Готовность ребёнка к школе
консультация по психологии (подготовительная группа)

Лепехина Анастасия Дмитриевна

Информация для родителей о готовности ребёнка к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_shkole.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

Наступает такой момент, когда заканчивается беззаботное дошкольное детство ребенка. Родители чаще начинают думать о том, что пройдет еще какое-то время, и ребенку будет пора идти в школу. Когда начинать готовить ребенка к школе? Чему учить ребенка до школы? Кто должен это делать?

Некоторые считают, что надо начинать подготовку с трех лет, другие – примерно за год до начала обучения в школьном заведении. Вся жизнь ребенка от рождения до школы — это и есть подготовка к школе. Естественно, что родители хотят как можно лучше подготовить ребенка к школе. Но к школьному обучению должны быть готовы не только дети, но и родители.

Поступление ребенка в школу сопряжено со значительными новыми для него психологическими, эмоциональными нагрузками, изменением образа жизни, перестройкой режима дня, необходимостью подчиняться дисциплине и воле учителя, сдерживать свои желания и управлять собой в разных ситуациях.

Возникают при этом и новые физические нагрузки: ребенок во время урока должен довольно продолжительное время сидеть, что связано со значительным статическим напряжением мышц, ежедневно пользоваться ранцем с книгами и тетрадями, затрачивать во время переноски их определенную мышечную энергию.

Во время учебных занятий ребенок должен уметь сосредоточить свое внимание на определенном объекте, стараться понимать и осмысливать то, что говорит или показывает учитель, запоминать преподносимые ему сведения. Иначе говоря, школа предъявляет к интеллекту первоклассника более высокий уровень требований, чем это было в детском саду. Следовательно, когда говорят о подготовке ребенка к посещению школы, имеют в виду весь комплекс школьного обучения на современном этапе. Поэтому к школе ребенка надо готовить организационно, психологически, нравственно, педагогически, эстетически.

В этом важном деле принимают участие родители, врач-педиатр, другие врачи детской поликлиники, воспитатели детских садов, учителя младших классов общеобразовательной школы (они могут дать родителям ценные советы по вопросам подготовки малыша к поступлению в школу).

Готовиться с ребенком к школе, как, впрочем, и к другим навыкам, нужно заранее. Как правило, лучше готовы к школе дети, которые посещают дошкольные учреждения. Обычно дошкольным группам уделяется большое внимание в детских садах. С детьми работают не только педагоги, но и психологи, логопеды. Особое внимание следует обратить на детей, которые не посещают дошкольные учреждения, или в этих учреждениях уделяют недостаточно времени работе по подготовке к школе. В этом случае выходом является посещение воскресных школ, где ребенка научат слушать учителя, правильно сидеть, логически мыслить и рассуждать. Основная роль в координации подготовки и воспитании ребенка, конечно, принадлежит родителям.

личностный (мотивационный) и интеллектуальный

В интеллектуальном плане у ребенка должна присутствовать готовность изменить свой образ жизни, столкнуться с новыми обязанностями и, конечно же, учиться. Общение со сверстниками для маленького школьника не менее важно, но настоящей мотивацией должна стать тяга к знаниям.

Психологическая готовность к занятиям в школе — это уровень развития ребенка, необходимый для изучения школьной программы. Готовность к обучению в школе – это итог развития в дошкольном возрасте.

Личностная готовность – это не только потребность в контактах со сверстниками, но и умение общаться с одноклассниками и учителями, способность исполнять роль ученика, а также адекватность самооценки. Кроме желания идти учиться, ребёнку необходимо быть готовым к тому, что часть его дня будет проходить вне дома, и он должен будет сам одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом. Пусть малыш постепенно привыкает к этим маленьким трудностям. Однако не стоит пугать его тем, что он чего-то не умеет: это может заранее разочаровать ребёнка в школьной жизни или даже испугать.

