Отдавать ли ребёнка в коррекционную школу
статья по психологии (подготовительная группа)

Цыренова Эржена Бато-Мункуена

У вашего ребенка проблемы со здоровьем и трудности с обучением, и поэтому его не принимают в «нормальную» школу и направляют обучаться в коррекционную. Справедливо ли это? А что если не принимают даже в коррекционную? И в одном, и в другом случае родителям надо действовать!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otdavat_li_rebyonka_v_korshkolu.odt50.08 КБ

Предварительный просмотр:

Основания для записи ребенка в коррекционную школу, и что делать, если ребенка не принимают даже в такую школу?

Существуют специализированные, так называемые коррекционные школы, где обучаются не только дети-инвалиды, но и любые дети, имеющие трудности в обучении.

У вашего ребенка проблемы со здоровьем и трудности с обучением, и поэтому его не принимают в «нормальную» школу и направляют обучаться в коррекционную. Справедливо ли это? А что если не принимают даже в коррекционную? И в одном, и в другом случае родителям надо действовать!

Ребенок отстает в развитии…

Заботливые родители, которые внимательно относятся к своему ребенку, начинают понимать, что-то с их чадом «что-то не так», не к первому классу, а гораздо раньше. К 6 годам отставание от сверстников в интеллектуальном развитии становится уже очевидным: скудная речь, бедность словарного запаса, подчас даже неумение держать в руках карандаш… Скорее всего, для родителей «особых детей» не становится новостью, что их сына или дочь не хотят принимать в обычную школу. Увы, не только учителя, но и сами родители сознают, что их наследник просто не справится с программой средней общеобразовательной школы. Таких деток направляют в специализированную, так называемую коррекционную школу.

Амбиции родителей или здравый смысл?

Итак, обычная средняя школа не зачисляет вашего ребенка и направляет на ПМПК – психолого-медико-педагогическую комиссию, которая должна решить его дальнейшую судьбу – в коррекционной школе какого вида ему обучаться. Существуют коррекционные школы VII вида – для детей с ослабленным слухом и имеющих отставание в речевом развитии. Бывают коррекционные школы VIII вида, где обучаются дети с легкой и глубокой умственной отсталостью. В свою очередь в школах VIII вида классы могут быть разделены – для более и менее способных деток. Последних называют детьми «со сложной структурой дефекта» и объединяют их в классы, где по сути за 9 лет учебы учителя должны их научить только читать, писать и считать – не более.

И даже если в глубине души вы понимаете, что обычной школе вашему чаду не учиться, первая реакция родителей на отказ и направление обучаться в коррекционной школе – это гнев, возмущение и злоба, смешанная с обидой. В этот момент родительские амбиции часто возвышаются над здравым смыслом. Мы-то нормальные! – рассуждают мать и отец – почему наш ребенок должен учиться в школе для УО – так дети дразнят умственно отсталых. Но когда проходит первый гнев, затихают обида и боль, приходит трезвое понимание ситуации. Да, мой ребенок не в силах учиться в обычной общеобразовательной школе, потому что не справится с программой в силу своих индивидуальных особенностей развития: он быстро утомляется, часто простывает, и у него имеется непростой медицинский диагноз. Ведь если коррекционные школы создает и содержит государство, тратя на эти учебные заведения огромные средства, значит, они все-таки нужны?

Отдавайте в обычную школу!

Каждый человек – индивидуальность, а в случае с особыми детьми индивидуальных особенностей еще больше. Главное – все эти дети имеют настолько несхожие проблемы (психологические, медицинские и проч.), а перспективы развития порой настолько сложно прогнозировать, что давать читателю однозначные советы просто невозможно. И тем не менее, возьму на себя ответственность посоветовать родителям «особых детей»: постарайтесь сначала все-таки начать обучение в обычной образовательной школе. Никто не знает, как станет развиваться первоклашка: быть может, поначалу будет отставать от сверстников, а потом постепенно наверстает? Словом, отдавайте в обычную школу, чтобы бы вам ни советовали!

Помните: все советы врачей, психологов и педагогов для вас – не более чем рекомендации.

На вашей стороне закон Конституции РФ: «Каждый человек, без каких-либо исключений, имеет право на образование. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ст.ст. 7, 43 Конституции РФ)». Рассуждайте по принципу: поживем-увидим! Если через год-два обучения ваш ребенок будет явно отставать от ровесников и не успевать по всем предметам – коррекционная школа от него никуда не денется, туда попасть он всегда успеет. А вот наоборот – едва ли.

После школы VIII вида в «нормальную» путь закрыт?

