Тренинговое занятие для родителей «Пять языков любви»
материал по психологии

Стрелкина Наталия Викторовна

Упражнения тренинга помогут  сформировать у родителей навыки гармоничного общения с детьми, научить выражать любовь и поддержку с помощью пяти языков любви, создать дружескую атмосферу, сформировать в сознании родителей понятие «безусловная любовь», развивать творческое мышление. Показать родителям разные способы проявлять любовь и заботу к ребенку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pyat_yazykov_lyubvi.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинговое занятие для родителей «Пять языков любви».

Подготовьте аудиоаппаратуру с записью лиричной мелодии на 1,5 часа, бумагу, изобразительные материалы и листы с незаконченными предложениями по количеству участников. На каждом листе напишите фразы: «1. Я должна... / 2. Тот, кого я люблю, должен... / 3. Мой ребенок должен... / 4. Я выражаю любовь тем, что... / 5. Я люблю себя за...

Приветствие

Педагог-психолог:

Здравствуйте, дорогие родители, мамы и папы! Я очень рада вас видеть. Меня зовут (педагог-психолог называет имя), я работаю психологом в детском саду. Мы собрались с вами, чтобы поговорить о любви к нашим детям, о том, как мы выражаем свою любовь и какое значение она имеет для развития ребенка.

Упражнение «Знакомство»

Педагог-психолог:

В начале встречи я предлагаю нам всем познакомиться. Пусть каждый представится тем именем, каким ему хочется, чтобы его здесь называли, расскажет о своем ребенке. И кратко скажет, что ожидает от нашей встречи. (Родители по кругу представляются.)

Чтобы наша встреча прошла комфортно, принесла нам не только новые знания, но и теплые эмоции, нам нужно с вами обговорить правила поведения. На нашей встрече важно: уважать всех участников, выражать свои мысли и чувства корректно, проявлять активность в обсуждении и при проигрывании упражнений, при обсуждении выражать свое личное мнение и чувства, которые вы испытываете здесь и сейчас, не делая оценку ответам других участников. Вы согласны с правилами? Может, вы хотите предложить что-то от себя? (Родители отвечают.) Для того, чтобы настроится на активное общение и взаимодействие друг с другом, я предлагаю поиграть.

Упражнение «Раскрасить любовью» по К. Фопель

Педагог-психолог:

Разделитесь, пожалуйста, на пары. Теперь вытяните руки вперед и представьте себе, что они покрыты чудесным цветом любви. Какой цвет вы выберете? Я хочу, чтобы вы показали сейчас друг другу, какое сильное чувство живет внутри вас. Для этого «раскрасьте» друг друга цветами любви, нежности, добра, ласки и заботы... Я покажу вам сейчас как это можно сделать. (Педагог-психолог подходит по очереди к участникам и начинает их «раскрашивать» – легкими круговыми движениями рук скользить сверху вниз по голове, плечам, телу, ногам... Таким образом «растапливается» недоверие. Педагог-психолог также говорит каждому участнику, какой цвет для него выбрал.)

Сейчас закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните. Сначала приготовьте свои ладони для «раскрашивания»: потрите их друг о друга. Почувствуйте, как они становятся теплыми. (Пауза.) Теперь вытяните ладони вперед и дайте им немного отдохнуть. Почувствуйте, какие они... Теплые? Покалывают? Они наполнены энергией? Теперь пошлите любовь из своего сердца, и пусть она по рукам потечет в ладони и наполнит их...Ощутите эту любовь в своих ладонях, почувствуйте, как ладони «окрашиваются» цветом любви, нежности и добра... А теперь откройте глаза. Начните «раскрашивать» своего партнера в паре. «Окрашивая» его любовью, пошлите ему ласковые и нежные мысли. Представьте, что вы полностью покрываете его выбранным вами цветом любви и добра. Начните с головы и спускайтесь ниже. Уши, щеки, затылок, плечи, руки, бедра и ступни... Теперь поменяйтесь ролями. (Педагог-психолог организует обсуждение упражнения, спрашивает у участников, что они почувствовали, когда их «окрашивали», когда они сами кого-то «окрашивали», что было самым трудным, какие нежные и ласковые мысли они посылали через свои ладони.)

Упражнение «Незаконченные предложения» по Л. Макаровой, Л. Подвинцевой

Педагог-психолог:

Часто люди мыслят стереотипами, отключая за ненадобностью критическое мышление. Сейчас я каждому из вас дам листочек, на котором написаны незаконченные предложения. Завершите эти предложения словами, которые бы отражали ваше мнение. (Педагог-психолог раздает листы и дает участникам время, чтобы выполнить задание. Затем педагог-психолог предлагает обсудить упражнение, спрашивает участников, почему кто-то из нас что-то должен, кому должен, кто это установил. Что они чувствуют сейчас.)

