Программа "Нейрошкола"
рабочая программа по психологии

Развитие науки нейропсихологии на сегодняшний день позволяет решить многие из перечисленных проблем и чем раньше начинается коррекция, тем более заметные и благоприятные результаты можно получить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_neyroshkola.docx79.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад комбинированного вида

«Сказка»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Нейрошкола»

(для дошкольников 6-ти – 7-ми лет.)

  Подготовила

Педагог- психолог

Смолич А.И.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последние десятилетия психологи, педагоги, врачи, констатируют нарастание патофеноменов у детей. С точки зрения нейропсихологического подхода это во многом связано с высокочастотной актуализацией в современной детской популяции «дисгенетического синдрома»: внутриутробной и/или возникающей в младенчестве дисфункции, органической или функциональной, наиболее рано созревающих подкорковых структур мозга. Его негативные последствия для онтогенеза в целом нейропсихологически заключаются в нарушениях и/или искажениях становления подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий, функциональной специализации правого и левого полушарий мозга. Развитие науки нейропсихологии на сегодняшний день позволяет решить многие из перечисленных проблем и чем раньше начинается коррекция, тем более заметные и благоприятные результаты можно получить1.

Одним из методов, успешно используемых нейропсихологами, является метод замещающего онтогенеза(МЗО)- нейропсихологическая технология, содержащая инвариантный комплекс этапов (диагностика-профилактика-коррекция-абилитация-прогноз) психолого-педагогического сопровождения детей с различными типами развития: от вариантов нормативного и отклоняющегося до грубых форм патологического. Основная его цель- развитие мозгового (и шире — нейропсихосоматического) обеспечения психического онтогенеза.

Первой коррекционной мишенью является формирование у ребенка фундамента вертикально-горизонтальных (подкорково-корковых, внутри- и межполушарных) взаимодействий. Для этого используется комплексная методика психомоторной коррекции, включающая, помимо нейропсихологических, телесно-ориентированные, арт-терапевтические и др. психотехники.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что использование нейропсихологического подхода в подготовке ребенка к школе позволяет на ранних этапах нормализовать процессы психическго онтогенеза и скомпенсировать дисгенетический синдром. В совокупности это приводит к эмоционально-личностному и когнитивному развитию, что способствует обучению, и адекватной адаптации к процессу школьного обучения и социуму.

Новизна программы использование нейропсихологического подхода при подготовке ребенка к школе.

Отличительные особенности заключаются в том, что данная программа позволяет через игровые упражнения нормализовать психические процессы и способствует формированию сбалансированной работы головного мозга.

Адресат программы. Программа предназначена для дошкольников 6-ти – 7-ми лет.

Срок реализации программы - 1 год.

Цель: целостное развитие когнитивных процессов, способствующих повышению успешности в освоении новых учебных знаний.

Задачи возраста: научиться организации своей деятельности и саморегуляции для освоения новых знаний и успешной адаптации.

Задачи программы:

  • Обучающие: научиться рационально организовывать свою деятельность.
  • Развивающие: Совершенствование памяти, внимания, мышления, развитие восприятия, творческих способностей, воображения, речи.
  • Психологические: Формирование адекватной самооценки, развитие потенциальных возможностей, формирование навыков поведения в обществе. Развитие саморегуляции.

Основные методы обучения:

  1. Кинезиологические упражнения, направленные на коррекцию и развитие 1-го функционального блока мозга2;

1 Нейропсихология – наука о формировании мозговой организации психических процессов человека в решении широкого круга дезонтогенетических проблем.

2 Как диагностическая, так и коррекционная модели представляют собой трехуровневую систему, разработанную в соответствии с учением А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга (ФБМ). 1-й ФБМ- блок регуляции тонуса и бодрствования, 2-й ФБМ- блок приема, переработки и хранения информации, 3-й ФБМ- блок программирования,

  1. Когнитивные игры, направленные на развитие 2-го функционального блока мозга;
  2. Игры        психокоррекционной        направленности,        направленные        на        развитие        3-го функционального блока мозга.

Принципы работы:

  1. Принцип индивидуального подхода. Учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся и индивидуальных особенностей.
  2. Принцип дифференцированного обучения позволяет разрешить противоречие между существующими различиями в интересах, склонностях, способностях участников группы.
  3. Принцип личностно-ориентированного подхода в обучении. Ориентация образовательно- воспитательного процесса на личность ребенка, максимальное развитие его индивидуальности.
  4. Принцип развивающего обучения. Развивающая творческая среда, в основу которой заложены различные развивающие игры, что обеспечивает развитие у учащихся способностей и познавательного потенциала.

