Программа по развитию межполушарного взаимодействия и логического мышления «Занимательные задачки».
рабочая программа по психологии

Татьяна Александровна Григорьева

Детский возраст для человека – уникальное время для развития всех психических функций, самый благоприятный период для развития интеллектуальной сферы, когда кора больших полушарий находится в активной фазе своего формирования. Кинезиология – это перспективное научное направление, синтезирующее в себе направления многих отраслей науки, таких, как: медицина, психология, дефектология и педагогика. Программа включает в себя не только развивающую, но и коррекционную работу, так как систематические упражнения по тренировки движений пальцев и рук повышает работоспособность всего головного мозга.  В частности, применение кинезиологических упражнений улучшает у ребенка крупную и мелкую моторику, внимание, память, мышление, речь, повышает работоспособность, снижает утомляемость, что подтверждается многочисленными работами специалистов, работающих в данной техники: А.В. Семенович, А.Л. Сиротюк, К. Ханнафорд и др.


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grigoreva_t.a.docx707.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «185»                                                      

Программа по развитию межполушарного взаимодействия и логического мышления «Занимательные задачки»

Подготовила:

педагог-психолог

Григорьева Татьяна Александровна

Ярославль, 2022


Содержание

Пояснительная записка        3

Содержание программы        6

Календарно-тематическое планирование.        8

Материально-техническое обеспечение        18

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы        19

Приложение 1 Диагностический блок.        20

Приложение 2 Информацинный буклет для родителей «Занимательная гимнастика для ума. Кинезиологические упражнения с ребенком дома»        22


  1. Пояснительная записка

Детский возраст для человека – уникальное время для развития всех психических функций, самый благоприятный период для развития интеллектуальной сферы, когда кора больших полушарий находится в активной фазе своего формирования.

Растущее число детей с нарушениями физического и психического развития ставят перед дефектологами, психологами и педагогами задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

К выпуску из дошкольного образовательного учреждения у ребенка должны быть полноценно развиты функции правого полушария, прежде всего восприятие образов и изображений, слух, ритм и музыкальное восприятие, целостное восприятие картины окружающей действительности и др. В то же время немаловажно развитие контроля речи, способности к чтению и письму, за что отвечает левое полушарие. Эффективность работы мозга во многом зависит от сбалансированного, правильного функционирования обоих полушарий, обеспечивая полноценное и творческое развитие ребенка.

Кинезиология – это перспективное научное направление, синтезирующее в себе направления многих отраслей науки, таких, как: медицина, психология, дефектология и педагогика. Так древнекитайское учение Конфуция включала в себя систему определенных движений, направленных на укрепление здоровья и ума.

Программа включает в себя не только развивающую, но и коррекционную работу, так как систематические упражнения по тренировки движений пальцев и рук повышает работоспособность всего головного мозга.  В частности, применение кинезиологических упражнений улучшает у ребенка крупную и мелкую моторику, внимание, память, мышление, речь, повышает работоспособность, снижает утомляемость, что подтверждается многочисленными работами специалистов, работающих в данной техники: А.В. Семенович, А.Л. Сиротюк, К. Ханнафорд и др.

Основой разработки данной программы являются работы А.В. Семенович, А.Л. Сиротюк и К. Ханнафорда. Данные авторы отмечают, что использование кинезиологических упражнений создают благоприятные условия для развития психики детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, имеют накопительный характер и дают возможность формирования потенциала для психофизического здоровья и достаточного уровня готовности к обучению в школе. Программа по развитию межполушарного взаимодействия разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 – ФЗ
  • Санитарно-гигиеническими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПин 2.4.1.3049-13 (Постановление от 15.05.2013 г. №26)
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013 г.

Цель программы – обеспечение полноценного психического развития через определенную систему двигательных (кинезиологических) упражнений.

Задачи программы:

Развивающие:

  • Развитьмежполушарные связи с помощью нейродинамической гимнастики, построенной на основе кинезиологических упражнениях;
  • Развитьмелкую и крупную моторику;
  • Развить познавательные способности и мыслительные операции у дошкольников, развить основные психические функций (внимания, память, мышления);
  • Развить у дошкольников эмоционально-волевые качества (целеустремленность, настойчивость, терпение, способность к саморегуляции).

Образовательные:

  • Активизировать познавательный интерес;
  • Формировать и закреплять мыслительные операции (синтез, анализ, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
  • Формировать общеучебные умения и навыки(умения обдумывать и планировать деятельность, осуществлять ее в соответствии с условиями, производить анализ и коррекцию полученных результатов).

Воспитательные:

  • Воспитать в дошкольниках заинтересованность в познавательной деятельности.