Прежде всего, у ребёнка должно быть желание идти в школу, т.е. сформирована мотивация к обучению. Большое значение имеет сформированность социальной позиции школьника: умение контролировать своё поведение, умение общаться со сверстниками, навык работы в коллективе, выполнение требований учителя. Родителям необходимо как можно раньше учить детей пониманию слов «нельзя» и «надо», но не гасить при этом познавательных эмоций чрезмерно высокими требованиями и строгостью.

Эмоционально-волевая готовность

Ребенок должен быть подготовленным в этом плане. Когда ребенок не боится совершать ошибки, он учится их преодолевать. Когда он учится преодолевать трудности в учебе, в научении, у него повышается самооценка. Он приучается ограничивать свои желания, преодолевать трудности, его поведение уже не носит импульсивный характер. Родителям нужно уметь поддержать, подсказать, а не выполнять задание за ребенка. Любое давление со стороны родителей может у него вызвать нежелание и страх. Поэтому так важны доверительные и позитивные отношения в семье. Ребенок, у которого в дошкольном детстве развиты все психические процессы - внимание, память, воображение, мышление, речь, моторика, физическое здоровье, - успешен в школе.

Мотивация

Прежде всего, ребенку необходима психологическая подготовка. Для ребенка важна мотивация. Если малыш сам не захочет учиться, то тогда очень трудно его научить чему-то. А вот желание учиться появляется, как раз, под влиянием взрослых. Подготовка должна быть спокойной, без лишних эмоций. Ни в коем случае не надо восторгаться или запугивать ребенка. Родителям необходимо развивать интерес к обучению, объяснять ему, чего он может достичь при помощи знаний, полученных в школе. Ребенка необходимо подготовить к новой социальной позиции – школьник, которая отличается от позиции дошкольника определенными правилами, требованиями, отношением к школе, учителям, сверстникам, и к самой учебной деятельности.

Мотивация к обучению складывается при желании познавать и умении трудиться. Ребёнок стремится познавать мир с рождения. Если ребёнок развивается нормально, то стремление к познанию повышается.

Для развития мотивации к обучению родители должны постоянно удовлетворять познавательную потребность: отвечать на вопросы «почемучки», читать им художественные и развивающие книги, играть в развивающие игры, хвалить ребёнка за его успехи, подбадривать в его начинаниях.

У ребенка должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника». Именно подготовительная группа детского сада позволяет сменить игровую позицию на учебную. Происходят качественные изменения в психической сфере. От позиции дошкольника «я хочу» ребенок переходит к позиции школьника «надо». Он начинает понимать, что в школе применяются правила, оценочная система. Обычно готовый к обучению ребенок «хочет учиться».

На этапе интеллектуального развития формируется способность к решению задач. Начинается это развития с решения задач на связи между предметами (например, расставить предметы по местам). Затем эти действия ребёнок учится производить в уме, то есть уже не с реальными предметами, а с их мысленными образами. Задачи непрерывно усложняются в рисовании, игре, конструировании, при выполнении заданий ребёнок не просто выполняет выученные действия, а меняет свои действия и получает новые результаты, учится планировать свои действия.

Социальный интеллект (социальная зрелость) – умение ребенка строить отношения со своими сверстниками и умение с ними общаться, а также он должен понимать и исполнять особую роль ученика. Эти умения должны быть уже сформированы. Когда ребенок социально не зрел, то у него и доска плохая, и Петя помешал, то есть, виноваты все, только не он. Он боится, что его будут ругать, оценивать в негативной форме. И ребенок вынужден защищаться. Такому ребенку нужна помощь – принятие таким, какой он есть. Уважение и доверие к ребенку должны определять позицию родителей. Это создаст ребенку ощущение психологического комфорта, защищенности, уверенности в своих силах, поможет пережить самый стрессовый класс. Ведь каждый день нужно быть готовым к урокам, внимательным, выдерживать нагрузку, смену деятельности. Когда ребенок попадает в школе в ситуацию дезадаптации, не комфорта и не успеха, то ответственны в этом родители. И помощь психолога, в какой сфере ребенок успешен и неуспешен, будет не лишней.

