Презентация "Агрессивное поведение ребенка в группе"
презентация для интерактивной доски по психологии

Мартыненко Татьяна Владимировна

Агрессия и агрессивность

 

Э. Фромм считает, что существует два вида агрессии: «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности. Разделяют понятия «агрессия» и «агрессивность», определяя агрессивность как свойство личности, выражающиеся в готовности к агрессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agressivnoe_povedenie_rebenka_v_gruppe_prezintatsiya.pptx113.75 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Агрессивное поведение ребенка в группе. Как избежать чрезмерной агрессии? Подготовила педагог – психолог Мартыненко Т.В.

Слайд 2

Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности). .

Слайд 3

Условия способствующие развитию агрессивного поведения : постоянное агрессивное поведение родителей, которым подражает ребенок и у которых « заражается» их агрессивностью; проявление нелюбви к ребенку, формирование у него ощущения беззащитности, опасности и враждебности окружающего мира; - длительные и частые фрустрации, источником которых являются родители или обстоятельства; - унижения, оскорбления со стороны родителей и окружения; - взаимодействие во время игр со сверстниками, проявляющими агрессию, от которых дети узнают о преимуществах агрессивного поведения; - сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствующие повышению уровня агрессивности детей.

Слайд 4

Агрессия и агрессивность Э. Фромм считает, что существует два вида агрессии: «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности. Разделяют понятия «агрессия» и «агрессивность», определяя агрессивность как свойство личности, выражающиеся в готовности к агрессии.

Слайд 5

Признаки агрессивности: -Слишком говорлив. -Чрезмерно подвижен. -Не понимает чувств и переживаний других детей. -Часто ругается со взрослыми. -Создает конфликтные ситуации. -Перекладывает вину на других. -Суетлив. -Импульсивен. -Часто дерется. -Не может адекватно оценить свое поведение. -Имеет мускульное напряжение. -Часто специально раздражает взрослых. -Мало и беспокойно спит

Слайд 6

Причины агрессивного поведения: 1.Нарушения эмоционально-волевой сферы: -неумение ребенка управлять своим поведением; -недостаточное усвоение ребенком общественных норм поведения , общения. 2.Неблагополучная семейная обстановка: -отчуждение. Постоянные ссоры, стрессы; -нет единства требований к ребенку; -ребенку предъявляют слишком суровые или слабые требования; -физические (особенно жестокие) наказания; -асоциальное поведение родителей; -плохие жилищно-бытовые условия, материальные затруднения; 3. Трудности обучения. 4.Психологический климат в дошкольном учреждении.

Слайд 7

Характерологические особенности агрессивных детей 1. Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним. 2. Сверхчувствительны к негативному отношению к себе. 3. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих. 4 . Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение. 5. Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении. 6. В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т.п.) отсутствует чувство вины, либо вина проявлена очень слабо. 7. Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки. 8. Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию. 9. В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии . 10. Слабо развит контроль над своими эмоциями. 11. Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева. 12. Боятся непредсказуемости в поведении родителей. 13. Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание. 14. Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации). 15. Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы. 16. Имеют высокий уровень личностной тревожности; 17. Имеют неадекватную самооценку, чаще низкую; 18. Чувствуют себя отверженными.

Слайд 8

Т. П. Смирнова выделила 6 ключевых блоков — 6 ключевых направлений, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу . 1. Снижение уровня личностной тревожности. 2. Формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии . 3. Развитие позитивной самооценки. 4. Обучение ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом. 5. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями. 6. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении.

Слайд 9

При общении с агрессивными детьми можно посоветовать следующее — Помните, что запрет и повышение голоса — самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и устранив их, вы можете надеяться, что агрессивность ребенка будет снята; — Давайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать портрет его врага, и вы увидите, что уровень его агрессивности и ее проявления в реальной жизни снизились; — Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева, нелестных, злых высказываний о других людях, проявлений желания отомстить кому-нибудь за обиду; — Пусть ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите его, цените и принимаете таким, какой он есть. Не стесняйтесь его лишний раз приласкать, пожалеть. Пусть он видит, как он нужен и важен для ; — Не забывайте, что агрессивная реакция — естественная реакция человека. Важно уметь управлять своей агрессивностью, выражать и снимать ее приемлемыми способами.

Слайд 10

Помните, что бороться с агрессивностью нужно терпением, объяснением, поощрением В ыделяют несколько шагов по преодолению агрессивного поведения у ребенка. 1 ш а г – стимуляция гуманных чувств: – стимулируйте у агрессивных детей умение признавать собственные ошибки, переживание чувства неловкости, вины за агрессивное поведение; – учите его не сваливать свою вину на других; – развивайте у ребенка чувство эмпатии , сочувствия к другим, сверстникам, взрослым и живому миру. Например : « Миша, неужели тебе не жалко других детей ?» « Если ты других жалеть не будешь, то и тебя никто не пожалеет ». Спросите у ребенка, почему плачет обиженный ребенок. Предложите помириться с обиженным ребенком («Мирись, мирись и больше не дерись…»)

Слайд 11

2 Шаг ориентация на эмоциональное состояние другого. Стремитесь обратить, привлечь внимание к состоянию другого, не выражая оценочного отношения к случившемуся. Например: · «Ты сейчас чувствуешь себя победителем?», «Кому сейчас плохо, как ты думаешь?» · Если агрессивный ребенок стал свидетелем того, как обидели Лену, то взрослый предлагает ему: «Давай пожалеем Лену!» · «Как ты думаешь, сейчас только тебе плохо или еще кому-то?», «Тебе сейчас грустно?», «Ты злишься?», «Ты чувствуешь усталость и ни с кем не хочешь разговаривать?».