Принципы проведения занятий:

  1. Системность подачи материала.
  2. Наглядность обучения.
  3. Цикличность построения занятий.
  4. Доступность.
  5. Проблемность.
  6. Развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Структура и содержание занятия:

Занятия проводятся 2 раз в неделю. Каждое занятие состоит из 3-х частей:

  1. Кинезиологические упражнения.
  2. Когнитивные игры.
  3. Игры психокоррекционной направленности.

Материально-техническое обеспечение: Для реализации данной программы требуется кабинет для занятий, гимнастические коврики по количеству детей.

Формы работы с детьми в рамках программы « Нейрошкола» Реализация работы в группе:

Для эффективной работы группы формируются по количеству до 15 человек.

Занятия проводятся 2 раз в неделю, за одно занятие реализуются все три направления работы.

Планируемые результаты освоения программы

В результате реализации программы планируется достижение следующих результатов:

Личностные результаты: развитие адаптационных возможностей ребенка, формирование коммуникативных навыков, способностей саморегуляции. Развитие памяти, внимания, мышления, речи.

Метапредметные результаты: умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; развитие творческого подхода к решению задач.

Контроль и оценка результата:

Этот вид работы включает в себя входную (в начале года) и итоговую (в конце года) нейродиагностику в результате которой оценивается уровень развития психических процессов и её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов. Бланк оценки представлен в приложении 1.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Учебный план 1 года реализации

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Количество занятий

Количество часов

1

Нейроразвитие и нейрокоррекция психических процессов

50

50

  • Результаты входящей, промежуточной и заключительной

нейродиагностики.

  • Динамическое наблюдение от

занятия к занятию.

Итого:

54

54

Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала обучения

Дата окончания обучения

Всего учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

1.10

30.04

27

54

54

2 раз в неделю

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад комбинированного вида

«Сказка»

«Нейрошкола»

Рабочая программа

дополнительной общеразвивающей программы для детей 5-7 лет

Пояснительная записка

В последние десятилетия психологи, педагоги, врачи, констатируют нарастание патофеноменов у детей. С точки зрения нейропсихологического подхода это во многом связано с высокочастотной актуализацией в современной детской популяции «дисгенетического синдрома»: внутриутробной и/или возникающей в младенчестве дисфункции,        органической                        или        функциональной,        наиболее        рано                созревающих подкорковых        структур мозга. Его негативные последствия для онтогенеза в целом нейропсихологически        заключаются                в                нарушениях                и/или                        искажениях становления подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий, функциональной специализации правого и левого полушарий мозга. Развитие науки нейропсихологии на сегодняшний день позволяет решить многие из перечисленных проблем и чем раньше начинается коррекция, тем более заметные и благоприятные результаты можно получить3. Одним из методов, успешно используемых нейропсихологами, является метод замещающего                        онтогенеза(МЗО)- нейропсихологическая        технология,                        содержащая инвариантный                комплекс                этапов                (диагностика-профилактика-коррекция-абилитация- прогноз)        психолого-педагогического                сопровождения        детей        с                различными        типами развития:                от                вариантов                        нормативного                и        отклоняющегося                                до        грубых                форм патологического.  Основная  его   цель-     развитие     мозгового   (и     шире     —

нейропсихосоматического) обеспечения психического онтогенеза.

Первой коррекционной мишенью является формирование у ребенка фундамента вертикально-горизонтальных (подкорково-корковых, внутри- и межполушарных) взаимодействий. Для этого используется комплексная методика психомоторной коррекции, включающая, помимо нейропсихологических, телесно-ориентированные, арт- терапевтические и др. психотехники.

Цель: целостное развитие когнитивных процессов, способствующих повышению успешности в освоении новых учебных знаний.

Задачи:

  1. Оптимизация работы всех блоков головного мозга через двигательные упражнения.
  2. формирование        позитивной        самооценки,        повышение        адаптационных возможностей, лучшего понимания себя и других.
  3. Совершенствование памяти, внимания, мышления, развитие восприятия, творческих способностей, воображения, речи.
  4. Развитие саморегуляции.

Основные методы работы:

  1. использование кинезиологических упражнений.
  2. когнитивные игры.
  3. игры психокоррекционной направленности.

Принципы работы:

  1. Принцип индивидуального подхода. Учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся и индивидуальных особенностей.
  2. Принцип дифференцированного обучения позволяет разрешить противоречие между существующими различиями в интересах, склонностях, способностях участников группы.
  3. Принцип личностно-ориентированного подхода в обучении. Ориентация образовательно-воспитательного процесса на личность ребенка, максимальное развитие его индивидуальности.

