Неделя психологи в детском саду.
проект по психологии

Цель  проведения Недели психологии  - помочь детям, педагогам, родителям осознать свой внутренний мир и внутренний мир других людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл irine.odt33.57 КБ

Предварительный просмотр:

Неделя психологии в детском саду

   Цель:  формирование общего настроения оптимистической тональности, настрой на «психологическую волну»; стимулирование интереса к психологическим знаниям и работе психолога у детей, педагогов, родителей, администрации, сотрудников ДОУ; создание благоприятного психологического климата в детских и взрослых коллективах.

    Предварительно была проведена подготовительная работа: оформлены стенды «Что такое радость?», «Забор психологической разгрузки», была изготовлена «Шляпа предсказаний», подобраны материалы, разработаны конспекты занятий с детьми.  Родителями  были оформлены материалы по теме: «Познакомьтесь,- это Я», средних групп – «Мой портрет в лучах солнца», старших и подготовительных групп – «Моя любимая мама».

Цель проекта «Неделя психологии»: помочь детям, педагогам, родителям осознать свой внутренний мир и внутренний мир других людей.

Задачи: создать благоприятный микроклимат в ДОУ и группах; раскрыть возможности психологической службы ДОУ и новые формы работы с детьми и взрослыми; повысить уровень профессионализма и авторитета практических психологов в ДОУ.

    Мероприятия дня: 1-й день - Радуга настроения; 2-й день - Радуга эмоций; 3-й день - День дружбы; 4-й день - День народных игр и соревнований; 5-й день - День здоровья.

       При планировании и проведении недели  следующих принципов:

        -  неделя должна быть целостной и законченной;

       -  учет  возрастных и индивидуальных возможностей детей;

       -  соблюдение режима дня ( мероприятия недели  не должны , по возможности, мешать                                                            воспитательно-образовательному процессу);

       -  охват  мероприятиями всего коллектива детского сада, взрослых и детей.

1-й день – Радуга настроения

        В холле вывешивается плакат с восемью большими разноцветными квадратами: синий, желтый, зеленый, красный, серый, коричневый, черный, фиолетовый.  На другом плакате вопрос: «С каким настроением Вы пришли сегодня в детский сад?». Родителям и детям предлагается опустить  фишку  в ту коробочку с прорезью, цвет которой соответствует их настроению сегодня.

       На следующее утро в холле вывешивается плакат с результатами опроса:  цветные диаграммы «Настроение детей», «Настроение взрослых». Рядом  размещается информация психологической характеристики каждого цвета.

       Таким образом мы постарались, чтобы родители, дети и педагоги, входя в здание детского сада, сразу почувствовали необычную атмосферу начала Недели психологии. Холл украшал огромный плакат «Что такое радость?», приглашающий взрослых подискутировать  на эту тему. Свои мысли можно было выразить в слове, в рисунке. К концу дня их собралось немало.

      Воспитателями старших-подготовительных групп с детьми была проведена беседа - рассуждение на тему «Что такое радость?». Высказывания детей  об их понимании радости было оформлено в виде красочных стендов с  рисунками детей. Целью такой беседы являлась оптимизация настроения взрослых и детей, расширение их представления о заявленной эмоции.

     Психологический тест на тему «Какое настроение живет в детском саду?»  с целью изучения настроения детей и взрослых показал, что у родителей воспитанников и самих воспитанников детского сада преобладает позитивное, яркое, солнечное настроение желтого цвета; у сотрудников детского сада настроение спокойное и уверенное .

Мероприятие с детьми «Путешествие на острова чувств и эмоций».

      Цель: развитие эмоциональной сферы детей, развитие художественного творчества.

    Материалы: карта воображаемого путешествия, письмо для детей, пиктограммы с изображением различных эмоциональных состояний, портреты людей с изображением различных эмоций, магнитофон, музыкальные записи, картон, пластилин.

      Дети перемещаются на остров чувств и эмоций с помощью воображаемого воздушного шара.