Слайд 12

3 Ш а г – помогите агрессивному ребёнку адекватно оценивать эмоциональное состояние ребёнка-жертвы, а не только собственное; – постарайтесь понять характер агрессивности – защитный или более похожий на жестокость без сочувствия к обиженным; – стимулируйте осознание особенностей вспыльчивого и неуверенного поведения детьми; – стремитесь поставить агрессивного ребёнка на место ребёнка-жертвы; – чаще разговаривайте с агрессивным ребёнком о палитре его собственных эмоциональных состояний; – чаще спрашивайте у него о вариантах выхода из конфликтной ситуации; – объясняйте, какими другими неагрессивными способами он может самоутвердиться; – расскажите, что такое вспышка гнева и что означает «контролировать» собственную агрессию, и зачем это необходимо делать. – спрашивайте у ребенка, в каких случаях он чаще всего становится сердитым, теряет над собой контроль; – объясните ребенку, зачем необходимо и что означает «контролировать» собственную агрессию.

Слайд 13

Коррекция агрессивности у детей Стратегия на стимуляцию гуманных чувств Агрессивных детей нужно учить гуманности по отношению к обиженному ими ребенку. Спросите, неужели ему не жалко того, кого он толкнул/ударил/обозвал. Дети, которые мало способны сопереживать, нужно учить резонансу с эмоциями людей (если ты не будешь обижать других, то кто тебя будет любить? все и тебя будут обижать).

Слайд 14

Стратегия на осознание Стратегия подразумевает, что ребенок, жертва и окружающие (которые видели/слышали конфликтную ситуацию) должны уразуметь отдаленные последствия случившегося. Агрессор-ребенок должен понять, почему он совершил тот или иной негативный поступок. Наведите его на размышление вопросами. Обиженный малыш должен понять, почему именно агрессор проявил негатив к нему. Жертва также должна с помощью педагога (учитель, родитель и т. д.) осознать причины и особенности своего поведения. Спросите, какой сейчас ребенок: добрый, злой или нейтральный? Спросите его, как долго он помнит обиду, как быстро прощает и т. д.

Слайд 15

Стратегия ориентации на состояние Взрослый при помощи данной стратегии не дает оценке конфликтной ситуации, а пытается привлечь внимание к состоянию жертвы. Спросите ребенка, что он чувствует в данный момент. Спросите, действительно ли он не хочет ни с кем говорить. Малыш должен осознать свое состояние или состояние другого человека. Также нужно поговорить с проявившим агрессию ребенком: что он чувствует в данный момент, кому еще сейчас нехорошо

Слайд 16

Стратегия на переключение Заключается в том, чтобы обидчика, жертву и свидетелей «переключить» на другое состояние. Ребенок-агрессор должен переключиться с агрессии на другое поведение. Жертва должна выйти из состояния притеснения в другое состояние. Существует множество других стратегий коррекции агрессивного поведения у ребенка.

Слайд 17

Позитивное, эффективное общение с агрессивным ребенком возможно, если взрослый обладает следующими навыками : говорит с ребенком о своих чувствах и переживаниях на языке внутреннего «Я», языке «Я-сообщений»; «активно слушает» внутренний мир ребенка, мир его чувств; не оценивает личность ребенка, а говорит о нежелательных действиях ребенка; видит в словах и действиях ребенка позитивный настрой и благие намерения; обладает навыками саморегуляции своего эмоционального состояния.

Слайд 18

Заповеди педагога • Думайте о своих отношениях с детьми, выстраивайте их. • При организации педагогического процесса исходите не только из педагогических целей и задач, не исключайте и интересы ребёнка. • Свою роль акцентируйте на конкретного ребёнка или группу детей. • Не ограничивайтесь только собственной информацией, необходимо и организовывать отношения с ребёнком, изучать его, оказывать на него определённое воздействие. • Не стройте отношения «сверху вниз». Помните, что даже малыш стремится к самостоятельность во взаимоотношениях. • Постарайтесь понять психологическую атмосферу в детском коллективе, что может помочь вам в отношениях с детьми. • Умейте слушать детей. • Стремитесь чувствовать настроение детей в процессе общения. • Не забывайте, что и у детей могут быть конфликты и что вы можете спровоцировать их своей педагогической несостоятельностью. • Указывая ребёнку на его ошибки, старайтесь быть тактичным. • Будьте инициативны в общении .

