум: "Конфликты и пути их разрешения"...