Социально - психологическая помощь детям и взрослым при переживании кризисных состояний. Методы саморегуляции.
план-конспект занятия по психологии

Кулясова Татьяна Анатольевна

Материал представлет собой семинар - практикум для педагогов и родителей ДОУ с перечислением некоторых способов, методов и механизмов саморегуляции при перенесении стрессовых ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mater-_klass.docx135.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад № 16 «Красная Шапочка»

Социально-психологическая помощь детям и взрослым при переживании кризисных состояний- Методы саморегуляции.

Подготовила педагог-психолог

Кулясова Т.А.

        Новочебоксарск 2021 год.

Цель: формирование адекватной оценки и навыков преодоления кризисных ситуации и как следствие пополнения личностных ресурсов педагогов.

Задачи:

  1. Ознакомление с понятием кризисного состояния и причин их возникновения;
  2.  Создавать позитивные взаимоотношения в коллективе и усовершенствование коммуникативных навыков педагогов;
  3. Снятие психофического напряжения;
  4. Обучение методам саморегуляции и использование этих методов в работе с воспитанниками.
  5. Стимулирование формирования личностной креативности.

Методы:

  1. Информирование;
  2. Групповая дискуссия;
  3. Самораскрытие;
  4. Проговаривание, косвенная разрядка.

Участники: педагоги, узкие специалисты.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, листочки А4, карандаши, фломастеры, музыка для релаксации, проигрыватель для музыки, ведро.

Продолжительность: 60 минут.

План:

  1. Теоретическая часть (презентация);
  2. Практическая часть (тренинговые упражнения);
  3. Рефлексия (обсуждение чувств, ощущений).

Актуальность: В течении всей жизни человек ежедневно преодолевает проблемы. Некоторые из них имеют жизненно важное значение и порой могут восприниматься, как жизненно непреодолимые- тогда возникает кризис. Для разных возрастных периодов актуальны различные кризисные обстоятельства. Для преодоления этих состояний человеку необходимо обладать достаточными личностными ресурсами и не обойтись без социальной помощи и поддержки. Данная проблема бесспорно актуально в любые времена, так как система социальных норм, общественных ценностей, прав и свобод меняется с развитием человечества.

Ход мастер- класса:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема нашей встречи: «Социально-психологическая помощь детям и взрослым при переживании кризисных состояний- Методы саморегуляции.» Она достаточно объемна, поэтому сегодня я вас познакомлю с тем, что называется кризисными состояниями, их причинами. Попробуем на себе несколько простых и доступных способов саморегуляции.

  1. Теоретическая часть.

 Далее ведущий приступает к демонстрации презентации:

Пояснение к презентации:

Кризисное состояние - это психологическое состояние максимальной дезинтеграции и дезадаптации личности, выражающееся в потере основных жизненных ориентиров (ценностей, тревога неизбежности, привычек, враждебность, переживание ненужности, одиночества, обида, чувство фрустрации)

https://psy-files.ru/wp-content/uploads/d/c/c/dcc5eb00b44e4de8eae7c493c2dd865f.jpeg

Ситуации приводящие к определенному кризисному состоянию:

  • Стрессовые события( травма, шоковые состояния, катастрофы, войны, потеря близких);
  • Возрастные кризисы;
  • Экзистенциональные кризисы.

Возрастные кризисы

Проблемой возрастных кризисов и её периодизацией занимались Л.С. Выготский, Даниил Борисович Эльконин, Лидия Ильинична Божович, Эрик Эриксон и м. д.

Кризис первого года проявляется на границе с младенчеством и ранним детством. Ребенок начинает понимать, что мама существует отдельно от него, поэтому при е уходе он впадает в панику, плачет и кричит, активно проявляет волю познает мир. Для родителей главное  этот период обеспечить безопастность ребенка.

Кризис трех лет. Милый ребенок становится не управляемым. («Я сам», «Я хочу», дерется, упрямится). Родителям стоит дать почувствовать ребенку свою значимость.