3 Нейропсихология – наука о формировании мозговой организации психических процессов человека в решении широкого круга дезонтогенетических проблем.

  1. Принцип развивающего обучения. Развивающая творческая среда, в основу которой заложены различные развивающие театральные методы, что обеспечивает развитие у учащихся способностей и творческого потенциала.

Структура и содержание занятия:

Занятия проводятся 2 раз в неделю. Каждое занятие состоит из 3-х частей:

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Каждое занятие состоит из 3-х частей:

  1. Кинезиологические упражнения.
  2. Когнитивные игры.
  3. Игры психокоррекционной направленности.

Формы работы с детьми в рамках программы «Нейрошкола»

Групповые занятия. Состав группы до 15 человек, за одно занятие реализуются все три направления.

  1. гимнастические коврики.

Оснащение занятий:

  1. мячи теннисные по количеству участников.
  2. балансир.

Индивидуальная работа.

Этот вид работы включает в себя входную (в начале года) и итоговую (в конце года) нейродиагностику в результате которой оценивается уровень развития психических процессов и её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов. Бланк оценки представлен в приложении 1.

Работа с родителями.

В рамках этой формы работы с родителями предполагается предварительно провести собрание, цель которого рассказать о нейропсихологическом подходе к такому процессу, как подготовка к школе. В одноименной группе ВК будет работать форма обратной связи, где будет выкладываться необходимая информация для закрепления достигнутых ребенком результатов, у родителей будет возможность задать вопросы педагогу – психологу и оперативно получить на них ответы.

Календарно-тематическое планирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Нейрошкола»

занятия

Содержание занятия

Часы

Октябрь 1

Психологические задачи: 1.Познакомить детей друг с другом.

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Входящая диагностика познавательных процессов и навыков коммуникации.

Практика:

  1. Игра «снежный ком»
  2. Психодиагностика        развития нейропсихологических процессов (свойства внимания, памяти, развитие речи, мышления)
  3. Завершение работы. Упражнение «Я капитан корабля»

1

Октябрь 2

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Сформировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  3. Формирование представлений о себе.

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

цифра «три»; раздели слово; Сколько раз?

Психокоррекционные игры:

Кто Я? Какой Я?

1

Октябрь 3

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Сформировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  3. Формирование уверенности в себе, своих возможностях, формирование позитивной

самооценки.

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

«остановись», «фокус»

Психокоррекционные игры:

За что ты можешь себя поблагодарить?

1

Октябрь

4

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Развитие коммуникативных умений и навыков, умение работать в группе.
  3. Привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека.

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

«Сим-сим»,        Кинестетический        праксис,

«Данетка»

Психокоррекционные игры:

За что ты можешь себя поблагодарить?

1

Октябрь

5

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Сформировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  3. Формирование представлений о себе.

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

Запрещенное движение с усложнением, Кто найдет больше… (кругов, треугольников и т.п.)

Психокоррекционные игры:

«Поездка в другой город»

1

Октябрь

6

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Развитие коммуникативных умений и навыков, умение работать в группе.
  3. Привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека. 4.Актуализация понятия "позитивное

отношение к миру и ситуации".

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

«Тик-так –бум», «придумай слово»

Психокоррекционные игры:

«Ищем позитив»

1

Октябрь

7

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека.
  3. Формирование умения справляться со своими негативными эмоциями.
  4. Обсуждение: что плохого в негативном поведении?

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

«Графический узор», «Муха»

Психокоррекционные игры:

«Я плачу когда…»

1

Октябрь

8

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Знакомство с эмоцией «гнев». 3.Развитие умения распознавать это эмоциональное состояние и учитывать его в процессе общения с другими людьми.

4.Формирование навыка умения справляться со своими

негативными эмоциями.

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

«Фонетические хлопки», «Пространственные игры. Кто где стоит»

Психокоррекционные игры:

«Позы»

1

Ноябрь 1

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Сформировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  3. Формирование уверенности в себе, своих возможностях, формирование позитивной

самооценки.

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

«Диспетчер и самолет», «предметы на одну букву»

Психокоррекционные игры:

«Царственная походка»

1

Ноябрь

2

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Сформировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  3. Формирование представлений о себе.

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

«Робот», «вопрос ребром»

Психокоррекционные игры:

«Кнопки на себе»

1

Ноябрь

3

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека.
  3. Формирование умения справляться со своими негативными эмоциями.
  4. Обсуждение: что плохого в негативном поведении?