Принципы построения психологической программы:

  • Системность – рассмотрение человека как единой действующей системы;
  • Учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, согласно чему, определяются содержание, формы, способы сопровождения;
  • Принцип программированного обучения – целенаправленное овладение ряда последовательных операций, приводящее к формированию необходимых умений и действий.

Методы и приемы работы в рамках реализации программы:

  • Игровые (развивающие игры);
  • Нейродинамическая гимнастика (игры, упражнения, сказки);
  • Использование занимательного материала (лабиринты, логические задачи и упражнения, дидактические материалы).

Методическое обеспечение программы:

Методологическую основу данной программы составляют научно-практические исследования ученых:

  • Института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) о связи интеллектуального развития и пальцевой моторики;
  • Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, П. Н. Анохина, И. М. Сеченова о влиянии манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.
  • Развивающей кинезиологической программы «Гимнастика мозга» Пола Деннисона;
  • Учебно-методическим пособием «Кинезиологическая гимнастика против стрессов» В.Ф. Сазонова, Л.П. Кирилловой, О.П. Мосунов;
  • Практическим пособием «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» А.Л. Сиротюк.

  1. Содержание программы

Реализация программных мероприятий, осуществляется по двум направлениям психологической работы с воспитанниками:

  • психологическая диагностика: определение уровня развития познавательных способностей воспитанников (внимания, памяти, мышления);
  • коррекционно-развивающая работа (проведение групповых и индивидуальных занятий с воспитанниками с целью развития психических процессов).

В рамках реализации данных направлений, реализуются следующие задачи:

  • улучшение эмоционального состояния воспитанников;
  • формирование навыков взаимодействовать в детском коллективе;
  • формирование навыков саморегуляции;
  • реализация психолого-педагогического сопровождения детей в течении учебного года.

Результатом реализации программы является развитие у воспитанников:

  • развитие крупной и мелкой моторики;
  • развитие наблюдательности, внимания, памяти, мышления;
  • повышение у воспитанников способности к произвольному контролю;

улучшение в целом психического здоровья у детей.

Этапы реализации программы:

  1. Диагностический (выявление особенностей психических процессов воспитанников);
  2. Информационный (предоставление результатов диагностики родителям и педагогам);
  3. Практический (развитие психических процессов посредством развития межполушарного взаимодействия);
  4. Контрольный (определение эффективности развивающих занятий с детьми).

Критерии освоения программы:

Высокий уровень:

  • Ребенок овладевает основными операциями мышления (синтез, анализ, сравнение, обобщение, классификация), выполняет задания самостоятельно, с минимальной помощью взрослого.
  • Ребенок способен ориентироваться в пространстве (также в пространстве листа).
  • Ребенок способен устанавливать последовательность событий, логически объяснять последовательность действий.
  • Ребенок получает высокие результаты при прохождении итоговой диагностик межполушарного взаимодействия.
  • Ребенок активен, внимателен, заинтересован в получении результатов своей деятельности.
  • Ребенок овладевает навыками межличностного взаимодействия, умеет работе в группе и паре.

Средний уровень:

  • Ребенок овладевает основными операциями мышления (синтез, анализ, сравнение, обобщение, классификация), выполняет задания с помощью взрослого.
  • Ребенок ориентируется в пространстве с помощью взрослого.
  • Ребенок не всегда способен устанавливать последовательность событий, испытывает трудности при логическом объяснении происходящего.
  • Ребенок получает средние результаты при прохождении итоговой диагностики межполушарного взаимодействия.
  • Внимание ребенка во время занятий может быть рассеяно, но при необходимости он самостоятельно может проявлять собранность, усидчивость.
  • Ребенок овладевает навыками работы в паре, но испытывает трудности при работе в группе.

Низкий уровень:

  • Ребенок с трудом овладевает основными операциями мышления (синтез, анализ, сравнение, обобщение, классификация), выполняет задания при помощи взрослого.
  • Ребенок не ориентируется в пространстве (в том числе и пространстве листа), требуется постоянная помощь взрослого.
  • Ребенок не устанавливает последовательность событий (устанавливает последовательность неверно), не способен логически объяснить сделанный им выбор.
  • У ребенка выявлены низкие показатели по результатам диагностики межполушарного взаимодействия по прохождению программы.
  • Внимание ребенка во время занятия рассеяно, эмоционально-волевая сфера сформирована недостаточно.
  • Ребенок во время занятий не собран, не проявляет интерес к заданиям, мотивация ребенка при выполнении заданий – ориентация на избегание наказания.
  • Ребенок с трудом устанавливает контакт со сверстниками, не включается в работу группы.

Организация занятий в рамках реализации программы

Предлагаемая программа по развитию межполушарного взаимодействия у детей предполагает работу с воспитанниками 5-6 лет, имеющих нарушения речевого развития и задержку психического развития, а также посещающих дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида.

