Отдавать ли ребёнка в коррекционную школу
статья по психологии (подготовительная группа)
У вашего ребенка проблемы со здоровьем и трудности с обучением, и поэтому его не принимают в «нормальную» школу и направляют обучаться в коррекционную. Справедливо ли это? А что если не принимают даже в коррекционную? И в одном, и в другом случае родителям надо действовать!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Основания для записи ребенка в коррекционную школу, и что делать, если ребенка не принимают даже в такую школу?
Существуют специализированные, так называемые коррекционные школы, где обучаются не только дети-инвалиды, но и любые дети, имеющие трудности в обучении. У вашего ребенка проблемы со здоровьем и трудности с обучением, и поэтому его не принимают в «нормальную» школу и направляют обучаться в коррекционную. Справедливо ли это? А что если не принимают даже в коррекционную? И в одном, и в другом случае родителям надо действовать! Ребенок отстает в развитии… Заботливые родители, которые внимательно относятся к своему ребенку, начинают понимать, что-то с их чадом «что-то не так», не к первому классу, а гораздо раньше. К 6 годам отставание от сверстников в интеллектуальном развитии становится уже очевидным: скудная речь, бедность словарного запаса, подчас даже неумение держать в руках карандаш… Скорее всего, для родителей «особых детей» не становится новостью, что их сына или дочь не хотят принимать в обычную школу. Увы, не только учителя, но и сами родители сознают, что их наследник просто не справится с программой средней общеобразовательной школы. Таких деток направляют в специализированную, так называемую коррекционную школу. Амбиции родителей или здравый смысл? Итак, обычная средняя школа не зачисляет вашего ребенка и направляет на ПМПК – психолого-медико-педагогическую комиссию, которая должна решить его дальнейшую судьбу – в коррекционной школе какого вида ему обучаться. Существуют коррекционные школы VII вида – для детей с ослабленным слухом и имеющих отставание в речевом развитии. Бывают коррекционные школы VIII вида, где обучаются дети с легкой и глубокой умственной отсталостью. В свою очередь в школах VIII вида классы могут быть разделены – для более и менее способных деток. Последних называют детьми «со сложной структурой дефекта» и объединяют их в классы, где по сути за 9 лет учебы учителя должны их научить только читать, писать и считать – не более. И даже если в глубине души вы понимаете, что обычной школе вашему чаду не учиться, первая реакция родителей на отказ и направление обучаться в коррекционной школе – это гнев, возмущение и злоба, смешанная с обидой. В этот момент родительские амбиции часто возвышаются над здравым смыслом. Мы-то нормальные! – рассуждают мать и отец – почему наш ребенок должен учиться в школе для УО – так дети дразнят умственно отсталых. Но когда проходит первый гнев, затихают обида и боль, приходит трезвое понимание ситуации. Да, мой ребенок не в силах учиться в обычной общеобразовательной школе, потому что не справится с программой в силу своих индивидуальных особенностей развития: он быстро утомляется, часто простывает, и у него имеется непростой медицинский диагноз. Ведь если коррекционные школы создает и содержит государство, тратя на эти учебные заведения огромные средства, значит, они все-таки нужны? Отдавайте в обычную школу! Каждый человек – индивидуальность, а в случае с особыми детьми индивидуальных особенностей еще больше. Главное – все эти дети имеют настолько несхожие проблемы (психологические, медицинские и проч.), а перспективы развития порой настолько сложно прогнозировать, что давать читателю однозначные советы просто невозможно. И тем не менее, возьму на себя ответственность посоветовать родителям «особых детей»: постарайтесь сначала все-таки начать обучение в обычной образовательной школе. Никто не знает, как станет развиваться первоклашка: быть может, поначалу будет отставать от сверстников, а потом постепенно наверстает? Словом, отдавайте в обычную школу, чтобы бы вам ни советовали! Помните: все советы врачей, психологов и педагогов для вас – не более чем рекомендации. На вашей стороне закон Конституции РФ: «Каждый человек, без каких-либо исключений, имеет право на образование. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ст.