Благодарю, что нашли нужные слова и поделились своим мнением. Родительская любовь должна быть безусловной, ведь настоящая любовь условий не ставит – это высшая форма любви. Мы любим ребенка просто за то, что есть, неважно, как он ведет себя. Неважно, какой он, мы принимаем его любым. Что бы малыш ни натворил... Часто родительскую любовь детям приходится завоевывать, Родители любят, но с оговоркой: нужно прилежно учиться и хорошо себя вести.

Упражнение «Безусловная любовь»

Педагог-психолог:

Вспомните, пожалуйста, и приведите несколько примеров, когда вы выражали любовь своему ребенку в последнее время. Вы делали это в обмен на что-то или просто потому, что цените его? Как вы думаете, ваша любовь была условной или безусловной? (Педагог-психолог слушает ответы родителей.)

Были ли случаи за последнее время, когда вы отказывали ребенку в своей любви? Почему? Быть может он не сумел оправдать ваших надежд? Если это так, то как совместить безусловную любовь, необходимую дисциплину и приучение к правилам? (Педагог-психолог слушает ответы родителей.)

Упражнение «Сосуд любви»

Педагог-психолог:

Представьте сейчас перед своим мысленным взором сосуд или кувшин. Этот сосуд содержит уверенность вашего ребенка в вашей любви к нему. Посмотрите, на сколько наполнен сосуд? На треть? На половину? Он почти полон? Как бы вы могли наполнить его? (Пауза.) Расскажите о том, что вам удалось представить. Постарайтесь в общении с ребенком «заполнять» внутреннее состояние ребенка уверенность в том, что он любим.

Чтобы ребенок почувствовал вашу любовь, нужно найти не только особенный путь к его сердцу, но и научиться проявлять свою любовь исходя их этого. Все дети по-разному чувствуют любовь. Существует пять основных способов, языков, путей, которыми дети выражают любовь: прикосновение, слова поощрения, время, подарки и помощь. Один язык для вашего ребенка родной, малыш понимает его лучше остальных. Когда ребенок «слышит» этот язык, удовлетворяется его потребность в любви. Это, конечно, не значит, что вы должны выражать любовь только этим способом. Чтобы ребенок нормально развивался и его уверенность в вашей любви не угасла, ему необходимы все пять способов.

Прикосновения – один из самых нежных способов выражения любви. Иногда вместо слов: «Я тебя люблю» – достаточно просто прикоснуться к человеку. Детям очень нужна ласка.

Обсуждение «Язык прикосновений»

Педагог-психолог:

Я сейчас предлагаю вам вспомнить, как в вашей семье говорили на языке прикосновений? Обнимали ли вас родители? Целовали? Как еще выражали свою любовь? Как вы думаете, повлияло ли это на вас, на ваше поведение, на вашу роль как родителя? (Педагог-психолог слушает ответы родителей.)

Скажите, достаточно ли часто вы прикасаетесь к ребенку? Если да, то почему? Если нет, то почему? (Педагог-психолог слушает ответы родителей.)

Когда ребенок спешит навстречу в садике, подбегает и обнимает изо всех сил и целует, то это не «телячьи нежности». Объятия означают «Я очень тебя люблю» на языке прикосновений. На «языке» прикосновений можно говорить необычным образом. Например, шутливо бороться. Как вы думаете, такой физический контакт нужен ребенку? (Педагог-психолог слушает ответы родителей.) Как еще можно выражать любовь прикосновениями, помимо поцелуев и объятий? (Педагог-психолог слушает ответы родителей.)

Игра «Объятия по кругу»

Педагог-психолог:

Предлагаю вам поиграть. Давайте встанем в круг. По очереди мы будем обнимать своих соседей, мягко и нежно. Обнимая, пожелайте хорошее и доброе. Например, я желаю тебе быть здоровым, я желаю тебе ясного дня. Во время второго круга объятий сделайте комплимент соседям. Например, у тебя красивое платье, ты очень милая. Во время последнего круга объятий поблагодарим друг друга. Например, спасибо, что ты улыбаешься – на душе светло, спасибо, что ты есть.

Благодарю всех за объятия и игру!

Упражнение «Язык слов любви и поощрения»

Педагог-психолог:

Когда ребенок бесконечно тарахтит вам что-то на ухо, болтает и болтает без умолку целые сутки про всякую ерунду, то это на самом деле не «про ерунду». Это «Я тебя люблю» на языке слов любви.

Уверенность в любви родителей нужна ребенку, как воздух. Дети хотят и должны снова и снова получать позитивные «послания» от своих родителей. Не нарочитые, а соответствующие обстоятельствам. Например, фраза «Ты лучше всех» в момент, когда ребенок только проиграл какое-то соревнование, вызовет недоверие: дети довольно хорошо оценивают свои способности и всегда чувствуют, что им лгут.