Кризис семи лет. Смена социального статуса. Главное учеба, а не игра. Он считает себя взрослым, но как при этом себя вести, не совсем понимает. Маленький человек ищет себя, а родители должны ему в этом помочь. Родителям стоит минимизировать дополнительную нагрузку, обеспечит полноценный сон первоклассника.

Кризис подросткового возраста. (11-15 лет). Центральное место- потребность в независимости.

Обычно человек может самостоятельно преодолеть кризисные состояния. В норме, в начале кризиса, усиливается напряжение и тревога, затем активизируется стратегия решения проблем. Кризисные состояния не входят в категорию болезненных нарушений. Это нормальная реакция человека на аномальные события.

Кризисная терапия в рамках психологического подхода строиться на основе следующих принципов:

  • Не существует каких-либо специальных кризисных технологий и практик.
  • Кризисная помощь может исключать применение психофармакологии
  • Основная стратегия, что все происходящее с человеком в этом состоянии нормально и имеет смысл.
  • Основная тактика при экзистенциональном кризисе- поддержка и ничего более.
  • Групповая терапия более эффективна, чем индивидуальная.

Первая самопомощь после действия стрессовых факторов

  1. Холодной водой смочить лоб, виски.
  2. Переключить внимание на рациональное восприятие окружающего мира «Стол коричневый, белые занавески».
  3. Вдох-выдох. По счету 3/9.
  4. Грудь колесом. При вдохе- расправить плечи. Выдох- расслабление. Повторить 4-5 раз.
  5. Когда прошла первая волна и вы начинаете мерзнуть. Происходит спазмирование сосудов (холодные пальцы рук и ног). Можно принять теплую ванну.

Профилактические упражнения.

  1. Применить формулу успокоения:

- «Сегодня я не обращаю внимание на пустяки!»

- «Об этом я подумаю завтра!»

- «Не очень-то и хотелось!»

  1. «Подушка для битья (ударить по воображаемому предмету).
  2. Техника пустой стул.
  3. Шутовской колпак на голове.
  4. Метод «Хохочущих фотографий».

Ведущий предлагает участникам проверить на себе действие метода «Хохочущей фотографии». При нести свои портреты и разместить их на видном месте, согласно методическим рекомендациям.

Метод «Хохочущих фотографий» был создан российским психологом Алексеем Чалым. Распечатанные фото, размером 20×30 для взрослых и 15×20 для детей, размещают на видном центральном  месте.

Применяется для улучшения:

  • общего эмоционального фона;
  • Самооценки и самоощущения;
  • физического самочувствия на основе психосоматического состояния.
  • Межличностных взаимоотношений ( коллектив, отцы- дети).

        В коллективе очень эффективно оказалось размещение фотографий всей группы (важно никого не забыть). В результате в сознании детей помимо индивидуального образа «Вот я какой!», формируется дополнительно коллективный- «Вот мы какие!». Это в значительной мере снижает у них ощущение         угрозы, исходящей якобы от окружающих. Дети становятся раскрепощенными, более открытыми для общения и восприятия новых знаний.

Не всегда метод смеющихся портретов действует молниеносно. Есть люди, которым перейти к жизнерадостному состоянию слишком большой «прыжок над пропастью». Им нужен «мостик». Этим «мостиком» может послужить зевающая фотография с надписью «Я устала от пустяков». Метод начинает работать на физическом уровне. Глядя на фото человек зевает, расслабляет плечи, снимает напряжение. Люди, имеющуюся у них в голове проблему, зажим , воспринимают как пустяк.

Нет четких формул «кризисных технологий и техник». Это связано с тем, что человек сам по себе уникален и переживание кризиса само по себе уникально!

Арт- терапия в этом смысле занимает почетное первое место, потому что:

  • Техники часто обновляются (не имеют аналогов);
  • Стимулирует формирование личностной креативности, вдохнавляет;
  • Воздействует на психику на глубоком уровне «глобально, через подсознание».

         По окончании презентации ведущий раздает листочки и приглашает участников разобрать наиболее подходящие ему средства для создания рисунка (карандаши, фломастеры, краски, маркеры, цветные ручки).