Социальная готовность

- Умение влиться в коллектив, приняв его правила и законы.

- Умение соотносить свои желания и интересы с потребностями и

интересами других членов коллектива;

- Умение налаживать отношения со взрослыми. Будущий ученик не

должен бояться отвечать на вопросы учителя, самому задавать

вопросы, если что-то не понятно, уметь попросить о помощи,

высказать свою точку зрения.

Ребенок должен

иметь навыки личностного общения:

- навык самопрезентации и умение проявить инициативу в общении, то есть подойти познакомиться первым.

«Привет, меня зовут Таня, я люблю

рисовать и лепить, а тебя как зовут…,

а ты что любишь).

- умение самому создать ситуацию для общения – то есть умение найти повод, для разговора, для знакомства. «У тебя не получается застегнуть портфель, давай я тебе помогу. Подержи вот

здесь… Меня зовут Таня, а тебя? Хочешь печенье…»

- умение воспользоваться ситуацией для общения, умение откликнуться на призыв другого, на просьбу помочь. Это когда другой говорит: «Извини, мой карандаш закатился под твою парту,

ты не мог бы его достать?».

Социально контактный ребенок не только достанет карандаш, но воспользуется поводом для

дальнейшего общения: «На, держи, я достал… А что ты рисуешь? А я пароход не так рисую, хочешь, покажу? А меня еще папа научил подводную лодку рисовать, могу и тебя научить…»

И это далеко не весь перечень навыков, помогающих ребенку безболезненно и бесконфликтно войти в новый для него мир людей.

Некоторые аспекты социальной готовности к школе

Социальная готовность к школе тесно связана с эмоциональной. Школьная жизнь включает в себя участие ребенка в различных сообществах, вступление и поддерживание многообразных контактов, связей и отношений.

Прежде всего, это сообщество класса. Ребенок должен быть готов к тому, что он не сможет больше следовать только своим желаниям и импульсам независимо от того, мешает ли он благодаря своему поведению другим детям или учителю. От отношений в классном сообществе во многом зависит, насколько ваш ребенок сможет успешно воспринимать и перерабатывать учебный опыт, то есть извлекать из него пользу для своего развития.

Представим себе это более конкретно. Если каждый, кто хочет что-то сказать или задать вопрос, будет в ту же минуту говорить или спрашивать, возникнет хаос, и никто никого не сможет слушать.

Для нормальной продуктивной работы важно, чтобы дети слушали друг друга, давали бы собеседнику договорить до конца. Поэтому способность воздерживаться от собственных импульсов и выслушивать других — это важный компонент социальной компетентности.

Важно, чтобы ребенок мог чувствовать себя членом группы, группового сообщества, в случае школьного обучения — класса. Учитель не может обращаться к каждому ребенку в отдельности, но обращается ко всему классу. В этом случае важно, чтобы каждый ребенок понимал и чувствовал,

что учитель, обращаясь к классу, обращается и лично к нему. Поэтому чувствовать себя членом группы — это еще одно важное свойство социальной компетентности.

Дети все разные, с разными интересами, импульсами, желаниями и т.д.

Эти интересы, импульсы и желания должны реализовываться сообразно ситуации и не в ущерб другим. Для того чтобы разнородная группа смогла успешно функционировать, создаются различные правила общей жизни.

Поэтому к социальной готовности к школе относится способность ребенка понимать смысл правил поведения и обхождения людей друг с другом и готовность следовать этим правилам.

К жизни любой социальной группы относятся конфликты. Жизнь класса не представляет здесь исключения. Дело не в том, появляются ли конфликты или нет, а в том, как они решаются. Важно научить их другим, конструктивным моделям решения конфликтных ситуаций: говорить друг с

другом, вместе искать решения конфликтов, привлекать третьих лиц и т.д.