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

«передай мяч назад», «каракули»

Психокоррекционные игры:

«Мои ошибки»

1

Ноябрь

4

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Развитие пространственных представлений.
  3. Развитие умения распознавать это

эмоциональное состояние и учитывать его в процессе общения с другими людьми. 4.Формирование навыка умения

справляться со своими негативными эмоциями.

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

«Слева-вправа в кабинете», «числа в словах»

Психокоррекционные игры:

«Позлись»»

1

Ноябрь

5

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Развитие пространственных представлений.
  3. Развитие умения распознавать это

эмоциональное состояние и учитывать его в процессе общения с другими людьми. 4.Формирование навыка умения

справляться со своими негативными эмоциями.

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

«найди правый рукав», «что общего»

Психокоррекционные игры:

«дорогие мне люди»»

1

Ноябрь

6

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Сформировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  3. Формирование представлений о себе.

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

«веселые        картинки»,        «что        перепутал художник»

Психокоррекционные игры:

«что думают обо мне окружающие?»

1

Ноябрь 7

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Сформировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  3. Формирование уверенности в себе, своих возможностях, формирование позитивной

самооценки.

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

«правильное зеркало», «загадки»

Психокоррекционные игры:

«дорогие мне люди»»

1

Ноябрь

8

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Сформировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  3. Формирование уверенности в себе, своих возможностях, формирование позитивной

самооценки.

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

«двигательный диктант», «Имя»

Психокоррекционные игры:

«посмотри на себя со стороны»»

1

Декабрь

1

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Сформировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  3. Формирование представлений о себе.

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

«поставь фигуру в угол», «я знаю 5 имен…»

Психокоррекционные игры:

«мой самый радостный день»»

1

Декабрь

2

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Сформировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  3. Формирование представлений о себе.

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

«работа с таблицей алфавита», «рассказ из алфавита»

Психокоррекционные игры:

«качества людей»»

1

Декабрь 3

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Развитие речи. 3.Развивать невербальное и вербальное общение.

4.Развивать навыки самоконтроля.

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

«метафорические кубики», «слово»

Психокоррекционные игры:

«если бы я был тобой»

1

Декабрь

4

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Развитие речи.
  3. Формирование самостоятельности, уверенности в себе.

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

«найди слово в слове», «робот»

Психокоррекционные игры:

«какая твоя обида»

1

Декабрь

5

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Развитие пространственных представлений.
  3. Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей.

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

«найди правый рукав», «что общего»

Психокоррекционные игры:

«кто мне очень нравится и за что?»

1

Декабрь

6

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. развитие пространственных представлений.
  3. Формирование представлений о себе.

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

«первая буква», «отгадай действие»

Психокоррекционные игры:

«Лесенка»

1

Декабрь 7

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Развитие речи. 3.Создавать нравственные основы личности ребенка.

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

«главная буква», «четыре стихии»

Психокоррекционные игры:

«место за столом»

1

Декабрь

8

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Развитие речи.
  3. Формирование самостоятельности, уверенности в себе.

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

«расскажи сказку, используя первые слоги»,

«запомни порядок»

Психокоррекционные игры:

«похвали себя»

1

Январь 1

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Развитие внимания.
  3. Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей.

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

«запретный номер», «угадай слово»

Психокоррекционные игры:

«приоритеты»

1

Январь

2

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Развитие внимания.
  3. Формирование представлений о семейном укладе, уважительных взаимоотношениях в семье.

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

«три определения», «замри»

Психокоррекционные игры:

«мое настроение»

1

Январь

3

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Развитите речи. 3.Создавать нравственные основы личности ребенка.

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

«бросаемся словами», «Определения. Кто больше?»

Психокоррекционные игры:

«отрицательные черты»

1

Январь

4

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Развитие речи.
  3. Формирование самостоятельности, уверенности в себе.

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

«веретено», «синонимы»

Психокоррекционные игры:

«три желания»

1

Январь

5

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Развитие речи. Развитие позитивного отношения к познавательной деятельности. 3.Создавать нравственные основы личности ребенка.

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

«почему так называется?», «Антонимы»

Психокоррекционные игры:

«слушаем тишину»

1

Январь

6

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека.
  3. Формирование умения справляться со своими негативными эмоциями.
  4. Обсуждение: что плохого в негативном поведении?

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

«Корень слов», «Расставь посты»

Психокоррекционные игры:

«как избежать ссоры»

1

Февраль

1

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Сформировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  3. Формирование представлений о себе.

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

«Новые слова», «смотри на руки»

Психокоррекционные игры:

«подарки»

Февраль

2

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Сформировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  3. Формирование уверенности в себе, своих возможностях, формирование позитивной

самооценки.