Оптимальное количество участников при подгрупповой работе – 5 – 7 воспитанников.

Форма реализации программы: групповая и индивидуальная виды работ.

Динамика реализации программы: 1 раз в неделю.

Продолжительность занятий:30 – 35 минут

Срок реализации программы: 6 месяцев (Октябрь – Март).

Алгоритм построения занятия:

  • Ритуал приветствие – 2 минут;
  • Разминка – 5 минут;
  • Коррекционно-развивающий этап – 15 минут;
  • Подведение итогов – 6 минут;
  • Ритуал прощание – 2 минуты.

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Содержание занятия

Материалы занятия

Сроки реализации

1.

  1. Игра «Здравствуйте», направленная на установление контакта между членами подгруппы, способствует развитию коммуникативных навыков, созданию в детском коллективе эмоционально-благоприятной атмосферы.
  2. Диагностический блок:
  • Проба на реципрокную координацию рук Н.Н. Озерецкого «Кулак – ладонь».
  • Проба на перебор пальцев – определение степени сохранения премоторной зоны.
  • Проба на пальцевыйгнозис и праксис.
  • Проба Хеда – определение пространственного праксиса.
  1.  Ритуал прощания.

Корнев А.Н. «Нейропсихологические методы исследования» [6.].

Октябрь

(1-я неделя)

2

  1. Игра «Здравствуйте», направленная на установление контакта между членами группы, создания эмоционально-благоприятной атмосферы в детском коллективе.
  2. Упражнение «Колечко» на развитие межполушарного взаимодействия;
  3. Игра по развитию внимания и памяти «Рассмотри картинки. Найди 10 отличий».
  4. Игра по развитию внимания и памяти «Запомни и назови».
  5. И/у на обобщение и классификацию «Дорисуй предмет и назови нужный предмет, назови группу из них»;
  6. Игра, направленная на подведение каждым ребенком итогов занятия «Считалочка».
  7. Ритуал прощания.

Крупенчук О.И. «Пальчиковые игры» [7.] (2);

«Память и внимание» (3, 4);

«Логика» - задание по развитию логического мышления (5).

Октябрь

(2-я неделя)

3

  1. Игра «Здравствуйте те, кто…», направленная на сплочение детского коллектива, создание эмоционально – благоприятной атмосферы в детском коллективе.
  2. Упражнение «Колечко» с целью закрепления ранее усвоенного материала.
  3. Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» с целью развития межполушарного взаимодействия.
  4. Игра «Найди и зачеркни» - развитие внимания.
  5. Игра «Буквы и цифры» - развитие обобщения и классификации.
  6. «Считалочка» - подведение итогов занятия.
  7. Ритуал прощания.

Крупенчук О.И. «Пальчиковые игры» [7.] (2);

Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь» [18.] (3);

«Память и внимание» (4);

Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» [9.] (5).

Октябрь

(3-я неделя)

4

  1. Игра «Поменяйтесь местами те, кто…» - расширение представлений у воспитанников друг о друге.
  2. Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» - закрепление усвоенного материала.
  3. Игра «Лабиринты» - развитие внимания.
  4. И/у «Найди спрятавшихся животных» - развитие внимания и памяти.
  5. Составление фигур из треугольников и прямоугольников (Блоки Денеша)
  6. Игра «Сундучок» - подведение итогов занятия.
  7. Ритуал прощания.

Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь» [18.] (2);

«Память и внимание» (3, 4).

Октябрь

(4-я неделя)

5

  1. Игра «Здравствуйте».
  2. Упражнение «Колечко» - закрепление ранее усвоенного материала.
  3. Упражнение «Цепочка» - развитие межполушарного взаимодействия.
  4. И/у «Что перепутал художник?» - развитие внимания и логического мышления.
  5. Игра «Запомни и повтори» - развитие внимания и памяти.
  6. «Сундучок» - подведение итогов занятия.
  7. Ритуал прощания.

Крупенчук О.И.«Пальчиковые игры» [7.] (2);

Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь» [18.] (3);

Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» [9.] (4);

«Память и внимание» (5).

Ноябрь

(1-я неделя)

6

  1. Игра «Угадай, кто?» - создание благоприятной эмоциональной атмосферы в коллективе.
  2. Упражнение «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро-ладонь» - закрепление ранее усвоенного материала.
  3. И/у «Найди лишнее» - развитие внимания, мышления.
  4. И/у «Волшебный ковер» - развитие внимания, мышления.
  5. Игра «Последовательность» - развитие логического мышления.
  6. «Я хочу пожелать тебе…» - подведение итогов занятия.
  7. Ритуал прощания.

Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь» [18.] (2);

«Логика» - задание по развитию логического мышления (3);

«Память и внимание» (4).

Ноябрь

(2-я неделя)

7

  1. Игра «Приветствие» - сплочение коллектива, подготовка к занятию.
  2. Упражнение «Дом-ежик-замок» - развитие межполушарного взаимодействия.
  3. Рассказ с опорой на иллюстрацию «Зимние забавы» - развитие внимания, памяти.
  4. И/у «Продолжи гирлянду» - развитие умений систематизировать, развитие внимания, мышления.
  5. Игра «Последовательность» - развитие мышления.
  6. «Считалочка» - подведение итогов занятия.
  7. Ритуал прощания.

Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь» [18.] (2);

«Логика» - задание по развитию логического мышления (4, 5).

Ноябрь

(3-я неделя)

8

  1. Игра «Угадай кто?» - подготовка воспитанников к занятию, создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе.
  2. Упражнение «Дом-ежик-замок» - закрепление ранее усвоенного материала.
  3. И/у «Что перепутал художник?» - развитие внимания, мышления.
  4. И/у «Размести игрушки в шкафу» - развитие внимания, мышления.
  5. Игра «Волшебный мешочек» - подведение итогов занятия.
  6. Ритуал прощания.

Цвынтарный.В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь» [18.] (2);

Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» [9.] (4).

Ноябрь

(4-я неделя)

9

  1. Игра «Поменяйтесь местами те, кто…» - сплочение детского коллектива, создание эмоционально-благоприятной атмосферы в коллективе.
  2. Упражнение «Корзинка» - развитие мелкой моторики и межполушарного взаимодействия.
  3. Упражнение «Ягодка» - развитие координации, мелкой моторики, межполушарного взаимодействия.
  4. Игра «Послушай и запомни» - развитие внимания и кратковременной слуховой памяти.
  5. Игра «Подбери пару» - развитие внимания, мышления.
  6. И/у «Дорисуй» - развитие мышления.
  7. «Я хочу пожелать тебе…» - подведение итогов занятия.
  8. Ритуал прощания.

Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь» [18.] (2, 3);

«Память и внимание» (4);

«Логика» (5, 6).

Декабрь

(1-я неделя)

10

  1. Игра «Здравствуйте» - подготовка детей к занятию, создание эмоционально-благоприятной атмосферы в коллективе.
  2. Упражнение «Дом-ежик-замок» - закрепление ранее пройденного материала, развитие межполушарного взаимодействия.
  3. Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» - закрепление ранее пройденного материала, развитие межполушарного взаимодействия.
  4. Игра «Дорисуй в фигурах недостающие значки» - развитие внимания.
  5. Составление геометрических фигур из счетных палочек (треугольник, квадрат).
  6. Игра «Волшебный сундучок» - подведение итогов занятия.
  7. Ритуал прощания.

ЦвынтарныйВ.В. «Играем пальчиками и развиваем речь» [18.](2, 3);

«Память и внимание» (4).

Декабрь

(2-я неделя)

11

  1. Игра «Поменяйтесь местами те, кто» - сплочение детского коллектива.
  2. Упражнение «Кулачок-ладошка» - развитие координации, мелкой моторики, межполушарного взаимодействия.
  3. Упражнение «Крышка-кастрюля» - развитие межполушарного взаимодействия, мелкой моторики.
  4. И/у «Найди и раскрась, найди и заштрихуй» - развитие внимания, мышления.
  5. И/у «Что изменилось?» - развитие внимания, памяти.
  6. Работа с палочками для счета (составление фигур).
  7. «Я желаю тебе…» - подведение итогов занятия.
  8. Ритуал прощания.

Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь» [18.] (2, 3);

«Память и внимание» (4, 5).

Декабрь

(3-я неделя)

12

  1. Игра «Здравствуйте» - сплочение детского коллектива, создание эмоционально-благоприятной атмосферы в коллективе.
  2. Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» - закрепление усвоенного ранее материала.
  3. Упражнение «Лезгинка» - развитие координации движения, мелкой моторики, межполушарного взаимодействия.
  4. Игра «Найди одинаковых скоморохов» - развитие внимания.
  5. И/у «Найди и раскрась, найди и заштрихуй» - развитие внимания, мышления.
  6. «Сундучок» - подведение итогов занятия.
  7. Ритуал прощания.

Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь» [18.] (2);

КрупенчукО.И.«Пальчиковые игры» [7.] (3); «Память и внимание» (4, 5).

Декабрь

(4-я неделя)

13

  1. Игра «Угадай, кто?»
  2. Упражнение «Лезгинка» - закрепление ранее усвоенного материла.
  3. Упражнение «Перекрестные шаги» - развитие координации движений, межполушарного взаимодействия.
  4. Игра «Запомни и назови» - развитие внимание, памяти.
  5. И/у «Продолжи ряд» - развитие внимания, мышления.
  6. Работа с палочками для счета (составление фигур, решение логических задач).
  7. «Я скажу тебе спасибо…» - подведение итогов занятия.
  8. Ритуал прощания.

Крупенчук О.И. «Пальчиковые игры» [7.] (2);

Марычева О.И. «Гимнастика для ума» [8.] (3);

«Память и внимание» (4);

Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» [9.] (5).

Январь

(2-я неделя)

14

  1. Игра «Поприветствуем друг друга, как…» - создание эмоционально-благоприятной атмосферы в коллективе.
  2. Упражнение «Лайк-Кольцо» - развитие координации, мелкой моторики, межполушарного взаимодействия.
  3. Упражнение «Перекрёстные шаги» - закрепление ранее усвоенного материала, развитие межполушарного взаимодействия.
  4. Игра «Рассказ по иллюстрациям» - развитие мышления, внимания.
  5. И/у «Продолжи ряд» - развитие внимания, мышления.
  6. И/у «Найди отличия» - развитие внимания, мышления.
  7. «Волшебный мешочек» - подведение итогов занятия.
  8. Ритуал прощания.

Марычева О.И. «Гимнастика для ума» [8.] (2, 3);

Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» [9.] (5);

Серия игр «Готовимся к школе» для детей от 5 до 7 лет (6).

Январь

(3-я неделя)

15

  1. Игра «Здравствуйте» - создание эмоционально-благоприятной атмосферы в детском коллективе.
  2. Упражнения «Колено-локоть» - развитие координации, межполушарного развития.
  3. Упражнение «Кулачок-ладошка» - закрепление ранее усвоенного материала, развитие межполушарного развития.
  4. И/у «Найди и обведи, найди и зачеркни» - развитие внимания, мышления.
  5. И/у «Геометрические фигуры» - развитие внимания, мыслительных процессов (анализа и синтеза).
  6. «Я желаю тебе…» - подведение итогов занятия.
  7. Ритуал прощания.

Марычева О.И. «Гимнастика для ума» [8.] (2);

Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь» [18.] (3);

«Память и внимание» (4);

Колесникова Е.В. «Я решаю логические задачи» [5.] (5).

Январь

(4-я неделя)

16

  1. Игра «Поменяетесь местами те, кто…».
  2. Упражнения «Ворота» - развитие координации движений в пространстве, развитие межполушарного взаимодействия.
  3. Упражнение – игровой массаж «Мошка» - развитие мелкой моторики.
  4. И/у «Найди и дорисуй» - развитие внимания, мышления.
  5. И/у «История в картинках» - развитие логического мышления, внимания.
  6. «Я желаю тебе…» - подведение итогов занятия.
  7. Ритуал прощания.

Марычева О.И.«Гимнастика для ума» [8.] (2);

Трясорукова Т.П. «Речедвигательный тренинг» [16.] (3);

«Память и внимание» (4);

Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников»[9.] (5).

Февраль

(1-я неделя)

17

  1. Игра «Здравствуйте».
  2. Упражнение «Приглашение» - развитие мелкой моторики, межполушарного взаимодействия.
  3. Упражнение – игровой массаж «В гостях у Ежика» - развитие мелкой моторики, двигательной координации, межполушарного взаимодействия.
  4. Упражнение «Грибочек» - развитие воображения, мелкой моторики.
  5. И/у «Найди и зачеркни, найди и подчеркни» - развитие внимания, памяти.
  6. «Волшебный мешочек» - подведение итогов занятия.
  7. Ритуал прощания.

Ткаченко Т.И. «Развиваем мелкую моторику» [15.] (2);

ТрясоруковаТ.П. «Речедвигательный тренинг» [16.] (3, 4);

«Память и внимание» (5).

Февраль

(2-я неделя)

18

  1. Игра «Если бы я был сказочный герой…» - развитие воображения, создание эмоционально-благоприятной атмосферы в детском коллективе.
  2. Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» - закрепление ранее усвоенного материала, развитие межполушарного взаимодействия.
  3. Упражнение «За столом» - развитие мелкой моторики, межполушарного взаимодействия, координации движений в пространстве.
  4. И/у «Цветная скатерть» - поиск и продолжение недостающих фигур в ряду. Развитие мышления, внимания.
  5. Д/и с блоками Дьенеша «Лабиринт» - развитие пространственной ориентации, мышления.
  6. «Я желаю тебе…» - подведение итогов занятия.
  7. Ритуал прощания.

Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь» [18.] (2);

Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику» [15.] (3);

«Память и внимание» (4);

Панова Е.Н. «Дидактические игры-занятия в ДОУ» [10.] (5).

Февраль

(3-я неделя)

19

  1. Игра «Поменяйтесь местами те, кто…».
  2. Упражнение «Лезгинка» - развитие мелкой моторики, координации движений в пространстве, межполушарного взаимодействия.
  3. Упражнение «Колечко» - закрепление ранее усвоенного материала, развитие мелкой моторики, межполушарного взаимодействия.
  4. И/у «Сколько геометрических фигур» - развитие логического мышления (анализ, синтез).
  5. И/у «Заполни фигуры» - развитие свойств внимания (направленности, устойчивости и т.п.).
  6. «Волшебный мешочек» - подведение итогов занятия.
  7. Ритуал прощания.

Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь» [18.] (2);

«Память и внимание» (3);

Панова Е.Н, «Дидактические игры-занятия в ДОУ» [10.] (4, 5).

Февраль

(4-я неделя)

20

  1. «Я желаю тебе…» - создание эмоционально-благоприятной атмосферы в детском коллективе.
  2. Упражнение «Перекрестные шаги» - закрепление ранее пройденного материала, развитие координации движений, межполушарного взаимодействия.
  3. Упражнение «Ухо-нос» - развитие координации движений, межполушарного взаимодействия.
  4. Д/у «Умозаключения» - развитие логического мышления.
  5. Д/у «Составляем сказку» - развитие логического мышления, развитие умений составлять связный рассказ по иллюстрациям.
  6. Игра «Сокровище» - подведение итогов занятия.
  7. Ритуал прощания.

Марычева О.И. «Гимнастика для ума» [8.] (2);

Шанина Г.Е. «Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков» [19.] (3);

СалминаН.Г. «Учимся думать. Что за чем следует?»[13.] (4, 5).

Март

(1-я неделя)

21

  1. Игра приветствие – «Поменяйтесь местами те, кто…»
  2. Закрепление ранее пройденного материала, развитие координации движений, межполушарного взаимодействия.
  3. Упражнения «Лайк – кольцо», «Зайчик – кольцо» - развитие координации движений, межполушарного взаимодействия.
  4. Д/у «Умозаключения» - развитие логического мышления.
  5. Д/у «Составляем сказку» - развитие внимания, операции мышления последовательности.
  6. «Я желаю тебе» - подведение итогов занятия.
  7. Ритуал прощания.

Шанина Г.Е. «Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков» [19.] (2, 3);

Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» [9.] (5, 6).

Март

(2-я неделя)

22

  1. Игра «Здравствуйте».
  2. Закрепление  ранее пройденного материала «Лайк – кольцо» и «Зайчик – кольцо» - развитие межполушарного взаимодействия, развитие координации движений.
  3. Д/и «Алгоритм» с блоками Дьенеша – развитие сенсорного восприятия, мышления.
  4. И/у «Продолжи ряд» - развитие внимания, логического мышления.
  5. «Волшебный мешочек» - подведение итогов.
  6. Ритуал прощания.

Шанина Г.Е. «Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков» [19.] (2);

Март

(3-я неделя)

23

  1. Игра «Поприветствуйте друг, как…» .
  2. Закрепление ранее пройденного материала, развитие межполушарного взаимодействия, координации движений.
  3. Упражнение «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка» - развитие мелкой моторики, координации движений, межполушарного взаимодействия.
  4. И/у по развитию вербальной памяти «Послушай и повтори».
  5. И/у «Найди и исправь ошибку» - развитие свойств внимания.
  6. «Сегодня мне понравилось…» - подведение итогов занятия.
  7. Ритуал прощания.

Шанина Г.Е. «Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков» [19.] (2, 3);

Март

(4-я неделя)

24

  1. Упражнение «Сегодня я желаю тебе…» - развитие коммуникативных навыков, формирование эмоционально благоприятной атмосферы в коллективе.
  2. Закрепление ранее пройденного материала – развитие моторики, координации движений, межполушарного взаимодействия.
  3. Упражнения «Ухо – нос» - развитие моторики, координации движений, межполушарного взаимодействия.
  4. Упражнение «Лезгинка» - развитие моторики, координации движений, межполушарного взаимодействия».
  5. И/у «Дорисуй недостающие фигуры» - развитие свойств внимания, операций мышления.
  6. И/у «Сколько геометрических фигур» - развитие внимании, операций синтез и анализа мышления.
  7. «Я возьму с собой…» - подведение итогов.
  8. Ритуал прощания.

ЦвентарныйВ.В.»Играем пальчиками и развиваем речь» [18.] (2);

Шанина Г.Е. «Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков» [19.] (3, 4);

Е.Н.Панова«Дидактические игры-занятия в ДОУ» [10.](5, 6).

Апрель

(1-я неделя)

25

  1. «Мое настроение» - создание в детском коллективе эмоционально благоприятной атмосферы.
  2. Закрепление ранее пройденного материала – развитие моторики, координации движений, межполушарного взаимодействия.
  3. Упражнение «Змейка» - развитие моторики, координации движений, межполушарного взаимодействия.
  4. Упражнение «Сорви яблоко» - развитие координации движений.
  5. Задание на развитие пространственного мышления «В фигуре, состоящей из 5 квадратов убрать 4 палочки, чтобы получилось 3 квадрата».
  6. Упражнение «Путешествие на облаке» - релаксация, снятие мышечного и эмоционального напряжения.
  7. Ритуал прощания.

Шанина Г.Е. «Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков» [19.] (2, 3);

Апрель

(2-я неделя)

26

  1. «Мое настроение» - создание эмоционально-благоприятной атмосферы, настрой на работу.
  2. Закрепление ранее пройденного материала – развитие моторики, координации движений, межполушарного взаимодействия.
  3. Блок «Упражнения с кубиками» - направлен на координацию движений ребенка в пространстве, развитию межполушарных связей.
  4. Д/у «Умозаключения» - развитие логического мышления.
  5. Упражнение на релаксацию «Ковер-самолет» - снятие психоэмоционального напряжения детей.
  6. «Волшебный сундучок» - подведение итогов занятия.
  7. Ритуал прощания.

Габараева К.А., Марычева О.И. «Гимнастика для ума. Сборник упражнений для активизации умственной деятельности» [8.] (2, 3, 5);

Панова Е.Н. «Дидактические игры-занятия в ДОУ» [10.] (4).

Апрель

(3-я неделя)

27

  1. Игра «Я желаю тебе…».
  2. Проведение контрольной диагностики по итогу прохождения программы:
  • Проба на реципрокную координацию рук Н.Н. Озерецкого «Кулак – ладонь».
  • Проба на перебор пальцев – определение степени сохранения премоторной зоны.
  • Проба на пальцевыйгнозис и праксис.
  • Проба Хеда – определение пространственного праксиса.
  1. «Волшебный сундучок» - подведение итогов прохождения программы (рефлексия).
  2. Ритуал прощания.

Корнев А.Н. «Нейропсихологические методы исследования»[6.];

Шанина Г.Е.«Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков» [19.] (2).

Апрель

(4-я неделя)


Материально-техническое обеспечение

  1. Настенная доска с приспособлениями для крепления (магнитная доска);
  2. Аудиооборудование;
  3. Карандаши цветные и «простые»;
  4. Дидактические материалы;
  5. Бланки для выполнения заданий (сравнение картинок, продолжение ряда и т.п.);
  6. Пиктограммы;
  7. Блоки Дьенеша;
  8. Альбомы заданий. Блоки Дьенеша. Палочки Кьюзенера.
  9. Палочки для счета;
  10. Сундук, мешочек;
  11. Цветные кубики.

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы:

  1. Афонькин С.Ю., Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. - СПб., 1997.
  2. Гордеев В.И., Александрович Ю.С. Методы исследования развития ребенка:качество жизни (QOL) – новый инструмент оценки развития детей. – СПб.: Речь, 2001.
  3. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности - М.,1989.
  4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – СПб.: Речь, 2002.
  5. Колесникова Е.В. Я решаю логические задачи: рабочая тетрадь для детей 5 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  6. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – СПб.: МиМ, 1997. – 286 с.
  7. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь. – СПБ.: Издательский Дом «Литера», 2009.
  8. Марычева О. И., Габараева К. А. Гимнастика для ума. Сборник упражнений для активизации умственной деятельности. [Текст] / под ред. Рябовой О. А. – Карпогоры, 2020.
  9. Михайлова З.И. Игровые задачи для дошкольников. – Москва.: Просвещение, 2015.
  10. Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ., 2007.
  11. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. М., 1997.
  12. Рузина М.С. Пальчиковые и телесные игры для малышей – СПб.: Речь, 2003.
  13. Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника. - М., МГППУ, 2006.
  14. Стародубцева И.В. «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников» – М: АРКТИ, 2008  - 68 с.
  15. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2007.
  16. Трясорукова Т.П. Речедвигательный тренинг: коррекционно-развивающие занятия для детей дошкольного возраста. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010.
  17. Хризман Т.П. Развитие функций детского мозга – Л., 1978.
  18. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996.
  19. Шанина Г.Е Упражнения специального кинезиологического комплекса длявосстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие
    – М., 1999.

Приложение 1.

Диагностический блок.

  1. Проба на реципрокную координацию рук Н.Н. Озерецкого «Кулак – ребро – ладонь».

