Игры и упражнения на снятие тревожности
методическая разработка по психологии (подготовительная группа)

Евтенко Ирина Ивановна

Основная цель данных игр и упражнений- это снятие тревожности у ребенка,выработка уверенности в своих силах

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya_na_snyatie_trevozhnosti.docx30.43 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения на снятие тревожности

(старшая, подготовительная группа)

Игра «Драка»

Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук. «Вы с другом поссорились.

Ход игры. Вот – вот начнётся драка. Глубоко вдохните, крепко – накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!» Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.

Игра «Щенок отряхивается»

Цель: коррекция тревожности, снятие мышечных зажимов.

Ход игры. Предложите ребенку показать, как отряхивается щенок (например, после купания). Обратите его внимание на то, что щенок отряхивается всем телом – от носа до хвоста. Покажите это сами, пропуская волну трясения сверху донизу и обратно. Повторите упражнение вместе с ребенком.


Игра "Черепаха"

Цель: обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня тревожности.

Ход игры.  Дети лежат, лучше на боку или животе. Попросите ребенка представить, что он маленькая черепашка, которая лежит на желтом песочке (или мягкой травке) возле прозрачного ручейка (реки, озера или моря — по желанию ребенка). Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслаблены, шейка мягкая... Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и неуютно, и она спрятала ножки, ручки и шейку в панцирь (ребенок сильно напрягает спину, слегка выгибая ее и изображая тем самым панцирь; и также напрягает шею, руки и ноги, как бы втягивая их под панцирь; 5-10 секунд). Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась, и ее шея, ручки и ножки стали теплыми и мягкими и опять появились из-под панциря (спина расслабляется 5~10 секунд).

Игра «Смелый капитан»

Цель: повысить самооценку, развить уверенность в себе.

Ход игры.  Тревожный ребенок назначается капитаном. Взрослый говорит: «Представьте себе, что мы на корабле. При словах: «Тихая, спокойная погода, светит солнышко, вы должны изображать хорошую погоду». При словах «Буря!», дети начинают создавать шум, кораблик качается все сильнее. Капитан должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!»

Игра «Зайки и слоники»

Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

Ход игры. «Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками – трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно дрожит. Покажите, как он дрожит. Поднимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся, и. т. д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе, прячутся и. т. д. «А что делают зайки, если видят волка?» Педагог играет с детьми в течение несколько минут.

«А теперь мы с вами будим слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, разметено, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ними и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как? Покажите, что делают слоны, когда видят тигра…» Дети в течение несколько минут изображают бесстрашного слона.

Потом обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

Игра «Воздушный шарик»

Цель: снять напряжение, успокоить детей.

Ход игры. Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Сделайте вдох, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше. Как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарики не лопнули. А теперь покажите их друг другу», Упражнение можно повторить три раза.

Игра «Шалтай-Балтай»

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

Ход игры. «Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «Шалтай-Балтай».

Шалтай-Балтай сидел на стене.

Шалтай-Балтай свалился во сне.

С. Маршак

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево: руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклоняем корпус тела вниз».

Игра «Бесилки»

Цельснятие эмоционального и мышечного напряжения;

Ход игры. Дети свободно располагаются по комнате. Начинает звучать ритмичная музыка, постепенно громкость увеличивается. Под музыку дети могут двигаться и кричать, как им хочется. Единственное условие - нельзя касаться других детей и предметов. Примерно через 3-5 минут музыка стихает -дети замирают. Затем звучание возобновляется - дети вновь начинают движение. Количество повторов и их продолжительность зависят от степени возбужденности детей и их готовности «выплеснуть» эмоции.

Картотека

упражнений и игр, направленных на повышение уровня самооценки, развитие адекватной самооценки.

 «Я!»

Цель: повышение самооценки ребенка.

Содержание: выбирается «именинник» (по очереди). Ему задается вопрос от группы: «Какие в тебе есть хорошие качества? Ответы ребенка записываются. Далее именинник залезает на стул. Его просят каждый раз, когда он услышит свое хорошее качество, громко выкрикнуть: «Я!». Ведущий зачитывает записанные качества. А группа хором повторяет.