Дыхательное упражнение «Надуем воздушный шар»

(с силой выдохнуть: пых-пых, по-по-по и т.п.)

  Прослушивание музыки. Попав на остров, дети слушают музыкальную композицию, соответствующую эмоциональному состоянию жителей, по музыке отгадывают, какое у них эмоциональное состояние. Далее дети слушают сказочные истории про жителей, изображают мимикой, пантомимикой эмоции.  Также детям предлагается определить, какого цвета настроение у жителей острова.

   Беседа.  Дети рассказывают о  ситуациях, в которых они испытывают подобные эмоции, например: «я злюсь, когда…», «я  радуюсь, когда…», «когда я боюсь, я…(плачу, прячусь)» и т.п.

     На островах дети встречаются с эмоциями радости, страха, злости, удивления, печали.

Игра «Найди нужный конверт»

( дети выборочно берут портреты людей  с выражением разных эмоций, находят конверты с соответствующей пиктограммой и вкладывают портрет в конверт).

      Беседа. С детьми обсуждается, какие эмоции способствуют дружбе, а какие- мешают.

 

     Рисунок своей эмоции. Дети рисуют (размазывают) с помощью пластилина свою эмоцию.

Упражнения с элементами тренинга с педагогами: «Сила прощения, сила благодарности»

   Цель: избавление от чувств обиды, вины; работа с ресурсами (благодарность); позитивный эмоциональный настрой, обучение способам самовосстановления.

      Материалы: листы бумаги, магнитофон, аудиозапись с релаксационной музыкой, цветные карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

         Самодиагностика настроения, самочувствия ( субъективное шкалирование).

     Беседа: «Подсознательные механизмы обиды, вины». Рассматриваются общие механизмы обиды, вины, их влияния на организм.  Смысл беседы: мысли, эмоции обладают как созидательной, так и разрушительной силой.  Именно наши, а не чужие разрушительные мысли создают нам личные проблемы, болезни.

    Упражнение на преодоления чувств обиды , вины. Педагог  предлагает вспомнить всех людей, которые причиняли , по мнению ребенка, ему боль, обиды и простить их. Предлагается ребенку вспомнить всех людей, кому они сами причиняли боль и мысленно попросить прощения у них. Поблагодарить за все людей, причинивших боль,-  благодаря таким людям мы становимся сильнее и мудрее.

    Беседа: «сила благодарности». Раскрывается смысл слова «благодарность». Смысл беседы: умение получать удовлетворение от жизни (благодарность)  позитивно сказывается на физическом и психическом здоровье человека, на благополучии его семьи, на результатах труда. Благодарность помогает осознавать все прекрасные моменты в жизни. Благодарность помогает преодолевать трудности, вылечиваться от заболеваний. В этом сила благодарности.

    Упражнение «Благодарность». Осознание своих ресурсов. Педагоги составляют список благодарностей.

    Самодиагностика самочувствия, настроения после проведенной работы.

2-й день – Радуга эмоций

Мероприятие с детьми «Разыщи радость»

       Цель: развитие эмоционально-волевой сферы, развитие позитивного мышления.

       Материалы: пальчиковые краски, листы бумаги, медитативная музыка.

       Детям рассказывается сказка о радостном и грустном  зайчонке.

      Беседа о причинах эмоций. Итог: наши эмоции зависят от наших мыслей.

      Игра «Волшебные очки». Дети надевают «волшебные» очки, которые позволяют увидеть самое лучшее в людях. Задача увидеть как можно больше хорошего в каждом.

    Игра «Разыщи радость». Дети по очереди называют вещи, события, которые приносят им радость.

      Рисование ладошками (краски): «Мое настроение».

      Цель психологической акции «Шляпа предсказаний» - создать благоприятный эмоциональный климат в ДОУ, зарядить ее участников положительными эмоциями. Всем желающим, кто верит

в судьбу или просто хочет поднять настроение, мы предлагали вытянуть один из свитков и узнать, что готовит день грядущий. Эти пророчества были разными, но всегда положительными, вызывали у окружающих радостные эмоции и слова благодарности.