Навыки самообслуживания

Навыки самообслуживания необходимо прививать ребенку заранее, еще задолго до начала школьного обучения. Важно, чтобы ребенок мог самостоятельно одеться и раздеться, причесаться, оправиться, подготовиться к уроку, уметь, в случае необходимости, попросить помощи у взрослого. Рекомендуется не просто приучить ребенка к самостоятельности, но еще и научить ею пользоваться. Возможно, наступит такое время, когда ребенок останется дома один, и он должен суметь сам поесть готовый обед. Поэтому приучать ребенка к самостоятельности надо еще в детском саду.

В первую очередь, ребенок должен знать личные данные:

  • Свое ФИО;
  • Свою дату рождения и возраст;
  • ФИО родителей, их профессии;
  • Домашний адрес: город, улица, дом, подъезд, этаж, квартира;
  • Главные достопримечательности своего края;
  • Название своей страны и её столицы;
  • Дни недели, месяца, времена года, загадки о временах года, основные приметы каждого времени года;
  • Названия домашних и диких животных и их детенышей, их повадки;
  • Растения и знать, где они растут;
  • Части человеческого тела;
  • Названия профессий;
  • Русские народные сказки;
  • Великих русских писателей и поэтов (А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, С.А. Есенин, Ф.И. Тютчев), их основные детские произведения;

И уметь:

Различать живое и неживое, рода (мужской и женский),число (единственное и множественное), времена суток; обувь, одежду, и головные уборы; рыб, птиц, насекомых, зверей; овощи, ягоды, грибы, фрукты; водный, воздушный и наземный транспорт; мебель, посуду и т.д.; геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал;

Ориентироваться в пространстве и на бумаге, различать право-лево, верх-низ;

Выучить и рассказать наизусть небольшое стихотворение;

Полно и последовательно пересказать прочитанный или прослушанный рассказ;

Составить рассказ по предъявленной картинке;

Запомнить и перечислить по памяти шесть-десять слов, предметов, картинок;

Разделять слова на слоги притопами или хлопками;

Различать согласные и гласные звуки;

Определять последовательность и количество звуков в словах такого типа:»дом»,»мак», «дубы», «суп», «зубы»,»сани», «осы»;

Правильно держать ручку, карандаш, кисточку;

Проводить горизонтальные и вертикальные линии без линейки; рисовать животных,геометрические фигуры, людей, различные предметы из геометрических форм; аккуратно штриховать карандашом, закрашивать, оставаясь в пределах контура предметов;

Пользоваться ножницами (разрезать лист бумаги на квадраты, полоски, прямоугольники, круги, треугольники, овалы, вырезать геометрические фигуры по контуру);

Делать аппликации из разноцветной бумаги;

Лепить из пластилина и глины;

Считать от единицы до десяти и обратно, выполнять арифметические операции в этих пределах;

Соотносить цифру с количеством предметов;

Внимательно, слушать на протяжении 30-35 минут;

Сохранять правильную осанку сидя на протяжении 30-35 минут;

Выполнять физические упражнения, играть в спортивные игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Готовность ребёнка к школе»

Цель:  организация совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению....

Консультация "Год до школы! Речевая готовность ребёнка к школе"

Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т. е. осознание им общественной значимости его ново...

Психологическая готовность ребёнка к школе. Подготовка ребенка к школе, помогаем ребенку настроиться на школьное обучение. Как помочь маленькому школьнику, разбор проблем первоклашек

Статья включает в себя: из чего состоит психологическая подготовка ребенка к школе, рекомендации родителям будущего первоклассника, как можно помочь ребенку, а также разбор проблем первоклашек....

Школа для родителей будущих первоклассников (семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие в город звуков и слов»)

Школа для родителей будущих первоклассников(семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие ...

Консультация для родителей "Подготовка к школе. Что означает понятие «готовность ребёнка к школе»?"

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Л.А. Венгер    Готовн...

Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...

Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....