«Что мне нравится в тебе?»

Цель: повышение самооценки ребенка.

Содержание: Проводят в парах или в круге. О каждом из участников группа (по очереди) высказывается: «Мне нравится в тебе, (имя ребенка), ... » В парах участники называют качества друг друга, которые им нравятся (несколько характеристик).

«Что я умею делать хорошего?»

Цель: повышение самооценки ребенка.

Содержание: Каждого из участников просят рассказать о том, что он умеет делать хорошего. При затруднениях группа дополняет ответ участника.

«Я - король!»

Цель: повышение самооценки ребенка.

Содержание: Каждый из участников имеет возможность побывать в роли короля, сидеть на троне, давать указания, издавать законы. Время «царствования» - 7 минут.

«Главная роль»

Цель: повышение самооценки ребенка.

Содержание: В условиях театрализации ребенку с низкой самооценкой дается роль победителя, героя. Можно поставить любую сценку, подходящую детям по возрасту.

Рисование на тему «Я победитель!»

Цель: повышение самооценки ребенка.

Содержание: Детям дается все необходимое для рисования и предлагается нарисовать себя в роли победителя.

«Пожелания»

Цель: повышение самооценки ребенка.

Содержание: Каждый из участников высказывает, что бы он пожелал другим от чистого сердца.

«Мой подарок для тебя!»

Цель: повышение самооценки ребенка.

Содержание: Ведущий распределяет детей на пары и говорит: «Возьмите за руки партнера. Подумайте, что бы вы подарили друг другу. Почему именно этот подарок? Нарисуйте свой подарок и подарите».

«Мой хороший поступок»

Цель: повышение самооценки ребенка.

Содержание: Каждый по очереди рассказывает о своем хорошем поступке.

«Именинник»

Цель: повышение самооценки ребенка.

Содержание: Выбирается именинник, который рассказывает о своем хорошем поступке. Затем распределяются роли, и проигрывается ситуация, изложенная именинником; далее он делится своими впечатлениями. В итоге участники группы подходят к имениннику, жмут ему руку и, глядя в глаза, говорят: «Молодец!»

«Ромашка успеха»

Цель: повышение самооценки ребенка.

Содержание: Сердцевиной ромашки становится фотография улыбающегося ребенка. Желательно, чтобы фотография ассоциировалась с каким-либо ярким, богатым впечатлениями моментом из жизни (детский праздник, рыбалка с папой ...). Вокруг сердцевины нужно расположить семь крупных лепестков разного цвета. Каждый лепесток - это день недели, и он имеет свой цвет. На лепестках отмечаются успехи, которых ребенок достиг в течение дня. В выходные родители могут торжественно зачитать список достижений ребенка за неделю.

«Я – лев»

Цель: повышение у детей уверенности в себе.

Содержание: Инструкция ведущего: «А сейчас давайте поиграем в игру, которая называется «Я – лев». Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев – царь зверей, сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Он красив и свободен.
Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва, например: «Я – лев Андрей». Пройдите по кругу гордой, уверенной походкой».

«Клеевой дождик»

Цель: сплочение детей, снижение тревожности, повышение самооценки.

Содержание: «Ребята, вы любите играть под теплым летним дождем? Пока мы с вами разговаривали, пошел ласковый дождик. Но дождик оказался не простым, а волшебным – клеевым. Он склеил всех нас в одну цепочку (дети выстраиваются друг за другом, держа за плечи впереди стоящего) и теперь предлагает нам погулять».

Дети, держась друг за друга, передвигаются по комнате, преодолевая различные препятствия: обогнуть «широкое озеро», пробраться через «дремучий лес», прятаться от диких животных и др. Главное условие – дети не должны отцепляться друг от друга.

«Ну вот, дождик закончился, и мы снова можем спокойно двигаться. Высоко в небе светит ласковое солнышко, и нам захотелось прилечь в мягкую траву и позагорать».

«Ладошки»

Цель: повышение самооценки.

Содержание: Детям предлагается бумага и фломастер. Нужно положить свою ладошку на лист бумаги, раздвинуть пальцы и аккуратно обвести ее по контуру. Затем взрослый просит на каждом, получившемся на бумаге, пальце написать или нарисовать что-нибудь хорошее о себе. После этого ведущий собирает «ладошки», читаем их или показывает группе, а дети угадывают где, чья ладошка.

«Зайки и слоники»

Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

Содержание: «Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит.

Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т.д. Дети показывают. «А теперь покажите, что делают зайки, когда слышат шаги человека»? Дети разбегаются по группе, прячутся и т.д. «А что делают зайки, если видят волка?» Психолог играет с детьми в течение нескольких минут. «А теперь мы с вами будем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как?» Дети показывают.

«Покажите, что делают слоны, когда видят тигра?» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.
После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

«Комплименты»

Цель: помочь ребенку увидеть свои положительные стороны, дать

почувствовать, что его понимают и ценят другие дети.  

Содержание: Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ребенок говорит:

«Мне нравится в тебе…». Принимающий комплимент кивает головой и

отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!» Упражнение продолжается по

кругу.  

После упражнения обсудить с детьми, что они чувствовали, что

неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты.  

                 «Закончи предложение»
Цель: помочь ребенку замечать свои умения и достижения, чтобы почувствовать себя увереннее и смело осваивать новое.
Содержание: Встаньте на небольшом расстоянии от ребенка и объясните ему суть игры: вы произносите начало предложения и бросаете ему мяч, поймав, он должен закончить предложение и кинуть мяч обратно. В ходе игры вы многократно произносите: «Я могу...», «Я умею...», «Я хочу научиться...». Ребенок каждый раз повторяющуюся фразу должен закончить разными словами, чтобы понять, сколькому он уже научился и что может продолжать свои успехи и осваивать новое.

«Мое имя»

Цель: идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».

Содержание: Ведущий задает вопросы; дети по кругу отвечают.

- Тебе нравится твое имя?

- Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?

 При затруднении в ответах ведущий называет ласкательные производные от имени ребенка, а тот выбирает наиболее ему понравившееся.

Ведущий говорит: «Известно ли вам, что „имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастете и пойдете в школу, имя подрастет вместе с вами и станет полным.


Картотека игр по развитию коммуникативных навыков

1. «Здравствуй, я котик!»

Цель: способствовать развитию самоуважения детей.

Ведущий держит в руках мягкую игрушку — котенка (очень хорошо, если это будет кукла, надевающаяся на руку). Он предлагает детям по очереди поздороваться с котенком. Каждый ребенок жмет ему лапку и представляется, называя себя ласковым именем, например, «Здравствуй, котеночек, я Сашенька». Ведущий держит в руках мягкую игрушку — котенка и лапками гладит по головке каждого ребенка со словами: «Хороший Сашенька, хорошая Машенька», и т. д. Затем дети по очереди берут в руки котенка и его лапками ласкают друг друга. Ведущий помогает им произносить соответствующие фразы («Хороший Сашенька», «Хорошая Машенька»).

2. «Покажи чувства руками»

Цели: способствовать развитию спонтанности детей; развивать рефлексию эмоциональных состояний.

Ведущий предлагает детям представить, что их руки стали живыми и могут радоваться, бояться, злиться и т. п. Затем дети, глядя на ведущего (он задает образец движений), показывают, как их руки прыгают по столу (радуются), толкают, кусают друг друга (злятся), сжимаются в комочки и дрожат (боятся).

3. «Я могу!»

Цель: способствовать развитию самоуважения детей.

Дети перебрасываются мячиком и громко перечисляют то, что они умеют хорошо делать. Например, «Я умею хорошо плавать!», «Я умею хорошо рисовать!», и т. п.

4. Рисунок «Мое взрослое будущее»

Цель: способствовать повышению самооценки детей.

Детям предлагается нарисовать себя в будущем. После того как рисунки закончены, все обсуждают, что же позволило детям добиться такого прекрасного будущего. Какие усилия им пришлось приложить для этого?

5. «Корабль»

Цель: содействовать повышению самоуважения ребенка и установлению отношений доверия в группе.

Ребенок-водящий ложится на спину и превращается в корабль. Сначала корабль попадает в сильный шторм: ведущий «качает» «корабль» (толкает ребенка), сопровождая действия словами: «Кораблю трудно, но он выстоит. Волны хотят потопить его. Но он все равно выстоит, потому что он сильный». Буря заканчивается, теперь волны ласково поглаживают корабль и говорят ему: «Мы любим тебя, ты такой большой, сильный» (ведущий при этом мягко покачивает-поглаживает ребенка). Эту процедуру можно провести с несколькими детьми.

6. «Я не упаду»

Цель: формировать у детей доверие к окружающим.

На полу ведущий раскладывает канат (толстую веревку) примерно двухметровой длины, так, чтобы получилась какая-нибудь замысловатая фигура. Один ребенок снимает обувь и становится на край каната двумя ногами (пяточка одной ноги касается пальцев другой). Ему завязывают глаза. Затем взрослый, страхуя ребенка, дает команды, способствующие его передвижению по канату («шаг вперед», «шаг влево», «шаг вправо» и т. п.). Ребенку необходимо, не сойдя с каната, пройти его весь — с начала до конца. Это упражнение выполняют по очереди все дети.

7. «Чужие рисунки»

Цель: предоставить детям возможность обсудить свои и чужие страхи.

Детям показывают нарисованные другими детьми «страхи». Глядя на эти рисунки, дети должны рассказать, чего, по их мнению, боялись авторы рисунков и как им можно было бы помочь. Упражнение можно повторять несколько раз, постепенно усложняя траекторию пути — начинать с простых фигур из каната, затем усложнять их.

8. «Необычный кукольный театр»

Это упражнение можно выполнять индивидуально или в группе, в которой один ребенок на время становится основным действующим лицом, а остальные наблюдают за происходящим. На этом занятии ребенок сначала вырезает по контуру фигуру очень страшного сказочного героя. Затем ему предлагается устроить кукольный театр.

Два составленных вместе стула закрывают куском ткани (лучше черной). Это — ширма, сверху кладут вырезанную фигуру. Взрослый и остальные дети, исполняющие роль зрителей, хлопают, как перед началом спектакля. Ребёнок садится на корточки за ширму и сочиняет рассказ от лица этого сказочного героя — рассказывает о том, где он жил раньше, что он любит сейчас, и т. п.

Потом взрослый и ребёнок меняются ролями. Ребенок становится зрителем, а взрослый — страшным персонажем. При этом взрослый видоизменяет рассказ ребёнка: его персонаж раньше был нормальным хорошим человеком, но его заколдовала злая ведьма. Теперь же он хоть и совершает злые дела, но ему грустно и одиноко. Он просит зрителей расколдовать его. Ребёнок расколдовывает страшного героя, а потом опять идет за ширму и составляет свой рассказ, по возможности похожий на рассказ взрослого. Взрослый «расколдовывает» его и предлагает ему в будущем защищать детей и взрослых от таких же не расколдованных героев.

Фактически вся процедура представляет собой серию упражнений. Они могут выполняться последовательно или же в свободном порядке, в индивидуальной работе или в группе. В последнем случае остальные участники «работают» на одного ребенка, хотя и сами получают при этом положительный опыт.

9. «Кто лучше разбудит»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Один ребенок превращается в кошечку и засыпает — ложится на коврик в центре группы. Ведущий просит детей по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (разными словами, разными прикосновениями), но всякий раз ласково. В конце упражнения дети все вместе решают, кто «будил кошечку» наиболее ласково.

10. «Кто пришел к нам в гости?»

Цели: способствовать развитию самоуважения детей; активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам.

Ведущий отводит в сторону двоих-троих детей из группы и договаривается с ними о том, что они будут изображать животных, которые придут в гости к ребятам. Дети решают, каких именно животных они изображают и как они будут это делать.

«Гости» по очереди входят в круг, ведущий, обращаясь к другим детям, говорит примерно следующее: «Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришел, какие у него глазки, как он красиво движется...» и т. п. Детям необходимо сначала догадаться, какие звери к ним пришли, а потом сказать, какое настроение у них было. Затем ведущий спрашивает, как они догадались, что настроение хорошее, веселое, радостное, ведь звери молчали. Делается вывод, что настроение можно узнать по выражению лица.

11. «Пусть встанет тот, на кого я смотрю»

Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми.

Сначала водит взрослый. Он обводит взглядом детей, потом на ком-то останавливает взгляд. Тот, на кого смотрит ведущий, должен поймать его взгляд и быстро встать. Затем водящими становятся все дети по очереди — они пытаются взглядом «поднять» своих товарищей.

12. «Волшебное животное»

Цель: развивать у детей умение сотрудничать.

Дети становятся в тесный круг, берутся за руки и представляют, что все они вместе — одно большое сильное животное. Ведущий просит их послушать дыхание друг друга и постараться дышать одинаково — так, как будто дышит одно большое животное.

13. «Пересядьте все, кто...»

Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми.

Ведущий говорит, что мы все очень разные и в то же время все чем-то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом. Затем он говорит: «Пересядьте все, кто любит мороженое... плавать в реке... ложиться спать вовремя... убирать игрушки...» и т. п. Дети сначала просто играют, а затем делают вывод, что действительно у них есть много общего.

14. «Роли»

Цель: способствовать формированию эмоциональной децентрации у детей.

Детям предлагается немного побыть актерами. Ведущий говорит следующее: «А что делает актер в театре или в кино? Играет различные роли. Но человек в обычной жизни тоже играет различные роли. При этом в каждой из своих ролей он использует разную мимику, жесты, интонацию голоса». Далее вместе со взрослым дети обсуждают, какие бывают роли: мамы, папы, сына или воспитателя, продавца и т. п. Далее взрослый спрашивает у детей, с каких ролей они хотят начать обучение (например, «Хочу начать учиться на актера с роли мамы»). Перед ребенком на пол кладутся два листа бумаги: темный и белый. Задается условие: если хочешь играть выбранную роль в плохом варианте, становись на черный лист, если в хорошем — на белый. После этого дети приступают к проигрыванию различных ролей, обращая внимание на соответствие голоса, мимики, жестов принятой роли.

15. «Конкурс хвастунов»  

Дети сидят по кругу. Инструкция: «Сегодня мы проведем с вами необычный конкурс — конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Чем мы будем хвастаться? Соседом справа. Посмотрите внимательно на своего соседа. Подумайте, какой он, что он умеет делать, что у него хорошо получается. Например, так: "Лена — очень, очень умная, красивая, быстро бегает, весело смеется"». После того как будет пройден круг, дети определяют победителя — лучшего «хвастуна». Можно обсудить, кому что понравилось больше: рассказывать-хвастаться о соседе или слушать, как рассказывают о нем самом?

16. «Танец мира».

Дети становятся в круг и берутся друг за друга мизинчиками. Затем начинают двигаться по кругу сначала медленно, потом быстрее и быстрее, стараясь, чтобы круг не разорвался.

Список литературы:

  1. Жичкина А. Е. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание - 2002. - № 4. - С.4-11.
  2. Миронова Т.Н. Развитие коммуникативных способностей средствами театрализованной деятельности/Т.Н. Миронова//Приоритетные научные направления: от теории к практике, 2015. - №: 18.
  3. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. — М.: Генезис, 2006. — 176 с: илл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картатека игр и упражнений на снятие тревожности

Контактые игры, упражнения на реклаксацию и дыхание, упражнение на расслабление мыщц, коммуникативные игры, этюды на выражение основных эмоций....

Игры и упражнения по снятию тревожности

Игры и упражнения по снятию тревожности...

Картотека игр и упражнений на снятие тревожности

Для детей среднего и старшего дошкольного возраста....

Игры и упражнения для снятия тревожности у детей

вВ данной статье предложены угры и упражнения для родитей для снятия тревожности у детей...

Групповые упражнения для снятия тревожности

Примеры игр для снятия тревожности у детей...

Игры и упражнения на снятие тревожности и психоэмоционального напряжения.

Использование занятий с детьми в форме игр и тренингов формируют навык преодоления тревожности и адекватного поведения в ситуациях, вызывабщих тревогу....