Тревога и тревожность в дошкольном возрасте.
статья по психологии

Сердюкова Алина Юрьевна

Тревога считается естественная и нормальная реакция организма, она помогает активизировать организм к достижению результата. С помощью тревоги мы можем понять, когда нам грозит опасность. Но есть и обратная сторона тревожности, она негативно влияет на эмоциональную сферу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trevoga_v_doshkolnom_vozraste.docx16.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тревога в дошкольном возрасте.

Тревога считается естественная и нормальная реакция организма, она помогает активизировать организм к достижению результата. С помощью тревоги мы можем понять когда нам грозит опасность. Но есть и обратная сторона тревожности, она негативно влияет на эмоциональную сферу.

Происходит это в тех случаях, когда  тревога становится постоянной, назойливой, отнимающей силы, то психологи чаще всего называет такое состояние тревожным расстройством или повышенной тревожностью. Она буквально изматывает, человек начинает чувствовать тревогу по любому поводу или даже вообще без повода. Тревожность - это уже психологическая особенность, склонность человека чаще и сильнее испытывать тревогу. Поговорим про детскую тревожность,  которая является одной из наиболее актуальных проблем в современном мире. Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодическое проявление беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике, но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это – проявление тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях, то следует говорить о тревожности.

Для  определения уровня тревожности ребенка, наиболее  эффективна методика  тест тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммпл, М. Дорки, В. Амен), она предназначена для детей 4-7 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциональной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе. Представлена данная методика в 14 рисунках, каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом - печальное. 

Во время беседы ребёнок относится к педагогу с доверием и ему легче рассказывать о своих переживаниях.

Коррекция повышенной тревожности у детей, заключается в повышении самооценки, развитии саморегуляции, снятие мышечного напряжения. Для повышения самооценки у ребёнка, в обычной жизни старайтесь обращайся к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. Для групповых занятиях хорошо подходит игра "Комплименты", поднимает самооценку ребёнку и сплошает сверстников. Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела.

Большую часть времени педагогу необходимо уделять работе с родителями.

Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа. Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения.

Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи, ребенок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).

Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина). Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка ("осел", "дурак"), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.

Родители, которые следуют таким рекомендациям, через некоторое время отмечают приятные ощущения в теле, улучшение общего состояния. Они, как правило, готовы к дальнейшему сотрудничеству.

Рекомендации родителям.

1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: "Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!")

2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проявление тревожности в дошкольном возрасте

           Одним из важнейших условий нормального развития ребенка является чувство безопасности, чувство защищенности и покоя. На основе благоприятного психическо...

Психологическая программа коррекции тревожности детей дошкольного возраста

На сегодняшний день, к сожалению, растёт число  эмоционально -неустойчивых , тревожных детей,.Начиная с дошкольного возраста, с этими детьми необходимо ...

Статья на тему: "Особенности возникновения и проявления тревожности в дошкольном возрасте"

Проблема тревожности в дошкольном возрасте в настоящее время является наиболее актуальной и изучаемой, так как понимая причины возникновения детской тревожности, можно грамотно простроить коррекционно...

Статья по теме "Тревожность в дошкольном возрасте"

Стаья, посвященая понятию "Тревожность в дошкольном возрасте" и способы ее диагностики и  коррекции...

Картотека игр направленных на снижение тревожности детей дошкольного возраста.

Необходимость регулярного и как можно более раннего контроля за ходом психического развития ребенка   давно признана в отечественной психологии. На современном этапе детский сад стано­вится ...

Использование сказкотерапии в работе с тревожными детьми дошкольного возраста

Наши дети, это самая чувствительная часть социума и они наиболее подвержены разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, ...