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

«угадай по описанию», «обобщающее слово»

Психокоррекционные игры:

«свои праздники»

Февраль

3

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека.
  3. Формирование умения справляться со своими негативными эмоциями.
  4. Обсуждение: что плохого в негативном поведении?

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

«превращение слов», «новые загадки»

Психокоррекционные игры:

«кормушка»

Февраль

4

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Сформировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  3. Формирование представлений о себе.

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

«смысл        пословиц»,        «неправильные пословицы»

Психокоррекционные игры:

«знакомство»

Февраль 5

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Сформировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  3. Формирование уверенности в себе, своих возможностях, формирование позитивной

самооценки.

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

«рифмы», «добавь словечко»

Психокоррекционные игры:

«улучшим настроение»

Февраль 6

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Развитие пространственных представлений.
  3. Развитие умения распознавать это

эмоциональное состояние и учитывать его в процессе общения с другими людьми. 4.Формирование навыка умения справляться со своими

негативными эмоциями.

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

«дома сказочных героев», «письмо от героя»

Психокоррекционные игры:

«первое апреля»

Февраль

7

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Развитие пространственных представлений.
  3. Развитие умения распознавать это

эмоциональное состояние и учитывать его в процессе общения с другими людьми. 4.Формирование навыка умения справляться со своими

негативными эмоциями.

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

«иллюстрация книги»,

Психокоррекционные игры:

«разные приветствия»

Февраль 8

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Сформировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  3. Формирование уверенности в себе, своих возможностях, формирование позитивной

самооценки.

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

«чьи это вещи»

Психокоррекционные игры:

«начало дня»

Март 1

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Сформировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  3. Формирование представлений о себе.

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

«сказка от лица предмета»

Психокоррекционные игры:

«конкурс на лучший комплимент»

Март

2

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Сформировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  3. Формирование уверенности в себе, своих возможностях, формирование позитивной

самооценки.

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

«из чего это сделано?»

Психокоррекционные игры:

«дома хороших качеств»

Март

3

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Сформировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  3. Формирование представлений о себе.

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

«что будет дальше?»

Психокоррекционные игры:

«отдыхаем вместе»

Март 4

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Знакомство с эмоцией «гнев». 3.Развитие умения распознавать это эмоциональное состояние и учитывать его в процессе общения с другими людьми.

4.Формирование навыка умения справляться со своими

негативными эмоциями.

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

«Изобретения»

Психокоррекционные игры:

«обними мысленно …, …, весь мир»

Март

5

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Сформировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  3. Формирование представлений о себе.

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

«путешествие с закрытыми глазами»

Психокоррекционные игры:

«радуем близких»

Март

6

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Сформировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  3. Формирование представлений о себе.

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

«приметы»

Психокоррекционные игры:

«джентльмены и леди из сказок»

Март

7

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека.
  3. Формирование умения справляться со своими негативными эмоциями.
  4. Обсуждение: что плохого в негативном поведении?

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

«научиться у животных»

Психокоррекционные игры:

«Что такое честность»

Март

8

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Сформировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  3. Формирование представлений о себе.

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

«угадай звуки»

Психокоррекционные игры:

«Улыбка»

Апрель 1

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Сформировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  3. Формирование представлений о себе.

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

«расставь животных по размеру»

Психокоррекционные игры:

«добрые дела»

Апрель

2

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Сформировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  3. Формирование представлений о себе.

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

«фигуры на листе»

Психокоррекционные игры:

«теплые слова»

Апрель

3

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Сформировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  3. Формирование представлений о себе.

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

«рисунок по точкам»

Психокоррекционные игры:

«санитарная инспекция»

Апрель 4

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Сформировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  3. Формирование представлений о себе.

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

«невиданное растение»

Психокоррекционные игры:

«мамы всякие нужны»

Апрель

5

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Сформировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  3. Формирование представлений о себе.

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

«лабиринты»

Психокоррекционные игры:

«обязанности по дому»

Апрель

6

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Сформировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  3. Формирование представлений о себе.

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

«пропавшие картинки»

Психокоррекционные игры:

«наведи порядок»

Апрель

7

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Сформировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  3. Формирование представлений о себе.

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Когнитивные игры:

«дорисуй картинку»

Психокоррекционные игры:

«дерево»

Апрель 8

Психологические задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие познавательных психических процессов.
  2. Сформировать положительное отношение к познавательной деятельности.
  3. Формирование представлений о себе.

Практика:

Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка.