ст. 7, 43 Конституции РФ)». Рассуждайте по принципу: поживем-увидим! Если через год-два обучения ваш ребенок будет явно отставать от ровесников и не успевать по всем предметам – коррекционная школа от него никуда не денется, туда попасть он всегда успеет. А вот наоборот – едва ли. После школы VIII вида в «нормальную» путь закрыт? Опыт показывает, что перевести ребенка из коррекционной школы в «нормальную» практически невозможно. Даже если школьник прогрессирует в своем развитии. Надежду вселяет повсеместное введение инклюзивного образования. Однако пока реальность такова: если в средней общеобразовательной школе вы только заикнетесь, что ваш ребенок до сих пор обучался в школе VIII вида, знайте – от него будут открещиваться как от прокаженного. Придумают любые предлоги для отказа: нет мест, классы переполнены. Списков учеников вам не покажут: не придете же вы 1 сентября на линейку, чтобы сосчитать учеников! Словом, будут придумывать и говорить что угодно, лишь бы напрямую не называть истинную причину отказа: «Ваш ребенок сложный, требующий особого внимания, и нам неохота с ним возиться, у нас своих проблем хватает», – открытым текстом вам этого не скажет никто! Потому что есть вышеназванный закон Конституции РФ. Однако закон-то существует, а вот в реальность такова: из школы VIII вида в «нормальную» ребенку путь закрыт. Ситуация поистине трагична для ребенка, который со временем начинает развиваться и наверстывать сверстников, становится умнее и собраннее, а его продолжают держать на том уровне, который он давно перерос. Пусть сидит как овощ? Бывает и по-другому. Ребенку очень трудно дается учеба. Однако родители, невзирая на умственные возможности ребенка, все-таки оставляют его учиться в «нормальной» школе. Да, по закону он имеет право в ней учиться. И ни учитель, ни школьный врач не вправе требовать справку из психиатрического диспансера и даже пытаться выяснять диагноз. Знайте, что по закону о психиатрии (ст. 5 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г. N 3185-I) вы можете не называть диагноз ребенка, так же как другие не вправе требовать от вас его оглашения. Однако, если одноклассники вашего чада уже читают «Войну и мир», а сам он все еще читает по слогам – в буквальном смысле! – не лучше ли все-таки отдать его в коррекционную школу? Возможно, в обычной общеобразовательной школе он научиться писать и читать, но остальная информация пройдет для него мимо. Потому что ребенок с серьезным медицинским диагнозом подчас усваивает информацию намного медленнее здоровых сверстников. Что толку, что в обычной школе ваш наследник будет сидеть как овощ?! Впрочем, выбор школы – личный выбор каждого. Плюсы и минусы коррекционных школ Начнем с плюсов коррекционных школ. Там в каждом классе от 7 до 14 учеников. Наполняемость класса более 14 детей считается нарушением: такой класс обязаны поделить пополам и выделить еще одну ставку для нового педагога. Очевидно: чем меньше детей, тем больше внимания каждому. С учениками работают не обычные учителя, а педагоги-дефектологи, которых специально обучают в ВУЗах работать детьми, имеющими непростые медицинские диагнозы. Такие преподаватели знают, как найти ключик к самому сложному ребенку. В коррекционных школах особое внимание уделяется развитию речи. С детьми занимаются логопеды, причем с особо сложными детьми – индивидуально. Психологи работают с учениками и при необходимости дают консультации родителям. Для коррекционных школ разработаны специальные учебники. Там щадящая программа, не такие сложные задачи и упражнения, так как «особые дети» быстро утомляются, имеют проблемы с концентрацией внимания. Учитывая то, что «особые дети» усваивают информацию медленнее своих обычных сверстников, темпы подачи нового материала в коррекционной школе замедлены. Словом, такая школа позволяет ребенку постепенно, микроскопическими шагами продвигаться к освоению новых вершин – знаний, которые даются ученику так непросто. И тут коррекционная школа идет в ногу с развитием ученика. Одна из главных проблем коррекционных школ заключается в том, что в них объединяют детей невероятно разных. Несхожи медицинские диагнозы, психологические и психиатрические проблемы… Можно ли подобрать для всех универсальную программу? Часто в «особых детях» сочетается явное отставание в одной области с одаренностью в другой. Один не в ладу с математикой, зато рисует как художник. Другой криво пишет, зато обладает очевидной способностью к иностранным языкам. А они-то как раз программой коррекционных школ и не предусмотрены! Потому что большинство учащихся коррекционных школ с трудом говорят по-русски. Какой уж там английский! В коррекционные школы нередко «сплавляют» неугодных – ребятишек из социально неблагополучных семей. Потому что дети алкоголиков и наркоманов поначалу действительно слегка отстают в развитии – ведь горе-родители совершенно не уделяют им внимания. А потом, когда с учениками начинают усиленно заниматься профессионалы, ученики быстро наверстывают упущенное в раннем детстве и выравниваются со здоровыми сверстниками: ведь у них нет сложных генетических или психиатрических диагнозов, отягощающих обучение. И что этим здоровым детям делать ? Однако, если ПМПК видит, что ребенок хотя бы чуть-чуть выбивается за рамки трафарета – его тут же отправляют в коррекционную школу. Кстати, это еще одна из проблем коррекционных школ: умственно отсталые дети часто склонны к подражательству. Какой пример они видят перед