Вспомните и приведите примеры, когда поддержали своего ребенка, похвалили. Какие слова вы при этом говорили? Что, по-вашему, чувствовал ребенок? Что чувствовали вы?

Давайте обсудим, какие фразы поощрения и поддержки особенно ценны в общении. (Педагог-психолог обсуждает фразы с родителями.) Все правильно, это самые нужные фразы для ребенка: я рада, что ты у меня есть, я тебя люблю, я тебя понимаю, ты сильный, ты хорошо сделал, я знала, что ты это можешь, ты обязательно справишься, я тебе доверяю, мы всегда с тобой. Помните, что ребенок, чувствуя поддержку родителей, растет сильным, счастливым и уверенным в себе.

Беседа «Язык времени»

Педагог-психолог:

Еще один язык любви – это проведенное вместе время. Когда ребенок ходит за вами хвостиком и в доме от него спасу нет, а у вас, как назло, срочное дело. То это «Я тебя люблю» на языке «нахожусь с тобой и провожу время». Вспомните сейчас, сколько времени вы проводите с ребенком ежедневно, играя и общаясь с ним? Что нравится делать вашему малышу? (Педагог-психолог обсуждает ответы с родителями.)

Упражнение «Правило трех минут»

Педагог-психолог:

Я предлагаю вам сейчас сесть удобнее. Предметы, которые вы держите в руках, положите на стол. Закройте глаза. Постарайтесь расслабиться. Сделайте глубокий вдох и выдох... Вдох... выдох...Вдох... выдох...

Представьте себе ситуацию, когда вы встречаетесь со своим малышом. Неважно, встречаетесь вы с ребенком после того, как куда-то уезжали надолго, пришли с работы, забираете малыша из детского сада или выбегали в соседний магазин за хлебом... Представьте внутренним взором то, как вы встречаете ребенка. Что вы делаете... Что делает ребенок... Что вы говорите... Что отвечаете вам малыш... Постарайтесь представить вашу встречу в деталях. Что вы чувствуете... Что чувствует ребенок... (Пауза.) Глубоко вдохните и выдохните. Откройте глаза. Удалось ли вам представить вашу встречу с ребенком. Расскажите, о том, что вы представили. (Педагог-психолог слушает ответы участников.) Спасибо.

Важно встречать ребенка с такой радостью, как будто встречаете друга, которого не видели долгое время. В первые три минуты встречи ребенок делиться с близкими всем тем, чем ему хочется поделиться: эмоциями, событиями, произошедшими с ним. Именно поэтому важно не пропустить это драгоценное время. Есть всего несколько минут, чтобы расспросить о его дне и выслушать. Ребенку необходимо внимание и именно за первые минуты после встречи малыш переживает самые яркие эмоции. В такие моменты он особенно открыт для понимания, что важен и дорог для родителей.

Упражнение «Язык подарков»

Педагог-психолог:

Сейчас мы поговорим о языке подарков. Когда ваш малыш приносит вам свой рисунок, поделку из пластилина, маленькое сердечко и говорит: «Мамочка, это тебе», то это «Я тебя люблю» на языке подарков.

Все мы любим подарки. Причины могут быть разными: польза, которую можно извлечь из подарка, внимание и забота, которые подарил даритель, и даже цена. Есть ли у вас подарки, которые вы храните уже много лет? Почему? Что это говорит вам о вас самих? (Педагог-психолог слушает ответы участников.)

Как ваше отношение к подаркам отражается на том, какие подарки вы дарите своему ребенку? Что значит подарок для них? Ваши взгляды на подарки совпадают? (Педагог-психолог слушает ответы участников.)

Вспомните игры, игрушки, которые вы покупаете своему малышу. Это игрушки, которые служат позитивной цели, помогают ребенку развиваться? Или это игрушки «на раз», которые ничего не дают ребенку и быстро надоедают? Или этот игрушки, которые вы сами сделали? (Педагог-психолог слушает ответы участников.)

Вспомните сейчас ситуацию, когда вы подарили что-то ребенку. Уделял ли он особое внимание упаковке? Хотел ли развернуть подарок в вашем присутствии или открывал его в одиночестве? Поставил ли ребенок подарок на особое место, заботился о нем, играл с ним постоянно? Благодарил ли вас за подарок? (Пауза.) Если вы смогли ответить на эти вопросы утвердительно, то для вашего ребенка действительно важен язык подарков.