2. Практическая часть

Упражнение «Ужасно-прекрасный рисунок».

Цель: продемонстрировать участникам, что одна и та же ситуация может восприниматься и как негативная и как позитивная, человек может изменить свой взгляд на ситуацию.

Необходимые материалы: бумага, карандаши, фломастеры, краски, маркеры, цветные ручки.

Описание:

Этап первый.

Участники делятся на подгруппы по 4-5 человек. «Нарисуйте «прекрасны рисунок»- время не более 5 минут. Далее рисунок перемещается соседу с права с просьбой изменить рисунок в «самый ужасный». Через 30 секунд рисунок продолжает свое передвижение с командой изменить рисунок на «самый ужасный». Команда повторяется пока рисунок не придет к своему первому создателю.

Упражнение обсуждается.

- Что было рисовать сложнее?
- Как вы себя ощущали, когда ваш рисунок переделывали?

- что за рисунок на выходе мы получили?

-Какой вывод напрашивается?

Упражнение «Мне обидно когда…?»

Мы все испытывали и испытываем одно из кризисных состояний- обида! Важно признать и принять это чувство!

Поэтому продолжите фразу «Мне обидно, когда…»

Наблюдается кто, что произносит, как, сопутствующие реакции.

Ведущий:

«А теперь нарисуйте эту обиду»

Обсуждение:

- почему обидчик так поступил, попробовать встать на его место?

- что сделать, чтобы эта ситуация больше не повторялась (групповая дискуссия)?

- участникам предлагается опробовать на себе метод «Пустой стул».

(выставляем два стула, на один из них присаживается участниу, воображаем, что на втором стуле наш обидчик и высказываем ему свои обиды»

       Умение прощать помогает избавиться от чувства обиды. Участники совершают ритуал, говоря по очереди: « Я прощаю того, кто меня обидел»!

       Ведущий:

А теперь скомкайте свою обиду и выбросите его в мусорное ведро, кто не попадет с первого раза проделайте эту процедуру повторно!».

3.Этап рефлексии.

Ведущий напоминает, что выход из кризисной ситуации, зависит от человека, его возможностей и способности принимать помощь и поддержку окружающих.

Участники высказываются на тему:

- Что для них нового произошло на занятии?

- Что удивило? Что стало неожиданным?

Перечень используемой литературы:

  1. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление.- М.:Изд-во ПЕР СЭ», 2006.
  2. Василюк Ф. Е. Психология переживаний (анализ преодоления критических ситуаций).-М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984.
  3. Граф С. (редактор составитель).Духовный кризис: когда преобразование личности становиться кризисом.-М.: ТПИ-Класс,1999.
  4. Гринберг, Джеррольд Управление стрессом Серия: Мастера Психологии.- СПб:Питер; Издание 7-е, 2004.

Интернет ресурсы:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/12/19/master-klass-s-elementami-treninga

https://www.b17.ru/article/anti-crisis_psychological_assistance/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Психологическая помощь детям в кризисной ситуации"

Психологическая помощь детям в кризисной ситуации...

Семинар- практикум с элементами тренинга " Психологическая помощь детям в кризисной ситуации"

Составление алгоритма психологической помощи детям, оказавшимся в кризисной  ситуации....

Презентация "Психологическая помощь детям в кризисной ситуации"

Кризисная для ребенка ситуация наступает тогда, когда он не может самостоятельно, без чьей-либо поддержки и помощи справиться с ней....

Муниципальное бюджетное учреждение Центр социально-психологической помощи детям и молодежи " Форпост".

Информация о Центре (информация взята с сайта центра)В нашем городе есть Центр социально-психологической помощи детям и молодежи «Форпост» зарегистрирован 29 апреля 1991 года. Учредит...

Консультация для родителей по оказанию психологической помощи детям в кризисном состоянии.

Консультация для родителей по оказанию психологической помощи детям в кризисном состоянии....

Памятка для родителей по оказанию психологической помощи детям и подросткам в кризисной ситуации

В памятке даны рекомендации по оказанию психологической помощи детям в кризисной ситуации...