Консультация для родителей Мобильность
консультация

Щербонос Мария Геннадьевна

Что такое мобильность или движение?

Движение является базовой областью развития для любого человека. Двигательные навыки дают человеку возможность оптимально развиваться во всех остальных областях: чтобы кушать, надо двигать руками; чтобы играть, необходимо поддерживать позу и двигать всем телом сразу; чтобы одеваться и раздеваться – аналогично. Необходимо одновременно поддерживать и менять позы, двигать и руками, и ногами, а также качественно манипулировать предметами. Даже процесс общения зависит от того, насколько качественно у человека получится жестикулировать, поворачивать голову к собеседнику и не падать во время разговора.

Все время человек движется, даже не задумываясь о том, как он это делает. Все движения автоматизированы благодаря большому количеству повторений их в раннем возрасте. Именно ранний возраст является важным временем для ребенка, когда он обстоятельно, медленно и качественно научается совершать важные движения для своего функционирования каждый день.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mobilnost.docx65.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Мобильность»

Что такое мобильность или движение?

Движение является базовой областью развития для любого человека. Двигательные навыки дают человеку возможность оптимально развиваться во всех остальных областях: чтобы кушать, надо двигать руками; чтобы играть, необходимо поддерживать позу и двигать всем телом сразу; чтобы одеваться и раздеваться – аналогично. Необходимо одновременно поддерживать и менять позы, двигать и руками, и ногами, а также качественно манипулировать предметами. Даже процесс общения зависит от того, насколько качественно у человека получится жестикулировать, поворачивать голову к собеседнику и не падать во время разговора.

Все время человек движется, даже не задумываясь о том, как он это делает. Все движения автоматизированы благодаря большому количеству повторений их в раннем возрасте. Именно ранний возраст является важным временем для ребенка, когда он обстоятельно, медленно и качественно научается совершать важные движения для своего функционирования каждый день.

В возрасте до двух лет ребенок развивает самое большое количество крупно-моторных и мелко-моторных навыков. Далее ребенок совершенствует свои навыки и их усложняет в зависимости от того, какие задачи он решает каждый день: чистит ли зубы, рисует, подметает метелкой пол или носит предметы. Занятия спортом, игры со сверстниками, посещение садика и школы требуют от ребенка высокого уровня простых двигательных навыков. Если у ребенка отсутствуют возможности развивать и тренировать эти навыки вовремя, то и более сложная двигательная активность не сможет сформироваться на достаточном уровне. Это может привести к тому, что ребенок никогда не научится ездить на велосипеде, или прыгать в школе через козла, научиться заниматься волейболом или кататься на коньках.

Значение среды, в которой растет ребенок, сложно переоценить. Если ребенку не дают участвовать в домашних делах, которые ему уже доступны по уровню когнитивного и социального развития, он не получает шанса освоить и тренировать необходимые двигательные навыки именно для этого возраста. Такие простые для взрослых действия, как открывать холодильник, доставать оттуда продукты, самостоятельно слезать с кровати, садиться на горшок, забираться на горку, на лесенку, копаться в песочнице, рыть ямки и переливать воду создают ребенку те самые естественные ситуации тренировки нужных двигательных навыков, которые позже будут фундаментом для более сложных.

Рассмотрите следующие примеры негативного влияния факторов внешней среды на двигательное развитие ребенка:

Мобильность:

 • Изменение и поддержание положения тела

• Перенос, перемещение и манипулирование объектами

• Ходьба и передвижение

• Передвижение с использованием приспособлений.

https://sensint.ru/sites/default/files/styles/img_200/public/images_6_0.jpg?itok=AbhOMskZ

Ходьба  определяется, как способность ходить с места на место, с помощью или без помощи вспомогательных устройств. Локомоция – это способность перемещаться с одного места на другое. В процессе развития человека независимая мобильность начинает с локомоции ползания и прогрессирует до вертикальной ходьбы. Обычно в процессе развития ползание начинается примерно с 9 месяцев, ходьба начинается между 12 и 18 месяцами от роду. С началом ходьбы обычный ребенок вступает в гораздо более сильное взаимодействие с окружающей средой. Когда ребенок переходит в вертикальное положение, он становится на тот же уровень, что и весь остальной мир, что позволяет ему лучше взаимодействовать с людьми и предметами вокруг¹.

Преимущества независимой мобильности

Человеческое тело создано для прямохождения. Наши кости, мышцы, внутренние органы, нервы функционируют оптимальным образом в вертикальном положении, в процессе стояния или ходьбы. В преддверии ходьбы тазобедренный сустав находится в развернутом кпереди положении, и его правильное ориентирование связано с прогрессом в ходьбе в течение первых лет жизни. Изменение угла и вращение головки бедра связаны с активным движением во время вытягивания бедра и наружного вращения, а также с весовой нагрузкой. Во время стояния изменения в положении бедра лучше усаживают головку в суставе, что приводит к повышению прочности структуры тазобедренного сочленения.

Весовая нагрузка и ходьба также предоставляют необходимые условия для правильного развития стопы и колена. Вертикальное положение и стояние предотвращают контрактуры и улучшают амплитуду движений по сравнению с сидячим положением в согнутой позиции. Стояние оказывает положительное воздействие на уменьшение спастичности. Это ведет к общему выпрямлению и уменьшению болей.