Слайд 19

Заповеди педагога При общении с детьми учитывайте особенности девочек – они более эмоционально ранимые, чем мальчики. • Избегайте штампов поведения в общении с детьми. • Преодаливайте отрицательное отношение к некоторым детям. • Только критика, без конструктивного начала, бесполезна. • Чаще улыбайтесь детям. • Старайтесь, чтобы чаще звучали одобрение, похвала, поощрение. • Дети должны знать, как вы к ним относитесь. Ваша оценка их поведения определяет их отношение к вам. • Запоминайте ваше отношение к каждому ребёнку. Изменение вашего отношения повлечёт негативное поведение ребёнка. • Готовьтесь к каждой беседе, разрабатывайте стратегию разговора. • Помните, что дети растут и первоначальное поведение сменяется новым. • Возможно возникновение барьеров между воспитателем и группой. Здесь следует учитывать социально-психологическую обстановку в группе, отношения в группе, которые сложились между детьми.

Слайд 20

Игры для агрессивных детей 1) комкать и рвать бумагу; 2) бить подушку или боксерскую грушу; 3) топать ногами; 4) громко кричать, используя «стаканчик» для криков или «трубу», сделанную из ватмана; 5) пинать ногой подушку или консервную банку (из-под «Пепси», «Спрайта» и т. п.); 6) написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу; 7) втирать пластилин в картонку или бумагу; 8) использовать водяной пистолет, надувные дубинки, батут (в домашних ситуациях).

Слайд 21

Игры для агрессивных детей Воробьиные драки (снятие физической агрессии). Дети выбирают пару и превращаются в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры (лечат «крылышки» и лапки у доктора Айболита). «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого. Минута шалости (психологическая разгрузка). Ведущий по сигналу (удар в бубен и т. п.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется – прыгает, бегает, кувыркается и т. п. Повторный сигнал ведущего через 1–3 минуты объявляет конец шалостям .

Слайд 22

Игры для агрессивных детей Каратист (снятие физической агрессии). Дети образуют круг, в центре которого лежит обруч – «волшебный круг». В «волшебном круге» происходит «превращение» ребенка в каратиста (движения ногами). Дети, стоящие вокруг обруча, вместе с ведущим хором произносят: «Сильнее, сильнее, сильнее…», – помогая игроку выплеснуть агрессивную энергию максимально интенсивными действиями. Упрямая подушка (снятие общей агрессии, негативизма, упрямства). Взрослые подготавливают «волшебную, упрямую подушку» (в темной наволочке) и вводят ребенка в игру-сказку: «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри ее живут детские упрямки . Это они заставляют капризничать и упрямиться. Давайте прогоним упрямки ». Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее!» Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается. Взрослый предлагает послушать « упрямки в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают?» Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. « Упрямки испугались и молчат в подушке», – отвечает взрослый (этот прием успокаивает ре бенка

Слайд 23

Игры для агрессивных детей Клоуны ругаются (снятие вербальной агрессии ). Ведущий говорит: «Клоуны показывали детям представление, веселили их, а потом стали учить детей ругаться. Сердито ругаться друг на друга овощами и фруктами». Обращается внимание на адекватное, сердитое интонирование. Дети могут выбирать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди «ругать» всех детей. Взрослый руководит игрой, сигналом объявляет начало и конец игры, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия. Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. Ведущий говорит: «Когда клоуны научили детей ругаться, родителям это не понравилось». Клоуны, продолжая игру, учат детей не только ругаться овощами и фруктами, но и ласково называть друг друга цветами. Интонирование должно быть адекватным . Дети вновь разбиваются на пары и ласково называют друг друга цветами. Драка . « Представь, что ты с другом поссорился. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохни, крепко- прекрепко стисни зубы, сожми как можно сильнее кулаки, до боли вдави пальцы в ладони, на несколько секунд затаи дыхание. Задумайся: а может, и не стоит драться? Выдохни и расслабься. Ура! Неприятности позади! Встряхни кистями рук. Почувствовал облегчение?»

Слайд 24

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессивное поведение ребенка дошкольника. Коррекция агрессивного поведения у детей

Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от живот...

Рекомендации взрослым. Как реагировать на агрессивное поведение ребенка?

 Среди проблем поведения агрессия упоминается чаще других. Агрессивные действия детей обычно вызывают достаточно острую реакцию со стороны окружающих ребенка людей (и очень огорчают его ро...

Агрессивное поведение ребенка

Все чаще в детских садах встречаются агрессивные дети. в данной статье даны советы, как  вести себя с такими детьми...

Проявление агрессивного поведения ребенка раннего возраста в зависимости от типа привязанности

Статья на тему зависимости проявлений агрессии у детей раннего возраста в зависимости от отношений с родителями, в частности от типа привязанности, который устанавливается у ребенка раннего возраста с...

Коррекция агрессивного поведения ребенка по средством игры

Что таоке агрессия? И как с ней бороться?...

Семинар-практикум: «Причины агрессивного поведения ребенка. Экспресс - приемы. Как остановить вспышку агрессии у ребенка в группе».

Семинар-практикум: «Причины агрессивного поведения ребенка. Экспресс - приемы. Как остановить вспышку агрессии у ребенка в группе»....