Заключительная психодиагностика Психокоррекционные игры:

«книга жалоб и предложений»

Планируемые результаты освоения программы

В результате реализации программы планируется достижение следующих результатов:

Личностные результаты: развитие познавательного интереса ребенка, формирование коммуникативных навыков, самооценки. Развитие памяти, внимания, мышления, речи.

Метапредметные результаты: умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; развитие творческого подхода к решению задач.

Контроль и оценка результата:

Этот вид работы включает в себя входную (в начале года) и итоговую (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов. Для оценки результата проводится входная и заключительная диагностика сформированности психических функций и навыков. Бланк оценки представлен в приложении 1.

Содержание обучения

  1. Раздел: Кинезиологические упражнения

Нейропсихологические задачи: нормализация работы всех блоков головного мозга, формирование целостного восприятия информации.

Практика:

  1. Упражнения развивающие межполушарное взаимодействие,
  2. Упражнения нормализующие мышечный тонус,
  3. Упражнения углубляющие позитивное отношение,
  4. Упражнения повышающие энергетические возможности ребенка.

2. Раздел: Когнитивные игры

Психологические задачи: развитие умения анализировать информацию, быстро думать в условиях ограничения времени.

Практика:

  1. Математические игры;
  2. Речевые игры;
  3. Игры на развитие внимания;
  4. Игры на развитие пространственных представлений.

3. Раздел: Психокоррекционные игры

Психологические задачи: Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. Формирование представлений о себе, социальных отношениях, развитие уверенности в себе.

Практика:

  1. Кто Я? Какой Я?
  2. Буду добрым и хорошим;
  3. Я взрослею.

Список литературы

  1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.- М.: Вако, 2004.
  2. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.- М.: Айрис, 2007.-112с.
  3. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. -М.: Генезис, 2008.-319с.
  4. Семенович А.В.Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. -М.: Генезис,2010.-474с.
  5. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников.-М.: Сфера,2002.-80с.
  6. Ульева Е.А. 100 увлекатлеьных игр для уверенности в себе. – М. : Мозаика-синтез, 2016-112 с.
  7. Ульева Е.А. 100 увлекатлеьных игр для отличной учебы. – М. : Мозаика-синтез, 2016-112 с.
  8. Хомская Е.Д. Нейропсихология .-СПб.: Питер,2007.-496с.
  9. Цвынтарный        В.В.Играем        пальчиками        —        развиваем        речь.        —        М.: Центрполиграф,2002.-32 с.

Приложение 1

Памятка. На что обращать внимание при диагностике.

Правила диагностики:

Дружелюбная среда (однако, ребенку можно напомнить, что это про школу и поэтому есть свои правила. Например, «я спрашиваю, ты отвечаешь, почти как в школе»)

Уважение к ребенку (Я – взрослый, который готов тебе помочь, для этого хочу понимать, как ты развиваешься). Чем младше ребенок, тем больше игровых элементов.

Корректная обратная связь (учитывает возрастные потребности, родители получают обратную связь либо в нейтральной форме, либо в позитивной, с позиции, что надо делать, на что обратить внимание, где произвести изменения)

Нейтральность (не слишком хвалим ребенка, не ругаем и не оцениваем. Можно немного подбадривать, если видим, что ребенок тревожится за результат, или переживания неудачи разрушает способность отвечать)

Знакомство.

На что обращаем внимание:

Как ребенок владеет речью? Какие речевые конструкции использует? Все ли буквы выговаривает? Окончания? Как переключается от вопроса к вопросу? На сколько ему легко дается общение с посторонним взрослым? Какие эмоции у него вызывает школа? Есть ли признаки учебной мотивации?

Общая осведомленность

Общая осведомленность:

На что обращать внимание

просы

1.        Как тебя зовут?

Имя, фамилия. Использует ли отчество (или знает, что есть, но не

использует)

2.        Сколько тебе лет? А сколько будет через год? А

через два?

На сколько легко и точно дается ответ

3.        Где ты живешь?

Есть ли понятие адрес? Есть ли последовательность Город, улица,

дом, квартира. Обращает ли внимание ребенок на такие категории.

4.        Как зовут твоих родителей? Где и кем они

работают?

Использование ФИО. Разбирается ли в профессиях, есть ли категория профессии.

5.        Какое сейчас время года?

Ориентировка во временах года. Обращает ли внимание на то, что

происходит вокруг. На сколько легко? Имеет ли для ребенка это какой-то смысл или он заучено это говорит.

6.        Сколько глаз у куклы?

Как быстро отвечает?

7. Сколько пальцев на руке?

Есть ли затруднения при ответе?

8. Сколько ног у собаки? А у

петуха? У кого больше?