Ребенку демонстрируется три положения руки на поверхности стола, последовательно семенящие друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь, распрямленная на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогам, затем повторяет самостоятельно в течении 8-10 раз. Проба выполняется сначала правой рукой, затем – левой, затем – двумя руками.

Оценивается скорость формирования двигательного стереотипа, способность к переключению и удержанию двигательной программы.

В случае допущения ребенком ошибки оценивается способность самостоятельно исправлять их, без подсказок взрослого.

Возможные нарушения:

  • Импульсивность выполнения;
  • Трудности вхождения в задания (двигательная аспонтанность);
  • Напряженность, замедленность выполнения;
  • Сбои при убыстрении темпа;
  • Упрощение программы, склонность к стереотипии.

  1. Проба на перебор пальцев – определение степени сохранения премоторной зоны.

Ребенку предлагается поочередно соединять большой палец со всеми остальными сначала на правой руке, затем – на левой. Сначала движения выполняются от указательного пальца к мизинцу, затем от мизинца к указательному пальцу. Оценивается точность, дифференцированность движений пальцев, способность переключения с одного движения на другое.

Критерии оценки:

  • 5 баллов – правильно и быстро;
  • 4 балла – правильно, но медленно;
  • 3 балла – дезавтоматизация движений на истощение;
  • 2 балла – персеверация (повторение) на истощение;
  • 1 балл – выраженная персеверация, застревание на отдельных движениях.

  1. Проба на пальцевыйгнозис и праксис.

Ребенку предлагается, не глядя на свою руку, вслед за экспериментатором воспроизводить различные положения пальцев:

  • Все пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь повернута вперед;
  • 1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак;
  • Указательный палец выпрямлен, остальные собраны в кулак;
  • 2-й и 3-й пальцы расположены в виде буквы Y;
  • 2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак;
  • 2-й и 3-й пальцы скрещены, остальные собраны в кулак;
  • 2-й и 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы Y, а 1, 4 и 5-й пальцы собраны в кулак («зайчик»);
  • 1-й и 2-й пальцы соединены кольцом, остальные выпрямлены.

Проба проводится сначала на правой руке, затем – на левой.

Оценивается положение каждой позы в штрафных баллах:

  • 1 балл – поза не выполнена;
  • 0,5 баллов – поза выполнена не точно;
  • 1 балл – поза выполнена замедленно (поиск рук, пальцев);
  • 2 балла – поиск нужного положения рук и пальцев в течении 10-30 секунд;
  • 3 балла –поиск нужного положения рук и пальцев более 30 секунд.

  1. Проба Хеда.

Вариант №1. Ребенку дается следующая инструкция: «Подними левую руку вверх, покажи ей правый глаз, а затем левую ногу». Если задание выполнено ребенком успешно, можно перейти к варианту №2. Если при прохождении пробы у ребенка возникли затруднения – проба прекращается.

Вариант №2. Ребенку дается следующая инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо,  правой рукой — за правое ухо, правой рукой — за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».

Критерии оценки:        

  • 3 балла – успешно выполнены оба варианта пробы;
  • 2 балла – выполнен только первый вариант пробы;
  • 1 балл – не выполнено ни одно задание.

Приложение 2.

Информационный буклет для родителей «Занимательная гимнастика для ума. Кинезиологические упражнения с ребенком дома».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межполушарное взаимодействие. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

В настоящее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей, в продаже появились даже прописи для развития межполушарного взаимодействия. Попробуем разобраться: что же такое эти...

Консультация для педагогов «Межполушарные связи: что это? Развитие межполушарного взаимодействия»

В представленной консультации дается понятие "межполушарное взаимодействие", перечислены возможные причины нарушения межполушарного взаимодействия и последствия таких нарушений. Также предст...

Программа дополнительного образования по развитию межполушарного взаимодействия и логического мышления «Нейро-фитнес»

laquo;Подлинная радость идетот активности мозга и напряжения тела;эти две вещи всегда идут рука об руку» Вильгельм фон Гумбольдт Успешность обучения детей во многом зависит от своевре...

Межполушарное взаимодействие. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения Левого Полушария и Правого Полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, ...

Проект "Нейробика -как инновационная технология в развитии межполушарного взаимодействия и логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Педагогический проект на тему "Нейробика - как инновационная технология в развитии межполушарного взаимодействия и логического мышления детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей «Межполушарные связи: что это? Развитие межполушарного взаимодействия»

laquo;Межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетически...

Коррекционно-развивающая программа «Развитие межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР с помощью нейроигры»

Предлагаемая программа является одним из направлений работы в развитии интегрированного межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР с помощью нейроигр. Нейроигры способствуют развитию и активизации по...