3-й день – день Дружбы

Мероприятие с детьми «Дружба».

         Цель: личностное развитие ребенка, развитие навыков общения, дружеских отношений между детьми, формирование благоприятного психологического климата группы.

      Материалы: бумага, краски, фломастеры, карандаши; телевизор и видеопроигрыватель; видеозапись мультфильма «Он попался !» (режиссер В.Котеночкин, «Союзмультфильм», 1981 год).

       Прослушивание песни «От улыбки».  Детям предлагается тоже улыбнуться друг другу, передать свою улыбку друзьям.

       Беседа о дружбе. Смысл беседы: друзей найти не просто. Если они есть, нужно дорожить ими. Дружбу нужно беречь!

      Игра «Давай дружить». Дети придумывают способы, которыми можно познакомиться, подружиться с человеком (проиграть каждый предложенный вариант).

       Просмотр мультфильма о дружбе лесных жителей «Он попался!».

       Беседа по мультфильму. Обсуждение характера, поведения персонажей, смысла мультфильма.

  Рисунок. Подарок своему другу - нарисовать дружбу (дети самостоятельно выбирают изоматериалы).

      Прощание. Дети кладут друг другу руки на плечи- крепкое дружеское объятие. Итог: мы с вами друзья и в нашей группе живет дружба!

Занятие с педагогами.

Семинар с элементами тренинга «Эффективное взаимодействие с родителями».

  1. Рефлексия как способ продуктивного общения. Цель: создание доверительных отношений, формирование мотивации для анализа участниками собственных педагогических взглядов и установок, своих индивидуальных особенностей как личности и как профессионала, повышение уровня осознанности влияния установок на профессиональную деятельность.

       Упражнение «Интервью». Педагогам предлагается познакомиться с человеком, узнать о нем как можно больше. Войти в дружеский контакт. Подумать, какие вопросы задать.                                          Для этого упражнения педагоги разбиваются на пары. В течении 2-х минут задают вопросы респонденту, чтобы затем представить его всей группе как уникальную и неповторимую личность.

    Мини-лекция «Окно Джохари». Педагоги выполняют рисунок. Необходимо описать себя прилагательным из списка, а потом предложить проделать то же самое своим друзьям и коллегам. Далее происходит самоанализ по критериям «Открытое Я», «Закрытое Я», «Слепое Я», «Неизвестное Я».

  1. Барьеры эффективного общения. Цель: провести анализ опыта общения педагога с родителями воспитанников,  отработать навыки невербального и вербального взаимодействия, активного слушания. Развить умения строить свое поведение в соответствие с  ситуацией.

        Групповая дискуссия. Как  завоевать доверие в разговоре с родителями, когда возникают барьеры в общении.

      Мини-лекция «Причины возникновения барьеров в общении между педагогами и родителями». Перечисляются причины возникновения барьеров (неоправданно-позитивные или неоправданно-негативные ожидания родителей от ДОУ; индивидуальные особенности родителей и педагогов       ( страхи и т.п.). Вывод: все родители разные, это взрослые люди и к каждому нужно найти персональный подход.

  1. Навыки эффективного общения. Цель:отработка навыков в умении фиксировать и обозначать состояние другого человека; приемы управления собственным состоянием: «подстройка» в процессе общения, владение голосом (интонация, тембр, скорость речи), контакт глаз, установление дистанции в общении.

         Упражнение на умение интонировать. Педагогам предлагается произнести фразу: «мне не безразличны успехи Вашего ребенка», «мне бы хотелось большей откровенности в нашем разговоре» с оттенками иронии, упрека, безразличия, требовательности, доброжелательности. Педагоги определяют, какой тон поможет им достичь цели.

       Упражнение «диалог с ролями». Пятерым педагогам одевают на голову ободки с ролью, которую они не видят. Цель участников- договориться о чем-нибудь, не выходя из рамок роли каждого участника. Роли: «соглашайся со мной», «игнорируйте меня», «возражайте мне», «восхищайтесь мной», «удивляйтесь мне».