9.        Напиши свое имя.

Межполушарная ассиметрия.

На что обращаем внимание:

  1. Как принимает инструкцию
  2. Есть ли четкое предпочтение или ребенок пытается менять глаза.

Комбинации глаз, рука и ухо могут быть любыми. Важно! К 7 годам у большинства детей латеральный профиль полностью сформирован и уже не будет меняться. В более раннем возрасте подвижки возможны.

Дополнительные пробы:

Неврологическая зрелость

На что обратить внимание

1. Дотянуться рукой, которой пишешь, до

противоположного уха

Какую руку использует, легко ли выполняет

инструкцию

2. Сесть на пол без помощи рук.

Как выполняет инструкцию, как двигается.

Скорость выполнения.

Межполушарное взаимодействие.

Обратите внимание на:

  • Легко ли ребенок понял инструкцию
  • Как зрение помогает выполнять пробу
  • Ошибки
  • Скорость (быстро, медленно)

Произвольные движения и действия.

Обратите внимание и отметьте для себя:

  1. Контроль выполнения за ходом выполнения (от начала к концу)
  2. критичность по отношению к ошибкам
  3. запоминание положения руки
  4. утомление (способность выполнять задание более 30 сек без потери темпа и ошибок). Графическая проба

На что обратить внимание:

  1. Проба выполняется карандашом, а не ручкой и фломастером.
  2. Как меняется нажим при выполнении
  3. Какой темп
  4. Какие ошибки при выполнении, есть ли критичность, как реагирует на критику
  5. Легко ли переключается от забора к забору
  6. Есть ли укрупнения букв
  7. Удерживает ли горизонтальную линию.
  8. Как помогает себе Копирование по образцу На что обратить внимание:
  1. Перед выполнением уточните, знает ли ребенок прописные буквы. Он не должен их знать. Если ребенок знает прописные буквы, то пропустите это задание или дайте написание на иностранном языке.
  2. Сохраняет ли ребенок строку
  3. На сколько точно копирует, все ли элементы точно повторяет
  4. Критичность (замечает ли свои ошибки и пытается исправить)
  5. Темп (на сколько быстро справляется)
  6. Утомляемость (вызывает ли задание утомление от начала к концу)
  7. Тонус в руке (легко ли писать, есть ли особенности нажима).

Фонематический слух.

Запишите ошибки

Память.

  • Обратите внимание, как ребенок запоминал, использовал какие-то средства и придумывал себе помощь?
  • Были ли трудности? Особенности?

Восприятие пространства

На что обратить внимание:

  1. Как ребенок использует предлоги. Легко ли он находит и называет отношения между предметами.
  2. В какой последовательности ребенок выбирает картинки. Есть ли последовательность или выбор осуществляется хаотично.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА (6-7 ЛЕТ)

Ф.И., возраст          

I. Общее развитие:


Дата обследования          

  1. Как твои имя и фамилия?          
  2. Сколько тебе лет?        , сколько будет через год?        , через два?          
  3. Как зовут маму?          

Как зовут папу?          

  1. Где и кем работают родители?          

  1. Где ты живешь?          
  2. Какое сейчас время года?          
  3. Сколько у тебя пальцев на руке?          
  4. Сколько глаз у куклы?          
  5. Сколько ног у собаки?        у петуха?          
  6. Напиши свое имя.

Межполушарная ассиметрия.

  1. Вопросы:

какой рукой:


у кого больше?          

пишешь                 держишь ложку            расчесываешься         

  1. «Ручные» пробы:

рисуешь                         держишь зубную щетку                           режешь ножницами                  

переплетение пальцев        «поза Наполеона»         

аплодирование           

  1. Определение ведущего уха:

«часы»         

  1. Определение ведущего глаза:

игра в мяч         

«подзорная труба»          

Межполушарное взаимодействие

реципрокная координация           

Произвольные движения и действия.

КЛР: пр. рука        л. рука_          графическая проба: 1 этап                         

  1. этап         
  2. этап         

Фонематический слух. бочка-почка         дочка-точка         точка-тучка         


точка-кочка                         магнолия-Монголия                         полковник-половник                 

Память.

1. Две гр.по 3 слова:        1- холод, цветок, книга;        2- слон, вода, пол

1/?        2/?         

  1. повтор          

1/?        2/?         

  1. повтор          

1/?        2/?         отсроч.                  

Восприятие пространства.

«Бочка и ящик»          

Оценка интеллектуальной и речевой готовности к школе

Категории ответов

Правильный полный

Частичный

Ошибочный ответ

1.Какое животное больше лошадь или

собака?