Недостаток весовой нагрузки приводит к снижению минерализации костей, результатом чего является развитие остеопороза и повышение риска переломов. Статическая нагрузка на кости менее эффективна для развития костей, чем динамическая. Динамическая весовая нагрузка заключается в увеличении и снятии нагрузки на скелет, что обычно происходит при переносе тяжести тела во время ходьбы и стояния. При этом важно, чтобы нагрузка была привычной и регулярной, для того чтобы поддерживать рост и развитие костей.

Во время принятия стоячего положения таз движется с возрастающим передним углом наклона, и позвоночник растягивается. Это приводит к увеличению пространства внутри брюшной полости, позволяя внутренним органам лучше функционировать. В вертикальном положении увеличивается дыхательный объем, улучшается опорожнение желудка и мочевого пузыря, уменьшается констипация и улучшается циркуляция крови.

Когда человек стоит, происходит естественное пространственное осознание. Стимулируется ретикулярная активизирующая система мозга, и возникает больше сигнальных и вовлеченных взаимосвязей. Ретикулярная активизирующая система находится под влиянием многих видов стимулов, особенно вестибулярных и проприоцептивных изменений, возникающих во время ходьбы и стояния. Это увеличение активации чрезвычайно полезно для обучения и развития в детстве.

Полезные свойства самопередвижения являются очень важными в психологическом, социальном, когнитивном развитии ребенка. Самоинициируемый моторный опыт помогает развитию зрелости ЦНС, достижению нового уровня самосознания, снижению чрезмерного привязывания к работникам по уходу, и улучшает взаимодействие. Это позволяет ребенку развить чувство уверенности, инициативы, а также обрести способность справляться с окружающими стрессами.

Исследования показывают, что дети в раннем возрасте, которые ищут стимуляцию в своем окружении, в более позднем возрасте, демонстрируют больше когнитивной, учебной, нейрофизиологической зрелости.  Возможно, это происходит потому, что маленькие дети, которые могут изучать и взаимодействовать с окружающим миром и людьми в нем, будут продолжать расширять свое окружение, что оказывает стимулирующее, разнообразящее, приглашающее к действию влияние. Моторные взаимодействия позволяют детям изучать свой мир, становясь инициаторами и активными участниками жизни.  Они осознают свою собственную силу и способность воздействовать на вещи вокруг них.

Независимая мобильность предлагает младенцам визуальные преимущества. Мобильные дети лучше осознают события на расстоянии, потому что они развивают способность впитывать периферическую визуальную информацию. Младенцы, которые могли двигаться независимо более одного месяца, демонстрируют повышение страха или осторожности высоты.

Развитие представлений о стабильном объекте – это познавательное преимущество мобильных детей. Двигаясь независимо к цели, ребенок должен учитывать скрытые препятствия. Также развивается объектная латерализация, которая позволяет осознавать местоположение объекта после разворачивания, поскольку мобильный ребенок лучше способен замечать трудноуловимые ориентиры в окружении. Также мобильные дети способны визуально стремиться к предмету, на который указывает кто-то, общаясь с ними6.

Когда нормально развивающийся ребенок начинает двигаться путем ползания и ходьбы, родители счастливы это видеть и восхищаются тем, как их дитя осваивает двигательные аспекты ходьбы и передвижения. Но при перемещении в пространстве усваивается гораздо больше вещей: ребенок учится избегать препятствий, узнает, как распланировано его окружение, как реагировать на изменение окружающей среды. Дети учатся, как использовать свою собственную силу, чтобы достичь, чего они хотят, и как вовлечь в свою среду других.  Этому обучению через движение невозможно научить. Ребенок самообучается через ряд независимых движений, исследование и открытие нового. Социо-эмоциональные изменения в ребенке, владеющем независимой мобильностью, включают в себя также негативную реакцию или разочарование, когда желаемый объект недоступен. Когда ребенок начинает двигаться независимо, родители обычно начинают ожидать от него большего и стараются использовать больше словесных указаний. Поскольку мобильный ребенок старается усилить самостоятельность движений, родители начинают предъявлять к нему больше требований, которые, в свою очередь, побуждают ребенка к дальнейшей самостоятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Вред и польза мобильного телефона»

Звонок сотового телефона можно услышать сегодня где угодно. За последние годы сотовый телефон из игрушки и мерила богатства превратился в обычный рабочий инструмент, каким он и должен быть. Скор...

Консультация для родителей «Вред и польза мобильного телефона»

Консультация для родителей «Вред и польза мобильного телефона»....

Консультация для родителей: Тема: «Ребёнок и мобильный телефон»

Почему детям нравятся мобильные телефоны? В каком возрасте покупать ребёнку мобильный телефон?...

Консультация для родителей по ПДД «Современные средства индивидуальной мобильности»

quot;Средство индивидуальной мобильности", к которому относятся самокаты, роликовые коньки, скейтборды, а также электрические приспособления для перемещения людей (гироскутеры, си...

Консультация для родителей «Мобильное электронное образование»

Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок ...

Консультация для родителей Мобильный телефон и ребенок

дать информацию о вредности теелефонов...

Консультация для родителей "Мобильные устройства и влияние, которое они оказывают на детей".

        Давая малышу свой мобильный телефон родители пытаются хоть ненадолго отвлечь ребенка и дать себе пару минут отдыха. Но в этот момент они совсем не задумываются над т...