Опыт показывает, что перевести ребенка из коррекционной школы в «нормальную» практически невозможно. Даже если школьник прогрессирует в своем развитии. Надежду вселяет повсеместное введение инклюзивного образования. Однако пока реальность такова: если в средней общеобразовательной школе вы только заикнетесь, что ваш ребенок до сих пор обучался в школе VIII вида, знайте – от него будут открещиваться как от прокаженного. Придумают любые предлоги для отказа: нет мест, классы переполнены. Списков учеников вам не покажут: не придете же вы 1 сентября на линейку, чтобы сосчитать учеников! Словом, будут придумывать и говорить что угодно, лишь бы напрямую не называть истинную причину отказа: «Ваш ребенок сложный, требующий особого внимания, и нам неохота с ним возиться, у нас своих проблем хватает», – открытым текстом вам этого не скажет никто! Потому что есть вышеназванный закон Конституции РФ. Однако закон-то существует, а вот в реальность такова: из школы VIII вида в «нормальную» ребенку путь закрыт. Ситуация поистине трагична для ребенка, который со временем начинает развиваться и наверстывать сверстников, становится умнее и собраннее, а его продолжают держать на том уровне, который он давно перерос.

Пусть сидит как овощ?

Бывает и по-другому. Ребенку очень трудно дается учеба. Однако родители, невзирая на умственные возможности ребенка, все-таки оставляют его учиться в «нормальной» школе. Да, по закону он имеет право в ней учиться. И ни учитель, ни школьный врач не вправе требовать справку из психиатрического диспансера и даже пытаться выяснять диагноз. Знайте, что по закону о психиатрии (ст. 5 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г. N 3185-I) вы можете не называть диагноз ребенка, так же как другие не вправе требовать от вас его оглашения. Однако, если одноклассники вашего чада уже читают «Войну и мир», а сам он все еще читает по слогам – в буквальном смысле! – не лучше ли все-таки отдать его в коррекционную школу? Возможно, в обычной общеобразовательной школе он научиться писать и читать, но остальная информация пройдет для него мимо. Потому что ребенок с серьезным медицинским диагнозом подчас усваивает информацию намного медленнее здоровых сверстников. Что толку, что в обычной школе ваш наследник будет сидеть как овощ?! Впрочем, выбор школы – личный выбор каждого.

Плюсы и минусы коррекционных школ

Начнем с плюсов коррекционных школ. Там в каждом классе от 7 до 14 учеников. Наполняемость класса более 14 детей считается нарушением: такой класс обязаны поделить пополам и выделить еще одну ставку для нового педагога. Очевидно: чем меньше детей, тем больше внимания каждому. С учениками работают не обычные учителя, а педагоги-дефектологи, которых специально обучают в ВУЗах работать детьми, имеющими непростые медицинские диагнозы. Такие преподаватели знают, как найти ключик к самому сложному ребенку. В коррекционных школах особое внимание уделяется развитию речи. С детьми занимаются логопеды, причем с особо сложными детьми – индивидуально. Психологи работают с учениками и при необходимости дают консультации родителям. Для коррекционных школ разработаны специальные учебники. Там щадящая программа, не такие сложные задачи и упражнения, так как «особые дети» быстро утомляются, имеют проблемы с концентрацией внимания. Учитывая то, что «особые дети» усваивают информацию медленнее своих обычных сверстников, темпы подачи нового материала в коррекционной школе замедлены. Словом, такая школа позволяет ребенку постепенно, микроскопическими шагами продвигаться к освоению новых вершин – знаний, которые даются ученику так непросто. И тут коррекционная школа идет в ногу с развитием ученика.

Одна из главных проблем коррекционных школ заключается в том, что в них объединяют детей невероятно разных. Несхожи медицинские диагнозы, психологические и психиатрические проблемы… Можно ли подобрать для всех универсальную программу? Часто в «особых детях» сочетается явное отставание в одной области с одаренностью в другой. Один не в ладу с математикой, зато рисует как художник. Другой криво пишет, зато обладает очевидной способностью к иностранным языкам. А они-то как раз программой коррекционных школ и не предусмотрены! Потому что большинство учащихся коррекционных школ с трудом говорят по-русски. Какой уж там английский!

В коррекционные школы нередко «сплавляют» неугодных – ребятишек из социально неблагополучных семей. Потому что дети алкоголиков и наркоманов поначалу действительно слегка отстают в развитии – ведь горе-родители совершенно не уделяют им внимания. А потом, когда с учениками начинают усиленно заниматься профессионалы, ученики быстро наверстывают упущенное в раннем детстве и выравниваются со здоровыми сверстниками: ведь у них нет сложных генетических или психиатрических диагнозов, отягощающих обучение. И что этим здоровым детям делать ? Однако, если ПМПК видит, что ребенок хотя бы чуть-чуть выбивается за рамки трафарета – его тут же отправляют в коррекционную школу.