Лошадь 0

Не правильный ответ -5

2.Утром вы завтракаете, а днем…

Обедаем, едим суп, мясо 0

Ужинаем, спим и

любой другой ошибочный ответ -3

3.Днем светло, а

ночью…

Темно 0

Неправильный ответ -4

4.Небо голубое, а

трава..

Зеленая 0

Неправильный ответ-4

5.Черешни, груши,

яблоки, сливы это то?

Фрукты 1

Неправильный ответ-1

6.Почему раньше, чем пройдет поезд опускается шлагбаум?

Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы

никто не попал под поезд 0

Неправильный ответ-1

7.Что такое Москва,

Ростов, Киев?

Города 0

Неправильный ответ-1

8.Который час показывают часы

(показать стрелочные часы с цифрами)

Хорошо названо 4

Названы только час 3

Не знает часов 0

9.Маленькая корова это теленок, маленькая собака- это..., а

маленькая овечка

Щенок, ягненок 4

Только один ответ из двух 0

Неправильный ответ-1

10.Собакеа боле похожа на курицу или на кошку? Чем похожи, что у них общего?

На кошку, потому что у нее тоже четыре ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного

подобиям 0

На кошку без объяснения -1

На курицу-3

Почему во всех автомобилях тормоза?

Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановится в случае опасности,

вообще останавливаться 1

Одна причина 0

Неправильный ответ (например, он бы не хал без тормозов) -1

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

Два общих признака (они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди)

3

Одно подобие 2

Неправильный ответ 0

13.Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Определение, что это животные, или приведение двух

признаков (хвосты,

Одно подобие 2

Неправильный ответ 0

шерсть, четыре лапы,

умеют лазить по деревьям 3

14. Чем отличается гвоздь и винт? Как бы ты их узнал, если бы они лежали перед

тобой?

Гвоздь гладкий, а винт с резьбой 3

Винт закручивают, а гвоздь забивают 2

Неправильный ответ 0

15.Футбол, прыжки в

высоту, теннис, плавание это

Спорт, физкультура 3

Игры(упражнения), гимнастика состязания

2

Неправильный ответ 0

16.акие ты знаешь транспортные средства?

Три наземных, самолет или корабль 4

Только три наземных, или полный набор с самолетом и кораблем, но только после объяснения, что такое транспортные

средства 2

Неправильный ответ 0

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, уже не может работать, плохо видит, плохо

слышит, чаще болеет, скорее умрет 4

Одно или два различия

2

Неправильный ответ (он курит, у него палка) 0

18.Почему надо заниматься споротом?

По двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, чтобы быть подвижнее, чтобы держаться прямо, чтобы не быть толстым,

добиться результатов 4

Одна причина 2

Неправильный ответ 0

19.Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?

Остальные должны за него работать (причиняет ущерб), мало работает, мало денег, не может себе

покупать необходимое. Он ленивый 2

Неправильный ответ 0

20. Зачем на конверт

надо клеить марку?

Так платят за

пересылку письма 5

Тогда тот другой будет

платить 2

Неправильный ответ 0

Ребенок готов к школьному обучению, если набрал более 13 баллов.

Особенности поведения ребенка и родителя/взрослого в процессе:

Оцените состояние ребенка к концу обследования (устал, наросло/снизилось напряжение, оживился) (учитывайте время дня и длительность встречи)

Когда ребенку было легче выполнять задания вначале или конце.

Какие пробы в целом давались легче, где надо было двигаться или отвечать на вопросы. Как реагирует родитель на критику, на самокритику ребенка

Обращается ли ребенок за поддержкой к родителю/взрослому и как ребенок ее чувствует. Как родитель дает поддержку и как справляется с ошибками ребенка.

Ответьте на вопрос (по желанию): Готов ли ребенок к школе? Почему вы сделали такой вывод?

Протокол фиксации результатов и оценки динамики

Ф.И.        возраст         

Начало года

Середина года

Конец года

Общее развитие

Межполушарная ассиметрия

Ведущая рука Ведущее ухо

Ведущий глаз

Ведущая рука Ведущее ухо

Ведущий глаз

Ведущая рука Ведущее ухо

Ведущий глаз

Межполушарное взаимодействие

Понимание инструкции Участие зрения Ошибки

Скорость

Понимание инструкции

Участие зрения Ошибки Скорость

Понимание инструкции

Участие зрения Ошибки Скорость

Произвольность

движений и действий

Графическая проба

Копирование по образцу

Графическая проба

Копирование по образцу

Графическая проба

Копирование по образцу

Фонематический

слух

Память

Восприятие пространства

Предлоги

Понимание направлений

Вывод: