Консультация "Формирование норм и правил взаимоотношений со сверстниками и взрослыми через игру с правилами"
консультация по психологии

Колпаченко Татьяна Юрьевна

Консультация "Формирование норм и правил взаимоотношений  со сверстниками и взрослыми через игру с правилами" школа молодого специалиста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formir_norm_i_pravil_vzaimootnosh.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Школа молодого специалиста

Формирование норм и правил взаимоотношений

со сверстниками и взрослыми через игру с правилами

Нормы и правила поведения включают хорошие манеры в современном обществе.  Знание правил поведения позволяют человеку эффективнее взаимодействовать с окружающими людьми. Судя по количеству открываемых повсеместно «школ этикета и хороших манер» направление это популярное.  Но!

Без  норм и правил взаимоотношений – трудно построить взаимодействия с окружающими нас людьми. Человек- существо социальное (Аристотель). Его жизнь неразрывно связана с обществом, которое играет огромную роль в формировании личности. С раннего детства малыш постигает правила взаимоотношений и секреты поведения в различных видах деятельности: в быту, в игре, на занятиях.

Приобретаемые навыки межличностных отношений называются коммуникативностью. Они закладываются еще в дошкольном возрасте, а развиваются и совершенствуются всю жизнь.

На развитие навыков коммуникации влияют семья, темперамент ребенка и возрастные особенности. В каждом возрасте свои ведущие: потребность, деятельность и функция.

  1. Семья. Влияние семьи зависит от того, насколько она справляется с задачами, направленными на формирование навыков общения.

Задачи семьи:

-воспитывать уважительное отношение к окружающим;

-формировать привычки сообща играть, трудиться, заниматься;

-развивать сочувствие, отзывчивости, желания заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее;

-с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;

-формировать умение спокойно отстаивать свое мнение;

-развивать волевые качества: умения ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения;

-обогащать словарь детей вежливыми словами.

  1. Темперамент ребенка (холерики- эмоциональны и вспыльчивы; сангвиники- легко сходятся с людьми; флегматики- сложно сходятся с людьми, но они спокойны и постоянны в  своих привязанностях; меланхолики- замкнуты, тревожны, обидчивы).

  1. Возрастные особенности. На протяжении всего дошкольного детства взаимодействие и общение детей со сверстниками проходит ряд усложняющихся этапов. На каждой стадии происходит качественное преобразование структуры коммуникативной деятельности:

для 2-3 лет характерно  ситуативно- личностное общение со взрослыми, который для него  источник помощи, защиты и ласки (умыть, подмыть,

 одеть, раздеть, успокоить, пожалеть), сверстник малоинтересен;

для 3-4 лет характерно  ситуативно- деловое общение, взрослый источник способов деятельности (смотрю, повторяю, умею), взрослый это еще и партнер по игре и творчеству, со сверстниками вступает в эмоционально – практическую связь (играет, разговаривает), но отношения еще не строят;

в 4-5 лет первые признаки внеситуативно- делового общения, взрослый источник информации (слушаю, смотрю, познаю), ребенок познает не только мир, но поведенческие нормы и другие стороны жизнедеятельности в основном в игровой форме, сверстник интересен, как партнер по сюжетной игре;

в 5-6 лет общение внеситуативно- личностное, взрослый интересен как партнер по сугубо- индивидуальному общению, высокая потребность в общении, в игре со сверстниками, в принятии и признании с их стороны, соперничество в успехе, обнаруживаются первые сильные влюбленности;

в 6-7 лет внеситуативно- деловое, взрослый не просто источник информации, если сложились доверительные отношения, он Учитель, авторитет. Именно в этом возрасте возникают  избирательные отношения между сверстниками, первые дружеские взаимоотношения.

Всю деятельность дошкольников можно условно разделить на две составляющие. Первая – деятельность под непосредственным руководством  взрослого, где он обучает, играет вместе с детьми. Вторая – это свободная деятельность детей. Полноценное развитие ребенка во многом зависит от его умения развертывать самостоятельную совместную деятельность со сверстниками, которая в дошкольном детстве протекает преимущественно в форме игры (Н.А.Короткова, Н.Я.Михайленко, Е.О.Смирнова и др.). 

Сотрудничество наиболее полно проявляется в совместной игровой деятельности больше всего в играх с правилами.

В работе педагоги используют игру с правилами, в основном, в качестве дидактического средства, которое позволяет развивать у детей двигательные навыки, сенсорные операции, давать им новые знания.  

Развивающий потенциал игры с правилами намного шире: это и

развитие произвольного поведения, и

овладение способами совместной организации деятельности, и

становление взаимной нормативной регуляции, и

развитие стремления к успеху, а также

развитие самооценки и самоконтроля

(З.М.Богуславская, Е.Е.Кравцова, А.Н.Леонтьев, А.Г.Рузская и др.).

Освоение игры с правилами с ее специфическими характеристиками становится возможным к среднему дошкольному возрасту. Вторая половина пятого года жизни – критическая точка для осуществления этого этапа формирования. Ребенок уже способен к опосредствованному произвольному действию (Д.Б. Эльконин, 1978), к согласованию действий в сюжетной игре (Н.Я. Михайленко, 1987), выработке коллективного символа (J.Piaget, 1945). К этому возрасту уже развита мотивация успеха, возможность соотносить результаты своих действий с результатами других (Х. Хекхаузен, 1986, и др.).

Существует три этапа для овладения  игрой с правилами.

Первый этап (2,5- 4 года) подготовительный этап. Развитие совместных игровых действий по правилам. В качестве средства используется целостный образец взаимодействия взрослых, уже содержащий правило действия с предметом. Именно такое добровольное подражание образцу может внести элемент обязательности отношения к самому правилу. 

Второй этап (4-5 лет) овладение общей схемой игры с правилами связан с освоением детьми специфических характеристик игры с правилами – критериев выигрыша и возникающих на этой основе установки на выигрыш, элементов состязания, цикличности.

Третий этап (5-7 лет) формирование способности придумывать новые правила игры и вступать в отношения в ней. Развитие творческого потенциала детей. Дети преобразовывают уже известные правила игры, договариваются о введении новых правил, обязательных для всех участников.

Последовательная реализация всех этапов формирования позволяет детям постепенно овладевать игрой с правилами со всеми ее специфическими характеристиками и помогает детям понять сложность и разносторонность отношений между людьми, осознать общие правила и нормы поведения, а также познать себя, свои возможности.

18.03.2022

Психолог Колпаченко Т.Ю.

Список литературы:

  1. Богуславская Н. Е. Веселый этикет: развитие коммуникативных способностей ребенка. - Екатеринбург: АРГО 2007.
  2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопр. психологии. 1966. №6. С. 62-76.
  3. Выготский Л.С. Из записок конспекта к лекциям по психологии детей дошкольного возраста // Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978.
  4. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. - М., 1996.
  5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. - М. Академический Проект, 4-е изд., 2002
  6. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.
  7. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М., 1988.
  8. Эльконин Д.Б. Основные вопросы теории детской игры / / Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966. С. 11-37.
  9. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами"

Как сформировать у детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами....

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через игровые технологии

По словам М.Л.Лисиной под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. Взаимоотношение – это субьективные связи, во...

Педагогический совет "Формирование социально-коммуникативных компетенций у дошкольников при взаимодействии со сверстниками и взрослыми через использование образовательных технологий в условиях реализации ФГОС ДО"

Развитие коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления образования и требованиями ФГОС ДО. Современные дети, да и их родители всё...

Приобщение детей средней группы к миру взрослых через игры-занятия по кулинарии

Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста и методические рекомендации по приобщению детей средней группы к миру взрослых через игры-занятия по кулинарии...

Консультация для родителей: «Формирование элементарных норм и правил взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками в ДОУ через игровую деятельность»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад пос. им. К. Маркса»Энгельсского муниципального района Саратовской области413142, Саратовская область, Энгельсский...