Кстати, это еще одна из проблем коррекционных школ: умственно отсталые дети часто склонны к подражательству. Какой пример они видят перед собой – такому и следуют. Видят хорошее – повторяют хорошее. Слышат, что одноклассник заикается – начинают копировать его заикание. Какой выход? Интегрировать «особых детей» в среду детей здоровых, интеллектуально развитых. Когда у них перед глазами будет достойный для подражания пример, они будут учиться хорошему, правильному и развиваться быстрее. На этом пути уже стоит отечественная система образования.

Инклюзивное образование – в жизнь!

Сейчас  вводится инклюзивное образование, при котором «особые дети» интегрируются в среду обычно развивающихся сверстников. Необычных детей обычно бывает 2-3 в классе. Российское общество сегодня только начинает понимать, что такое толерантность – принятие и понимание другого, не такого как ты. И если некоторые родители возмущаются: «Почему это мой сын должен учиться в одном классе с Дауном?!» – это свидетельствует лишь об их духовной незрелости. Во всем цивилизованном мире объединяются темнокожие и белые, физически здоровые и люди в инвалидных креслах. В цивилизованном обществе стремятся к тому, чтобы никто не чувствовал себя ущербным, ущемленным, обиженным. Родители здоровых детей могут задать вопрос: «Да, умственно отсталому ребенку для же развития необходимо здоровое окружение, а моему-то сыну или дочери это зачем?!» Приходится разъяснять: обычные дети, в обществе которых учатся и воспитываются «странные», необычные ребятишки с ослабленным здоровьем, сами становятся более внимательными, добрыми, заботливыми, способными проявить сочувствие. Эти человеческие черты – способность помогать и проявлять сочувствие к старым, слабым, больным – не будут лишними в жизни. Родители, помните о том, что и вы когда-нибудь станете старыми и беспомощными!

 

Не принимают в школу? Идите в суд

Разумеется, амбиции родителей «особых детей» не должны доходить до абсурда: то есть, нет смысла отдавать ребенка с диагнозом ДЦП, прикованного к инвалидному креслу, в секцию вольной борьбы. Зато есть, например, спортивные секции для тех, кто занимается бальными танцами, находясь в инвалидном кресле. И все же будьте разумны в своих желаниях: взвешивайте реальные физические и умственные способности и возможности вашего ребенка.

Бывают очень сложные дети: психически неуравновешенные, крикливые, гиперактивные, говоря языком учителей – «неуправляемые». Они срывают урок всему классу, полностью берут внимание учителя на себя, не позволяя заниматься остальными учениками. Это происходит не от того, что ребенок плохо воспитан: он ведет себя в соответствие со своим диагнозом. Однако его диагноз совершенно не означает, что ребенок необучаем! Он может учиться, усваивать информацию, у него сохранный интеллект, есть лишь поведенческие отклонения. Почему тогда от его поведения должны страдать остальные дети в классе, тоже, заметим, не самые простые в обучении? Они страдать не должны. Поэтому особенно сложных детей дирекция школы обязана перевести на надомное обучение: выделить педагога, который будет приходить к ученику домой и давать уроки. Но вообще не зачислить ребенка в школу не имеют права – следуя все тому же закону Конституции РФ и Закону об образовании: каждый человек имеет право на обучение, независимо от диагноза. Исключение составляют лишь те случаи, когда вынесен медицинский приговор: «ребенок необучаем». Если же такой приговор вашему чаду не вынесен, а его не принимают даже коррекционную в школу – идите в суд. Но прежде, опять же, попросите директора школы написать письменный отказ. И вот увидите: место в классе тут же найдется и возможность для надомного обучения вашего непростого ребенка – тоже!

Помните: право родителей выбирать школу и форму получения образования для своего ребенка установлено законодательством и гарантировано государством.

                                                                    Материал подготовила Цыренова Э.Б-М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей старших дошкольников "Отдавать ли ребёнка в школу в 6 лет?"

Консультация для родителей старших дошкольников "Отдавать ли ребёнка в школу в 6 лет?"...

Отдавать ли ребёнка в музыкальную школу?

консультация для родителей...

Консультация для родителей "Отдавать ли ребёнка в музыкальную школу."

Рекомендации для родителей при поступлении в музыкальную школу...

Отдавать ли ребёнка в музыкальную школу?

ЧТО ДАЁТ РЕБЁНКУ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ?Об этом можно говорить очень много. Это и эстетическое воспитание и духовное развитие. Музыка облагораживает, делает людей сердечнее, добрее. И ещё многое, мн...

"Отдавать ли ребёнка в музыкальную школу?"

Советы родителям по музыкальному воспитанию детей....

Консультация для родителей: «Отдавать ли ребёнка в музыкальную школу?»

Уважаемые родители! Наверняка каждому из вас хочется, чтобы ваш ребёнок был как можно лучше развит во всех направлениях. Музыка не исключение. Обычно все дети любят музык...

Отдавать ли ребёнка в музыкальную школу?

Консультация дя родителей....