       Мини-лекция «Позиции общения». Разбираются позиции «сверху» (Родитель),  позиции «снизу» (Дитя), позиции «на равных» (Взрослый).

      Мини-лекция «Активное слушание». Педагогам раздаются памятки «Правила активного слушания».

Упражнение «Активное слушание».Педагоги делятся на тройки. Один педагог рассказывает о себе, другой  слушает, третий наблюдает. Затем анализируются проигранные ситуации.

     Мини-лекция «Важные средства общения».Подробно разбираются такие важные средства общения, как слово, мимика, жесты, интонация голоса, контакт глаз, психологическое пространство.

4-й день – День народных игр и соревнований.

     Для детей были подобраны подвижные игры: «Емеля», «Бабка Ёжка», «Золотые ворота», «Ручейки», ловишки с ленточками и соревнования: катание на самокате и велосипеде, бег в мешках, метание в нарисованное окно, которое «можно разбить», бой подушками.

     Стенд «Говорят дети» заполнялся постепенно. Всю неделю воспитатели и родители вспоминали интересные изречения ребятишек, знакомили с ними всех входящих в детский сад. Высказывания детей поместили в брошюре-передвижке «Говорят дети» и все желающие могли ознакомиться с этим материалом.

     Психологическая игра «Тайный друг» была проведена для педагогов и всех сотрудников ДОУ.

  Цель: игра способствует психологической разгрузке, повышению общего позитивного эмоционального тонуса, развитию толерантности, доброты и взаимоподдержке.

     Психологическая акция «Забор психологической разгрузки». Здесь все желающие родители и сотрудники высказывали свое мнение о работе детского сада, писали пожелания и объявления. На этот забор взрослые клеили листочки со своими «страданиями и радостями», а больше делились своей радостью. Идея создания  забора в выражении отрицательных эмоций, тревожного состояния, т.е, психологической разгрузки.

      При выстраивании работы с детьми  мы стремились, чтобы каждое мероприятие вызывало у ребенка положительные эмоции, заинтересовывало и настраивало  его на дальнейшую работу в группе или дома. Все занятия с детьми проходили в игровой форме с использованием различных видов деятельности. В старших и выпускных группах воспитатели провели беседу-рассуждение на тему «Радость», педагогом-психологом для детей подготовительных к школе групп была проведена психологическая игра «Заколдованное сердце». Эта игра дает возможность увидеть взаимоотношения внутри группы, выявить умение детей обсуждать и решать поставленные задачи. Она помогает определить положение детей в группе, эмоциональные отношения как в группе, так и в отношениях с педагогом.

5-й день – День здоровья «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья!»

        Все мероприятия этого дня были направлены на снятие мышечных и эмоциональных зажимов, на умение расслабляться, свободно выражать свое эмоциональное состояние, чувства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя психологии в детском саду

Из опыта работы с детьми, родителями, педагогами...

Неделя психологии в детском саду №41 г. Хабаровска, ноябрь 2013 г.

Неделя психологии проходила с 18 по 22 ноября 2013 г. В ее проведении активно поучаствовали педагоги, родители и, конечно же, дети!...

Неделя психологии в Детском саду № 41 г. Хабаровска, краткая презентация.

Неделя психологии "Дорогою добра" проходила с 18 по 22 ноября 2013 г.  В ее провелении участвовали дети, их родители, педагоги....

Примерный план проведения Недели психологии в детском саду "Калейдоскоп эмоций"

План мероприятий Недели психологии разбит на разделы: работа с детьми, работа с родителями и работа с коллективом детского сада....

Неделя психологии в детском саду.

План мероприятий по проведению "Недели психологии в ДОУ"...

Неделя психологии в детском саду

Предлагаю Вашему вниманию план мероприятий, проведенных на неделе психологии....

"Неделя психологии в детском саду"

В своей практической деятельности стараюсь использовать новые и интересные формы работы. Одной из таких форм стала Неделя психологии в ДОУ. Мною было принято решение о разработке и реализации данного ...