Упражнение «Подарок, который невозможно купить» по игре К. Фопеля

Можете ли вы рассказать мне, чем в последнее время вас радовали другие люди, ваши друзья, близкие, ваш малыш? Что они сделали для вас приятного? (Педагог-психолог слушает ответы участников.) Давайте поговорим о том, что бы вы могли сделать для других, для семьи, для малыша? Каким образов вы могли бы сделать приятный сюрприз для них? Каким способом вы могли бы сделать такой подарок, который нельзя купить? Запишите, пожалуйста, на карточке кратко ваш ответ. (Педагог-психолог дает время, чтобы выполнить задание.)

Сейчас мы соберем ваши предложения в корзинку. Я перемешаю ваши карточки. Не глядя возьмите из корзинки карточку. Прочитайте то, что в ней написано. Как вы думаете, можете ли вы осуществить предложенную идею? Нравится ли она вам? Может вы хотите что-то изменить или добавить? (Педагог-психолог слушает ответы участников.) Спасибо.

Упражнение «Язык помощи»

Педагог-психолог:

Когда ребенок на кухне, пока никто не видит, пытается помыть посуду или делает бутерброд со словами: «Мамочка, это я для тебя», то это значит «Я тебя очень люблю» на языке помощи и заботы. Предлагаю поговорить о помощи родителей своему ребенку. Как вам кажется, вы учитываете возраст ребенка, когда помогаете ему? Попробуйте перечислить все, что вы делаете для него. Ответы участников. Подумайте, может, ребенку пошло бы на пользу, если бы он некоторые дела выполнял сам? В зависимости от возраста ребенка выделите специальное время, чтобы учить его выполнять определенные дела самостоятельно: например, одеваться, кушать, убирать и т. д. Пусть это тоже станет одним из выражений любви на языке помощи.

Беседа «Языки любви мои и моего ребенка»

Педагог-психолог:

Попытайтесь вспомнить, как ребенок выражает любовь к вам. Перечислите три характерных случая за последнее время. Какой это был способ выражения любви? (Педагог-психолог слушает ответы участников.) Понаблюдайте, как ваш ребенок выражает любовь к братьям, сестрам, бабушкам, дедушкам? Он делает это так же, как к вам? Если нет, то, как вы думаете, почему? (Педагог-психолог слушает ответы участников.) Наши дети о многом нас просят. Вспомните просьбы вашего ребенка. Попробуйте определить, к какому способу выражения любви их можно отнести? Как вы можете удовлетворить эти просьбы? (Педагог-психолог слушает ответы участников.) Вспомните, на что ваш ребенок привык жаловаться, что заставляет его чувствовать себя несчастным? Чего ему не хватает? (Педагог-психолог слушает ответы участников.)

Рефлексия

Педагог-психолог:

Наша встреча подошла к концу. Сейчас я предлагаю вам по очереди ответить на вопросы: «Что было для вас хорошего и полезного на нашей встрече? Смогли ли вы определить язык любви свой и своего ребенка? Как вы думаете, что бы вы могли сделать, чтобы повысить уверенность вашего малыша в вашей к нему любви?». (Родители отвечают, обсуждают ответы с педагогом-психологом.) Я рада, что вы нашли слова и поделились своими мыслями и чувствами. Всего вам доброго.

Говорите с детьми на одном языке любви, чтобы понимать друг друга и поддерживать комфортную атмосферу в семье


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Пять языков Любви"

Консультация для родителей доу...

Консультация для родителей «ПЯТЬ ЯЗЫКОВ ЛЮБВИ»

Кто о чем, а мы о любви, о любви к детям. Почему то многие родители считают, что воспитывать детей в семье нужно одинаково, забывая о том, что мы все разные. Нет одинаковых детей, они индивидуальны, к...

Консультация педагога-психолога для родителей «Пять языков любви» или «Говорите на «языке любви» своего ребенка».

Консультация педагога-психолога для родителей «Пять языков любви» или«Говорите на «языке любви» своего ребенка».   Кто о чем, а мы о любви, о любви к детям. По...

Консультация для родителей " Пять языков любви"

Поговорим о том, как необходимо ребёнку ваше внимание и любовь...

Консультация для родителей "Пять языков любви"

 Кто о чем, а мы о любви, о любви к детям. Почему то многие родители считают, что воспитывать детей в семье нужно одинаково, забывая о том, что мы все разные. Нет одинаковых детей, они инд...

Консультация для родителей «ПЯТЬ ЯЗЫКОВ ЛЮБВИ».

Чтобы удовлетворить эмоциональную потребность ребенка важно осознавать, что не каждому человеку понятен один и тот же «язык любви». То, благодаря чему один человек почувствует нашу любовь ...

Консультации для родителей «Пять языков любви» или «Говорите на «языке любви» своего ребенка»

Консультация для родителей «Пять языков любви» или «Говорите на «языке любви» своего ребенка»...