собой – такому и следуют. Видят хорошее – повторяют хорошее. Слышат, что одноклассник заикается – начинают копировать его заикание. Какой выход? Интегрировать «особых детей» в среду детей здоровых, интеллектуально развитых. Когда у них перед глазами будет достойный для подражания пример, они будут учиться хорошему, правильному и развиваться быстрее. На этом пути уже стоит отечественная система образования. Инклюзивное образование – в жизнь! Сейчас вводится инклюзивное образование, при котором «особые дети» интегрируются в среду обычно развивающихся сверстников. Необычных детей обычно бывает 2-3 в классе. Российское общество сегодня только начинает понимать, что такое толерантность – принятие и понимание другого, не такого как ты. И если некоторые родители возмущаются: «Почему это мой сын должен учиться в одном классе с Дауном?!» – это свидетельствует лишь об их духовной незрелости. Во всем цивилизованном мире объединяются темнокожие и белые, физически здоровые и люди в инвалидных креслах. В цивилизованном обществе стремятся к тому, чтобы никто не чувствовал себя ущербным, ущемленным, обиженным. Родители здоровых детей могут задать вопрос: «Да, умственно отсталому ребенку для же развития необходимо здоровое окружение, а моему-то сыну или дочери это зачем?!» Приходится разъяснять: обычные дети, в обществе которых учатся и воспитываются «странные», необычные ребятишки с ослабленным здоровьем, сами становятся более внимательными, добрыми, заботливыми, способными проявить сочувствие. Эти человеческие черты – способность помогать и проявлять сочувствие к старым, слабым, больным – не будут лишними в жизни. Родители, помните о том, что и вы когда-нибудь станете старыми и беспомощными!
Не принимают в школу? Идите в суд Разумеется, амбиции родителей «особых детей» не должны доходить до абсурда: то есть, нет смысла отдавать ребенка с диагнозом ДЦП, прикованного к инвалидному креслу, в секцию вольной борьбы. Зато есть, например, спортивные секции для тех, кто занимается бальными танцами, находясь в инвалидном кресле. И все же будьте разумны в своих желаниях: взвешивайте реальные физические и умственные способности и возможности вашего ребенка. Бывают очень сложные дети: психически неуравновешенные, крикливые, гиперактивные, говоря языком учителей – «неуправляемые». Они срывают урок всему классу, полностью берут внимание учителя на себя, не позволяя заниматься остальными учениками. Это происходит не от того, что ребенок плохо воспитан: он ведет себя в соответствие со своим диагнозом. Однако его диагноз совершенно не означает, что ребенок необучаем! Он может учиться, усваивать информацию, у него сохранный интеллект, есть лишь поведенческие отклонения. Почему тогда от его поведения должны страдать остальные дети в классе, тоже, заметим, не самые простые в обучении? Они страдать не должны. Поэтому особенно сложных детей дирекция школы обязана перевести на надомное обучение: выделить педагога, который будет приходить к ученику домой и давать уроки. Но вообще не зачислить ребенка в школу не имеют права – следуя все тому же закону Конституции РФ и Закону об образовании: каждый человек имеет право на обучение, независимо от диагноза. Исключение составляют лишь те случаи, когда вынесен медицинский приговор: «ребенок необучаем». Если же такой приговор вашему чаду не вынесен, а его не принимают даже коррекционную в школу – идите в суд. Но прежде, опять же, попросите директора школы написать письменный отказ. И вот увидите: место в классе тут же найдется и возможность для надомного обучения вашего непростого ребенка – тоже! Помните: право родителей выбирать школу и форму получения образования для своего ребенка установлено законодательством и гарантировано государством. |
Материал подготовила Цыренова Э.Б-М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/20/picture-298736-1384937625.jpg)
Консультация для родителей старших дошкольников "Отдавать ли ребёнка в школу в 6 лет?"
Консультация для родителей старших дошкольников "Отдавать ли ребёнка в школу в 6 лет?"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/04/picture-897326-1599195957.jpg)
Консультация для родителей "Отдавать ли ребёнка в музыкальную школу."
Рекомендации для родителей при поступлении в музыкальную школу...
Отдавать ли ребёнка в музыкальную школу?
ЧТО ДАЁТ РЕБЁНКУ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ?Об этом можно говорить очень много. Это и эстетическое воспитание и духовное развитие. Музыка облагораживает, делает людей сердечнее, добрее. И ещё многое, мн...
"Отдавать ли ребёнка в музыкальную школу?"
Советы родителям по музыкальному воспитанию детей....
Консультация для родителей: «Отдавать ли ребёнка в музыкальную школу?»
Уважаемые родители! Наверняка каждому из вас хочется, чтобы ваш ребёнок был как можно лучше развит во всех направлениях. Музыка не исключение. Обычно все дети любят музык...